Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 3. Тема: Драма Западноевропейский театр рубежа веков: Ибсен, Стриндберг, Шоу, Метерлинк




Содержание практических занятий курса

«История зарубежной литературы (к. XIX – н. XX вв.)»

Занятие 1. Рубеж веков как историко-культурный феномен.

Анализ вводной главы «Рубеж XIX-XX веков как историко-литературное и культурологическое понятие» учебника «Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века»: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 3-е. М.: Академия, 2008 (или - Изд. 2-е, переработанное и исправленное. М.: Академия, 2007)

План:

1. Какие части (в соответствии с предметами размышления автора, в соответствии с микротемами вводной главы) можно выделить в этой вступительной главе? Объясните свои соображения, подкрепите их фактами из главы. Выпишите номера страниц, на которых авторы, по вашему мнению, рассматривают эти  микротемы.

2. Охарактеризуйте западную культуру рубежа веков как особый тип эпохи. Выделите ее основные черты. Почему, по мнению Толмачева, эта эпоха носит именно такой характер? Какова функция художника в эту эпоху? Назовите причину, определившую именно такое качество эпохи, такой ее тип (ответ на этот вопрос искать по всей главе). Как, на ваш взгляд, связано формирование на рубеже веков именно такого типа культуры и именно такого представления о художнике и его роли в обществе с историческими событиями, перечисленными и охарактеризованными нами в лекции?

3. Что такое авангарды (с. 8-9)? Зачем автор говорит о них?

4. Какие существуют интерпретации литературы рубежа веков (с. 9)? Перечислите их авторов и охарактеризуйте эти концепции. Что их объединяет?

5. Что представляет собой советская концепция декаданса? Зачем авторы учебника исследуют ее? Каково ваше мнение о не?. Что такое социалистический реализм?

6. Что такое модернизм? Зачем автор упоминает о нем (с. 15).

7. Почему, говоря о культуре рубежа веков, автор большую часть первой главы посвятил разговору о символизме? Выписать страницы, где Толмачев упоминает о нем. Что конкретно говорит он о символизме на каждой из выписанных вами страниц?

8. Что представляет собой синтетический подход 1960-1990-х годов к культуре рубежа веков? В чем состоит трудность изучения культуры этого периода для ученых?

9. Каково значение принципа субъективности, открытого предшествующей культурой, для культуры рубежа веков? Что такое «принцип субъективности» (с. 18)? Почему судьбу всей культуры XIX века Толмачев связывает с судьбой личного начала? Что такое свободное, неиерархическое сознание?

10. В чем состоит значение романтизма для формирования эстетики субъективности (с. 20)?

11. В чем сложность определения границ рубежа веков (с. 20-22)? Каковы эти границы?

12. Перечислите «-измы» рубежа веков (с. 24)? Что Толмачев говорит о реализме, неоромантизме, импрессионизме?

13. Что такое декаданс?

14. Знать наизусть, как определяли декаданс его творцы и носители: Низар, Бодлер, Ренан, Готье, Золя, Верлен, Гюисманс, Бурже, Нордау, Шпенглер; русские современники. Выписать в тетрадь короткую справку о каждом из них.

15. Раскройте сущность философии Ф. Ницше, З. Фрейда (см. в учебнике).

 

1. Цель:познакомить студентовс современными интерпретациями изучаемой эпохи, в частности, с интерпретацией, представленной в учебнике нового поколения «Зарубежная литература конца XIX- начала XX века» / Под ред. В.М. Толмачева - М.: Академия. 2007.

 

Задание

Задание 1. Законспектировать главу «Рубеж веков как историко-литературное и культурологическое понятие» (с. 5-45). в учебнике «Зарубежная литература конца XIX- начала XX века» / Под ред. В.М. Толмачева; М.: Академия. 2007.

Задание 2. Конспект должен быть развернутым, подробным.

 

Тестовые задания рабочей программой по данной теме не предусмотрены.

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Объясните смысл и причины возникновения метафоры «конец света», отразившую особое качество культуры рубежа веков.

2. Объясните, откуда берет начало принцип субъективности, лежащий в основе культуры XIX века, какими причинами было вызвано рождение «культа Я», определившего декадентский характер культуры рубежа веков.

3. Что такое декаданс?

 

Рефераты и доклады по данной теме рабочей программой не предусмотрены.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

1. Законспектировать научную и критическую литературу по изучаемой теме.

2. Завести словарь литературоведческих терминов и понятий по изучаемой теме.

 

6. Применение современных информационных технологий:лекция имеет мультимедийное сопровождение.

Литература

1.«Зарубежная литература конца XIX- начала XX века» / Под ред. В.М. Толмачева - М.: Академия. 2007.



Занятие 2. Новелла Мопассана «Пышка» как явление французского натурализма

План:

1.Натурализм как художественный метод и литературное направление.

2. Место Мопассана во французском натурализме.

3.Новеллистика Мопассана.

4. Новелла Мопассана «Пышка» как натуралистическая новелла:

а) история создания;

б).система образов в новелле;

в) особенности композиции;

г) мастерство психологической детали и роль пейзажа в новелле.

 

Цель: познакомить студентов с творчеством Мопассана; на примере новеллы «Пышка» показать принципы создания натуралистического текста.

 

1.Задания:

Задание 1. Прочитать новеллу Мопассана «Пышка».

Задание 2.. Самостоятельно познакомиться с биографией Мопассана.

 

Тестовые задания рабочей программой не предусмотрены.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие сборники новелл Мопассана вы знаете?

2. При каких обстоятельствах у Мопассана возник замысел «Пышки»?

3. В чем своеобразие экспозиции в новелле «Пышка»?

4. Какова роль пейзажа в новелле?

Рефераты и доклады по этой теме не предусмотрены.

5.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

 

1. Законспектировать научную и критическую литературу по изучаемой теме.

2. Завести словарь литературоведческих терминов и понятий по изучаемой теме.

 

6.Применение современных информационных технологий:занятие имеет мультимедийное сопровождение.

Литература

Основная

1.«Зарубежная литература конца XIX- начала XX века» / Под ред. В.М. Толмачева - М.: Академия. 2007.

Дополнительная

1.Текст новеллы, любое издание.

2.Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1999.

3.Кирнозе ЗИ. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 74-80.

4.Пронин В.А. Ги де Мопассан (1850-1893) // Мопассан Собр. соч. : В 6 т. – М., 1999. – Т. 1. – С. 5-20.



Занятие 3. Тема: Драма Западноевропейский театр рубежа веков: Ибсен, Стриндберг, Шоу, Метерлинк

План:

1. Западноевропейский театр на рубеже веков.

2. Жанр драмы на рубеже веков. Особенности «новой драмы». Новый тип героя. Конфликт.

3. Натуралистическая драма рубежа веков:

Аналитическая драма Г. Ибсена. Драма «Кукольный дом».

а).сущность конфликта в драме «Кукольный дом»;

б).развитие интриги и конфликта, особенности ретроспективной композиции;

в).действие внешнее и действие внутреннее;

г).развитие конфликта; этапы эволюции сознания Норы, отражение этих этапов в конструкции фразы героини;

д)внешний и внутренний конфликт в драме, их роль в раскрытии авторского замысла;

е) символика драмы;

Ж) открытый финал драмы. Ибсен о роли незавершенных финалов.

4. «Драма-дискуссия»  Б. Шоу.

а) содержание дискуссий в пьесах «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»;

б)особенности композиции пьес;

в)соединение трагического и комического в пьесах;

г)роль ремарок;

д).Б. Шоу – мастер парадоксов. Роль парадокса в пьесах.

5. Театр А. Стриндберга («Отец», «Фрекен Жюли»)

а) теория драмы Стриндберга: сцена как фрагмент жизни, абсолютная иллюзия действительности, роль психологизированных диалогов и т.д.;

б) сущность конфликта в драмах Стриндберга;

в) особенности композиции;

г). внешний и внутренний конфликт, их роль в раскрытии авторского замысла.

6. Символистский театр. М. Метерлинк («Маленькие драмы»).

а) теория драмы Метерлинка: от статичного театра к театру «молчания»

б) основные темы драм Метерлинка: темы любви и смерти;

в) особенности композиции одноактных пьес Метерлинка;

г) смысл названий;

д) особенности конфликта и его воплощения в структуре пьесы;

е) специфика метерлинковоского персонажа;

ж) особенности хронотопа;

з) своеобразие и художественная функция диалогов;

и) символика драм.

 

Цель: познакомить студентов с драматургией рубежа веков, на примере пьес крупнейших драматургов эпохи показать особенности натуралистического и символистского театров.

 

1.Задания:

Задание 1. Выписать в рабочую тетрадь определения следующих терминов и понятий: новая драма, конфликт, действие, символика, открытый финал, аналитическая драма, драма-дискуссия.

Задание 2. Прочитать названные в плане занятия пьесы Шоу, Ибсена, Метерлинка, Стриндберга.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1.Перечислите крупнейшие театры рубежа веков.

2. Почему Б. Шоу называют мастером создания открытых финалов?

3. Н. Бердяев увидел в пьесе Мотерлинка «Слепые» «безысходный трагизм человеческого стремления к свету и познания, трагизм незнания». Согласны ли вы с такой трактовкой пьесы? Аргументируйте свой ответ.

4. Каковы особенности построения диалога в драмах Стриндберга. На что они работают?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...