Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.




Экскурсовод осуществляет две педагогические задачи: дидактическую — вооружение экскурсантов знаниями и воспитательную — формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Для экскурсовода, как и для педагога, характерны четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный.

Конструктивный компонент — умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.

Организаторский компонент — умение осуществить руководство группой, организовать сообщение информации, направить внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы обслуживания.

Коммуникативный компонент — умение установить деловые отношения с группой, водителем автобуса, работниками музея, методистами бюро, руководителем методической секции и с другими экскурсоводами.

Установлению контактов с аудиторией способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, манера поведения и непринужденность во взаимоотношениях с аудиторией. Для каждого экскурсовода естественным является волнение при встрече с группой. В то же время экскурсовод не должен проявлять неуверенность, суетиться, излишне жестикулировать, торопливо вести свой рассказ.

Познавательный компонент — это умение: совершенствовать содержание экскурсий, методику и технику их проведения; анализировать особенности экскурсионного процесса, результаты своей деятельности и на этой основе совершенствовать педагогическое мастерство; дифференцировано подходить к различным группам экскурсантов. Главное для экскурсовода как педагога – умение передать свои знания экскурсантам. Особенности педагогического процесса: высокая степень наглядности, четкая тематичность материала, развитая методика сообщения знаний обучаемым.

Деятельность экскурсовода отличается от других видов деятельности по уровню психологического напряжения. Она родственна деятельности педагога, писателя, артиста. Результатом этой деятельности является конкретный «психологический продукт» – то, к чему стремится каждый педагог: влияние на психику другого человека в нужном направлении. Результат этот неоднозначен. Он зависит от знаний и профессионального мастерства педагога. Полученный «продукт» может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Судить о нем можно по знаниям, умениям и навыкам, усвоенным обучаемыми и воспитуемыми, а также по их поведению[29].

Важно, чтобы экскурсовод владел основами педагогической психологии, которая является частью психологии как науки. Педагогическая психология изучает психологические проблемы воспитания и обучения. Усвоив основные требования педагогики, экскурсовод активно использует наиболее эффективные формы передачи знаний аудитории, средства обучения и воспитания.

Важно, чтобы экскурсовод хорошо владел педагогическим мастерством, которое, как отмечал А. С. Макаренко, «может быть доведено до большой степени совершенства, почти до степени техники»[30].

Составной частью мастерства экскурсовода является владение педагогической техникой. Ее составными элементами являются:

Речевые умения (умение говорить грамотно, понятно, красиво). Выразительно интонировать свою речь, выражать в речи определенные мысли и чувства.

Мимическая и пантомическая выразительность, точные жесты, выразительные взгляды, улыбка.

Умение управлять своим эмоциональным состоянием, быть приветливым, доброжелательным.

Владение элементами режиссерских и актерских умений. Все это позволяет экскурсоводу оказывать активное речевое и неречевое воздействие на аудиторию.

Техника педагогическая — комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике (инструментовать) избираемые им методы педагогического воздействия.

При этом имеются в виду как отдельные личности (экскурсанты), так и коллектив (экскурсионная группа).

Педагогическая техника – это: искусство общения с людьми; умение выбрать нужный тон и стиль общения с ними, управлять их вниманием; умение по внешним признакам определять душевное состояние человека, определять темп в педагогических действиях; владение приемами демонстрации своих чувств, своего субъективного отношения к действиям людей – участников педагогического процесса; владение культурой речи, техникой мимики и жеста.

Выводы.

Педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсий. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс. Профессиональное мастерство экскурсовода может быть признано одним из видов педагогического мастерства, а сам экскурсовод определен как педагог, деятельность которого ставит своей главной задачей обучение и воспитание людей, формирование личности, ее знаний и убеждений. Важной частью педагогического мастерства экскурсовода является педагогическая техника.

Контрольные вопросы:

Экскурсия как педагогический процесс.

Компоненты педагогической деятельности экскурсовода.

Особенности экскурсии. Сочетание задач обучения и воспитания.

Педагогическая техника, ее основные элементы.

Использование методов убеждения, приучения, требования, поощрения.

Формирование навыков у экскурсантов.

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИИ В ЭКСКУРСИИ

Психическое состояние – это определенный уровень психической деятельности, который проявляется в активности личности. Основой для появления различных психических состояний являются конкретные условия, в которых находятся экскурсовод и экскурсанты: обстановка жизни и труда; микроклимат в коллективе; состояние здоровья (физиологический фактор); атмосферные процессы (погода, давление и др.).

Различают несколько видов психического состояния личности: общее психическое состояние, которое служит основой восприятия, эмоциональное состояние (настроение), интеллектуальное творческое состояние, волевое состояние (готовность к действиям).

Методистам и экскурсоводам в ходе подготовки и проведения экскурсии необходимо учитывать такие черты ее участников, как способность, характер, темперамент, а также природные качества – память, наблюдательность, воображение и сообразительность. При проведении экскурсии экскурсовод ориентируется на конкретную группу исходя из того, что уровень активности (повышенной или пониженной) зависит от психического состояния каждого из экскурсантов.

Экскурсия как процесс познания. Смысл познания состоит в том, что в его процессе усваивается определенная истина. Познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении. В то же время это взаимодействие субъекта (экскурсанта) и объекта (памятника), в ходе которого субъект получает знания. Процесс познания на экскурсии происходит по схеме: наглядность – восприятие (ощущение, представление) – формирование понятий на основе получения экскурсантами представлений.

Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность людей. Объекты познания – предметы внешнего мира – памятники истории и культуры, природы, исторические места и др.

Процесс познания начинается с возникновения контакта органов чувств человека с объектом. Восприятие наблюдаемых объектов происходит на основе зрительных и слуховых ощущений. С их помощью формируются представления. Процесс познания продолжается в абстрактном мышлении экскурсантов. На этой основе они приходят к выводам. Экскурсия как процесс познания состоит из двух частей: чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и логического познания (мышление). Названные части являются основой экскурсии.

Ощущение — представляет собой чувственный образ, психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств предметов и явлений. Ощущения позволяют человеку отображать в своем сознании такие свойства и качества предметов и явлений, как их размеры, форму, звук, температуру, запах, скорость, твердость, тяжесть и др. Ощущение служит источником для таких чувственных образов, как восприятие и представление.

Восприятие представляет собой результат воздействия на органы чувств объекта. Оно более сложно, чем ощущение, и построено на нескольких ощущениях. Каждое из них отражает отдельное свойство предмета, явления, события. Совокупность ощущений представляет собой то, что называется восприятием.

Восприятие в экскурсии – результат воздействия объекта и устной информации на органы чувств экскурсанта. Восприятия подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Основы восприятия каждого вида – соответствующий вид ощущений (зрительный, слуховой, осязательный). Наиболее развитыми в познании человека окружающей действительности являются зрительные восприятия.

Для экскурсий являются обязательными сосредоточенность внимания и единство переживания, способствующие углубленному восприятию разбираемого материала. Одной из задач экскурсовода является дать экскурсантам установку на восприятие объектов, наблюдение определенных деталей и особенностей памятников. Установки могут быть направлены на запоминание событий, фактов, приводимых в рассказе экскурсовода. Не менее важны установки, стимулирующие мышление экскурсантов.

Значение установок в процессе повышения эффективности трудно переоценить. Установки являются психологическим фундаментом активности личности. Именно они, вплетаясь в содержание рассказа или его организационные указания, обеспечивают устойчивый целенаправленный характер деятельности экскурсанта (наблюдение, изучение, исследование) по отношению к экскурсионному объекту.

Рассматривая понятие «установка» в связи с экскурсионным процессом, мы имеем в виду кратковременность действия каждой из установок, как правило, в границах одной конкретной экскурсии. В отдельных случаях установки экскурсовода находят выражение в поведении экскурсантов (в их отношении к природе, к памятникам культуры и др.).

Наблюдая экскурсионные объекты, экскурсанты различают не только отдельные внешние стороны, но и такие его свойства, как размер, цвет, форму, место расположения, сочетание с другими объектами, сходство с ними, отличие от них и т.п. Опираясь на пояснения экскурсовода, на основе методики показа они воспринимают сумму этих сторон и свойств, отраженных в их сознании. Это позволяет правильно воспринять объект в целом.

При подготовке и проведении экскурсии необходимо иметь в виду: прошлый опыт человека; активный характер восприятия, зависящий от психических особенностей экскурсанта, его настроение; избирательность восприятия (выделение объекта из числа других, а также выделение в объекте нужных деталей); осмысленность восприятия; зависимость восприятия от жизненного опыта экскурсанта, его знаний практических навыков; предметность и целостность восприятия; структурность (отражение в восприятии различных деталей и свойств объекта).

Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживание); волевых (усилие для сохранения внимания, активизация работы памяти). Эти процессы связаны между собой. Их эффективность определяется внешними воздействиями, которым подвергается личность, ее психическим состоянием.

Большое внимание ученые-экскурсионисты уделяли такому фактору интенсификации восприятия, как интерес к наблюдаемым объектам. «Интенсивность восприятия определяется степенью интереса к объекту восприятия. Общеизвестен всякому психологу факт отсутствия интереса, а следовательно и активности, у человека к явлениям для него совершенно новым, неизвестным. Интерес возбуждает к себе то, что уже отчасти знакомо. Таким путем создается психический мост, ухватывается нить клубка восприятия». В связи с этим необходимо выбирать для экскурсии «материал, близкий к душевному складу, даже к эстетическому вкусу руководимой группы»[31].

Экскурсионная методика использует различные способы активизации восприятия материала. Началом восприятия может служить процесс узнавания объекта (памятника на городской площади, картины в музее и др.), наблюдаемого участниками экскурсии. Происходит опознание объекта, известного экскурсантам по фотографиям, репродукциям, описаниям (Царь-пушка, Медный всадник, «Тачанка», «Орленок»). Узнавая объект, экскурсант призывает себе на помощь память. Он старается припомнить, где он видел этот памятник. В его сознании происходит замена облика объекта, запечатленного в памяти по изображению на репродукции, фотографии, рисунке (изобразительная наглядность) объективным отражением подлинника (натуральная наглядность). Основой его узнавания является сличение, мысленное сравнение наличного восприятия со следами, сохранившимися в памяти.

Большую роль в активизации восприятия играют различные формы рассказа. Одна из них – проблемное изложение материала: экскурсовод ставит вопрос, требующий разрешения, и вовлекает экскурсантов в поиски необходимого ответа. Другой способ активизации восприятия – переход в рассказе от монолога к диалогу. Перед экскурсантами ставятся вопросы. Экскурсанты, используя свои знания, подыскивают ответы на эти вопросы, сверяя их с сообщениями экскурсовода. Важное место в восприятии материала занимает психологический климат в экскурсионной группе. Под психологическим климатом понимают преобладающее и относительно устойчивое настроение коллектива. Признаками такого климата являются оптимизм, жизнерадостность, увлеченность экскурсантов.

Представление, по сравнению с ощущениями и восприятиями, содержит больше обобщений. Представление не определяется только тем, что экскурсанты наблюдают перед собой в данный момент. Представления дают возможность экскурсантам сравнить, сочетая ранее запечатленные в их сознании образы, с тем, что они наблюдают сейчас, получить достоверную информацию о предмете. Однако и представление не раскрывает внутренних связей объекта. Представление – это «…образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения… Представление осуществляется в двух формах – в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому»[32].

Представления связаны с мышлением, они являются промежуточным, связующим звеном между чувственным и логическим познанием. Роль представлений важна потому, что основой экскурсии является процесс, в ходе которого экскурсанты рассуждают, умозаключают, абстрагируют, из одних мыслей выводят другие, где содержится нечто новое.

В процессе мышления экскурсант сравнивает и сопоставляет, анализирует и синтезирует. Мышление не является непосредственным отражением экскурсионных объектов и жизненных явлений в сознании людей. Мышление – более сложный процесс, «это умственные действия, направленные на выяснение отношений между объектами»[33]. Это высшая ступень человеческого познания. Мышление позволяет человеку получить знания об объектах, их свойствах и отношениях, которые не могут быть принятыми на чувственной ступени познания. Чувственное познание дает человеку внешнюю картину окружающей действительности. Мышление дает познание законов как природы, так и общественной жизни. Мышление – процесс обобщенного отражения, установления существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Результатом мышления является образование понятий. Понятие представляет собой совокупность суждений о наиболее общих существенных признаках, отличающих наблюдаемый объект от других объектов, которые входят в маршрут экскурсии или наблюдались экскурсантами ранее. В экскурсии понятие – это итог познания объекта или явления, это форма отражения в мышлении окружающего мира.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...