Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения трудовой теории стоимости сводятся к следующим моментам.




1. Различные товары имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость.

2. Стоимость - это количество и качество труда, затраченного на производство определенного товара.

3. Количественно затраченный труд измеряется рабочим временем, качественно - сложностью труда.

4. Основой обмена одного товара на другой является равенство труда, затраченного на производство этих товаров.

5. Разные производители, создавая одинаковый товар, затрачивают разное по величине рабочее время вследствие неодинаковых условий производства.

6. Однако на рынке одинаковые товары продаются по одинаковой стоимости.

7. Рыночная стоимость товаров определяется общественно необходимыми затратами труда.

8.  Общественно необходимые затраты труда - это рабочее время на изготовление товара при средне нормальных условиях производства (средней производительности, средней квалификации работников, средней интенсивности труда, средней оснащенности производства и пр.).

9. Общественно необходимые затраты труда показывает изготовитель, предложивший для обмена наибольшее количество определенного товара.

До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно в этом времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Их учение позволило вывести производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства. В этом им помогла трудовая теория стоимости.Богатство создается там, где труд преобразует вещество природы в необходимые людям блага. При этом они не умаляли роль природы, утверждая, что «природа – мать, а труд – отец богатства».

 

· Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства высказал В. Петти, которого назвали Колумбом политической экономии. Ему принадлежит знаменитая формула: природа - мать, труд - отец богатства.

· Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стали преподаваться в высших учебных заведениях. В главном труде - "Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) - он обосновал "естественный порядок" в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех Других отраслях материального производства. При разработке учения о рыночной цене классики глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от условий предложения товаров на рынке. Однако они не исследовали воздействия спроса покупателей на цену.  

А.Смит и Д.Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а отдельную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты. За счет прибавочной стоимости они расплачиваются за банковский процент, за аренду земли у землевладельцев и получают дачный доход.

К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) в своем главном экономическом труде "Капитал", которому он посвятил 40 лет и не успел завершитъ, во многом по-новому разработал классическую теории стоимости и теорию прибавочной стоимости.

Экономическое учение К.Маркса о капитале получило неоднозначную оценку. По словам американского экономиста В.Леонтьева, если некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах "Капитала" более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике.

 

Учение К.Маркса - наверняка вопреки его стремлениям - позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии. Это направление, во-первых, во многом отражает особую историческую специфику экономики Англии в XVII-XIX вв. (период господства единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику). Во-вторых, оно обладает чертами асимметричной теории, односторонне отразившей противоречивую действительность. Поэтому не случайно появилось совершенно новое альтернативное воззрение.

 

 

Билет №3

Общественное хозяйство как объект экономической теории.

Рассмотрение данного вопроса складывается из нескольких подтем

1. Экономика как хозяйственная система

2. Потребности – исходный пункт экономической деятельности людей

3. Блага, их полезность и виды

4. Производство и его структура

5. Воспроизводство и его фазы

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...