Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Модели размещения государственного заказа
Основной задачей системы управления государственными и муниципальными закупками является решение на различных уровнях проблемы современного и эффективного обеспечения потребности в качественных товарах, работах и услугах, необходимых для полноценного выполнения всеми органами власти своих государственных (муниципальных) функций и обязанностей по отношению к гражданам Российской Федерации. На современном этапе происходят существенные корректировки и совершенствование процесса расходования бюджетных средств, по результатам анализа достижений и проблем существующей системы государственных закупок. Как уже говорилось выше развитие системы государственных и муниципальных закупок в современной России осуществляется поэтапно. Можно выделить 3 основных этапа её развития. Первый этап приходится на время коренных преобразований в российской экономике. В период системного кризиса, когда в стране преобладали коррупция и разрушительная деятельность криминальных структур, первыми шагами к стабилизации ситуации явились введение единого финансового контроля за денежными потоками в государственных структурах и единого порядка организации закупок продукции для федеральных нужд, а в качестве рекомендации – для обеспечения иных государственных и муниципальных нужд. Однако отсутствие единого законодательства по государственным и муниципальным закупкам приводило к путанице и проявлению различных трактовок и толкований существующих законодательных актов, а также нарушению принципа единства правового пространства, затруднению развития конкуренции на рынке государственных закупок. На втором этапе развития система государственных и муниципальных закупок в первую очередь характеризуется упорядочением и регламентацией действий государственных и муниципальных заказчиков при размещении заказов. Главным результатом преобразований явилось то, что конкурсные торги, которые проводятся гласно и публично, стали повседневной практикой работы государственных органов. На современном (третьем) этапе происходит законодательное реформирование системы государственных и муниципальных заказов с целью выделения специфических требований для отдельных областей закупок и сфер деятельности государственных и муниципальных заказчиков, рационализации стандартных закупок. На организацию и функционирование системы государственных закупок в рамках отдельных субъектов РФ оказывают влияние следующие основные факторы: · численность населения данного субъекта, а также его возрастно-половая структура; · удалённость региона от центра и его природно-климатические условия; · уровень развития социальной инфраструктуры; · уровень деловой активности региона. В настоящий момент можно утверждать, что государственные закупки в России являются упорядоченным процессом, имеющим нормативно-правовое регулирование и методическую базу, представляющую собой совокупность методов, правил и механизмов, направленных на решение поставленных задач. Рисунок 4 - Централизованная модель размещения госзаказа
Задачи, функции и структура государственного заказчика могут оказывать существенное влияние на организацию закупок в организации. Существуют три наиболее распространённые модели организации закупок: - централизованная модель, или модель объединённых закупок, при которой размещение заказов на закупку осуществляется специализированной организацией или единым структурным подразделением органа исполнительной власти – организатором закупок (рис. 4); - децентрализованная модель, при которой каждый государственный заказчик самостоятельно осуществляет размещение заказов на закупку в рамках своей специализации (рис. 5): Рисунок 5 - Децентрализованная модель размещения госзаказа - смешанная модель, при которой полномочия по размещению заказов на закупку распределены между государственными заказчиками и специализированной организацией (рис. 6):
Рисунок 6 - Смешанная модель размещения госзаказа
Каждая из моделей организации закупок определяет роль и место закупающего подразделения в общей иерархической лестнице организации – государственного заказчика. Выбор той или иной схемы закупок субъектом РФ должен осуществляться на основании: - поставленных целей в области закупок продукции для государственных нужд; - нормативно-законодательной базы региона; - сроков получения ожидаемых результатов: реализация централизованной схемы позволяет получить меньший эффект в более короткие сроки с минимальными затратами, в то время как осуществление децентрализованной схемы требует значительных временных и стоимостных затрат, однако позволяет получить наибольшую эффективность. Централизованная схема закупок предполагает совмещение функций планирования, размещения, координации и контроля проведения закупок продукции для государственных нужд в пределах компетенции органа исполнительной власти – единого государственного заказчика . К достоинствам централизованной модели организации государственных закупок можно отнести: · консолидацию спроса и достижение экономии от масштаба за счёт получения оптовых скидок, предотвращения дублирования деятельности подразделений, оптимизация проведения закупочной деятельности; · возможность выстраивания чёткой системы управления движением информационных, финансовых и материальных потоков; · относительно небольшое количество персонала закупочного подразделения и возможность поддержания самого высокого уровня их квалификации, их соответствия этическим нормам и стандартам; · возможность построения эффективной системы контроля. · Недостатки централизованной модели: · высокий уровень регламентации и большое количество бюрократических процедур; · отсутствие гибкости и оперативности, значительные временные затраты на осуществление закупок; · использование высококвалифицированных специалистов для выполнения рутинных операций; · удалённость от конечных пользователей; · невозможность делегировать полномочия на места, даже в объективно обоснованных случаях. Централизованная модель наиболее эффективна для организаций: - в которых жёсткий контроль над всеми закупками жизненно важен для успеха деятельности и достижения поставленных задач; - основную часть закупок составляют дорогостоящие и/или технически сложные и наукоёмкие закупки, требующие высокого профессионализма или контроля; - в которых существует потенциал достижения экономии от масштаба благодаря концентрации закупочной деятельности; - с небольшим числом региональных отделений, имеющих сложную номенклатуру и потребности в закупках. Функции закупочного подразделения при децентрализованной модели: - поддержка и координация закупочной деятельности; - выпуск методических рекомендаций, разработка внутриведомственных регламентирующих документов; - мониторинг рынка; - проведение проверок закупок в подразделениях; - другие. Реализация децентрализованной модели закупок подразумевает разграничение полномочий структурных подразделений органа исполнительной власти по функциям планирования, финансирования, размещения, координации и контроля проведения закупок продукции для государственных нужд. Также она предполагает разграничение государственных заказчиков по ведомственному признаку. Можно выделить два признака децентрализации процесса закупок: - функциональное распределение по участникам процесса закупок; - ведомственное разграничение государственных заказчиков. Функциональное распределение по участникам закупок подразумевает разграничение функций планирования, утверждения, размещения, координации, контроля и финансирования закупок продукции для государственных нужд между различными структурными подразделениями органа исполнительной власти субъекта РФ. Как видно на схеме типовое разграничение по функциям осуществляется следующим образом: Государственные заказчики: · формирование заказов на закупку продукции для государственных нужд; · размещение заказов на закупку продукции для государственных нужд путём проведения конкурсных и внеконкурсных способов закупок; · заключение государственных контрактов с поставщиками-победителями в конкурсах на размещение заказов на закупку продукции для государственных нужд; · контроль исполнения обязательств по заключённым государственным контрактам как по финансирования со стороны финансового органа, таки по поставке продукции со сторон поставщика. · Финансовый орган: · утверждение финансирования заказов на закупку продукции для государственных нужд государственных заказчиков на очередной финансовый год; · принятие государственных контрактов на учёт, формирование бюджетных обязательств; · финансирование поставок по государственным контрактам согласно утверждённым графикам оплаты. · Департамент цен занимается сбором и накапливанием информации динамики цен и тарифов на: · основные виды продукции социальной значимости для населения (продукты питания, лекарственные средства, другие); · продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, изготавливаемые и реализуемые на территории субъекта РФ учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в целях. · Департамент экономики: · формирование консолидированных прогнозов объёмов закупок для государственных нужд по утверждённым финансированием заказам; · анализ размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд, формирование сводных реестров закупок; · контроль и координирование деятельности всех участников процесса закупок на протяжении всех этапов. Ведомственное разграничение государственных заказчиков при децентрализованной схеме закупок определяет зону ответственности каждого государственного заказчика за покупку в курируемой им отрасли. Необходимо заметить, что государственными заказчиками являются не только структурные подразделения Администрации субъекта РФ, но и некоторые бюджетные учреждения, наделённые полномочиями по размещению заказов на закупку продукции для государственных нужд. Например, дорожные службы, суды, налоговые инспекции и другие. На практике в зависимости от размеров субъекта РФ количество государственных заказчиков может быть различным. К достоинствам децентрализованной модели организации государственных закупок можно отнести: · гибкость и оперативность в принятии решений и проведении закупок; · максимальную близость к конечным пользователям и возможность учёта их потребностей; · знание специфики местных рынков и поставщиков; · возможность экономии на транспортных и иных, связанных с этим расходах. · Недостатки децентрализованной модели: · необходимость содержания специалистов по закупкам в каждом подразделении и сложность поддержания высокого уровня их квалификации, соответствия этическим нормам и стандартам; · дублирование функций закупающих подразделений; · отсутствие координации закупок и более высокие расходы на осуществление закупок (в целом по структуре); · отсутствие эффекта экономии от масштаба (в т.ч. больших оптовых скидок); · возможность доминирования поставщиков в процессе закупок. Децентрализованная модель наиболее эффективна для организаций: - расходы на закупки которых настолько незначительны, что не обеспечивают реальной экономии посредством консолидации закупочной деятельности; - подразделения которых наделены существенными полномочиями по расходованию бюджетных средств; - в структуре которых подразделения существенно различаются в потребностях и номенклатуре закупок; - в которых необходимые профессиональные кадры имеются на местах; - осуществляются простые закупки с низкой стоимостью. Функции закупочного подразделения при смешанной модели: - планирование: сбор заявок подразделений, составление плана закупок, маркетинговые исследования; - осуществление закупок: проведение процедур закупок по направлениям деятельности, входящим в компетенцию отдела; - распределение: организация заключения контрактов, контроль их исполнения, использование (распределение) результатов закупки по направлениям деятельности, входящим в компетенцию отдела; - другие. К достоинствам смешанной модели организации государственных закупок относят: · возможность консолидации спроса при необходимости; · эффективное использование ресурсов, в частности, путём концентрации профессионалов для проведения наиболее сложных и значимых закупок; · гибкость; · использование структурных преимуществ и накопленных в организации знаний и опыта; · повышение квалификации персонала путём его перемещения между центральными и региональными отделениями; · мониторинг и контроль для обеспечения соответствия законодательству и профессиональным стандартам; · применение единых чётко установленных типовых процедур и типовой документации. Недостатки смешанной модели: · возможное отсутствие ясности, какие именно закупки должны осуществляться централизованно, а какие на уровне подразделения; · затруднён контроль за соблюдением стандартов функционирования; · отсутствие или более низкая профессиональная квалификация кадров в подразделениях; · необходимы соответствующие системы для координации деятельности, обеспечения управленческой прозрачности и повышения эффективности; · нечёткое разграничение обязанностей; · дублирование работы приводящее к снижению эффективности. Смешанная модель наиболее эффективна для организаций: - со смешанными потребностями в закупках простой и сложной продукции и рынков закупок; - с географически разбросанной структурой; - в которых существует «политическая» целесообразность или необходимость часть полномочий отдать «на землю»; - имеющих региональные представительства. Заключение государственных контрактов и формирование бюджетных обязательств также может производиться, используя различные модели: А) Централизованная модель, когда функции по формированию государственных контрактов и их разбивке на отдельные договоры закреплены за координирующим закупки органом. Государственные заказчики в данном случае играют пассивную роль, так как до них доводятся уже зарегистрированные государственные контракты и отдельные договоры. Б) Децентрализованная модель, при которой, напротив, государственные заказчики играют активную роль в формировании, первичном контроле на соответствие результатам закупок и разбивке зарегистрированных государственных контрактов на отдельные договоры. Координирующий закупки орган выполняет функции по контролю соответствия результатам закупок и регистрации государственных контрактов. Вне зависимости от используемой в регионе модели заключения государственных контрактов предусмотрено ведение органами исполнительной власти субъектов РФ реестров государственных и муниципальных государственных контрактов и реестров недобросовестных поставщиков. Кроме того, обязательным требованием выступает публикация сведений, содержащихся в реестрах, на официальном сайте в сети Интернет. Стадия исполнения обязательств по государственным контрактам, также как и стадия заключения государственных контрактов, может осуществляться различно: 1. Централизовано, когда функции мониторинга исполнения государственных контрактов полностью возложены на финансовый орган либо на координирующий закупки орган. Государственные заказчики осуществляют формирование и контроль платёжных документов получателей бюджетных средств. 2. Децентрализовано, в этом случае основные функции по контролю исполнения обязательств по государственным контрактам делегируются непосредственно государственным заказчикам. Финансовый орган в данном случае отвечает непосредственно за финансирование государственных контрактов, а координирующий закупки орган осуществляет внешний контроль их исполнения. Таким образом, существует 3 распространённые модели организации государственных закупок: централизованная, децентрализованная, смешанная. Каждая из моделей определяет роль и место закупающего подразделения в общей иерархической лестнице организации – государственного заказчика. В своих действиях регионы имеют возможность выбора одной из трёх систем.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 194. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |