Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Морфологические признаки научного стиля речи




Отвлеченность научного стиля речи проявляется и на морфологическом уровне — в выборе форм частей речи.

1. Специфично употребляется в научном стилеглагол.В научных текстах часто используются глаголы несовершенного ви­да. От них образуются формы на­стоящего времени, которые имеют вневремен­ное обобщенное значение (например: в данной отрасли используется это соединение). Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах (рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.).

2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суф­фиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе дей­ствия: В современной философии и социологии норма определяется как средство регулирования деятельности общества в целом; В этом смысле норма понимается как закон деятельности, правило.

3. Большое распространение в научных текстах имеют краткие страда­тельные причастия, например: Теорема доказана; Уравнение составлено верно.

4. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны инеоднозначны функции этих элементов.

5. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. я. Его заменяют местоимением мы(авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения мы создает атмо­сферу авторской скромности и объективности: мы исследовали и при­шли к выводу… (вместо: я исследовал и пришел к выводу…).

6. В научной речи часто встречаются формы множе­ственного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются: они используются для обозначения а) сорта или вида веще­ственных существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи); б) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культу­ры) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теп­лоты); в) отрядов и семейств животного и растительного мира (парнокопытные, хищники).

 

Подстили научного стиля и соответствующие им жанры.

Научный стиль реализуется в нескольких подстилях, а вот об их количестве в науке ещё ведутся споры. Однако существование трёх подстилей общепризнанно: это собственно научный (академический), учебно-научный и научно-популярный подстили. Различия между ними особенно отчётливо проявляются в следующих моментах:

· в специфике адресата;

· в объёме общих фоновых знаний у субъекта речи и адресата;

· в использовании в научном тексте терминологии.

Так, общение в рамках академического подстиля предполагает, что у субъекта речи и адресата имеется значительный объём общих научных знаний, поэтому терминология в научной статье, в выступлении на научной конференции и т. д., как правило, используется без дефиниций. В текстах научно-учебного подстиля термины вводятся постепенно, с дефинициями, с учётом значительной разницы в объёме научных знаний у обучающего и обучаемого. По такому принципу, например, осуществляется изложение материала в учебнике. И, наконец, в научно-популярных произведениях терминология используется скупо, а значение термина объясняется в максимально доступной форме, поскольку в роли адресата может выступать практически каждый человек, обладающий любым, даже минимальным, объёмом фоновых знаний о предмете речи.

Система подстилей научного стиля и их основных жанров представлена в следующей таблице:

Таблица 1.1

Подстили Адресат Основные жанры
Первичные Вторичные  
Собственно научный (академический) Учёные, преподаватели, аспиранты Монография Диссертация Научная статья Научный доклад Научное сообщение Научная дискуссия Дипломная работа Дипломный проект Научный комментарий текста Автореферат диссертации Отзыв на диссертацию Отзыв на дипломную работу Научное обозрение Научная рецензия Тезисы
Научно- учебный Учащиеся, студенты Учебник Учебное пособие Учебная лекция Методические указания Методические рекомендации Реферат Конспект Конспект лекции Отчёт по лабораторной работе Отчёт по учебной практике
Производственно-технический Промышленные и сельскохозяйственные работники; ремесленники; лица, занятые домашним трудом Учебник Учебное пособие Инструкция Памятка  
Научно- справочный Лица любого возраста и образовательного уровня Энциклопедия Словарь Грамматика Аннотация Патентное описание Статья в каталоге Справочник
Научно- популярный Повесть Статья Очерк Заметка    

 

Лекция и доклад как жанры научного стиля.

Лекция (лат. lecture – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопросу и т.д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения.

Доклад – один из видов монологической речи, публичное развёрнутое официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных.

Может быть устным или письменным.

Часто передаёт информацию о служебном деле руководству или вышестоящему должностному лицу.

Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...