Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что предстоит на летней сессии?
Будет проведено одно практическое занятие, к которому надо подготовиться так же, как рассказано выше. На этом же занятии будет проверяться знание генеалогической классификации языков– контрольная работа (15 языков на 10 минут). Завершается курс экзаменом (см. вопросы и требования в папке для подготовки). Удачи. До встречи.
Татьяна Васильевна Симашко
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ МОДУЛЬ 6. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО Лекция – диалог.Возникновение и функционирование языка в обществе План 1. Возникновение и развитие конкретных языков как вопрос исторического языкознания. 2. Язык племени, язык народности, язык нации. 3. Территориальная и социальная дифференциация языка. 4. Понятие о литературном языке, основные его признаки. 5. Взаимосвязь языка и культуры. Язык художественной литературы.
Практические задания (выполнить письменно)
1. Приведите аргументы к тезису «История общества – общий стимул развития языка». 2. Раскройте соотношение процессов дифференциации и интеграции языков в различные исторические эпохи. 3. Назовите особенности языков и диалектов на разных этапах развития человечества. 4. Заслушивание 3 сообщений, подготовленных по данным планам (1–2 мин.): Использование в качестве государственного 1) одного национального языка в пределах одного государства, 2) двух и более национальных языков в пределах одного государства, 3) одного национального языка для нескольких стран (привести не менее 2 примеров). Примечание. Привести конкретно языки и страны, в которых они используются в качестве государственного (государственных), указать причины сложившихся ситуаций, выяснить из литературы степень их востребованности в обществе. 5. Основные признаки литературного языка. Назовите различия между литературными языками донациональной эпохи и литературным языком на национальной основе (не забудьте выяснить причины наличия «чужих» литературных языков во многих государствах донационального периода). 6. Обоснуйте положение о том, литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы, вспомните, какая основная функция языка реализуется в произведениях художественной литературы, приведите примеры. 7. Приведите две единицы (слово, фразеологизм, предложение), являющиеся носителямилингвокультурологического смысла. При подготовке к вопросу вы можете почитать указанную в литературе работу В.А. Масловой или краткую копию из этой работы, данную в папке «Материалыдля подготовки» Рекомендуемая литература А) основная Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005. Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001 (или М., 2010). Электронные ресурсы: режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/maslova/03.php Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012. Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013. Б) дополнительная Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005. В) Интернет ресурсы http://www.philology.ru/linguistics1.htm http://www.library.ru/2/catalogs/elibs http://www.gumer.info Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова. Г) периодические издания Вестник Московского государственного областного университета. Электронный журнал. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/ Русская речь (журнал) МОДУЛЬ 2. ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКОВ МИРА, АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ ПЗ № 1. Артикуляционная классификация звуков языков мира. Суперсегментные единицы и просодические явления План 1. Понятие об отличиях основных и дополнительных признаков в общей классификации звуков языков мира. 2. Различия между гласными и согласными звуками: акустическое, артикуляционное, функциональное. 3. Основные признаки согласных и гласных звуков, их дополнительные признаки. 4. Позиционные и исторические чередования. Типы комбинаторных изменений. 5. Суперсегментные единицы как результат членения речевого потока: фраза, синтагма, их качественное отличие друг от друга. 6. Фонетическое слово, его основные признаки. Характеристика проклитики и энклитики. 7. Слог, проблема его определения. Типы слогов. 8. Просодические явления: ударения и интонации, их особенности в разных языках мира.
Практические задания (выполнить письменно дома, проверка в аудитории) 1. Дайте артикуляционно-акустическую характеристику звукам (строго по схеме, см. в в файле «Схемы и образцы анализа») в следующих словах: чаща, тюк, хор, ошибка, ёж. 2. Разграничьте фонетические изменения (позиционные чередования) и исторические чередования звуков в корневых морфемах: луг – луга – лужок; посадка – посадок – посажу; вождение – проводы – выпроваживать – веду – вести. 3.Определите тип комбинаторных изменений: сёк, коробка, февраль (из старого – феврарь), Ларивон (лит. – Ларион), минералогия (из минералология). 4. Данный ниже текст намеренно записан без знаков препинания. Выделите фразы, синтагмы, фонетические слова (обозначьте знаками, принятыми в транскрипции). Объясните, зависит ли смысл текста от особенностей членения текста. Хитрый купец обманул бога моря Нептуна пообещав ему если останется жив статую золотую чашу держащую а оставшись жив подарил вместо этого статую золотую чашу держащую. 5. Затранскрибируйте текст, определите проклитики и энклитики. Куда бы / нас / ни бросила /судьбина И счастие / куда б/ ни повело, Все / те же / мы. (А.С. Пушкин) 6. В слове оставшись выделите слоги и охарактеризуйте их по схеме (см.: в учебном пособии Т.В. Симашко на стр. 59).
Рекомендуемая литература А) основная Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012. Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013. Б) дополнительная Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005. Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005. В) Интернет ресурсы http://www.philology.ru/linguistics1.htm http://www.library.ru/2/catalogs/elibs Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.
МОДУЛЬ 4. ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЯЗЫКА, АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ.
ПЗ № 2. Слова и фразеологизмы в синхронии и диахронии План 1. Сходство и различие между словом и фразеологизмом (ФЕ), их значение и внутренняя форма, употребление в речи, случаи преобразования ФЕ. 2. Понятие об устаревших и новых словах и фразеологизмах. Различие архаизмов и историзмов. Неологизмы и окказионализмы, их судьба в системе языка. 3. Семантическое поле, лексико-семантическая группа. Принципы идеографической группировки единиц. Особенности терминологических систем. См. уч. Т.И. Вендиной на стр.146–155. Синонимы и антонимы слов и ФЕ. 4. Различие слов и ФЕ по происхождению, по сфере употребления, характеру функционирования по сфере употребления и по эмоционально-оценочной окрашенности. 5. Многозначные слова, типы переносных значений (метафора, метонимия, синекдоха). 6. Отличие омонимов от многозначных слов, типы омонимов. 7. Обогащение словарного состава за счет собственных ресурсов и за счет других языков.
Практические задания (выполнить письменно дома, проверка в аудитории) 1. Определите количество слов во фразе, взятой из стихотворения А.С. Пушкина. Свой ответ обоснуйте. Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит. 2. Определите внутреннюю форму слов: боровик, весло, чернила, завтрак, масло, кольцо, толокно, свекор. Слова с неясной (утраченной) внутренней формой проверьте по этимологическому словарю, выпишите сведения. Укажите выходные данные используемого словаря. 3. Подготовьте сообщение о внутренней форм (исходной базе) ФЕ и раскройте их происхождение. Дополнительно можно привлечь и другие ФЕ. При выполнении задания пользуйтесь фразеологическими словарями (ссылка на словарь обязательна). Ахиллесова пята, бабушка надвое сказала, в розовом цвете (свете), какна грех, не по нутру, строить куры, хоть трава не расти, турусы на колесах. 4. Разграничьте архаизмы и историзмы. Определите значение каждого слова, в случае затруднения обращайтесь к этимологическому словарю. Подберите синонимы к архаизмам. Можно ли это сделать по отношению к историзмам? Почему? Лепота, десница, денница, стогна, стрелец, выя, алтын, мурза. 5. Самостоятельно обозначьте и составьте одну лексико-семантическую группу. 6. Составьте синонимические ряды слов со следующими доминантами: злой (человек), пасмурный (день).Определите типы синонимов (семантические, стилистические, семантико-стилистические). Подберите антонимы к указанным прилагательным. 7. Найдите слова, совпадающие фонетически и орфографически или только фонетически. Установите, как следует определить данные единицы: отдельные значения многозначного слова, лексические омонимы, омофоны, омоформы. Объясните их роль в тексте. Журавлиные станицы Гонит времени опала. С тополей вблизи станицы Желтая листва опала. (Я. Козловский) Разошлись (лучи) и снова стали на Большой Медведице, Двум полоскам белой стали надо в небе встретиться. (С. Кирсанов) 8. Определите понятия экзотизм, варваризм и интернационализм. Приведите по два примера на каждое явление.
Рекомендуемая литература А) основная Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005. Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013. Б) дополнительная Колесов В.В. История русского языка в рассказах. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005, 2007. Леденева В.В. Лексикография современного русского языка: практикум: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2008. Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012. В) словари Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. В.Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям писателей XVIII–XX вв. – М.: Дрофа. – 828 с. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. Т.1 – 4 (МАС). М.: Русский язык, 1981. Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. М., 2010. Г) периодические издания Вестник Московского государственного областного университета. Электронный журнал. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/ Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. Русская речь (журнал) е) Интернет ресурсы http://slovarfilologa.ru/61/ http://vved-v-germ-phil.cvsw.ru/6.html http://www.philology.ru/ Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 172. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |