Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебник впервые увидел свет в 1999 г. С тех пор неоднократно переиздавался. В нем наиболее полно отражаются теория, методика и практика экскурсионного дела.




Введение

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

В эти годы был осуществлен переход лидерства от учреждений Министерства культуры к профсоюзам – Центральному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям на местах. Большую роль сыграло создание почти тысячи бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро в городах, рабочих и курортных поселках страны.

Развитие экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. Ведущую роль в этом сыграли Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ныне Российская международная академия туризма).

После двадцати лет работы, в которой приняла участие экскурсионная кафедра названного института, были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов – показа и рассказа – экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

Возникновение экскурсионной теории – результат активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.

К концу 1970-х годов XX в. определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика. Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки – экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.

Основа экскурсоведения – экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека).

Экскурсионная методика, являясь частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий. Одна из главных задач экскурсионной методики: помочь экскурсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и словесные материалы.

Предмет экскурсионной методики – целенаправленное изучение, систематизация, формулирование и применение на практике методов и средств обучения и воспитания, а также методических приемов, с помощью которых экскурсионные работники осуществляют свою деятельность.

Не менее важным для развития экскурсионного дела было отражение проблем экскурсионной методики в специальных изданиях. Эта методика, в основном ее раздел «Проведение экскурсий», в прошлые годы была принята на вооружение всеми организациями, которые в течение длительного периода вели экскурсионную работу (БММТ «Спутник», «Интурист», Центральная детская туристско-экскурсионная станция, Туристско-экскурсионное управление Министерства обороны, государственные музеи, ВДНХ (в настоящее время Всероссийский выставочный центр). К сожалению, в последнее время положение изменилось, но по-прежнему в России существуют сотни туристско-экскурсионных организаций и проводятся тысячи экскурсий.

Раздел 1 ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.

В статье «Экскурсии по памятникам истории и культуры» Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соколовский отмечают: «Теория экскурсионного дела находится в стадии становления… Предстоит большая работа в области решения экскурсионных проблем.»[3]. В числе назревших проблем эти авторы называют разработку экскурсионной пропаганды, психолого-педагогических основ, терминологии экскурсионного дела, методов и приемов подготовки и проведения экскурсий, критериев оценки качества экскурсий.

В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Этот термин рассматривается в нескольких значениях: 1) теория – обобщение опыта, общественной производственной практики, в котором находят отражение объективные закономерности развития природы и общества; 2) теория – совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов; 3) теория – система идей в одной из отраслей знаний; 4) теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существующих связей определенной области[4].

Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то: а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия; б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека; в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Для работников туристско-экскурсионной отрасли экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

В экскурсионной теории важное место занимают вопросы, связанные с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия «метод», «методология» и «методика» взаимосвязаны и обусловлены. Представим эту связь в следующем виде:

Рис. 1.1. Схема связи понятий: метод, методика, методология

Развитие экскурсионной теории, начатое в 1920-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный процесс определялись в расчете на экскурсии для школьников. При этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культуры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 1970-х годов серьезной разработки экскурсионной теории не было.

Известные ученые-экскурсионисты Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соловский в вышеупомянутой статье называют фамилии ученых, которым принадлежит бесспорная заслуга в постановке и разработке таких ключевых проблем теории экскурсионного дела, как определение экскурсий, педагогических и психологических основ экскурсионной работы, общей и частной методики школьных и массовых экскурсий; классификация экскурсий.

Нужно согласиться с ними в том, что теория экскурсионного дела уже в 1930-х годах развивалась в условиях творческих исканий и дискуссий и что в целом теория экскурсионного дела находится в стадии становления.

Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 1970-х годах. Это объясняется передачей экскурсионного дела профсоюзам, которые создали специализированное подразделение – Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Развитие экскурсионной теории связано также с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т.е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

Развитию экскурсионной теории способствовали разработка и чтение курса лекций «Теория и практика экскурсионного дела» на Центральных туристских курсах и в Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Параллельно преподаватели ИПК в течение пяти лет вели названный курс для студентов дневного и вечернего отделений факультета подготовки кадров туристско-экскурсионных организаций Высшей школы профсоюзного движения им. Н. М. Шверника. Содержание этого учебного курса было изложено в учебных пособиях, написанных Б. В. Емельяновым и изданных Центральным рекламно-информационным бюро «Турист»: «Основы экскурсоведения» (1981 г., 1985 г.); «Методика подготовки и проведения экскурсии» (1980 г.); «Организация работы экскурсионного учреждения» (1979 г., 1987 г.); «Экскурсионное обслуживание населения» (1983 г.); «Экскурсия – неотъемлемая часть идейно-воспитательной работы» (1984 г.); «Профессиональное мастерство экскурсовода» (1986 г.).

Вся система методики подготовки и проведения экскурсий, а также отдельные вопросы экскурсионной теории нашли освещение в методических пособиях, подготовленных и изданных ИПК работников туристско-экскурсионных организаций и Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям в период с 1971 по 1988 г.

Постоянное внимание вопросам экскурсионной теории уделяла кафедра экскурсионной работы Российской международной академии туризма (ранее ИПК работников туристско-экскурсионных организаций). Результатом этой работы было опубликование в 1992 г. учебного пособия в трех частях «Экскурсоведение»[5]. Первая часть этого пособия «Основы экскурсионной теории» более полно, чем в предыдущих изданиях, освещает вопросы теории.

Однако и в настоящее время экскурсионная теория не стоит на месте. Важные явления в жизни туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев – это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. Возникновение и развитие теории являются результатом обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета»[6].

Выводы.

Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...