Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности монополизации российской экономики на рубеже XIX – XX вв.




В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основными ее чертами были:

 1) монополии, возникающие на основе высокой концентрации производства и капиталов и захватившие господствующее позиции в экономике ;

 2) сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии;

 3) наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику);

 4) возникновение международных монополистичеких союзов и обострение в связи с этим борьбы за рынки сбыта, сырья, сферы приложения капиталов;

 5) обострение борьбы между ведущими странами мира, что привело к ряду локальных воин, а затем к развязыванию первой мировой войны.

После промышленного подъема 90-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии 1904-1908. В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. объем промышленного производства возрос в 1.5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Кризис начал века, разорив массу слабых предприятий, ускорил процесс концентрации промышленного производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. в результате на смену временным предпринимательским объединениям 80-90х годов пришли мощные монополии- в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции ( Продамед, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.). Одновременно шло укрепление банков и образование банковских групп (Русско-Азиатского, Петербургского международного, Азовско-Донского банков). Укреплялись их связи с промышленностью, в результате чего возникали новые монополистические объединения типа трестов и концернов. Вывоз капиталов из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и необходимостью освоения огромных колониальных районов империи. Незначительным было и участие российских предпринимателей в международных союзах. Россия включилась в передел сфер влияния в мире, но при этом наряду с интересами российской буржуазии значительную роль играли военно-феодальные устремления царизма. Несмотря на высокие темпы экономического развития, России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду высокоразвитой капиталистической индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал различным ранне-капиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального. Средоточием пережитков феодальной эпохи оставалась российская деревня. Важнейшими из них были, с одной стороны, латифундиальное помещечье землевладение, крупные помещичьи имения, широко практиковавшиеся отработки (прямой пережиток барщины), с другой стороны-крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община с ее переделами, чересполосицей, тормозившие модернизацию крестьянского хозяйства. Здесь тоже произошли определенные сдвиги, что находило выражение в расширении посевных площадей, росте валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышении урожайности, использовании удобрений, машин и т.д. Но в целом аграрный сектор разительно отставал от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков.

 

Экономическое развитие Западной Европы и США в ХХ в.

Быстрое хозяйственное развитие США в конце XIX в. было лишь прелюдией к феноменальному экономическому росту в XX столетии. В 1900— 1912 гг. население страны возросло с 76 млн. до 95 млн. человек, а национальное богатство за тот же период - с 88,5 млрд. до 165 млрд. долларов. США уверенно шли впереди других стран по развитию промышленности и сельского хозяйства. За первые 10 лет XX в. стоимость годовой продукции сельского хозяйства увеличилась с 4,7 млрд. до 8,5 млрд. долларов, а промышленного производства — с 11,4 млрд. до 20,7 млрд. долларов. В решающих отраслях промышленности США опередили наиболее развитые страны. В 1909 г. промышленность США производила продукции в 2 раза больше, чем Англия, и в 2,5 раза больше, чем Германия. В 1913 г. США произвели по 31 млн. тонн чугуна и стали, 560 млн тонн угля, 248 млн. тонн нефти. За 1898—1908 гг. было добыто золота на 3,3 млрд. долларов. Во всех отраслях хозяйства широко использовались достижения науки и техники. Новые изобретения ускоряли темпы промышленной и торговой жизни, в связи с этим увеличивалось значение средств связи. В этой отрасли вслед за монополиями «Уэстерн юнион» и «Белл телефон систем» была создана гигантская корпорация —«Америкэн телефон энд телеграф компани» с капиталом в 250 млн. долларов. Зародившиеся еще в XIX в. новые отрасли промышленности — химическая, резиновая, электротехническая, автомобильная — получили дальнейшее развитие. Если в 1900 г. автомобильные заводы продали 4 тыс. машин, то в 1916 г. три корпорации — «Форд», «Дженерал моторе» и «Крайслер» — выпустили более 1,5 млн. автомобилей. Появление миллионов автомашин потребовало ускоренного дорожного строительства. К началу первой мировой войны в США было уложено четверть миллиона миль шоссейных дорог. К этому времени железнодорожная сеть настолько разрослась, что в заселенных местностях уже не было пункта, удаленного от станции более чем на 20—30 миль. Протяженность железных дорог составляла 264 тыс. миль. Ежегодно товарные поезда перевозили по миллиону тонн грузов. США имели активный торговый баланс, превышавший 2,25 млрд. долл.фов, а к 1910 г. ежегодный экспорт превысил цифру в 2 млрд. долларов.

Трансформацию индустриальной экономики (она сменила в XIX в. господствовавшую в течение многих веков аграрную систему) в постиндустриальную, или экономику услуг, считают важнейшей закономерностью экономического развития Западной Европы в конце XX – начале XXI в. Этот процесс имеет объективный характер. В его основе лежит поступательное движение производительных сил, результаты которого конкретизируются в постоянном возрастании производительности труда и других факторов производства.

Формирование современной постиндустриальной модели экономики происходит за счет структурной революции, т. е. фундаментального перераспределения между первичным (аграрный), вторичным (промышленный) и третичным (услуги) секторами экономики, а также за счет изменений внутри каждого из перечисленных секторов.

В последние годы в мире произошла терциарная революция, т. е. во всех развитых странах сектор услуг превратился в ведущую составную часть экономики. Вклад сферы услуг в экономический рост стал превосходить вклад промышленности. Сегодня в развитых странах мира в сфере услуг сосредоточено более 60 % всего работающего населения Предприятия сферы услуг обеспечивают значительную часть мирового ВВП – около 70 %.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...