Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что предстоит на летней сессии?




 

Будет проведено одно практическое занятие, к которому надо подготовиться так же, как рассказано выше. На этом же занятии будет проверяться знание генеалогической классификации языков– контрольная работа (15 языков на 10 минут).

Завершается курс экзаменом (см. вопросы и требования в папке для подготовки).

Удачи. До встречи.

 

Татьяна Васильевна Симашко

 



ЗИМНЯЯ СЕССИЯ

МОДУЛЬ 6. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

Лекция – диалог.Возникновение и функционирование языка в обществе

План

1. Возникновение и развитие конкретных языков как вопрос исторического языкознания.

2. Язык племени, язык народности, язык нации.

3. Территориальная и социальная дифференциация языка.

4. Понятие о литературном языке, основные его признаки.

5. Взаимосвязь языка и культуры. Язык художественной литературы.

 

Практические задания

(выполнить письменно)

 

1. Приведите аргументы к тезису «История общества – общий стимул развития языка».

2. Раскройте соотношение процессов дифференциации и интеграции языков в различ­ные исторические эпохи.

3. Назовите особенности языков и диалектов на разных этапах развития человечества.

4. Заслушивание 3 сообщений, подготовленных по данным планам (1–2 мин.): Исполь­зование в качестве государственного 1) одного национального языка в пределах одного государства, 2) двух и более национальных языков в пределах одного государства, 3) одного национального языка для нескольких стран (привести не менее 2 примеров).

Примечание. Привести конкретно языки и страны, в которых они используются в качестве государственного (государственных), указать причины сложившихся ситуаций, выяснить из литературы степень их востребованности в обществе.

5. Основные признаки литературного языка. Назовите различия между литературными языками донациональной эпохи и литературным языком на национальной основе (не забудьте выяснить причины наличия «чужих» литературных языков во многих государствах дона­ционального периода).

6. Обоснуйте положение о том, литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы, вспомните, какая основная функция языка реализуется в произ­ведениях художественной литературы, приведите примеры.

7. Приведите две единицы (слово, фразеологизм, предложение), являющиеся носи­телямилингвокультурологического смысла. При подготовке к вопросу вы можете почитать указанную в литературе работу В.А. Масловой или краткую копию из этой работы, данную в папке «Материалыдля подготовки»



Рекомендуемая литература

А) основная

Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.

Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001 (или М., 2010). Электронные ресурсы: режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/maslova/03.php

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.

Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.

Б) дополнительная

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.

В) Интернет ресурсы

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

http://www.library.ru/2/catalogs/elibs

http://www.gumer.info

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.

Г) периодические издания

Вестник Московского государственного областного университета. Электронный журнал. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/

 Русская речь (журнал)

МОДУЛЬ 2. ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКОВ МИРА,

АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

ПЗ № 1. Артикуляционная классификация звуков языков мира.

Суперсегментные единицы и просодические явления

План

1. Понятие об отличиях основных и дополнительных признаков в общей классифи­кации звуков языков мира.

2. Различия между гласными и согласными звуками: акустическое, артикуляционное, функциональное.

3. Основные признаки согласных и гласных звуков, их дополнительные признаки.

4. Позиционные и исторические чередования. Типы комбинаторных изменений.

5. Суперсегментные единицы как результат членения речевого потока: фраза, синтагма, их качественное отличие друг от друга.

6. Фонетическое слово, его основные признаки. Характеристика проклитики и энклитики.

7. Слог, проблема его определения. Типы слогов.

8. Просодические явления: ударения и интонации, их особенности в разных языках мира.

 

Практические задания

(выполнить письменно дома, проверка в аудитории)

1. Дайте артикуляционно-акустическую характеристику звукам (строго по схеме, см. в в файле «Схемы и образцы анализа») в следующих словах: чаща, тюк, хор, ошибка, ёж.

2. Разграничьте фонетические изменения (позиционные чередования) и исторические чередо­вания звуков в корневых морфемах: луглугалужок; посадкапосадокпосажу; вождение проводы выпроваживать веду вести.

3.Определите тип комбинаторных изменений: сёк, коробка, февраль (из старого – феврарь), Ларивон (лит. – Ларион), минералогия (из минерало­логия).

4. Данный ниже текст намеренно записан без знаков препинания. Выделите фразы, синтагмы, фонетические слова (обозначьте знаками, принятыми в транскрипции). Объясните, зависит ли смысл текста от особенностей членения текста.

Хитрый купец обманул бога моря Нептуна пообещав ему если останется жив статую золотую чашу держащую а оставшись жив подарил вместо этого статую золотую чашу держащую.

5. Затранскрибируйте текст, определите проклитики и энклитики.

Куда бы / нас / ни бросила /судьбина

И счастие / куда б/ ни повело,

Все / те же / мы.

(А.С. Пушкин)

6. В слове оставшись выделите слоги и охарактеризуйте их по схеме (см.: в учебном пособии Т.В. Симашко на стр. 59).

 

Рекомендуемая литература

А) основная

Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.

Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.



Б) дополнительная

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.

Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005.

В) Интернет ресурсы

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

http://www.library.ru/2/catalogs/elibs

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.

 

МОДУЛЬ 4.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЯЗЫКА, АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ.

 

ПЗ № 2. Слова и фразеологизмы в синхронии и диахронии

План

1. Сходство и различие между словом и фразеологизмом (ФЕ), их значение и внутренняя форма, употребление в речи, случаи преобразования ФЕ.

2. Понятие об устаревших и новых словах и фразеологизмах. Различие архаизмов и историзмов. Неологизмы и окказионализмы, их судьба в системе языка.

3. Семантическое поле, лексико-семантическая группа. Принципы идеографической группировки единиц. Особенности терминологических систем. См. уч. Т.И. Вендиной на стр.146–155. Синонимы и антонимы слов и ФЕ.

4. Различие слов и ФЕ по происхождению, по сфере употребления, характеру функциони­рования по сфере употребления и по эмоционально-оценочной окрашенности.

5. Многозначные слова, типы переносных значений (метафора, метонимия, синекдоха).

6. Отличие омонимов от многозначных слов, типы омонимов.

7. Обогащение словарного состава за счет собственных ресурсов и за счет других языков.

 

Практические задания

(выполнить письменно дома, проверка в аудитории)

1. Определите количество слов во фразе, взятой из стихотворения А.С. Пушкина. Свой ответ обоснуйте.

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит.

2. Определите внутреннюю форму слов: боровик, весло, чернила, завтрак, масло, кольцо, толокно, свекор. Слова с неясной (утраченной) внутренней формой проверьте по этимологи­ческому словарю, выпишите сведения. Укажите выходные данные используемого словаря.

3. Подготовьте сообщение о внутренней форм (исходной базе) ФЕ и раскройте их происхождение. Дополнительно можно привлечь и другие ФЕ. При выполнении задания пользуйтесь фразеологическими словарями (ссылка на словарь обязательна).

Ахиллесова пята, бабушка надвое сказала, в розовом цвете (свете), какна грех, не по нутру, строить куры, хоть трава не расти, турусы на колесах.

4. Разграничьте архаизмы и историзмы. Определите значение каждого слова, в случае затруднения обращайтесь к этимологическому словарю. Подберите синонимы к архаизмам. Можно ли это сделать по отношению к историзмам? Почему?

Лепота, десница, денница, стогна, стрелец, выя, алтын, мурза.

5. Самостоятельно обозначьте и составьте одну лексико-семантическую группу.

6. Составьте синонимические ряды слов со следующими доминантами: злой (человек), пасмурный (день).Определите типы синонимов (семантические, стилистические, семантико-стилистические). Подберите антонимы к указанным прилагательным.

7. Найдите слова, совпадающие фонетически и орфографически или только фонетически. Установите, как следует определить данные единицы: отдельные значения многозначного слова, лексические омонимы, омофоны, омоформы. Объясните их роль в тексте.

Журавлиные станицы

Гонит времени опала.

С тополей вблизи станицы

Желтая листва опала.

               (Я. Козловский)

Разошлись (лучи) и снова стали

на Большой Медведице,

Двум полоскам белой стали

надо в небе встретиться.

               (С. Кирсанов)

8. Определите понятия экзотизм, варваризм и интернационализм. Приведите по два примера на каждое явление.

 

Рекомендуемая литература

А) основная

Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.

Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.

Б) дополнительная

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005, 2007.

Леденева В.В. Лексикография современного русского языка: практикум: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2008.

Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.

В) словари

Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. В.Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям писателей XVIII–XX вв. – М.: Дрофа. – 828 с.

Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. Т.1 – 4 (МАС). М.: Русский язык, 1981.

Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. М., 2010.

Г) периодические издания

Вестник Московского государственного областного университета. Электронный журнал. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/

Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология.

 Русская речь (журнал)

е) Интернет ресурсы

http://slovarfilologa.ru/61/

http://vved-v-germ-phil.cvsw.ru/6.html

http://www.philology.ru/

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...