Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К теме № 11. Задачи на взаимодействие с субъектами образовательного процесса




 Задача №41.

Из воспоминаний студентки Н.О.: «В школе я училась на «отлично», была девочкой с примерным поведением (т.к. мама и бабушка были педагогами). У нас была замечательная учительница по английскому языку, но ей предложили другую работу, и она от нас ушла. Пришел другой преподаватель и тут началось…

 Не знаю что случилось, но по английскому языку я скатилась на «двойки». Или это было предвзятое отношение ко мне, или что-то еще, я не знаю. Но она ставила мне двойки каждый день. Причем по теме я все объясняла, а меня засыпали такими вопросами, на которые даже опытный педагог не смог бы ответить. Дома с родителями каждый день был конфликт. И в один прекрасный день моя мама, не выдержав всего этого, пошла в школу. Из беседы с учителем выяснилось, что мои знания она считает недостаточными для отличной оценки и что, по ее мнению, мне необходимы дополнительные занятия с репетитором. Репетитора мне не стали нанимать, а вот заниматься заставляли гораздо больше.

Однажды городской отдел образования предложил провести открытые уроки среди школ по английскому языку. И к нам в школу пришли представители. Наша учительница должна была вести урок с девочкой из моего класса, но она заболела. И чисто случайно, меня попросили провести урок вместе с преподавателем. Мне было страшно (потому что я не знала уже чего ожидать), но я согласилась. Урок прошел успешно! Проверяющие поблагодарили нас за проведенный урок и ушли. На следующий день нам сообщили, что наша школа заняла первое место по городу. Я получила благодарственное письмо за хорошие знания английского языка, а моим родителям вручили благодарность за хорошее воспитание.
И тут наша учительница, по всей видимости, одумалась. По предмету я стала круглой отличницей. А Галина Анатольевна позвонила моей маме, извинилась перед ней и очень долго благодарила ее за то, что я спасла ей урок.

Сейчас, спустя столько лет, это очень легко писать. А когда это все происходило было очень тяжело!
Я никогда не задумывалась, почему же ко мне первоначально было такое отношение. Суть конфликта - в непонимании ученика преподавателем! Но почему она не хотела меня понять? Сложно сказать. И все-таки, самое замечательное во всем этом то, что преподаватель понял свою ошибку (для этого нужен был взрыв, т.е. именно тот открытый урок). А самый большой плюс для меня это то, что на сегодняшний день я владею английским в совершенстве!»

Вопросы и задания:

1.Прокомментируйте ситуацию. Как, по вашему мнению, могла ли смена учителя негативно повлиять на успеваемость по английскому языку?

2.Может быть Галина Анатольевна своими негативными оценками хотела мотивировать девочку на более усердное изучение языка?

3.Оцените линию поведения всех героев ситуации (учительницы, девочки, мамы). Сделайте вывод.




Задача №42.

Первоклассник Артем имеет сложности в обучении. Мальчик любит рисовать, с раннего детства проявляет интерес к языкам, конструированию. Он любит смотреть мультики на английском, создавать необычные конструкции, фантазировать. В школе он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или читать. Если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Учитель в индивидуальной беседе с родителями высказала свои пожелания о переводе мальчика в школу с углубленным изучением гуманитарных предметов. Однако, по мнению родителей мальчика, Артем должен продолжить обучение в обычной «неязыковой» школе, а также начать заниматься спортом, что, безусловно, разрешит все проблемы.

Вопросы и задания:

1.Прокомментируйте ситуацию.

2.Часто родители считают, что они лучше знают, что нужно их ребенку. И с этим трудно спорить, ведь именно родители являются первыми воспитателями ребенка и несут за него полную ответственность. Что на месте учителя предложили бы Вы?

3.Каким образом можно помочь Артему? Кто и каким образом должен это сделать?

Задача №43.

Никита вполне успешный ученик четвертого класса. Однако за последнюю контрольную работу учитель поставил ему неудовлетворительную оценку. Придя из школы, мальчик отпрашивается у матери гулять:

- Мам, можно я гулять сейчас пойду?

- Нет! Сейчас ты поешь и будешь решать задачи по математике.

- Но завтра же суббота!

- Ты будешь и в субботу, и в воскресенье решать! Ты наказан! Будешь знать, как двойки получать!

- Но я не виноват! Мне просто достался сложный вариант! Это первая двойка за эту четверть! Мария Андреевна сказала, что ее можно исправить!

- Вот и покажешь ей в понедельник все те задачи, которые решишь за выходные!

- А на день рождения к Саше я пойду?

- Нет!

- Но там ведь будут все одноклассники!

- Ну и что? Они заслужили, а ты – нет! В конце концов, я забочусь о твоем будущем, чтобы ты не стал таким неудачником, как твой отец.

От обиды Никита разрыдался, но мама свое решение не изменила.

Вопросы и задания:

1.Оцените приведенную выше ситуацию с позиции классного руководителя мальчика.

2. Можно ли оправдать такое поведение матери желанием помочь Никите в его взрослой жизни?

3. Сформулируйте несколько рекомендаций для матери (родителей) по воспитанию мальчика.  

Задача №44.

 Во время «окна» - свободного урока в расписании - студентка-практикантка спустилась в школьную столовую и увидела группу подростков 10 класса, которые громко смеялись. Уроки у них шли своим чередом, и подростки явно прогуливали. Поразмыслив и реально оценив свои педагогические способности, девушка не стала предпринимать никаких действий в отношении прогульщиков. Она спокойно продолжила свой обед.

Вопросы и задания:

1. Прокомментируйте ситуацию.

2. Насколько, как Вам кажется, права студентка-практикантка?

3. Что на ее месте предприняли Вы?

 К теме №12. Задачи на проектирование профессионального самообразования и саморазвития будущего педагога

 Задача №45.

 Учителем истории в старшие классы был назначен выпускник университета Андрей Николаевич. Вообще-то учителем он быть никогда особенно не хотел. Гораздо больше его привлекала наука. Но по окончании университета поступить в аспирантуру ему не удалось, и вот, чтобы как-то переждать год, он устроился учителем в школу.

Рассказывал он интересно, но очень тихо и неэмоционально. Часто за время урока он даже не поднимался со стула, поэтому задние ряды занимались всем, чем угодно, только не историей. В классе всегда стоял шум, а учитель беспомощно уговаривал: «Ну, ребята, давайте потише разговаривать…» .

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте стиль педагогического общения молодого учителя.

2. Что можно посоветовать в такой ситуации?

3. Сформулируйте основные направления работы по саморазвитию личности, которые помогут учителю выстроить правильные отношения с классом.

Задача №46.

Урок географии в 9 классе. Недавно пришедший в школу учитель начинает опрос домашнего задания по желанию, вызывает к доске мальчика, который поднял руку. Подойдя к физической карте, с Сережей что-то произошло. В детстве мальчик лечился от заикания,  но и теперь в моменты волнения проблема возвращалась. Чем больше он волновался, тем сильнее заикался. Возникла заминка.

Учитель подождал некоторое время, наблюдая за попытками мальчика начать свой ответ, а затем не без сарказма спросил:

-Ну, Смирнов,  ты рекламу видел: «Чё стоим? Кого ждем?» Ты сегодня разродишься?

Вопросы и задания:

1. Дайте оценку поведению учителя.

2. Сформулируйте рекомендации по его самообразованию и самосовершенствованию.

3.Как должен был повести себя учитель, чтобы не затягивать время урока и вместе с тем все-таки завершить опрос домашнего задания?

Задача №47.

При распределении студентов на педагогическую практику в одну из школ было направлено студентов больше, чем мог принять опытный учитель-методист, и поэтому две практикантки оказались в 5 «а» классе, где учителем работала вчерашняя выпускница педагогического вуза. В классе наблюдалась полная дезорганизация. Поведение 10 из 13 учеников выходило за рамки приличия. Каждый был занят своими личными делами (один слушал музыку, второй двигал парты со стульями, третий бил портфелем по голове своего соседа, четвертый переодевался на следующий урок физкультуры). Явно не владеющая ситуацией Виктория Дмитриевна делала вид, что ничего не происходит.

Вопросы и задания:

1.Оцените тактику поведения учителя. В каком стиле педагогического общения она строит свои отношения с классом?

2.Что Вы посоветуете делать студенткам, оказавшимся в этой ситуации: ходатайствовать о переводе к другому наставнику / в другую школу, попытаться самим исправить ситуацию, вызвать учителя на доверительный разговор, занять позицию невмешательства?

 3.Сформулируйте рекомендации по самообразованию и самосовершенствованию учителя.

Задача №48.

На предпоследнем уроке педагогической практики в 10 классе студент-практикант решил подготовить детей к предстоящему тесту на тему «модальные глаголы».

 Когда он начал объяснять тему, одна из учениц, очевидно, не поняв объяснения, позволила себе дерзкий вопрос:

- А Вы готовитесь к занятиям?

-…

- Надо не только знать язык, но и уметь его донести!- язвительным тоном заметила десятиклассница, не простив учителю его растерянности.

Вопросы и задания:

1.Прокомментируйте ситуацию. Как студент-практикант  должен отреагировать на «критику снизу»?

2.Может быть этот эпизод вызван желанием ученицы привлечь к себе внимание? Как правильно поставить ее на место в этой непростой для молодого мужчины ситуации?

3.Сформулируйте несколько методических рекомендаций по подготовке студентов-практикантов к урокам в старших классах.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...