Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика проведения практического занятия и подготовки практического задания




При подготовке к практическому занятию и выполнению практикума студенты должны внимательно проработать рекомендованную литературу и нормативные акты, сделать необходимые пометки, составить необходимые процессуальные документы.

Занятие проводится путем постановки вводных задач (ситуаций), самостоятельно поиска решений, обсуждения вариантов решений по юридической квалификации рассматриваемых правонарушений, и быть готовыми к оформлению дела по курсу дисциплины «Гражданское процессуальное  право».

Подготовительные действия к деловой игре:

Фабула дела:

Гражданин Иванов В.П., индивидуальный предприниматель, не осуществил погашение задолженности по уплате подоходного налога в течение 4 месяцев. Сумма задолженности составляла 16 700 рублей. Также Иванов задержал выплату алиментов на 6 месяцев бывшей супруге (сумма задолженности составила 6000 рублей). В собственности Иванова находился легковой автомобиль «ВАЗ-2109», стоимостью 45 тыс. рублей, доля в праве общей собственности на жилой дом инвентаризационной стоимостью 570000 руб. и движимое имущество общей стоимостью 200000 руб. Налоговая служба г. Азова обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском об объявлении Иванова В.П. несостоятельным.

Подготовительный период включает в себя «предъявление иска» и «подготовку гражданского дела к судебному разбирательству». Написать «исковое заявление» и предъявить его в «суд» обязан «истец» с помощью «адвоката», возражения на иск излагаются «ответчиком» и «адвокатом» с его стороны. Под- готовку дела к «судебному разбирательству» проводит «судья». Все «процессуальные» действия при возбуждении дела и его подготовке к судебному разбирательству должны совершаться строго в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Эти действия проводятся студентами во внеучебное время. На практических занятиях обсуждаются лишь итоги их работы в этих двух стадиях. Второй этап игры – основной. Он полностью отведен для рассмотрения и разрешения дела. Разбирательство дела проводиться в специально оборудованном зале судебного заседания. Деловая игра проводиться в обстановке и условиях приближенных к разбирательству гражданских дел в судах и строго в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.

Все заполненные процессуальные документы студенты оформляют в гражданское дело, которое подшивают и сдают для оценки преподавателю.

 

Сценарий проведения деловой игры:

Деловая игра начинается с того, что студенты по указанию преподавателя ставятся в конкретные игровые роли (с учетом разрешаемой ситуации).

Руководит «судебным заседанием» студент, выступающий в роли «председательствующего». Председательствующий обязан не только внимательно следить за ходом деловой игры, но и фиксировать для себя совершение (не совершение) участниками всех процессуальных действий. Ни в коем случае не должна упускаться из виду и этика общения участников процесса. На это обстоятельство надо обратить особое внимание.

По просьбе преподавателя в конце каждой части судебного заседания может быть объявлен небольшой перерыв. Это время используется для коллективного просмотра видеозаписи и обсуждения работы студентов в той или иной части судебного заседания. В обсуждении должны участвовать все студенты группы. Главное в обсуждении – выявить ошибки и уяснить причины их совершения. Например, при обсуждении подготовительной части судебного заседания особое внимание следует обратить на работу суда. При разборе же прений участников процесса оно должно быть сосредоточено на выступлениях адвокатов, прокурора. Выявленные ошибки, допущенные судом и лицами, участвующими в деле, могут быть исправлены только в соответствии с процессуальными нормами. Перерывы и обсуждения каждой части судебного заседания на этом этапе игры совсем необязательны. Они необходимы только в тех случаях, когда ход игры отклонился от намеченного русла, когда совершенные участниками процесса грубые ошибки прошли незамеченными как для них самих, так и для присутствующих в зале студентов.

Порядок судебного заседания

1. Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, ка- кое дело подлежит рассмотрению (ст. 160 ГПК РФ).

2. Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по делу лиц явился. Суд устанавливает личность явившихся, а также проверяет полномочия должностных лиц и представителей (ст. 161 ГПК РФ).

3. Свидетели после проверки их явки удаляются из зала судебного заседа- ния в особую комнату (ст. 163 ГПК РФ).

4. Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве прокурора, секретаря судебного заседания и разъясняет лицам, участ- вующим в деле, их право заявлять отводы – суду, прокурору, секретарю судеб- ного заседания (ст. 164 ГП КРФ).

5. Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, и пред- ставителям их процессуальные права и обязанности (ст. 165 ГП КРФ).

6. Ходатайства и заявления лиц, участвующих в деле, и представителей об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются определением суда, после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК РФ). Решение вопроса о возможности разбирательства дела в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и других участников процесса (ст. 167, 168 ГПКРФ).

7. Суд переходит к рассмотрению дела по существу. Рассмотрение дела начинается докладом дела председательствующим. Затем председательствующий спрашивает, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением или провести процедуру медиации (ст. 172 ГПК РФ).

8. После доклада суд заслушивает объяснения истца, ответчика (ст. 174 ГПК РФ).

9. Председательствующий спрашивает у сторон – истца, ответчика – имеют ли они что-либо добавить к своим объяснениям.

10. Суд, заслушав объяснения сторон и других лиц, устанавливает порядок допроса свидетелей и исследования других доказательств по делу (ст. 175 ГПК РФ).

11. Порядок допроса свидетелей.

1) Каждый свидетель допрашивается отдельно. До допроса свидетеля председательствующий устанавливает личность свидетеля, возраст, род занятий, отношение к данному делу и взаимоотношения его со стороной – сторонами, другими лицами, участвующими в деле. Предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

2) У свидетеля отбирается подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность.

3) Председательствующий предлагает свидетелю сообщить суду все, что ему лично известно по делу.

4) После этого свидетелю могут быть заданы вопросы:

5) Первым задает вопрос лицо, по заявлению которого вызван свидетель, его представитель, а затем другие лица и представители. Свидетелю, вызванному по инициативе суда, первым предлагает вопросы истец.

6) Председательствующий и заседатели вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса (ст. 176–178 ГПК РФ).

12. Исследование письменных доказательств. Письменные доказательства оглашаются в судебном заседании и предъявляются для ознакомления лицам, участвующим в деле, представителям. Только после этого участвующие в деле лица могут дать объяснения по поводу этих доказательств (ст. 181 ГПК РФ).

13. Оглашение личной переписки граждан. В целях охраны тайны переписки личная переписка граждан может быть оглашена в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка происходила (ст. 181 ГПК РФ).

14. Исследование других доказательств (ст. 183–187 ГПКРФ). После исследования всех собранных по делу доказательств председательствующий представляет слово для заключения прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии со ст. 45 и 47 ГПК РФ, после этого спрашивает у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они выступить с дополни- тельными объяснениями (ст. 189 ГПК РФ). При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет разбирательство дела по существу оконченным, и суд переходит к заслушиванию судебных прений и заключения прокурора (ст. 189 ГПК РФ).

15. Судебные прения. Сначала выступает истец, его представитель, затем ответчик и его представитель. Участники могут обмениваться репликами. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и его представителю (ст. 190 ГПК РФ).

16. Удаление суда в совещательную комнату (ст. 192 ГПК РФ).

17. Объявление решения суда (ст. 193 ГПК РФ).

Специальное время отводиться для подведения итогов. Обсуждается работа каждого студента, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки его работы в деловой игре. Деятельность «суда» и других участников процесса оценивается не только с точки зрения соблюдения / несоблюдения процессуальных норм, но и с точки зрения соблюдения норм судебной, адвокатской этики. В заключение оценку работы студентов в целом дает преподаватель.

Оформленные надлежащим образом и подшитые документы по делу сдаются преподавателю для проверки и выставления оценок в качестве практикума по курсу «Гражданское процессуальное право».

 

Критерии оценки:

· оценка «отлично» выставляется студенту, если текст документа составлен верно, присутствуют все формальные элементы требуемые для соответствующего документа, студент использует правильные нормы материального и процессуального права, все юридические термины используются грамотно и логично, текст выверен и обоснован; выступление студента характеризуется логичностью и последовательностью изложения, обоснованностью выводов, юридически грамотное и обоснованное построение текста с учётом действующих норм права.

· оценка «хорошо» выставляется студенту, если текст документа составлен в целом грамотно и логично, использованы правильные нормы материального и процессуального права, имеет место понимание сути проблемы и определение вида правовых отношений, однако наблюдается не до конца правильное определение подлежащих применению норм права, а также некоторая нелогичность и неправильность при изложения выводов, учёт интересов сторон конфликта, юридическое грамотное и обоснованное построение текста с учётом норм материального и процессуального права; отмечается некоторая нелогичность изложения, студент демонстрирует недостаточное умение извлекать информацию, соответствующую цели, задачам, не в полной мере обоснованные выводы, присутствуют неточности в использовании норм права.

· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если отмечается в целом юридическое грамотное и обоснованное построение текста с учётом норм процессуального права, однако не вполне правильное использование норм материального права; отсутствует изложение смысла основных научных идей, их объяснение, отмечается некоторая нелогичность изложения, студент демонстрирует недостаточное умение извлекать информацию, соответствующую цели, задачам, изложены необоснованные выводы, присутствуют недостатки оформления, несоблюдение регламента выступления.

· оценка «неудовлетворительно» - выставляется студенту, если текст документа составлен не верно, отсутствуют формальные элементы требуемые для соответствующего документа, студент использует неправильные нормы материального и процессуального права, все юридические термины используются неграмотно и нелогично, текст не обоснован; отсутствует логичность изложения, использованы ненадлежащие источники, не соблюдён регламент выступления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...