Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина




 

Тема вольности является одной из первостепенных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает роль его в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: «Вольность», «Сказки», «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Пора, мой приятель, пора! покоя сердце просит…», «(Из Пиндемонти)», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

 

Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.

 

Стихотворения «Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву», «Деревня» написаны в петербургский срок. К этому времени Пушкин уже добился значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.

 

Стихотворение «Вольность», созданное в 1817 году (в послелицейские годы), написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как в первый раз в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:

 

Хочу воспеть Свободу миру,

 

На тронах поразить порок…

 

В стихотворении применяется прием олицетворения («Свобода», «Вольность», «Закон» воспринимаются как что-то живое).

 

Главная мысль этого стихотворения — закон должен быть превыше всего, политическая элита должна «сочетаться» с ним.

 

Владыки! вам венец и трон

 

 Дает Закон — а не природа;

 

Стоите выше вы народа,

 

Но вечный выше вас Закон…

 

Но также Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. Поэт заявляет:

 

И беда, беда племенам, <…>

 

 

Где иль народу, иль царям

 

Законом властвовать возможно!..

 

То есть опасность не только неограниченное самодержавие, но и неограниченная демократия. В этом Пушкин опередил своих современников (будущих декабристов), которые выступали лишь за ограничение власти монарха-самодержца. В этом стихотворении молодой Пушкин упоминает тех людей, которые были для него идеалами, например французского поэта А. Шенье («возвышенный Галл»). Также в стихотворении находит отражение работа Руссо «Общественный договор» (о роли закона в обществе). В тот самый срок воззрения Пушкина были близки ко взглядам будущих декабристов, он во многом разделяет их убеждения, и в стихотворении «Вольность» он открыто призывает угнетенных, бесправных людей биться за свою свободу: «Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!» Но очевидно, что в это пора у Пушкина не сложилась ещё своя собственная точка зрения, потому что он ещё очень молод и в какой-то степени пребывает под влиянием чужих взглядов. Поэтому более того в одном и том же стихотворении можно найти много противоречий.

 

Только что Пушкин призывал к борьбе против угнетателей, но в следующих строках уже осуждает убийство Людовика, так как убийство более того злодея преступно:

 

Молчит Закон — народ молчит,

 

Падет преступная секира…

 

Молчание — знак осуждения, и в этих строчках Пушкин использует прием повтора для усиления мотива вины тех, кто это совершил.

 

В стихотворении Пушкина есть такие строки:

 

Самовластительный злодей!

 

Тебя, твой трон я ненавижу,

 

Твою погибель, смерть детей

 

С жестокой радостию вижу…

 

Конечно, в какой-то степени это написано заносчиво, необдуманно, «по юности», и такое в творчестве Пушкина встречается первый и последний раз.

 

Это стихотворение звучит очень смело для того времени. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает всех властителей, но и касается личности самого Александра I, что в какой-то степени и привело к ссылке поэта.

 

В конце стихотворения Пушкин выдвигает свою точку зрения, предлагает выход:

 

Склонитесь первые главой

 

Под сень надежную Закона,

 

И станут вечной стражей трона

 

Народов вольность и покой…

 

Чтобы народы были свободны, должен господствовать закон.

 

Хотя в стихотворении «Вольность» ещё много противоречий, «чужих» суждений, но оно, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одним из первостепенных произведений, раскрывающих тему свободы.

 

Стихотворение «К Чаадаеву» (1

 818 г.) написано в жанре послания. Стремление к вольности в этом стихотворении воссоздается поэтом как чувство очень личное. В конце этого стихотворения Пушкин выражает свое кредо, там опять присутствует мотив призыва к разрушению самодержавия:

 

…Товарищ, верь: взойдет она,

 

Звезда пленительного счастья,

 

Россия вспрянет ото сна,

 

И на обломках самовластья

 

Напишут наши имена!

 

Стихотворение «Деревня» написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.

 

Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова «но» (Пушкин таким образом подчеркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество («барство дикое», «рабство тощее»).

 

Здесь девы юные цветут

 

Для прихоти бесчувственной злодея…

 

В стихотворении также присутствует декабристская терминология («друг человечества», «просвещенная Свобода» и т. д.).

 

В стихотворении «Деревня» есть призыв к царю отменить крепостное право, изменить положение народа не «снизу», а «сверху».

 

Увяжу ль, о друзья! народ неугнетенный

 

И рабство, падшее по манию царя,

 

И над отечеством Свободы просвещенной

 

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

 

Все эти стихотворения объединяет то, что в них поэт обращается к теме политической свободы, которая на этом этапе становится главной в свободолюбивой лирике Пушкина.

 

Стихотворение «Узник» (1822 г.) — одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Оно построено как исповедь лирического героя, что является одним из признаков романтического произведения, как и неопределенность времени и места действия.

 

 

В «Узнике» символом свободы становится орел, который вскормлен в неволе и стремится к свободе. В последнем четверостишье Пушкин использует прием усиления для создания образа свободы, также применяется триада — три стихии: гора, безграничные морские просторы и ветер — символы свободы, воли.

 

В стихотворениях Пушкина звучат не только призывы к борьбе, но и пессимистические ноты. Одним из таких произведений является стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» (1823 г.). В нем поэт сравнивает себя с человеком, который оказался один в пустыне и которого никто не слышит. Пушкин воспринимает народ как безответное стадо:

 

Паситесь, мирные народы!

 

 Вас не разбудит чести клич.

 

К чему стадам дары свободы?

 

 Их должно резать или стричь.

 

В стихотворении «Пророк» (1826 г.) слова «свобода», «воля» не используются, но важен подтекст: чтобы призывать к свободе, надобно перенести непомерные страдания и муки.

 

Стихотворения 1827 года «Во глубине сибирских руд…» и «Арион» можно объединить, так как они подчинены одной задаче. Эти произведения написаны в поддержку декабристов, в них Пушкин говорит, что он остался верен своим друзьям и их идеалам:

 

Я гимны прежние пою…

 

В стихотворении

 

«Во глубине сибирских руд…»

 

Пушкин пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение и в конечную победу их дела:

 

Оковы тяжкие падут,

 

 Темницы рухнут — и свобода

 

Вас примет радостно у входа,

 

И братья меч вам отдадут…

 

Стихотворение «Арион» написано в аллегорическом ключе, в нем с помощью мифологических образов зашифровано очень актуальное политическое содержание.

 

Пушкин остается верен декабристам, продолжает воспевать свободу.

 

Стихотворения «Пора, мой приятель, пора! покоя сердце просит…» (1834 г.) и «(Из Пиндемонти)» (1836 г.) выявляют более зрелые взгляды поэта, его новое отношение к проблеме свободы.

 

В срок «подведения итогов» в творчестве Пушкина идеал свободы политической сменяется идеалом «внутренней свободы».

 

В стихотворении «Пора, мой приятель, пора! покоя сердце просит…» «Воля» воспринимается Пушкиным уже не как декабристская «вольность»: поэт стремится к высшей свободе — свободе духовной. Он открыл, нашел для себя эту высшую свободу, как найдет ее для себя потом Пьер Безухов, герой «Войны и мира» Л. Н. Толстого…

 

 

А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, “вольности святой”.

Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века - это и политическое освобождение от “гнета власти роковой”, и вольный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.

У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения действительности и, следовательно, образа лирического героя.

Образ лирического героя Пушкина - это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде “Вольность” 1817 года:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Увы! Куда ни брошу взор -

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела - Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Призыв лирического героя к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенному к другу поэта, “товарищу” по делу освобождения, - Чаадаеву. По жанру это стихотворение - послание, в котором слышны политические нотки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

“Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья”, ждут все прогрессивные люди того времени минуты “вольности святой”. В послании возникают два образа: образ “власти роковой” и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения Родины. Упоминание в стихотворении слова “звезда”, символизирующего в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения.

В 1819 году во время поездки в Михайловское поэт пишет стихотворение “Деревня”, направленное против второго зла в России - крепостного права. Лирический герой наблюдает “везде Невежества убийственный Позор”. “Деревня” построена по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй части - резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: “барства дикого” и “рабства тощего”.

Здесь Барство дикое без чувства, без Закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца...

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения “Погасло дневное светило”, написанном в 1820 году:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей.

Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении “Узник” (1822), а также в элегии “К морю” (1824), где море олицетворяет собой абсолютную свободу человека - как внутреннюю, так и

поэтическую:

Прощай, свободная стихия,

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

С 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов, хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.

В стихотворении 1828 года “Анчар” поэт обличает тиранию во всех ее проявлениях. Стихотворение трагично по существу:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.

Даже природа не приемлет “древо яда”:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

“Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом”. “Бедный раб” не протестует против воли владыки, который преумножил зло, “напитав ядом свои послушливые стрелы” и разослав их в соседние пределы.

С темой свободы в стихотворениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829), “Элегия” (1830) и “Вновь я посетил” (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина.

В стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” поэт мыслит о “дубе уединенном”, который “переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов”.

Своеобразный итог своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836), отмечая одну из своих главных заслуг перед народом и потомками — прославление идеалов свободы:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звезда - символы свободы), анафоры (“пока свободою горим, пока сердца для чести живы”), сравнения.

Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.

   

 

 

Вопрос 12 дополнительный










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 610.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...