Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика анализа эффективности размещения государственного заказа




 

Алгоритм анализа и оценки эффективности системы размещения государственного заказа выглядит следующим образом:

1 этап: анализ организационно-методических аспектов системы государственного заказа, то есть характеристика системы размещения государственного заказа.

2 этап: анализ нормативно-правовой базы, в рамках которого помимо основного Закона №94-ФЗ, регулирующего систему государственных закупок, необходимо проанализировать и правовые документы отдельно государственного учреждения.

3 этап: оценка эффективности системы размещения государственного заказа – один из важнейших этапов общего анализа.

Под эффективностью размещения государственных заказов понимают соотношение между результатом чего-либо и произведёнными затратами на достижение данного результата. Очевидно, что можно рассчитывать эффективность в экономической, социальной, производственной и других сферах. При оценке эффективности размещения госзаказов в первую очередь следует обращать внимание на экономическую эффективность. То есть при расчёте необходимо соотносить экономический эффект от размещения госзаказа и материальные затраты на достижение данного экономического эффекта.

Экономический эффект от размещения госзаказов может выражаться:

· в прямой экономии бюджетных средств (вследствие снижения цен в результате размещения заказа достигается экономия бюджетных средств по сравнению с запланированным объёмом финансирования);

· в приобретении товаров, работ и услуг с более высоким качеством;

· в приобретении товаров, работ и услуг на более выгодных условиях, чем обычно (сокращение сроков поставки, оплата без аванса, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисы и т.д.);

· в различного рода сопутствующих экономических эффектах (снижение уровня коррупции; повышение степени открытости рынков; улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности).

Методика 1. Качество работы системы размещения государственного заказа можно оценить, используя набор показателей, сгруппированных следующим образом:

1) показатели, характеризующие работу системы размещения государственных заказов в целом;

2) показатели, характеризующие проведение процедур размещения заказов и полученные результаты;

3) показатели, характеризующие проведение отдельных процедур размещения заказа.

Первая группа показателей позволяет оценить работу системы размещения заказов в целом, а именно: наличие необходимых нормативных правовых актов, количество и качество методических документов, работу органов по контролю за размещением заказов и т.д.

Вторая группа показателей позволяет определить, каким образом осуществляется размещение заказов: с использованием каких процедур, какого уровня конкуренции удаётся достичь, каковы причины отказа в допуске к участию в процедурах размещения заказов и т.д.

Третья группа показателей позволяет оценить эффективность одной отдельной процедуры размещения заказа, в частности определить достигнутый эффект по сравнению со средним, достигаемым в аналогичных ситуациях по аналогичным товарам, работам, услугам; оценить эффективность и обоснованность принятого решения о размещении заказа.

1. Анализ системы размещения государственных заказов предполагает изучение ряда показателей, характеризующих целостность системы, наличие необходимых её составляющих и их качество. В соответствии с этим выделяются две группы критериев оценки системы размещения заказов: отборочные и оценочные.

Отборочные критерии позволяют сделать выводы о соответствии системы размещения заказов нормам Закона №94-ФЗ.

Оценочные критерии позволяют провести качественный анализ системы размещения заказов, что предполагает выставление по каждому показателю оценки в баллах с использованием шкалы. Оценки должны давать эксперты, обладающие профессиональными знаниями и опытом работы в сфере размещения госзаказов. Можно выделить следующие группы критериев:

- нормативно-методическое и информационное обеспечение системы размещения заказов;

- оценка эффективности работы государственных заказчиков;

- оценка конкурентной и инфраструктурной среды размещения заказов.

По первой группе оценочных критериев (нормативно-методические и информационное обеспечение системы размещения заказов) могут применяться следующие критерии:

1) наличие утверждённых документов соответствующего уровня, определяющих направления и порядок использования сэкономленных бюджетных средств;

2) наличие методических документов, определяющих порядок формирования начальной цены контракта;

3) наличие документов, определяющих порядок формирования потребностей в товарах, работах, услугах;

4) наличие документов, определяющих порядок проведения анализа рынка заказываемых товаров, работ, услуг;

5) наличие документов, определяющих порядок проведения контрольных мероприятий по исполнению государственных и муниципальных контрактов;

6) наличие утверждённых типовых форм конкурсной, аукционной и прочей документации и т.д.

По второй группе критериев (оценка эффективности работы государственных заказчиков) могут быть использованы следующие критерии:

1) доля сотрудников заказчика, привлечённых к процессам размещения заказов и имеющих специальное образование в сфере размещения заказов;

2) число жалоб на действия заказчика, в течение года удовлетворённых уполномоченным органом по контролю;

3) число проведённых государственным заказчиком процедур размещения заказов (конкурс, аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика), в течение года признанных недействительными судом, арбитражным судом;

4) использование средств автоматизации рутинной деятельности закупающих сотрудников.

По третьей группе критериев оценки эффективности (оценка конкурентной и инфраструктурной среды размещения заказов) могут быть использованы следующие критерии:

1) выполнение государственным заказчиком обязательств по заключённым контрактам;

2) эффективность работы контрольного органа, проведения проверок процедур размещения заказов;

3) уровень прозрачности и открытости в системе государственных закупок;

4) качество законодательства в сфере размещения заказов;

5) профессиональная компетентность сотрудников конкурсных комиссий, государственных заказчиков в сфере размещения заказа;

6) качество разрабатываемой конкурсной документации;

7) качество работы официального сайта для размещения информации о государственных заказах.

Оценки по критериям каждой группы суммируются раздельно. Итоговая оценка может быть определена путём суммирования (либо взвешенного суммирования) итоговых оценок по группам. Данная оценка сравнивается с максимально возможной (определяемой исходя из максимальной оценки по каждому критерию).

2. Можно выделить следующие группы показателей, характеризующие проведение процедур размещения заказов:

- показатели, характеризующие частоту применения процедур размещения заказов;

- показатели, характеризующие конкурентную среду;

- показатели, характеризующие среднюю цену заключенного контракта;

- показатели, характеризующие объём экономии бюджетных средств.

Первая группа показателей определяет, как часто применяются процедуры размещения заказов по сравнению с общим количеством проведённых процедур размещёния заказов. В рамках этой группы могут быть рассчитаны следующие показатели:

1) Доля количества процедур размещения заказов определенного вида в общем количестве процедур:

,

где Dторгов – доля торгов в общем количестве процедур;

Qо.к. – количество открытых конкурсов;

Qз.к. – количество закрытых конкурсов;

Qо.а. – количество открытых аукционов;

Qз.а. – количество закрытых аукционов;

Qз. – общее количество процедур размещения заказа.

Данный показатель может быть рассчитан отдельно для конкурсов, аукционов, запросов котировок, закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

,

где Dконк. – доля конкурсов в общем количестве процедур.

,

где Dаукц. – доля аукционов в общем количестве процедур размещения госзаказа.

,

где Dзап.котир. – доля запросов котировок в общем количестве процедур;

Qзап.котир. – количество запросов котировок.

,

где Dед.ист. – доля закупок у единственного источника в общем количестве процедур;

Qед.ист. – количество закупок у единственного источника.

2) Доля стоимости контрактов, заключённых определённым способом, в общей стоимости контрактов:

,

где Dp_торгов – доля стоимости контрактов, заключённых на торгах;

Pо.к. – сумма контрактов, заключённых по итогам открытых конкурсов;

Pз.к. – сумма контрактов, заключённых по итогам закрытых конкурсов;

Pо.а. – сумма контрактов, заключённых по итогам открытых аукционов;

Pз.а. – сумма контрактов, заключённых по итогам закрытых аукционов;

Pк. – общая сумма заключённых контрактов.

Данный показатель может быть рассчитан отдельно для конкурсов, аукционов, запросов котировок, закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

,

где Dp_конк. – доля стоимости контрактов, заключённых по итогам конкурсов.

,

где Dp_аукц. – доля стоимости контрактов, заключённых по итогам аукционов.

,

где Dp_зап.котир. – доля стоимости контрактов, заключённых по итогам запросов котировок;

Pзап.котир. – сумма контрактов, заключённых по итогам запросов котировок.

,

где Dp_ед.ист. – доля стоимости контрактов, заключённых по итогам размещения заказа у единственного источника;

Pед.ист. – сумма контрактов, заключённых по итогам размещения заказа у единственного источника.

3) Показатели, характеризующие долю несостоявшихся торгов, имеет смысл рассчитывать только раздельно для конкурсов либо аукционов:

,

где Dконк. – доля несостоявшихся конкурсов;

Qо.а. – количество несостоявшихся открытых конкурсов;

Qз.а. – количество несостоявшихся закрытых конкурсов.

,

где Dаукц. – доля несостоявшихся аукционов;

Qо.а. – количество несостоявшихся открытых аукционов;

Qз.а. – количество несостоявшихся закрытых аукционов.

4) Показатель, характеризующий проведение аукционов в электронной форме, может быть рассчитан относительно общего количества аукционов либо торгов (то есть конкурсов и аукционов) как в количественном, так и в стоимостном выражении:

,

где Dэл.аукц. – доля открытых аукционов, проведённых в электронной форме, относительно общего количества аукционов;

Qэл.аукц. – количество открытых аукционов, проведённых в электронной форме.

,

где Dp_эл.аукц. – доля стоимости контрактов, заключённых по итогам проведения открытых электронных аукционов;

Pэл.аукц. – сумма контрактов, заключённых по итогам проведения открытых электронных аукционов.

Ко второй группе (характеристика конкурентной среды) относятся следующие показатели:

1) Среднее количество участников размещения заказов может быть рассчитано по каждой процедуре, например:

,

где Уср. – среднее количество участников размещения заказа путём проведения запроса котировок;

Узап.котир. – количество участников размещения заказа путём проведения запроса котировок.

2) Среди показателей, характеризующих структуру участников размещения заказов, можно назвать долю отечественных участников, долю субъектов малого предпринимательства, долю предприятий обществ инвалидов, долю учреждений уголовно-исполнительной системы. Например:

,

где Dуг.-исп. – доля участников размещения заказов – учреждений уголовно-исполнительной системы;

Ууг.-исп. – количество участников размещения заказов – учреждений уголовно-исполнительной системы;

Уз. – общее количество участников процедур размещения заказов.

Данный показатель может быть рассчитан и в стоимостном выражении:

,

где Dp_уг.-исп. – доля стоимости контрактов, заключённых с учреждениями уголовно-исполнительной системы;

Pуг.-исп. – общая сумма контрактов, заключенных с учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Третья группа показателей, характеризующая среднюю цену заключённого государственного контракта, позволяет получить данные для проведения последующего анализа. Например:

,

где Pср.аукц. – средняя цена контракта, заключённого по результатам аукциона.

Аналогично среднюю цену контракта можно рассчитать по конкурсам, запросам котировок, по размещению заказов у единственного источника.

Четвёртая группа показателей отражает абсолютный и относительный объём экономии бюджетных средств по сравнению с запланированными расходами. Показатели данной группы могут рассчитываться отдельно по каждому виду процедур размещения заказов.

В качестве примера расчёта абсолютной экономии можно привести методику расчёта следующего показателя:

,

где Эабс.аукц. – абсолютный объём экономии на аукционах;

Vз. – запланированный объём заказа для размещения на аукционах;

Pк – общая стоимость заключённых контрактов на аукционах;

Рн – общая стоимость незаключённых контрактов на аукционах;

Рр- общая стоимость расторгнутых контрактов, заключённых по результатам аукционов;

З – затраты на организацию и проведение аукционов.

В качестве примера расчёта относительной экономии можно привести методику расчёта следующего показателя:

,

где Эотн.аукц. – относительный объём экономии на аукционах.

Для расчёта общей абсолютной экономии бюджетных средств используют следующую формулу:

,

где E – значение абсолютной экономии бюджетных средств;

С – общая стоимость лотов (предложений заказчиков), выставленных на торги и другие способы закупок;

О – общая стоимость заключённых контрактов и сделок;

N – несостоявшиеся закупки.

Относительная экономия считается по следующей формуле:

,

где Еотн – относительная экономия бюджетных средств.

3. Экономическую эффективность размещения отдельно взятого конкретного заказа можно оценить следующими способами:

1) по сравнению с максимально возможными в рамках данной процедуры;

2) по сравнению со средним уровнем в сходных условиях с использованием аналогичных процедур.

Нужно отметить, что расчёт эффективности по первому варианту возможен только в рамках конкурса, поскольку иные процедуры конкурентного размещения заказа (аукцион, запрос котировок) согласно требованиям закона №94-ФЗ подразумевают выбор победителя только по цене.

Исходными данными для расчёта по этой методике являются сведения, получаемые с официальных сайтов по размещению заказов.

При расчёте показателей в рамках данной методики по первому варианту необходимо исходить из следующих предположений:

· процедура конкурса была объявлена должным образом (на соответствующем официальном сайте в сети Интернет);

· условия размещения заказа, сформулированные в конкурсной документации, не содержали условий или требований, ограничивающих конкуренцию среди участников размещения заказа;

· все участники размещения заказа имели возможность подать заявки;

· все поданные заявки содержат реальные условия исполнения контракта.

Таким образом, признаётся значимость результатов конкурса, т.е. признаётся, что количество участников и их предложения отражают реальную мгновенную (на момент подготовки заявок) рыночную конъюнктуру на том рынке (сегменте рынка), на котором размещался заказ.

При расчёте показателей в рамках данной методики по второму варианту необходимо исходить из следующих предположений:

· размещаемый заказ не имеет какой-либо специфики (специфических требований к закупаемым товарам, работам или услугам или условиям их поставки, выполнения, оказания);

· рассматриваемые процедуры размещения заказов проводились без нарушения закона, условия таких процедур не содержали условий, ограничивающих конкуренцию.

Особое внимание при расчёте показателей по второму варианту следует уделять отбору исходных данных. В качестве процедур размещения заказов, результаты которых можно принимать во внимание, следует считать:

· процедуры размещения заказов такого же вида (если рассчитывается эффективность проведения конкурса, данные процедур размещения заказов на аукционах или способом запроса котировок не должны принимать во внимание);

· процедуры размещения заказов на такие же товары, работы, услуги (одноимённые, аналогичные по характеристикам);

· процедуры размещения заказа на примерно таких же условиях (примерно такие же объёмы, условия и сроки их исполнения обязательств, требования по объёму сопутствующих товаров, работ и услуг и т.п.).

 

Методика 2. Показатели эффективности размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд в соответствии с рекомендациями консультантов МБРР (на основе методических рекомендаций Минэкономразвития).

Для оценки эффективности размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд могут быть рекомендованы два основных показателя:

С – сокращение расхода бюджетных средств;

Э – сравнительная эффективность.

1) Сокращение расхода бюджетных средств в результате размещения заказа на поставку конкретного вида продукции определяется по формулам:

,

где С – сокращение расходов бюджетных средств (эффективность, характеризующая экономию бюджетных средств при проведении единичной закупки);

Сп – стоимость предложения, выставленного заказчиком (сумма выделенных средств на данную закупку);

Снк – общая стоимость предложений заказчика, которые не привели к заключению контрактов или привели к заключению контрактов по результатам повторной закупки (запрос котировок, закупка у единственного источника, закупка, которая будет произведена в следующем периоде);

Цк – контрактная цена продукции (единицы продукции по единичной закупке);

Кпл – запланированное количество закупаемой продукции по каждому наименованию;

К – количество закупленной продукции по каждому наименованию (может отличаться от запланированного объёма).

Выражение ∑Цк x (К – Кпл) рассчитывается при К ≥ Кпл и только тогда, когда увеличение объёмов закупаемой продукции осуществляется за счёт сэкономленных средств.

∆Ск – изменение стоимости контракта, произошедшее в результате корректировки стоимости в процессе исполнения контракта;

З – затраты на организацию закупок.

2) Сокращение относительно простое (%) С1:

.

3) Сокращение относительное агрегированное (%)С2:

.

Сокращение расхода бюджетных средств в результате проведения заказчиком всех закупок на поставку продукции в отчётном периоде (квартал, с начала года) рассчитывается по формулам:

4) абсолютное сокращение бюджетных средств:

,

где Собщ - абсолютное сокращение бюджетных средств при проведении всех закупок в отчётном периоде;

N – количество месяцев, за которые производится расчёт эффективности.

5) Сокращение относительное простое (%) C1общ:

.

6) Сокращение относительное агрегированное (%)C2общ:

.

Сравнительная эффективность размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд определяется в трёх вариантах на основе сопоставления цены продукции, закупленной на конкурсе (или других способах закупок), со следующими ценами, которые должны быть сопоставимы по условиям поставки:

· средней ценой продукции, предложенной поставщиками;

· рыночной ценой продукции в регионе поставки. При этом рыночные цены в регионе определяются как средние цены за период, рассчитываемые как среднее арифметическое индексов цен на начало и конец рассчитываемого периода (индексы цен, официально публикуемые в регионе (по номенклатуре закупаемой продукции));

· контрактной ценой продукции на предыдущем конкурсе (или другом способе закупок).

При этом необходимо иметь в виду, что государственным заказчиком в конкурсной документации могут предусматриваться следующие способы установления в государственном контракте цены продукции, закупаемой на конкурсе:

- фиксированная цена на весь срок действия государственного контракта;

- фиксированная цена на весь срок действия государственного контракта с возможной корректировкой на уровень инфляции, предусмотренный Правительством РФ в составе сценарных условий социально-экономического развития РФ на очередной год по видам деятельности. Победитель конкурса определяется по фиксированной цене без учёта инфляции;

- дифференцированная цена (в случае невозможности установления фиксированной цены), когда цена изменяется по кварталам (месяцам) в течение срока действия государственного контракта в зависимости от прогноза индекса цен. Победитель определяется по цене, рассчитанной как средневзвешенная величина на основе представленных в заявках дифференцированной цены и объёмов поставляемой продукции по кварталам (месяцам) в течение срока действия государственного контракта.

Эти положения должны учитываться в контрактной цене и средней цене продукции, предложенной поставщиками, при определении сравнительной эффективности размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд.

Сравнительная эффективность, рассчитанная по первому варианту относительно средней цены продукции, предложенной поставщиками, отражает результативность конкурса в пределах его участников. При этом она не всегда должна быть положительной, то есть контрактная цена продукции может превышать средневзвешенную цену продукции в заявках участников в том случае, если степень значимости квалификации поставщика или каких-либо параметров закупаемой продукции для заказчика важнее, чем ценовой критерий. В основном это характерно для закупки работ или услуг. Вследствие этого для определения реальной эффективности рассчитывается сравнительная эффективность с учётом качественных показателей.

Сравнительная эффективность, рассчитанная по второму варианту относительно рыночной цены, применяется в тех случаях, когда продукция носит массовый характер и имеется в свободной продаже.

Сравнительная эффективность, рассчитанная по третьему варианту относительно предыдущего конкурса (запроса котировок), характеризует динамику работы заказчика по проведению конкурсов. При этом контрактная цена продукции предыдущего конкурса (запроса котировок) принимается с учётом инфляции относительно контрактной цены продукции по результатам проведённого конкурса (запроса котировок), эффективность которого рассчитывается. Для данного случая может быть рассчитана также сравнительная эффективность относительно конкурсов (запросов котировок) на закупку аналогичной продукции, проводимых другими заказчиками, которая будет характеризовать эффективность работы конкретного заказчика по сравнению с другими. Это позволит принимать решение о целесообразности объединения закупки (проведение объединённого конкурса на закупку однотипной продукции для нескольких заказчиков) и осуществлять обмен базами данных по поставщикам между заказчиками.

Сравнительная эффективность размещения заказа на поставку конкретного вида продукции рассчитывается по формулам.

7) Абсолютная эффективность (тыс. руб.) Э:

,

где Цс – цена продукции, с которой сравнивается контрактная цена (1-й вариант – средняя цена продукции, предложенная поставщиками; 2-й вариант – среднерыночная цена продукции (средние цены за период, рассчитываемые как среднее арифметическое индексов цен на начало и конец рассчитываемого периода (индексы цен, официально публикуемые в регионе)); 3-й вариант – контрактная цена продукции на предыдущей закупке);

Цк – контрактная цена по результатам проведённой закупки;

К – количество закупленной продукции.

8) Относительная эффективность (%) Э может быть определена по следующей формуле:

.

В качестве средней цены продукции, предложенной поставщиками, принимается средневзвешённая величина цен, предложенных всеми поставщиками – участниками. В случае равенства предлагаемых ими объёмов поставок вместо средневзвешенной применяется среднеарифметическая величина цены Цс.

,

где К – количество продукции, предложенной каждым из поставщиков;

Ц – цена продукции, предложенной каждым из поставщиков;

N – количество поставщиков.

Сравнительная эффективность проведения конкретной закупки с учётом поставки нескольких лотов или позиций рассчитывается на каждую процедуру, в том числе, если продукция закупаемая продукция состоит из нескольких лотов или позиций, определяется по формулам.

9) Абсолютная эффективность (тыс. руб.) Эл1 по первому варианту (относительно средней цены продукции, предложенной поставщиками), определяемая без учёта качественных показателей, находится по формуле:

,

где Сср – средняя стоимость заявок по каждому лоту (позиции), исчисляется как , где Сi – стоимость i-го лота (позиции) каждого поставщика, j – количество поставщиков;

Ск – стоимость заключённого контракта (стоимость заявки победителя по каждому лоту / позиции).

Сср может приниматься как средняя цена по закупаемой аналогичной продукции в закупках, проводимых другими заказчиками, для определения в дальнейшем целесообразности объединения или расчленения закупки.

10) Абсолютная эффективность (тыс. руб.) Эл1к по первому варианту (относительно средней цены продукции, предложенной поставщиками), определяемая с учётом качественных показателей (рассчитывается только для закупки продукции на конкурсе), находится по формуле:

,

где kСкк – стоимость заключённого контракта (стоимость заявки победителя по каждому лоту / позиции), представляющая собой комплексный ценовой показатель и учитывающая воздействие неценовых критериев;

k – весовой коэффициент, учитывающий степень важности ценового критерия.

11) Абсолютная эффективность (тыс. руб.) Эл2 по второму варианту (относительно рыночной цены) находится по формуле:

,

где Цс – рыночная цена единицы закупаемой продукции (в зависимости от целей анализа принимается среднерыночная цена либо по региону, либо по России).

Общая сравнительная эффективность проведения заказчиком всех закупок в отчётном периоде (квартале, с начала года) определяется путём суммирования сравнительных эффективностей всех торгов, проведённых в этом периоде.

12) Общая абсолютная эффективность (тыс. руб.) Эобщ:

,

где Эл – абсолютная эффективность по каждой закупке определённым способом, проведённой в отчётном периоде.

13) Средняя общая абсолютная эффективность (Эобщ ср):

,

где  - средняя арифметическая общих абсолютных эффективностей, рассчитанных по трём вариантам (относительно средней цены продукции, предложенной поставщиками; среднерыночной продукции; контрактной цены продукции на предыдущей процедуре).

14) Относительная эффективность (%) Эобщ рассчитывается по формуле:

,

где Эобщ – общая сравнительная эффективность (тыс.руб.), может быть рассчитана в трёх вариантах: относительно средней цены, предложенной поставщиками; среднерыночной цены; контрактной цены на предыдущих процедурах;

∑Ск – общая стоимость всех контрактов, заключённых в отчётном периоде (тыс.руб.).

15) Относительная средняя эффективность (%)Эобщ ср рассчитывается по формуле:

,

где ∑Эобщ ср – средняя общая абсолютная эффективность, рассчитанная по трём вариантам цены сравнения.

 

Методика 3. Методика индикативной оценки эффективности системы государственных закупок.

Для оценки используются показатели, характеризующие эффективность развития системы госзаказа с разных точек зрения. Перечень показателей, их характеристика, область применения и интерпретация возможных результатов даны в приложении 1.

1) Среднее количество поставщиков, участвующих в одном конкурсе ( ):

,

где ∑N1 – количество поставщиков;

Qк – количество конкурсов.

2) Количество поставщиков, участвующих в закупках методом запроса котировок ( ):

,

где ∑N2 – количество поставщиков, участвующих в запросе котировок;

Qzak – количество закупок, проведённых способом запроса котировок.

3) Доля конкурсов в общем объёме закупок (d1):

,

где Qк – количество конкурсов;

Qzak – количество закупок.

4) Доля открытых конкурсов в общем объёме закупок (d2):

,

где Qо – количество открытых конкурсов.

5) Доля открытых конкурсов в общем объёме проведённых конкурсов (d3):

.

6) Доля закрытых конкурсов в общем объёме закупок (d4):

,

где Qz – количество закрытых конкурсов.

7) Доля закупок у единственного источника в общем объёме закупок (d5):

,

где Qе – количество закупок у единственного источника.

8) Доля закупок методом запроса котировок в общем объёме закупок (d6):

,

где Qzk – количество закупок методом запроса котировок.

9) Отношение внеконкурсных закупок к общему количеству конкурсных закупок (d7):

,

где Qа – количество аукционов.

10) Удельный вес поставщиков-субъектов малого предпринимательства в общем количестве поставщиков (Dmsb):

,

где Кmsb – количество поставщиков-субъектов малого предпринимательства, подавших заявки на участие в торгах;

∑N – общее количество поставщиков.

11) Доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, в общем объёме заключённых контрактов (dmsb2):

,

где ГКmsb – количество контрактов, заключённых с субъектами малого предпринимательства;

Кзк – всего заключенных контрактов.

12) Среднее количество обжалований в общем количестве проведённых конкурсов (dobj):

,

где Qobj – количество обжалований, поступивших от поставщиков по проведению конкурсов.

К показателям экономии бюджетных средств в рамках рассматриваемой методики относят:

13) Экономия бюджетных средств (на 1 рубль затрат на организацию конкурсов) (Эр):

,

где ∑Сп – общая стоимость лотов (предложений заказчиков), выставленных на конкурсы;

∑Ск – общая стоимость всех контрактов, заключённых в отчётном периоде;

∑Снк – стоимость лотов, которые не привели к заключению контракта;

З – затраты на организацию конкурса.

14) Затраты на 1 рубль экономии бюджетных средств (Зр):

.

15) Затраты на организацию конкурса (на 1 рубль контрактной цены) (Зрк):

.

16) Эффективность планирования расходной части бюджета (Эб):

,

где ∑Сфакт – сумма средств, фактически использованных на проведение закупок.

К показателям исполнения контракта относят следующие показатели:

17) Исполнение условий контракта по поставке (Ип):

,

где Тпр – количество дней просрочки поставки;

Тф – фактический срок поставки в днях.

18) Исполнение условий контракта по качеству продукции (Ик):

,

где Кр – количество рекламаций;

Кзк – количество заключённых контрактов.

19) Удельный вес расторгнутых контрактов в общем числе заключённых контрактов (Урк):

 ,

где Крк – количество расторгнутых контрактов по инициативе заказчика.

Показатели 3-9, 11, 19 рассчитываются в натуральном и стоимостном выражении.

 

Методика 4. Упрощённая методика расчёта эффективности проведения государственных закупок.

Цель рассматриваемой методики – практический расчёт эффективности проведения государственных закупок исходя из располагаемых официальной статистикой данных. Обеспечивает возможность внедрения уже в настоящее время.

Положительная сторона предлагаемой методики состоит в том, что она целиком опирается на данные, доступные официальным учреждениям, и позволяет провести приблизительную оценку эффективности и уровня развития действующей системы государственных закупок. В то же время недостаток официальной статистической информации позволяет получить во многом лишь приблизительную и неполную оценку эффективности системы государственных закупок. Основной акцент в методике делается на расчёт показателей сокращения расходов и сравнительной эффективности, а также отдельных показателей, характеризующих структуру способов закупок, количество поступивших обжалований, а также удельный вес расторгнутых контрактов в общем их количестве.

Для оценки эффективности проведения размещения заказов на поставки продукции для государственных нужд рекомендованы два показателя:

С – сокращение расхода бюджетных средств;

Э – сравнительная эффективность.

Сокращение расхода бюджетных средств в результате проведения конкурса на размещения заказа на поставку продукции для заказчика за период определяется по следующим формулам:

1) Сокращение расходов абсолютное (тыс. руб.):

,

где С – сокращение расходов бюджетных средств (эффективность, характеризующая экономию бюджетных средств при проведении закупки по за период);

Сп – планируемая стоимость закупки за период (сума выделенных средств на период);

Снк – общая стоимость предложений заказчика за период, которые не привели к заключению контрактов;

Ск – стоимость заключённых контрактов заказчиков за период;

З – затраты на проведение конкурсов за период.

Данная формула в настоящее время не может быть уточнена путём использования при расчёте таких переменных, как:

- величина расторгнутых контрактов (поскольку в действующей статистической отчётности фактически не разделяются расторгнутые контракты за отчётный и прошлые периоды);

- изменение цены контракта в ходе его исполнения (в виду того, что настоящее время централизовано не налажен сбор требуемой информации);

- учёт изменения количества фактически закупаемой продукции по сравнению с плановыми значениями (также отсутствие собираемой информации);

- фактически отсутствует действующий порядок учёта и списания затрат на проведение конкурсов, учёт фиксируемых по статистической форме затрат является номинальным и не отражает реального уровня затрат.

2) На основе абсолютного показателя рассчитывается относительное сокращение расходов (%) (С):

.

3) Абсолютная сравнительная эффективность проведения конкурсов на размещение заказов на поставку продукции для государственных нужд определяется на основе сопоставления стоимости продукции, закупленной в ходе проведения конкурсов, с рыночными ценами поставки продукции в регионе:

,

где Эр – сравнительная эффективность проводимых конкурсов с учётом рыночных цен за период;

Црjср – средние цены за период, рассчитываемые как среднее арифметическое индексов цен, официально публикуемых в регионе (по номенклатуре закупаемой продукции) на начало и конец периода;

Кj – количество закупленной заказчиком продукции за период;

j – наименование продукции.

4) Относительная сравнительная эффективность за период (%) (Э):

.

5) Доля закупок у единственного источника в общем объёме производимых закупок (Эед.ист.):

,

где Сбк – стоимость заключенных контрактов на поставку товаров, работ, услуг путём закупки у единственного источника;

Собщ – стоимость заключённых контрактов на поставку товаров, работ, услуг всего.

6) Удельный вес расторгнутых контрактов в общем числе заключённых контрактов (Эраст.к):

 ,

где Кзк – количество заключённых контрактов;

Крг – количество расторгнутых контрактов по инициативе заказчика.

Действующие статистические формы предполагают учёт расторгнутых контрактов за отчётный и прошлый период без различия, что вносит искажение в рассчитываемый показатель.

7) Количество обжалований, поступивших в процессе закупок (Эобж):

,

где Кобж – количество обжалований, поступивших от поставщиков по проведению конкурсов.

Далее необходимо провести анализ информационно-технологических аспектов системы государственного заказа, в котором рассматривается порядок представления информации для размещения заказов, а также уровень технологического развития системы госзакупок, следует также проанализировать официальные сайты.

Информационно-аналитические технологии – широко используемый как в зарубежной, так и в российской практике управления государственными закупками инструмент, позволяющий обеспечивать сбор, аналитическую обработку, хранение, визуальное отображение и накопление информации и информационных ресурсов. Грамотное использование такого инструмента управления способствует увеличению объёмов производства и реализации продукции, повышению эффективности хозяйственных связей на региональных рынках, укреплению межрегиональных связей.

Однако для достижения максимальной эффективности управления государственными закупками необходимо, чтобы информационно-аналитические технологии охватывали все стадии жизненного цикла государственных закупок. Полнота охвата зависит от множества факторов, в том числе готовности органов государственной власти к новому порядку осуществления государственных закупок.

Информационно-аналитическая система должна обеспечивать возможность подачи в форме электронных документов заявок поставщиков на участие в конкурсе и открытия доступа к ним конкурсной комиссией, а также проведение аукциона в электронной форме.

Эти требования законодательства предопределяют наличие в информационно-аналитической системе подсистемы обеспечения информационной безопасности, которая должна идентифицировать и подтверждать подлинность пользователей через пароли и сертификаты сервера, использовать стойкую криптографическую защиту при обмене данными, в том числе электронную цифровую подпись.

На заключительном этапе общего анализа системы размещения государственного заказа необходимо выявить проблемы размещения госзаказа в РФ.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 750.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...