Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации




 

С 1-го января 2002г. основы пенсионного обеспечения российских граждан были пересмотрены.

Появились три новых федеральных закона, кардинально изменивших прежнюю систему.

Пенсионное обеспечение в России в настоящее время регулируется ФЗ РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ РФ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ РФ от 15.12.01 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

 

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. регулирует условия и нормы назначения, выплаты трудовых пенсий, которые имеют право получать российские граждане, лица без гражданства и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, при условии, что они застрахованы по обязательному пенсионному страхованию и имеют на индивидуальном счету пенсионные накопления, а также достигли пенсионного возраста. Этот же документ оговаривает перечень категорий граждан, которым трудовая пенсия устанавливается досрочно (ст. 27 и ст. 28). Согласно этому закону к трудовым пенсиям относятся: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Причём, если гражданин имеет право на получение трудовых 2-х пенсий, то ему выплачивается одна по выбору.

 

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Пенсия граждан, трудовой стаж которых превышает 5 лет, складывается из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Работающий пенсионер вправе получать в полном размере трудовую пенсию и заработную плату.

 

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. регулирует условия и нормы пенсионного обеспечения за счёт средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным служащим, чернобыльцам и лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию (т. е. оговариваются условия и размеры социальной пенсии).

По этому закону назначается и пенсия за выслугу лет. Лица, её получающие, могут одновременно по выбору получать и любую трудовую пенсию. При этом, некоторые граждане имеют право на одновременное получение 2-х пенсий, согласно двум федеральным законам.

 

Таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения:

  • пенсию за выслугу лет получаютграждане из числа федеральных государственных служащих (условия назначения и размер пенсии за выслугу лет) и военнослужащих (условия назначения и размер пенсии за выслугу лет).
  • пенсию по старости получают граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф (условия назначения и размер пенсии по старости).
  • пенсию по инвалидности получают военнослужащие (условия назначения и размер пенсии по инвалидности).
  • социальную пенсию получают нетрудоспособные граждане (условия назначения и размеры социальной пенсии).
  • пенсию по случаю потери кормильца получают члены семей военнослужащих (условия назначения и размер пенсии по потере кормильца) и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (условия назначения и размер пенсии по потере кормильца) в случае их смерти.

ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» он устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов, федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лиц. Здесь устанавливается 2 варианта возможных страховщиков: ПФ РФ и негосударственный пенсионный фонд, средства которых формируются за счёт ежемесячных перечислений работодателей и работников. Застрахованное лицо может самостоятельно накапливать на индивидуальном лицевом счёте пенсионный капитал. Но такое самостоятельное накопление будет лишь дополнением к государственной пенсии.

 

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 20% от фонда оплаты труда (ФОТ), но эта сумма разделена на три части: 6% от ФОТ направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (БЧ). 8-12% (в зависимости от возрастной категории застрахованного лица) от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (СЧ) и от 2 до 6% (в зависимости от возрастной категории застрахованного лица) направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии.

Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше,– то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившееся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как предполагается, будут участвовать в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж будет возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

 

Таким образом, согласно новой пенсионной модели:

  • Работающий пенсионер вправе получать в полном размере трудовую пенсию и заработную плату.
  • При наличии права на трудовую пенсию, социальная пенсия не устанавливается, даже если она выше трудовой.
  • Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы.
  • Новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.
  • Новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет.
  • Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.
  • В новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...