Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативно-законодательная база закупок для государственных нужд




 

В настоящее время система государственных закупок Российской Федерации основывается на:

· Конституции РФ (ст. 65, 66, 72, 73, 130, 131, 132);

· Гражданском кодексе Российской Федерации (часть 1,2);

· Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

· Бюджетном кодексе Российской Федерации и иных законодательных актах, в том числе антимонопольном законодательстве.

Особенностью правовой базы в области государственного заказа в РФ является наличие единой системы нормативно-законодательного регулирования, которая действует на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. Речь идёт о вступившем в силу с 1 января 2006 года Федеральном законе от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 94-ФЗ), который существенно изменил практику осуществления закупок продукции органами государственной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями. В связи с этим предприняты решительные шаги по повышению бюджетной дисциплины, усилению гласности и прозрачности расходования средств, направляемых на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Целям Закона № 94-ФЗ являются:

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

· эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

· расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия;

· развитие добросовестной конкуренции;

· совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;

· обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов;

· предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Закон  № 94-ФЗ регламентирует отношения, возникающие в процессе размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также устанавливает единый порядок размещения заказов в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.

В соответствии с общепринятыми международными нормами закон устанавливает преференции для отдельных групп поставщиков – учреждений уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов и субъектов малого предпринимательства, а также снимает запрет на участие иностранных поставщиков, вводя понятие «национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемый, оказываемых иностранными лицами».

В Законе № 94-ФЗ уточняются положения, регулирующие порядок размещения заказов, и вводится разделение способов размещения заказа путём проведения торгов и без проведения торгов. Чётко определяются условия, при которых могут быть применены те или иные процедуры размещения заказов. Помимо конкурсов установлена возможность проведения закупок в форме аукционов, в том числе открытых аукционов в электронной форме. По сравнению с ранее действующим законодательством более чётко прописана процедурная часть организации и проведения размещения государственного и муниципального заказа и установлены: порядок формирования конкурсной, аукционной и котировочной комиссии; требования к содержанию конкурсной документации, порядку её разъяснения; критерии и процедура оценки и сопоставления конкурсных заявок, а также порядок ведения протоколов. Отдельной главой закона регламентируются правила размещения заказов в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В рамках Закона №94-ФЗ Правительство РФ наделено значительными полномочиями по осуществлению нормативно-правового регулирования при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Круг субъектов правоотношений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов представлен на рис. 7.

Понятийный аппарат Закона № 94-ФЗ, регулирующего отношения в области закупок для государственных и муниципальных нужд, включает много различных понятий, среди которых можно выделить ключевые.

Аукцион – способ размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам (статья 32 Закона № 94-ФЗ).

Рисунок 7 - Субъекты правоотношений в размещении заказов.

 

Государственные нужды – обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ или расходными обязательства субъектов РФ за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ (в том числе дл реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ (статья 3).

Государственный заказчик – государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов (статья 4).

Государственный или муниципальный контракт – договор, заключённый заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учётом положений Закона №94-ФЗ (статья 9).

Запрос котировок – способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признаётся участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (статья 42).

Конкурс – торги, победителем которых признаётся лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (статья 20).

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (статья 55).

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд – осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (статья 5).

Говоря о государственных контрактах, следует обратить внимание на проблему ответственности. Поскольку государственный контракт – это разновидность гражданско-правовых договоров, то к нему применяются все положения о гражданской ответственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. При этом надо иметь в виду, что государственный контракт регулируется не только Гражданским, но и Бюджетным кодексом, согласно требованиям которого государственный контракт должен включать обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

Способы размещения заказов регламентируются статьей 447 ГК РФ и статьей 10 закона №94-ФЗ. Решение о способе размещения заказа принимает заказчик, уполномоченный орган. Данное решение должно быть оформлено распорядительным документом заказчика.

Выбор способа закупки продукции зависит от начальной (максимальной) цены контракта; от объема закупаемых товаров, работ, услуг; от специфики закупаемой продукции; от срочности проведения закупки; нормативных актов Правительства РФ и других факторов.

На рисунке 8 представлены основные способы размещения заказа согласно действующему законодательству.

 

Рисунок 8 - Способы размещения заказа

В таблице 1 представлены границы использования способов размещения заказов по начальной цене контракта.

Таблица 1 - Границы использования способов размещения заказов

тыс.руб 100-500 500-1000 1000-3000 3000 и выше
Запрос котировок *      
Электронный аукцион * * * *
Конкурс * * * *

 

Основным нововведением с 1.01.2011 г. стала обязательная публикация на официальном сайте Российской Федерации для размещение информации для размещения заказов сети Интернет для все заказчиков:

· извещений о проведении открытых конкурсов и аукционов, извещений об отказе от проведения таких конкурсов;

· конкурсной документации, её разъяснений и изменений;

· информации об участниках размещения заказа, о наличии документов и сведений, предусмотренных конкурсной документацией в процессе вскрытия конвертов;

· протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным заявкам в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

· протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколов аукционов;

· извещений о проведении запросов котировок;

· протоколов рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Для осуществления эффективных закупок необходима чёткая регламентация деятельности, что подразумевает использование внешних и внутренних регламентирующих документов. Внешние регламентирующие документы характеризуются тем, что разрабатывается внешними, независимыми от закупающей организации структурами. К внешним регламентирующим документам относят нормативно-правовую базу (государства, региона или субъекта местного самоуправления), подзаконные нормативные акты, а также инструктивные документы вышестоящей организации. Внутренние регламентирующие документы разрабатываются самим государственным заказчиком. Наиболее часто встречается следующий набор внутренних регламентирующих документов:

- руководство (положение) об осуществлении закупок;

- регламент закупок;

- приказы (распоряжения) о проведении закупок;

- приказы (распоряжения) о создании комиссии по размещению государственного заказа;

- порядок работы комиссии по размещению государственного заказа;

- типовые комплекты закупочной документации.

Стоит отметить повышение прозрачности системы управления государственными закупками, что позволило привлечь дополнительное количество поставщиков. Кроме того, поставщики могут обжаловать действия заказчика в ФАС, а штрафы, которые могут быть возложены на заказчика в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, накладывают на него определённые обязательства перед поставщиками. Таким образом, в соответствии с существующей системой государственных закупок, поставщики оказываются более защищенными и с большим интересом принимают участие в процедурах размещения государственного заказа, не думая о том, что всё равно одержит победу «свой поставщик».

В настоящее время на федеральном уровне разработано Положение о порядке ведения реестров контрактов, заключённых по итогам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе определяющего требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестров контрактов. Единый порядок ведения реестров контрактов позволил унифицировать процедуры заключения и регистрации государственных контрактов, усилить контроль соответствия заключаемых государственных контрактов плановым показателям и выигравшим в закупках предложениям поставщиков.

Тем самым, нормативную правовую базу государственных закупок в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации, законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов, другие федеральные законы (о лицензировании отдельных видов деятельности, антимонопольное законодательство) и подзаконные нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. Характерной особенностью для РФ является наличие единственной системы нормативно-законодательного регулирования госзаказа. На уровне субъектов Российской Федерации также разрабатываются и принимаются законы и нормативные правовые акты, регулирующие процесс формирования и размещения государственных заказов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...