Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ограничения применимости закона




  • Однородные единицы. Сравнивать можно товар с однородными единицами и потребляемые одним потребителем. Например, нельзя рассматривать яблоки и бананы. Точно так же нельзя рассматривать зеленые и красные яблоки вместе. Все единицы товара должны быть одного веса и качества. Например, если первое яблоко кислое, а второе - сладкое, тогда второе яблоко даст больше удовлетворения потребителю нежели первое, тем самым нарушая закон.
  • Нет изменений у потребителя. Не должно быть никаких изменений во вкусах, привычках, обычаях, предпочтениях и доходах потребителя. Изменение в одном из перечисленных факторов изменит полезность продукта, что противоречит закону.
  • Продолжительность потребления. В потреблении продукта должна быть продолжительность. Все единицы продукта должны быть потреблены в одно определённое время. Формулировка закона исходит из того, что процесс потребления какого-либо продукта потребителем непрерывен. Если продукт потребляется в разное время, его предельная полезность не обязательно пойдёт на спад. Если есть пауза, то после потребления одной единицы продукта вполне возможно, что потребность в нём возобновится (покупатель успеет проголодаться). Потребление последующей единицы продукта даст удовлетворение от второй единицы равносильное удовлетворению, полученному при потреблении первой единицы продукта.
  • Постоянные цены. Цены на продукт или на его заместители должны оставаться одинаковыми. Потребитель может отказаться от покупки товара или увеличить покупки лишь в силу изменения цены, а не потому, что произошло изменение оценки полезности товара.

На практике одновременное выполнение всех этих условий встречается крайне редко.

Основные положения австрийской школы.

1. Полезность – это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного продуктов удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага – это понимание человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.

2. Полезные блага делятся на два вида:

А) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух). Эти вещи люди не считают ценными для себя, потому что они в избытке.

Б)являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.

3. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности, согласно которому степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.

4. Ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода. Если предельная полезность достигает «точки насыщения», то человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи. Когда же этот рубеж преодолевается, то обычный продукт становится антиблагом, а полезность превращается во вредность.

Предельная полезность зависит от начального количества(запаса) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность снижается. Когда снижается запас, то ценность и предельная полезность возрастают. Это сказывается на рыночной цене продукта.

В концепции предельной субъективной полезности есть внутренняя логика. Ее можно представить в формуле: потребитель – субъективная полезность – ценность блага – предельная полезность – рыночная цена.

Внутренние противоречия:

1. Рыночный обмен одного товара на другие блага предполагает установление их меновой стоимости. Но если каждый товаропроизводитель и покупатель имеет субъективную оценку полезности, то они не совпадают. Тогда становится невозможно определить меновую стоимость и общую рыночную цену.

2. З.у.п. не является универсальным. Он проявляет свое действие в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости (хлеб, вода, жилище). К многочисленным непродовольственным продуктам и к средствам производства этот закон неприменим.

3. Свойственная концепции предельной полезности трактовка редкости и ограниченности благ, по существу, игнорирует технический прогресс.

Журналистская проблематика. Возможно, журналистская проблематика связана с полезностью вещи для каждого конкретного индивида: как ее определить, как установить рыночную цену, меновую стоимость, если субъективная оценка полезности не позволяет этого сделать, как «подогнать» интересы производителя и покупателя друг под друга. То есть журналистов интересуют противоречия внутри нетрудовой теории стоимости.

Билет 11










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...