Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы фиксации научной информации: конспектирование.




Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

конспект-план,

конспект-схема,

текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:

Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Составить план - основу конспекта.

Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

 

Способы фиксации научной информации: аннотирование.

Аннотация (от лат.annotatio - замечание) – краткая

характеристика содержания произведения печати или рукописи. Она

представляет собой предельно сжатую описательную характеристику

первоисточника. В ней в обобщенном виде раскрывается тематика публикации

без полного раскрытия ее содержания. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем

говорится в первичном источнике информации.

 Аннотации по содержанию и целевому назначению могут быть

справочные и рекомендательные. Справочные аннотации раскрывают

тематику документов и сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают

критической оценки. Рекомендательные аннотации содержат оценку

документа с точки зрения его пригодности для определенной категории

читателей.

 По охвату содержания аннотированного документа и читательского

назначения различают общие и специализированные аннотации. Общие

аннотации характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг

читателей. Специализированные аннотации раскрывают документ лишь в

определенных аспектах, интересующих узкого специалиста. Они могут быть

совсем краткими, состоящими из нескольких слов или небольших фраз, и

развернутыми до 20-30 строчек, но и в этом случае, в отличие от реферата,

дают в сжатой форме только самые основные положения и выводы документов.

 В аннотации указывают лишь существенные признаки содержания

документа, т.е. те, которые позволяют выявить его научное и практическое

значение и новизну, отличить его от других, близких к нему по тематике и

целевому назначению.

 При составлении аннотации не следует пересказывать содержание

документов (выводы, рекомендации, фактический материал). Нужно свести к

минимуму использование сложных оборотов, употребление личных и

указательных местоимений.

 

Общие требования, предъявляемые к написанию аннотаций, следующие:

1. Учет назначения аннотации. От этого зависит полнота охвата и содержание

заключительной части.

2. Объем аннотации колеблется от 500-2000 печатных знаков.

3. Соблюдение логичности структуры, которая может отличаться от порядка

изложения в оригинале.

4. Соблюдение языковых особенностей аннотации, что включает в себя

следующее:

- изложение основных положений оригинала просто, ясно, кратко;

- избежание повторений, в том числе и заглавия статьи;

- соблюдение единства терминов и сокращений; 8

- использование общепринятых сокращений;

- употребление безличных конструкций типа «рассматривается…,

анализируется…, сообщается…» и пассивного залога;

- избежание использования прилагательных, наречий, вводных слов, не

влияющих на содержание;

- использование некоторых обобщающих слов и словосочетаний,

обеспечивающих логические связи между отдельными частями высказываний

типа «как показано…», «…, однако», «следовательно…» и т.д.

 Состав аннотации:

1. Вводная часть - библиографическое описание.

2. Основная часть – перечень основных, затронутых в публикации проблем.

3. Заключительная часть – краткая характеристика и оценка, назначение

аннотируемой работы (кому адресуется данная публикация).

 Итак, аннотация - это краткое, обобщенное описание (характеристика)

текста книги, статьи. Перед текстом аннотации даются выходные данные

(автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные

можно включить и в первую часть аннотации. Аннотация обычно состоит из

двух частей.

 В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй

части перечисляются (называются) основные положения. Субъект действия в

аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста;

активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).

Образец аннотации:

 Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества //

Философия и политика в современном мире. - М.: Наука, 2005.-С. 44-60.

 Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны

жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье

рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями

различных направлений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...