Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МОДУЛЬ 5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКОВ, ИХ РАЗЛИЧИЯ
ПО МОРФОЛОГИЧЕСКОМУ ТИПУ И ГРАММАТИЧЕСКОМУ СТРОЮ ПЗ № 3.Классификация языков по морфемной структуре слова И с учетом грамматических особенностей План 1. Отличие типологической классификации языков от генеалогической, ареальной (лингвогеографической), культурно-исторической (см. учебник Т.И. Вендиной на стр. 260–262). 2. Типология языков с учетом особенностей структуры слова: а) изолирующий тип (аморфный), б) агглютинативный, в) флективный тип. (см. презентацию в «Материалах для подготовки») 3. Способы и средства выражения грамматического значения в а) синтетических, б) аналитических, в) инкорпорирующих (полисинтетических) языках.
Практические задания (дать краткие ответы письменно) 1. Сравните словоформы и объясните, каким способом и с помощью какого грамматического средства образовано множественное число в малайском и русском языках (определять надо для каждого слова, сначала из одного, затем из другого языка): orang – orang-orang – человек – люди;utan – utan-utan – лес – леса. 2. Сопоставьте словоформы, выявите черты сходства и различия в выражении грамматического значения. Лат.: mare – море,mari – к морю;ego – я,mihi – мне. Франц.: je – я,nous – мы;lechat – кот,duchat – котом. Англ.: tosing – петь,sang – спел,sung – спетый. Чешск.: soudrug – товарищ,soudruzi – товарищи;koupiti – купить,koupovati – покупать;tisknouti – печатать,vytisknouti – напечатать. 3. Сравните приведенные ниже словоформы русского языка и перевод на один из тюркских языков. Какие грамматические значения в каждом из языков им присущи, с помощью каких средств они выражаются (определять надо для каждого слова, сначала из одного, затем из другого языка). adam – человек;adamlar – люди; adamda – о человеке;adamlarda – олюдях; adamdan – от человека;adamlardan – от людей; ev – дом;evler – дома; evde – в доме;evlerde – в домах; evden – из дома;evlerden – из домов. 4. Выделите морфемы в каждом из следующих слов: мойтесь, пишу, пейте, загнулся, вороне. Проанализируйте все аффиксы, определив какое грамматическое значение они выражают. Найдите агглютинативные аффиксы, обоснуйте их отличие от флексий. 5. Сравните примеры из русского и китайского языков, расскажите об отличии изолирующих языков от флективных. Хаожень – хороший человек,сиохао – делать добро,дзиохао – старая дружба,женьхаово – человек любит меня,гунжень – рабочий (работа + человек). Зная, что слово торговля переводится на китайский как шан, а понятие военное дело обозначается словом цзюнь, переведите на китайский язык слова торговец, военный. 6. На каком основании Лев Успенский назвал агглютинативные языки «языками на клею», а флективные – «языками на шипах»? Рекомендуемая литература А) основная Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012. Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013. Б) дополнительная Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005. Хроленко А.Т. Теория языка: учебное пособие / под ред. В.Д. Бондалетова. М.: Флинта; Наука, 2004. В) Интернет ресурсы http://www.philology.ru/linguistics1.htm http://www.gumer.info http://www.library.ru/2/catalogs/elibs Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.
ПЗ № 4. Грамматические категории И части речи в разных языках мира План 1. Типы грамматических категорий в языках с развитой системой словоизменения. 2. Количественный состав членов разных грамматических категорий. 3. Определение понятия «части речи», основания и принципы классификации частей речи. 4. Историческое развитие грамматических категорий и частей речи, их своеобразие в разных языках мира.
Практические задания (дать краткие ответы письменно) 1. Для каких частей речи в русском языке род является словоизменительной, а для каких – классификационной категорией? 2. Приведите по 2 примера двучленной, трехчленной и многочленной оппозиции грамматических категорий. Используйте материалы разных языков 3. Установите, на основании каких признаков и к каким частям речи следует отнести приведенные словоформы: зло, дуло, зимой, стекло, тепло, вокруг, часовой. Составьте с этими словами предложения. 4. Решите лингвистические задачи из сб. Б.Ю. Нормана, дайте письменные ответы: 5.2 (с. 159); 5.4 (с. 159–160); 5.24 (с. 165); 5.50 (с. 170). 5. Выпишите два ряда слов (каждый из которых должен содержать не менее 4 единиц) каких-нибудь 2 частей речи русского (или английского, немецкого) языка. В каждый ряд должны входить слова с одинаковыми словообразовательными аффиксами. Укажите словообразовательное значение, присущее словам каждому из двух рядов.
Рекомендуемая литература А) основная Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005. Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013. Б) дополнительная Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2006. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012. в) Интернет ресурсы http://www.philology.ru/linguistics1.htm http://www.gumer.info http://www.library.ru/2/catalogs/elibs Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова. ЛЕТНЯЯ СЕССИЯ ПЗ № 1. Синтаксис словосочетания и предложения + КоР по генеалогической классификации языков (10 минут) План 1. Признаки словосочетаний, основанных на подчинительных связях. 2. Грамматические связи в словосочетаниях разных языков мира. 3. Классификация словосочетаний. 4. Способы выражения предикативности. 5. Актуальное членение предложения.
Практические задания (дать краткие ответы письменно) 1. Сравните словосочетания русского и чешского языков и выявите тип синтаксической связи. Книга брата – bratrovakniha; слово отца – otcovoslovo; поэзия Неруды – Nerudovapoezie. 2. Охарактеризуйте словосочетания по структуре, по характеру стержневого слова и по семантическим отношениям: красивая вышивка крестом поканве, неожиданно сильный удар кожаного мяча, уехал на заре. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |