Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предлагаемый учебник – итоговый труд Бориса Васильевича Емельянова (1918–2001 гг.), который был одним из создателей экскурсионного дела в нашей стране.




Экскурсоведение. Учебник

Борис Васильевич Емельянов

Annotation

В учебнике раскрыты основные вопросы экскурсоведения, дается достаточно полное представление об основах экскурсионной теории, методологии и методики, о профессиональном мастерстве экскурсовода.

Большое внимание в книге уделено сущности экскурсии, ее функциям, признакам, экскурсионному методу, видам анализа в экскурсии, ее элементам – показу и рассказу, их сочетанию, использованию в экскурсионном процессе основных положений таких наук, как психология и логика. Показывается значение экскурсии в качестве педагогического процесса.

Материалы учебника могут быть использованы практическими работниками, осуществляющими туристско-экскурсионную деятельность, преподавателями соответствующих дисциплин, а также студентами вузов, имеющих туристскую направленность.

  • Борис Васильевич Емельянов
    • Предисловие
    • Введение
    • Раздел 1 ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ
      • 1.1. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА
      • 1.2. СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ
        • ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        • ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ
      • 1.3. ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ
        • ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ
      • 1.4. ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
      • 1.5. ЭКСКУРСИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
      • 1.6. ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИИ В ЭКСКУРСИИ
        • ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ЭКСКУРСИЯХ
        • ВООБРАЖЕНИЕ НА ЭКСКУРСИЯХ
      • 1.7. ЛОГИКА В ЭКСКУРСИЯХ
      • 1.8. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
      • 1.9. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИЙ
      • 1.10. ПОКАЗ В ЭКСКУРСИИ
        • ВИДЫ ПОКАЗА
        • ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
        • ПОКАЗ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ
      • 1.11. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ
        • ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
        • ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
      • 1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ
        • ЭКСКУРСИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ КОМПОНЕНТОВ
    • Раздел 2 ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА
      • 2.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ
        • ТРЕБОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ
        • ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ
      • 2.2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ
        • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЭКСКУРСИИ
        • ВЫБОР ТЕМЫ
        • ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ
        • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ЭКСКУРСИОННОГО МАТЕРИАЛА
        • ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
      • 2.3. СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ
        • ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА
        • ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ
        • КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»
        • ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
        • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
        • СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
        • СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕКСТА
          • Рассказ и индивидуальный текст
          • Техника использования индивидуального текста
          • Логические переходы
        • ПРИЕМ (СДАЧА) ЭКСКУРСИИ
        • УТВЕРЖДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ
      • 2.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
        • КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
        • МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА
        • МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА
        • ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
        • ПРИЕМ ДЕМОНСТРАЦИИ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
        • УСВОЕНИЕ ЭКСКУРСОВОДОМ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
      • 2.5. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
    • Раздел 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ЭКСКУРСОВОДА
      • 3.1. ЭКСКУРСОВОД – ПРОФЕССИЯ
        • ПРОФЕССИЯ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
      • 3.2. ЛИЧНОСТЬ ЭКСКУРСОВОДА
      • 3.3. ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО
        • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСКУРСОВОДЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
      • 3.4. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЭКСКУРСОВОДА
      • 3.5. РЕЧЬ ЭКСКУРСОВОДА
      • 3.6. ВНЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
        • КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕСТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПОКАЗЕ
  • notes
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
    • 21
    • 22
    • 23
    • 24
    • 25
    • 26
    • 27
    • 28
    • 29
    • 30
    • 31
    • 32
    • 33
    • 34
    • 35
    • 36
    • 37
    • 38
    • 39
    • 40
    • 41
    • 42
    • 43
    • 44
    • 45
    • 46
    • 47
    • 48
    • 49
    • 50
    • 51
    • 52
    • 53
    • 54
    • 55
    • 56
    • 57
    • 58
    • 59
    • 60
    • 61
    • 62
    • 63
    • 64
    • 65

Борис Васильевич Емельянов
Экскурсоведение (учебник)


Предисловие

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (гл. II, ст. 4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, а также о налоговых льготах на развитие данных видов туризма. Это дает надежду на значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско-экскурсионной деятельности в стране.

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Формирование кадров туристско-экскурсионной организации – это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

В 1970–1990 гг. ученые и практические работники осуществили разработку теоретических основ и научной методики по важнейшим разделам культурно-просветительной работы. В статьях, брошюрах и отдельных трудах научно-исследовательских институтов излагались проблемы, основные принципы и признаки, раскрывался и уточнялся понятийный аппарат, формулировались методические приемы осуществления деятельности краеведов, музейных и клубных работников, экскурсоводов, методистов всех профилей. И на основе этого определялись методы культурно-просветительной работы, конечным результатом которой был выход в свет таких фундаментальных трудов, как «Краеведение», «Музееведение», «Клубоведение», «Книговедение». Названные издания рекомендованы для студентов высших учебных заведений в качестве учебных пособий, но сегодня ими пользуются практически все работники музеев, клубов, педагоги, т.е. те, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию людей.

Не осталось в стороне от этого потока исследований и публикаций экскурсионное дело, в своем нынешнем виде представляющее самостоятельную отрасль культурно-просветительной работы.

Мы можем вести споры о роли экскурсий в жизни человека, выслушивать сторонников деполитизации этого вида культурных мероприятий, изменять экскурсионную тематику, дополнять и изменять содержание экскурсионных тем, давать иное толкование историческим событиям и отдельным этапам в жизни страны. Все это закономерно.

В разные годы выходили отдельные издания, где порознь рассматривались теория, методика и организация экскурсионного дела. Обобщалась богатая практика работы экскурсионных учреждений профсоюзов (бюро путешествий и экскурсий, бюро экскурсий). Читались курсы «Теория и практика экскурсионного дела» в Высшей школе профсоюзного движения им. Н. М. Шверника и Институте повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Но тем не менее лишь в 1986 г. появилось первое издание, вышедшее за рамки подведомственных организаций системы Центрального совета по туризму и экскурсиям, – «Основы экскурсоведения». Оно было допущено Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для слушателей факультетов общественных профессий педагогических институтов. Справедливости ради следует сказать, что первая попытка совокупно рассмотреть вопросы теории, методики и практики экскурсионного дела была сделана значительно раньше[1]. Эта небольшая книжка представляла собой заявку автора на будущее солидное издание. В краткой, почти конспективной форме в названной книжке излагаются основные вопросы экскурсоведения – понимание сущности экскурсии, ее аспекты, классификация, экскурсионный метод, признаки и этапы подготовки экскурсии. Здесь впервые было определено, что показ, рассказ и движение (моторность) являются не методами, а основными составляющими (элементами) экскурсии.

В этой книжке автор раскрывает особенности показа и рассказа, основные методические приемы проведения экскурсии. Впервые были намечены принципы дифференцированного подхода к экскурсантам, предложено их деление на определенные группы. Критерии оценки экскурсионных объектов, названные в книжке, сохранили свое значение до настоящего времени. Многие предложения стали основой организации экскурсионного дела. Назовем лишь некоторые: введение в обиход двух видов текста экскурсии – контрольного и индивидуального; определение роли и структуры методической разработки основных положений подготовки профессиональных экскурсоводов.

В 1992 г. Российской международной академией туризма было выпущено в свет учебное пособие «Экскурсоведение»[2]. Оно было рекомендовано для слушателей системы подготовки и повышения квалификации экскурсионных работников и специалистов туристско-экскурсионной отрасли. Тираж разошелся, и автор, по поручению Академии, значительно расширив структуру «Экскурсоведения», дополнив его новыми разделами и главами, подготовил новый учебник, который дает широкие возможности для самостоятельной работы студентам вузов, имеющим специализацию по туризму.

Предлагаемый учебник – итоговый труд Бориса Васильевича Емельянова (1918–2001 гг.), который был одним из создателей экскурсионного дела в нашей стране.

С 1969 по 1989 г. он возглавлял Главное экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям. В последние годы жизни преподавал в Российской международной академии туризма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...