Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Меркантилизм: основоположники, время возникновения, основные положения.




Меркантилизм - это система идей, выражающая интересы торгового капитала эпохи первоначального накопления капитала.

Характерная политическая черта меркантилизма - система мер внутренней и внешней политики, направленных на создание преимуществ капиталу своей страны перед иностранным капиталом - протекционизм.      

Меркантилизм прошел два этапа:      

ранний (Х IV - Х VI века) - система денежного баланса (монетаризм);      

поздний (Х VII - Х VIII века) - система торгового баланса (меркантилизм).     

Черты меркантилизма:

 - Отождествление богатства с деньгами      

- Производство рассматривали как средство отвлечения денег из оборота, то есть как негативное явление. Обращение - главная сфера экономики, а производство игнорировалось.

- Богатство может расти за счет военной добычи, захвата колоний и внешней торговли,

Цель торгового баланса: надо продавать больше и покупать меньше (“много продавать - мало покупать"). Иначе, надо обеспечить превышение экспорта над импортом. \

На каждый источник богатства у меркантилистов было свое мнение. Сейчас можно перечислить основные представления меркантилистов о понятиях богатства, стоимости, прибыли.

1. Понятие богатства. Богатство рассматривается меркантилистами как количество денег или товарных благ в стране. При этом важным залогом богатства нации они считают наличие ресурсов, необходимых для создания товарных благ и ведения выгодной торговли. К ним прежде всего относятся природные ресурсы, географическое положение, многочисленность и трудолюбие населения, уровень развития промышленности, а также грамотная политика государства.

Часто встречается деление на два вида богатства: естественное и искусственное. Впервые оно было введено итальянским меркантилистом А. Серра. Естественное богатство — это то, чем обладает страна в силу климатических и географических условий. В основном сюда относятся продукция сельского хозяйства, а также выгоды, которые имеет страна в торговле в силу своего расположения. Искусственное богатство — это то, что производит промышленность. Его наличие зависит уже от численности населения, его трудолюбия, знаний и умений. Оно имеет большее значение для страны, так как его объемы можно увеличивать посредством определенной политики.

Увязывая богатство с количеством трудящегося населения, меркантилисты особое внимание уделяли демографическим проблемам, вопросам занятости, а также факторам, определяющим трудолюбие и способности нации.

Но в то же время меркантилисты считали, что увеличить богатство возможно исключительно за счет внешней торговли. Такая точка зрения вполне объяснима для эпохи, когда практически единственной отраслью, где возможно было накопление крупных капиталов, была внешняя торговля. Оценка положительной роли торговли меркантилистами также во многом напоминает современные идеи «открытого общества». С их точки зрения, страна, которая ведет активную торговлю, имеет больше стимулов для экономического развития (роста производства, уровня потребления, капиталов и т.д.).

 

2. Теория прибыли. Исключительное значение внешней торговли для меркантилистов объясняется теорией прибыли, из которой они исходили. С их точки зрения, прибыль складывается из превышения цены товара над его стоимостью. При этом для купца стоимостью товара является та цена, по которой данный товар был приобретен. Такой вид прибыли меркантилисты называли «прибыль от отчуждения» {«profit upon alienation»), поскольку она получается в результате «отчуждения» у покупателя денег сверх стоимости товара. Оплата товара выше его первоначальной стоимости рассматривалась не как плата за услуги торговца, а как прямой убыток покупателя. По мнению меркантилистов, торговец ничего не прибавляет к стоимости товара, он лишь перераспределяет имеющиеся богатства в свою пользу, получая прибыль за счет убытка покупателя.

Таким образом, всякая торговая сделка является источником богатства только для одной из сторон, а именно для продавца. Следовательно, для увеличения собственного богатства нужно больше продавать и меньше покупать. На уровне государства это правило означает максимальное расширение экспорта и ограничение импорта, вплоть до законодательного.

Внутренняя же торговля не дает прироста национального богатства. Как писал французский меркантилист Шарль Давенант в «Эссе об ост-индской торговле» (1679): «Оттого, что потребляется внутри страны, нация в общем ничуть не становится богаче; что один теряет, то другой выигрывает».

 

3. Проблемы общественного потребления и занятости. Интересными представляются взгляды меркантилистов на проблему потребления предметов роскоши. С одной стороны, роскошь осуждается как пустая трата денег, но только в том случае, если предметы роскоши являются импортными товарами. Напротив, если речь идет о товарах отечественной промышленности, в большинстве случаев меркантилисты утверждают экономическую полезность такого вида потребления.

Кроме того, по мнению меркантилистов, трата денег на различные изящные безделицы приводит к перераспределению средств из рук богатых в руки бедных. Тем самым такое использование доходов способствует созданию новых рабочих мест, росту занятости и в целом повышению уровня благосостояния трудящегося населения. «Страны, где существуют законы против роскоши, обычно бедны, потому что когда люди благодаря этим законам вынуждены ограничиваться меньшими расходами, чем они могли бы и хотели бы нести, то тем самым у них отнимается охота к трудолюбию и изобретательности», — пишет Д. Норе в очерке «О монете».

Фактически меркантилисты ставят проблему уровня потребления как стимула для развития трудолюбия нации, а следовательно, роста производства, проблемы, которая в дальнейшем была забыта и поднята только в 30-е гг. XX в. Дж.М. Кейнсом.

Интересами обеспечения занятости объясняется и ограничение импорта. Меркантилисты утверждали, что деньги, потраченные на покупку импортных товаров, оплачивают труд иностранных ремесленников, в то время как они могли быть потрачены на оплату труда отечественного производителя.

 

4. Теория денег. Меркантилисты, особенно итальянские и французские, внесли большой вклад в развитие теории денег. Актуальной была проблема «порчи денег», т.е. сознательной чеканки монет с недостаточным содержанием драгоценных металлов. В отличие от средневековых авторов — сторонников номиналистической теории денег большинство меркантилистов придерживалось металлической теории денег и утверждало, что порча монеты лишь ухудшает положение в стране. В частности, финансовый советник Елизаветы I и Королевский валютный контролер сэр Томас Грэшем (1519—1579) вывел закон, который впоследствии получил название «закон Грэшема», согласно которому порченые монеты всегда вытесняют из оборота полноценные. Это происходит потому, что, во-первых, люди стремятся оставлять у себя полноценные монеты и пускать в оборот порченые. Во-вторых, только полноценные монеты идут на экспортно-импортные операции, т.е. уходят из страны.

В эпоху меркантилизма появляются первые примеры количественной теории денег. В работе француза Жана Бодена (1568) и итальянца Бернардо Даванцати (1588) впервые формулируется идея о том, что важную роль в определении уровня цен играет соотношение количества имеющейся монеты и объемов товарооборота. В частности, в качестве причин инфляции они выдвигают либо увеличение первого, либо уменьшение второго. В дальнейшем эти идеи получили развитие в работах английского экономиста Томаса Мана.

В большинстве случаев деньги рассматриваются меркантилистами как активный фактор экономики. Принцип нейтральности денег появится позднее. Он впервые будет предложен Юмом и станет доминирующим для всей классической традиции.

Интересна оценка поздними меркантилистами влияния курса валют на преимущества страны во внешней торговле. Этому вопросу большое внимание уделяли поздние авторы (Т. Ман, Д. Норс). Основная идея заключалась в том, что рост количества денег в стране приводит к повышению цен и соответствующему увеличению издержек производства. Это удорожает экспортные товары и ухудшает их конкурентоспособность на внешних рынках. Отсюда делался вывод, что страна, которая обладает большими запасами денег, теряет свои преимущества во внешней торговле и тем самым лишается возможностей для дальнейшего обогащения.

 

Самые видные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571 - 1641 гг.) - купец, входил в правление английской компании, написал работу «Богатство Англии во внешней торговле» (написал в 1630 г., а опубликована в 1664 г). Он требовал отмены закона о запрете вывоза денег из страны (такой закон был принят в 1669 году) и пропагандировал посредническую торговлю Англии: покупать у одних и продавать другим странам.      

А. Монкретьен (Х VI - Х VII вв.) - написал трактат под названием «Политическая экономия».

Б. Кольбер (Х VII в.) занимал должность министра финансов во Франции, проводил активную политику по развитию мануфактур в стране, регламентации качества товаров, привлечению в страну ремесленников и ограничению их выезда и т. п. В результате экономика страны получила дальнейшее развитие. Однако после его смерти все положительные его достижения ликвидированы, а негативные аспекты выросли.      

Посошков - в России.      

 

Билет 12

2. Утопический социализм: основоположники, время возникновения, основные положения

УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА:

В XVI - XVII веках в экономической и общественно-политической жизни западно-европейских стран происходят значительные сдвиги, которые характеризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением феодальных отношений, обесцениванием крестьян, возникновением промышленных монофактур и появлением наемных рабочих. Появляется и прогрессивное общественное течение - гуманизм. Гуманисты выступали за свободу личности, за удовлетворение человеком земных потребностей. Однако они отрицательно относились к революционному движению масс, были далеки от них. И лишь отдельные представители гуманизма открыто встали на сторону угнетенных. К ним относится основоположник утопического социализма Томас Мор (1478-1535), который одним из первых понял, что основой эксплуатации человеком-человека является частная собственность на орудия и средства производства. В своей работе «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1576г.) он не только критикует современные ему социально-экономические отношения, но и дает изображение такого общества, где господствует общественная собственность. Т. Мор одним из первых на рационалистической основе решает проблему организации общественного потребления путем создания демократического централизованного государства посредством внедрения общественного производства. Наряду с выдающимися догадками об устройстве будущего общественного строя, организации социально-политической жизни, учению Мора присущи черты наивности и примитивизма, идеализируем патриархальную семью, допускай рабский труд, терпим к религии, уравнительность в распределении.

 

Другим основоположником утопического социализма по праву считается итальянский монах Тосмано Компанелла (1568-1639). В произведениях Т. Компанелла подвергаются критике феодальные отношения и сопутствующие им такие явления, как праздность, ленность, тунеядство, отвергает частную собственность и противопоставляет ей общественную. Несмотря на всю наивность и утопичность суждений Компанелло, некоторые его положения заслуживают серьезного внимания. К ним относятся воспитание любви и уважения к труду; выбор сферы трудовой деятельности в соответствии со склонностями и способностями; усиление роли общественных, государственных органов в воспитании подрастающего поколения; эмансипация женщин. «Утопию» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Компанелло объединяет то, что они создавались в соответствующих условиях периода первоначального накопления капитала и разложения феодальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями раннего утопического социализма. В их взглядах отражалась идеология освободительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа - крестьянства и предпролитариата.

 

Второй этап развития утопического социализма развертывается в условиях подготовки и проведения буржуазных революций. Одним из основоположников этого этапа является английский социалист - утопист Джерард Уинстэни (1609-1652). Основные положения его памфлета «Закон свободы» (1652 г.) теснейшим образом связаны с английской буржуазной революцией. Именно поэтому «Закон свободы» относят ко второму этапу развития теории утопического социализма и видят в нем новую страницу в развитии последнего. Важной отличительной чертой утопического социализма Д. Уинстэни выступает то, что его идеи носят революционный характер, тесно связаны с практической борьбой народных масс за свое социальное освобождение. Историческое значение «Законы свободы» Уинстэни состоит в том, что в нем впервые выражено требование создания государства, основанного на общественной форме собственности и равномерном распределении земли между теми, кто ее обрабатывает. Исходя из окружающей действительности, реально сложившихся социально-экономических отношений в результате английской буржуазной революции. Д. Уинстэни создает качественно новую социальную утопию, ибо разрабатывает ее не рационалистически, а как конечный результат того общественного переворота, который произошел в 40-х годах XVII века в Англии. В «Законе свободы» впервые встречается конструктивная критика капиталистических общественных отношений с позиций зарождающегося пролетариата.

Ранее революционное направление утопического социализма получило наиболее яркое отражение в идеях Французского священника Жана Мелье (1664-1729 г.). Историческое значение утопического социализма Мелье («Завещание») состоит в том, что он первым соединил идею создания нового социального строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудящихся масс за свое освобождение.

В рассматриваемый период заметное место принадлежит Мориани и его произведению «Кодекс природы или истинный дух ее законов» (1754г.). Мориани стоит на позиции полного уничтожения частной собственности в интересах пролетариата и крестьянства, ибо господство частной собственности, по его мнению, является основной причиной социального зла. Характерной чертой его учения является грубая уравнительность. В этот период во Франции заметное распространение получают коммунистические идеи Габриэля Бонно де Майли (1709-1785). Его общественно-политические взгляды наиболее полно отражены в следующих произведениях: «О правах и обязанностях граждан» (1758); «О законодательстве или принципы законов» (1776). Основой мировоззрения Майли является то, что люди равны от природы, что имущественное неравенство появляется с возникновением частной собственности. Последняя порождает различные пороки, в том числе угнетение, войны, сословную борьбу.

Особое место в истории социально-политических идей конца XVIII века принадлежит Франсуа Гоель Бабефу (1760-1797), который является первым утопистом, попытавшимся практически соединить идею коммунизма с идеей революции. Разработка конкретной программы практических революционных преобразований общественной жизни выделяет учение Бабефа из всех предыдущих и является значительным шагом вперед в становлении и развитии утопического социализма. В своих теоретических рассуждениях об установлении равенства Бабеф дошел до понимания необходимости установления диктатуры трудящихся в целях решения поставленных задач, создание союза рабочих с мелкими собственниками.

Итак, социальной основой развития утопического социализма в эпоху буржуазных революций и становления капитализма, является борьба предпролетариата и крестьянства против феодализма, против зарождающихся буржуазных отношений.

Первые десятилетия XIX века характеризуются дальнейшим развитием и распространением теорий утопического социализма, что было обусловлено прежде всего дальнейшим развитием капитализма, промышленными переворотами, обострением противоречии нового общественного строя, усилением эксплуатации наемного труда и, как следствие, социальным движением народных масс, направленным против эксплуатации. Отражением борьбы народных масс за свое социально-экономическое освобождение явились многочисленные социально-политические теории.

Особое место в системе социалистического утопизма принадлежит теориям Сен-Симона («Женевские письма» - 1802г.); Шарля Фурье («Всемирная гармония» - 1803 г. и др.), Роберта Оуэна, ибо они явились одним из теоретических источников марксизма. При анализе учения Сен-Симона, Фурье и Оуэна обращает внимание беспощадная критика ими капиталистических отношений. При этом нельзя забывать, что капитализм в то время находился в стадии подъема, а его многочисленные противоречия еще не проявились. Несмотря на это, взгляд на капиталистическое общество как общество исторически ограниченное, на смену которому придет социалистическое, показывает гениальность и широту мышления, представителей критического утопического социализма.

 

Утопический социализм в России. Утопический социализм русских революционных демократов в целом нашел свое выражение в так называемом русском общинном социализме А. И. Герцена. В основе его учения находилось идеалистическое положение о том, что крестьянская община с ее традиционными формами владения землей и самоуправления является носителем социалистических отношений в социально-экономической жизни России, т. е. основы социалистического строя заложены в Российской деревне.

Основной социальной силой, способной создать демократическую республику, Белинский считал революционное крестьянство. Он выступает как открытый сторонник крестьянской революции. Историческая заслуга Белинского в развитии передовой русской социальной мысли состоит в том, что идею народной революции он тесно связал с идеей социализма, что вкорне отличает его мировоззрение от критического утопического социализма Западной Европы.

Особое место в истории утопического социализма занимает учение Н. Г. Чернышевского. В основе его взглядов о социологии, так же как и у Герцена, - общинное землевладение. Исходя из этого, Чернышевский считает, что специфические особенности России, а именно - традиционная крестьянская община, уменьшают тиски частнособственнических отношений и облегчают переход к социализму.

       Итак, идеалы социализма в деятельности русских социалистов-утопситов были После возникновения и победы научного коммунизма в мировом революционном движении утопический социализм не прекратили своего существования, ибо остались классы и социальные слои, среди которых он находит опору и поддержку. Однако современные теории утопического социализма не играют революционной роли, т. к. противостоят научному коммунизму, вносят ложные идеи в массовое революционное движение, направленное против всех форм эксплуатации. Но это обстоятельство указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии».

№13

Коммунизм: основоположники, время возникновения, основные положения. Журналистская проблематика вопроса.

 

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun — «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

Коммунизм – это единый бесклассовый строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники и осуществится великий принцип «ОТ КАЖДОГО – ПО СПОСОБНОСТЯМ, КАЖДОМУ – ПО ПТОРЕБНОСТЯМ»; при коммунизме утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Коммунизм – разработанные теории и взгляды, отрицающие частную собственность и обосновывающие идеал общественного устройства с полным социальным равенством.

 

Идеи:

  • Революционный путь к социализму
  • Установление диктатуры пролетариата
  • Политическая и идеологическая монополия коммунистической партии
  • Плановая экономика
  • Отрицание частной собственности

1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства

2) вторая фаза высшей коммунистической формации, первой фазой которой является социализм.

· Первобытный коммунизм –общественный доклассовый строй первобытной общины.

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

 

  • Военный коммунизм – во время гражданской войны (1918-1920): внутренняя политика советской власти , направленная на вытеснение капиталистических элементов военно-приказным путем – национализацией всех крупной, средней и мелкой промышленности, продовольственной диктатурой, выражающейся в продразверстке (принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.), всеобщей трудовой повинностью, заменой частной торговли государственным распределением товаров по карточной системе.

 

 

  • Научный коммунизм

Карл Маркс, Фридрих Энгельс

40-е годы XIX века

Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы.

Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества.

 

Основоположники коммунизма определяли его так:

 

…коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.

Карл Маркс (1844 г.)

Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.

В. И. Ленин (декабрь 1919 г.)

 

Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.

 

 Карл Маркс (1844 г.)

Билет № 14










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...