Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологический климат в классе.




Задания на педагогическую практику (часть «психология»)

по направлению подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профили География, История, Родной язык и литература, Русский язык и литература, Иностранный язык, Изобразительное искусство

 

Компетенции Задания по психологии Форма отчетности Методики

3 (третий) курс

ПК – 3 - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; ОПК – 6 - способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально- значимого содержания Составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива с его социометрическим исследованием · Письменный текст характеристики на класс · Отчет социометрического исследования с таблицами-матрицами на выявление лидера-аутсайдера, микрогрупп, построеннной социограммой (социомишенью). 1. Примерная  схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива   2. Социометрическое исследование.
ОПК – 4 - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;   Составить психологический анализ (самоанализ) классного часа   Письменный текст психологического анализа классного часа.  
ПК – 5 - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса   Составить психологический анализ  воспитательного мероприятия Письменный текст психологического анализа воспитательного мероприятия 3. Примерная схема анализа внеклассного мероприятия
  Составить психологический анализ познавательного аспекта урока по специальности, который студент посетил за период своей практики   Письменный текст психологического анализа познавательного аспекта урока 4. Примерная схема психолого-педагогического анализа урока для определения эффективности организации познавательной деятельности учащихся  

 


Методики:

1. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся. (количество учащихся , из них мальчиков и девочек, количество второгодников , когда сформировался коллектив , были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.) .

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса .

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования : - беседа с учителями и учащимися,

                                   - наблюдения на и вне уроков,

                                   - изучение классного журнала, личных дел учащихся .

2. Направленность деятельности класса.Какие мотивы, потребности , интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности) . Отношение класса к установленным правилам поведения в

школе , их поддержка и выполнение.

Сложившиеся традиции класса

Жизнь класса вне учебных занятий

Участие класса в общешкольной жизни

Методы исследования :

 - беседа с учителями и учащимися

 - наблюдения на и вне уроков

 - анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга, тест общей

направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина

и др.) - см. Приложение.

 

Организационная структура класса.

Характеристика органов самоуправления в классе.

Закрепление обязанностей и ролей в класс .

Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность , общая культура , организаторские способности , знание психологии учащихся , их интересов и т.д.) . Интенсивность общения с классом . Преобладающие формы общения (приказ , указания , инструкция , выговор , совет , просьба , похвала , информация).

Стиль классного руководства :

 - авторитарный: "общение - дистанция", "общение - устрашение" ;

 - демократический - "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского

расположения";

 - либеральный - непоследовательный: "общение - заигрывание".

Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет

актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях ( доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

 

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

 

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования :

- беседа с классным руководителем, активом;

- наблюдения на и вне уроков;

- анкетирование (составить самостоятельно анкету, после проведения приложить к характеристике вместе со сводной таблицей ответов учащихся).

- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина (см. Приложение).

 

Характеристика учебной деятельности класса.

Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего

коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении

учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности (шпаргалки, подсказки, списывание).

Методы исследования :

 - беседа с учителями, классным руководителем , учениками;

 - наблюдения на уроках ;

 - изучение классного журнала, ученических тетрадей.

Особенности межличностных отношений в классе.

Товарищество и дружба в классе.

Отношения мальчиков и девочек.

Краткая характеристика дружеских группировок в классе ( предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).

 

Методы исследования :

 - наблюдения на и вне уроков;

 - беседа с классным руководителем, учениками;

 - методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханин ;

 - тест общей направленности деятельности личности (см. Приложение).

 

Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом

и учителями.

Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

Интеллектуальный климат в классе ( имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным

вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера

класса?) .

Волевые качества класса ( способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

Методы исследования :

 - наблюдения на и вне уроков;

 - беседа с классным руководителем;

 - карта-профиль оценки психологического климата группы;

 - методика по изучению ценностных ориентаций группы (ЕЦО)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...