Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К теме №8. Задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика.




 Задача № 29.

В шестой класс пришел новенький, родители которого несколько лет проработали по контракту в одной из африканских стран. Уровень владения французским языком у Валерия был гораздо выше, чем у всех остальных детей класса, чем мальчик начал активно пользоваться. Во время работы класса на уроке он заранее выкрикивал правильный ответ, не давая времени подумать отвечающему. Учитель был очень рад, что в классе, наконец-то появился такой сильный ученик и не делал ему замечаний. В результате мальчика очень невзлюбили его одноклассники из французской языковой подгруппы.

Вопросы и задания:

1. Оцените поведения Валерия с точки зрения возрастной психологии.

2. Дайте оценку поведению учителя.

3. Каким образом поступили бы Вы на месте учителя?

 Задача № 30.

 Ученик 5 класса Борис сидит за последней партой на уроке английского языка и не проявляет никакой активности, более того, когда учитель просит его прочитать что - либо, он отказывается. На вопрос учителя-практиканта, почему он ничего не делает, следует ответ: «Я не могу выучить английский. Все равно ничего не получается».

Будущий учитель пытается разрешить ситуацию с помощью техники присоединения.

-Я тоже когда-то была на твоем месте, ходила в школу, и мне было сложно в изучении иностранного языка. Я думала, что не смогу выучить ничего.

Ученики застыли в недоумении, наступила пауза, в воздухе повисло легкое удивление. Процесс был запущен, на следующий день Борис спросил разрешение сесть поближе.

 Вопросы и задания:

1.Прокомментируйте ситуацию.

2.Спрогнозируйте развитие ситуации.

3.Какой вывод можно сделать из приведенного примера?

 Задача №31 .

 На уроке математики в 6 классе учитель вызывает к доске слабых учеников. Они с трудом пытаются сделать всё правильно, но получается медленно. Хорошо успевающий Владимир не выдерживает и обзывает нерасторопных учеников «тупыми».

 Вопросы и задания:

1.Прокомментируйте ситуацию.

2. Должен ли учитель прореагировать на несдержанность Владимира или оставить его реплику без реакции?

3.Можно ли предоставить ситуации возможность развиваться самостоятельно без вмешательства учителя/классного руководителя, исходя из тезиса, что «жизнь сама научит»?

Задача №32.

На уроке физики шестиклассницу Марину вызвали к доске. Физика была трудным предметом для девочки. И, хотя она прикладывала все усилия, чтобы решить задачу верно, ответ все никак не получался. К тому же урок подходил к концу, и учительница нервно подгоняла Марину, повторяя одну и ту же фразу: «Ну, давай, ну скажи ответ, чего тут думать, весь класс тебя ждет!». Девочка расплакалась, и в этот же момент прозвенел звонок.

Вопросы и задания:

1.Какой принцип обучения нарушает в данном случае учитель?

2.Что можно посоветовать Марине?

3.Каким образом можно помочь девочке в преодолении страха ответа у доски? Может быть, учитель хочет таким образом «закалить» волю ученицы и выработать у нее большую психологическую устойчивость к различным обстоятельствам?

 К теме № 9. Задачи на развитие нравственных качеств личности.

Задача №33.

(Ямбург Е.А.. Школа и ее окрестности/ Е.А.Ямбург.- М.:ООО «Центр книги Рудомино», 2011.- 576с.

… С Володей Д. я встретился через пять лет после окончания им школы. Все у него было благополучно: женат, работает фельдшером на «Скорой помощи». Но я не забыл страшное комсомольское собрание, принявшее решение исключить этого парня из рядов ВЛКСМ. Так и не объяснил он тогда толком, почему участвовал в краже дубленки. Все больше молчал, а после того, как сдал в райкоме комсомольский билет, шесть часов бесцельно ездил в метро.

-Володя, простите, что напоминаю о неприятных событиях, но помогите разобраться в мотивах того поступка.

-Понимаете, я только теперь могу дать оценку всему тому, что тогда произошло. Поверьте, выгода здесь играла незначительную роль. Вы, вероятно, помните: родители в карманных деньгах не отказывали, своя дубленка была, отец из командировки привез. Но мне было скучно.

- Вот так раз! Вы же работали в трудовом лагере, репетировали в школьной театральной студии главную роль. И вдруг – скучно!?

- Да, у меня тогда было все, кроме остроты ощущения жизни. Хотелось пройти по лезвию бритвы. Просто вы все нас здорово берегли.

…Когда за Владимиром закрылась дверь, я набрал телефон старого знакомого психолога и задал ему вопрос:

-Всем ли подросткам присуща потребность в риске?

-Стремление попробовать себя, преодолеть свои слабости, в том числе и страх, - нормальная потребность ребенка. В самом деле, зачем-то ходят же они ночью на деревенское кладбище, а в городах – по карнизам домов, носятся по напряженным магистралям на велосипедах.

-Залезают в шахты лифтов,- вставил я.

И вспомнил возмущенное выступление представителя «Мослифта» на совещании директоров школ. По его словам выходило, что педагоги плохо разъясняют опасные последствия подобных действий. Но мы-то в школах не один классный час посвятили этим разъяснениям.

- Что же с этим делать?

-Психология фиксирует закономерности развития психики, а конкретные воспитательные рекомендации дает педагогика,- изрек мой ученый знакомый.

И в который раз я вздохнул по поводу такого разделения труда.

Вопросы и задания:

1. Прокомментируйте ситуацию.

2. Можно ли назвать поступок Володи безнравственным?

3. Каким образом, по Вашему мнению, можно уберечь молодых людей от такого рода поступков, и надо ли это делать?

Задача №34.

Из рассказа  знакомой: «Когда мой сын перешел во второй класс, выполнение домашней работы по математике стало вызывать у него затруднения. В первом классе он учился легко, без особых усилий справлялся с задачками. Теперь же, когда материал стал более сложным, Саша начал качать права:

«Учителя не имеют права задавать такие сложные задачки!» И тут же в сердцах учебник математики летит на пол.

Я пыталась ему помочь, объясняла смысл и способ решения, параллельно ведя записи на своем листке, но потом листок убирала, и ему нужно было просто по памяти записать уже решенное в свою тетрадь. Это еще больше усугубило ситуацию, Саша категорически требовал отдать ему черновик, чтобы механически переписать решение. Так продолжалось несколько дней.

Наконец, моему терпению пришел конец, и я разрешила ему вовсе не решать задачи по математике. Сама же попросила дать его учебник:

«Я так привыкла каждый день решать с тобой задачки, мне это так нравится…» Сама же старательно стала демонстрировать предвкушение от удовольствия решения задачки: подготовила листок, выбрала самую красивую ручку, прочитала вслух условие. В это время в комнате находился еще мой старший сын. Он тут же подсел ко мне, и мы стали обсуждать, каким же способом можно решить эту задачку. Конечно же наша уловка сработала, правда не с первого раза.

Сегодня оба мои сына любят искать решение не самых простых задач, которые мне уже не одолеть. А младший сын уверен, что математика всегда давалась ему легко».

Вопросы и задания:

1.  Дайте оценку поведению Саши. Насколько оно типично для младших школьников, по Вашему мнению?

2. Охарактеризуйте методику, выбранную мамой мальчика. Правильно ли, что она не разрешала ему воспользоваться своим черновиком?

3.  Какие качества личности воспитывались матерью в сыне?

Задача №35.

Приближался День Победы, и классный руководитель 5 «А» класса попросила учеников самостоятельно сделать открытки с поздравительным текстом для ветеранов. Все ребята по-разному восприняли это задание: кто-то рисовал сам, а кто-то обратился к помощи Интернета.

Катя вместе с мамой долго искала картинку в книге, с которой девочка хотела перерисовать фигуру солдата в форме Великой Отечественной войны. В конце концов, им удалось найти это изображение. Художественных способностей у Кати особенно не было. И она, как смогла, перерисовала. Потом девочка сочинила текст и принесла маме проверить, чтобы уж наверняка без ошибок было.

И вот настал день, когда все должны были принести открытки. Как же расстроилась девочка, когда учительница весь урок нахваливала открытки, распечатанные на цветном принтере мамы Славика, которыми он поделился с половиной детей класса. А Кате учительница сказала:

-Знаешь, что... Давай мы твою открытку дарить не будем. Ты же сама видишь, что она не очень красивой получилась. И солдат какой-то неказистый на ней. В другой раз сделай как ребята - и красиво, и удобно.

Вопросы и задания:

1.Прокомментируйте ситуацию с точки зрения педагогический этики.

2.Если открытка получилась не очень красивой, может быть действительно, ее лучше не дарить ветерану? Как Вы думаете?

3.Предложите свой вариант выхода из ситуации.

 

Задача № 36.

Из рассказа знакомой: «Как-то в сложный период своей жизни пришлось мне обратиться к психоаналитику. Посоветовала мне его моя приятельница, но предупредила:

-Ты только настройся, когда к нему пойдешь. Он может и до слез довести своими вопросами и комментариями.

Я, как могла, откладывала этот визит, слез мне и так хватало в ту пору. Но все-таки в один прекрасный день отправилась к специалисту. Не буду пересказывать весь разговор, приведу только одну мысль, которую он неоднократно повторял на протяжении всех трех часов.

- Никто Вам ничего не должен. И Вы тоже никому ничего не должны. Запомните это. Вы или хотите и делаете что-то для кого-то или не хотите и не делаете.

-А как же такое понятие как «долг», «обязанность»? - пыталась возразить я.

-Забудьте вы об этом, голубушка. Это все давно отошло в прошлое. Вместе с коммунистической идеологией. Усвойте для себя только два слова — хочу и делаю. И Ваша жизнь, поверьте мне, станет намного счастливее.

После этого разговора я очень долго думала, общалась с другими специалистами-психологами, которые поддержали своего коллегу. Для меня же этот вопрос остается открытым и сегодня …».

Вопросы и задания:

1.Прокомментируйте ситуацию.

2. Как, по Вашему мнению, есть ли в нашей сегодняшней жизни понятие «долг»?

3. Существует ли оно лично для Вас?

БЛОК №3 (выполняется в течение 34-36 недели, срок сдачи 5.05.18)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 501.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...