Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пушкинские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова




 В. Г. Белинский в письме к Боткину писал: «Пушкин умер не без наследника». Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина в поэзии и прозе. Несмотря на то что эти два поэта принадлежат к разным эпохам, творчество Пушкина оказало большое воздействие на прозу и поэзию Лермонтова. Например, многие мотивы в лирике и в творчестве Пушкина (кстати, слово «мотив» в переводе с французского обозначает «мелодия», «напев», а слово «лирика» пришло в русский язык из греческого и переводится как «поющий под звуки лиры») — обнаруживаются в поэзии Лермонтова. В 1837 году М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» — отклик на трагическую гибель Пушкина. Оно начинается с вольной цитаты из посвящения к «Кавказскому пленнику» Пушкина: «Погиб поэт — невольник чести...» Для погибшего поэта действительно большое значение имели честь и достоинство. Например, этот мотив звучит в исторической повести Пушкина «Капитанская дочка».

 

Тема стихотворения «Смерть поэта», квинтэссенция которого звучит в эпиграфе, — воздаяние за зло. Это и мотив лирики Пушкина. Однако если в оде «Вольность», стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин высказывает желание видеть Россию, в которой установлен единый для всех закон, то у Лермонтова возникают сомнения в справедливости этого закона. Лермонтов полагает, что только Божий «грозный суд» покарает находящихся «под сению закона» убийц. Кто же они, по мнению Лермонтова? В гибели Пушкина поэт обвиняет не только убийцу, не только духовную чернь, обращаясь к которой, судя по стихотворениям Пушкина «Чернь» и «Поэт и толпа», поэт отстаивал свободу творчества, но и светское общество. Лермонтов обвиняет окружавших Пушкина «клеветников ничтожных» и того, чьим «словам и ласкам ложным» поверил поэт, то есть, возможно, государя.

 

Конфликт поэта и нравственной черни, обозначенный в лирике Пушкина, в стихотворении Лермонтова «Поэт» разрешается в пользу черни. Стихотворение построено на параллелизме. История кинжала, бывшего некогда боевым оружием, но ставшего «игрушкой золотой», сравнивается с судьбой современного поэта, который променял власть над думами света на злато. В последнем четверостишии стихотворения Лермонтов задается вопросом, может ли возродиться поэт и вновь, говоря словами Пушкина, «глаголом жечь сердца людей» (это цитата из стихотворения Пушкина «Пророк»). Развивая основную философскую мысль этого произведения — что есть предназначение и судьба поэта, — Лермонтов в одноименном стихотворении говорит о том, что произошло с пророком с того времени, когда он стал исполнять волю Бога. Лермонтовский текст начинается словами: «С тех пор...» Смысл стихотворения таков: пророк отвергнут обществом, «презирают все его». С точки зрения Лермонтова, пушкинский пророк обречен на непонимание и отчуждение людей, его окружающих. Интересно также заметить, каким изменениям подвергается у Лермонтова пушкинское осмысление смены поколений. Если в стихотворениях Пушкина «Дорожные жалобы», «19 октября» и других поэт принимает смену поколений как естественное закономерное явление, то Лермонтов в стихотворении «Дума» противопоставляет друг другу поколения, эта тема у Лермонтова драматична. Современное поколение не принимает предыдущее за их «роскошные забавы», «ребяческий разврат» — это им скучно. Взамен же этого современнику могут предложить только старение в бездействии, без наслаждения жизнью: поэзией, искусством. Ненависть и любовь — случайные чувства в их сердцах. Лермонтов строит образ современного поколения на противопоставлении:

 

 И царствует в душе

Какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

 

 Лермонтов подчеркивает в последнем четверостишии, что этот конфликт вечен и грядущее поколение не примет современное, считая его морально «промотавшимся отцом».

 

Еще один мотив Пушкина получил развитие в лирике Лермонтова — это образ демона, который воплотился в необыкновенно одиноком лирическом герое стихотворения «И скучно, и грустно...». Как и у Пушкина в стихотворениях «Дорожные жалобы», «19 октября» «Осень», у Лермонтова звучит мотив утекания жизни, но для лирического героя стихотворения «И скучно, и грустно...» жизнь — « такая пустая и глупая шутка». Интересно, что в «Медном всаднике» Пушкина звучит вопрос:

 

 …иль вся наша

И жизнь ничто, как сон пустой,

Насмешка неба над землей?

 

 Лирический герой стихотворения Лермонтова разочарован, его охватывает чувство безысходности, безнадежности, разочарования в жизни. Белинский назвал такое состояние «нездешней мукой». Стихотворение проникнуто настроением реквиема: не сбылись надежды, обмануты чувства, вера в будущее.

 

Интересно в связи с этим заметить, что пушкинская тема земной благодати также нашла продолжение в лирике Лермонтова. Например, лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» воспринимает пейзаж «сладостным», приветливым, его душа находится в гармонии с природой, он может постигнуть счастье на земле и в небесах увидеть Бога. Это христианский мотив — приятие мира Господнего, понимание природы как силы, которая вносит в душу покой и надежду, как силу, смиряющую тревогу. Еще одно стихотворение такого плана — «Выхожу один я на дорогу...». Лирический герой этого стихотворения видит пейзаж глазами религиозного человека: «пустыня внемлет Богу», небо для него «торжественно и чудно». Именно в небесах лирический герой ищет «свободы и покоя», что может дать только Бог. Эта тема звучала и в творчестве Пушкина в оде «Вольность», в «Евгении Онегине». Для обоих поэтов символом вечности был дуб. У Лермонтова: «...вечно зеленея, / Темный дуб склонялся и шумел», а у Пушкина в стихотворении «Брожу ли я...»: «дуб уединенный... пережил он век отцов». Лирические герои находятся в гармонии с природой, они являются ее неотъемлемой частью.

 

Мотив любви к Родине, к своей Отчизне так же занимал важное место в лирике обоих поэтов. Однако Александр Сергеевич Пушкин любит Россию за ее непредсказуемость, таинственность и даже за военные заслуги «России ратной». Это видно на примере таких стихотворений, как «Олегов щит», «Бородинская годовщина», «Александру». Михаил Юрьевич Лермонтов же в стихотворении «Родина» отвергает мысль о том, что любовь подчинена рассудку:

 

 Люблю отчизну я, но странною любовью.

Не победит ее рассудок мой.

 

 Поэт не соглашается с тем, что Родину можно любить за что-то: за славу ли, «купленную кровью», за «полный гордого доверия покой» ли, за «старины» ль «заветные преданья». Как и Пушкин, Лермонтов любит «разливы рек ее, подобные морям», но принимает даже «пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков!».

 

Несмотря на эту любовь к Родине, Лермонтов пишет стихотворение «Прощай, немытая Россия...», в котором с болью и горечью в сердце порицает рабство, полную зависимость народа от «мундиров голубых». Этот мотив рабов и господ, несвободы выбора можно увидеть в стихотворении Пушкина, например в «Анчаре»: «и умер бедный раб у ног непобедимого владыки».

 

В творчестве Пушкина присутствует разнообразие тем, форм, его творчество носит экстенсивный характер. Многие из мотивов его произведений, как-то: честь и достоинство, законность, поэт и его назначение, смена поколений, одиночество, земная благодать и другие, — разрабатывались, нашли иную трактовку у более поздних поэтов, например в лирике Лермонтова, а в дальнейшем у Некрасова, Есенина и других мастеров русского поэтического слова.

 

 

Вопрос 6 дополнительный

 

Лицейское творчество (1813–1817)

 

Этот период условно делят на два этапа – ранний (1813–1815) и поздний (1816–1817). Первоначально лицейская лирика тесно связана с литературой классицизма, русского и французского Просвещения, уже подверженной новым – предромантическим и романтическим веяниям. Это нашло отражение в оде «Воспоминания в Царском Селе», в отклике «На возвращение государя», в классицистическом по духу послании «К Александру», в стихотворении «Наполеон на Эльбе» и других произведениях. Многие стихотворения близки классицистической оде «на случай» по тематике (восхваление мудрого монарха и полководцев), по композиции (строгий и традиционный порядок частей), по поэтической лексике (широкое употребление архаизмов и славянизмов – «выи», «надменны», «десница» и др.) и отличались обилием риторических конструкций.

 

Вскоре, однако, классицистические пристрастия угасают и уступают место анакреонтике, гедонистическим и эпикурейским мотивам. Весь лицейский период проходит под знаком анакреонтики. Преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с ее радостями и весельем. Пушкин следует анакреонтической лирике Державина, усваивает стилистику Карамзина и в особенности Жуковского, внимательно читает Батюшкова и учится у него.

 

Поэтическая школа Пушкина – это тот же круг поэтов, что и его русских учителей и старших современников. Прежде всего, это европейская, для Пушкина – античная и французская в большей мере, чем для Жуковского (немецкая, английская и французская) и Батюшкова (античная, итальянская и французская), поэзия. Из античных авторов наибольшую популярность имеют Анакреон, Тибулл, Гораций. Из французской литературы – «легкая поэзия» (Парни, Мильвуа) и поэзия позднего рококо (Вольтер, Грекур, Шолье).

 

Пушкин пишет о беззаботном и беспечном отношении к жизни, к ее горестям. Краткость жизни побуждает поэта насытиться ее чувственной прелестью. В упоении жизненными радостями происходит самоутверждение личности, которая отказывается от казенной морали, от условностей света, от погони за чинами, титулами, регалиями и богатством. Их место во множестве стихотворений занимает пир души и духа с непременными атрибутами – вином, любовью, дружбой, поэзией.

 

Поэзия пиршеств, вакхических удовольствий никак не совместима с религиозно-этическими нормами, светским этикетом, но вполне совместима с либеральными идеями личной свободы, защиты чести, достоинства, независимости мнений. Подлинный поэт, в представлении Пушкина, творит по наитию, по вдохновению, в противоположность ремесленнику, который не знает духовной свободы и подчиняет свою поэзию корыстным интересам. Следовательно, анакреонтика – не просто жанр, но либерально-поэтическая установка творческой личности, которая порождает разнообразные жанры – от «анакреонтической оды» («Гроб Анакреона») до романса и сказки («Амур и Гименей»). В том же ключе формируется самый распространенный жанр раннего лицейского периода – дружеское послание («К Наталье», «К другу стихотворцу»). Многие послания берут в качестве образца «Мои пенаты» Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В посланиях обычно провозглашается литературная программа, устремленная к романтизму и исключающая классицизм. Послания часто включают бытовые и сатирические сцены, которые присутствуют не как живые и непосредственные впечатления, а в качестве литературно-условных примет и имеют чисто жанровое происхождение. Особенность пушкинской поэтики в лицее – усвоение разных поэтических школ. Пушкин не стремится подражать Жуковскому или Батюшкову. Он учится у них писать, хочет понять, как ему писать. Поэтому в посланиях Пушкин объявляет себя сторонником «арзамасских» творческих деклараций и одновременно отстаивает собственный путь. Так, послание «Батюшкову» («В пещерах Геликона…») завершается знаменательной цитатой-концовкой («Будь всякий при своем»).

 

Если в посланиях, в романсах, в элегиях вырабатывался пушкинский поэтический язык психологической лирики, пока достаточно условный, изобилующий готовыми формулами, то в одических жанрах (ода, песня, гимн, дифирамб), оживленных батальной лирикой 1812 г., слагалась гражданская лирика с ее высоким стилем слов-сигналов, метафорических образов, за которыми стояли устойчивые социально-политические понятия и ценности.

 

После 1815 г. заметно усиливается оппозиционность общественных настроений. Если в ранний лицейский период основная установка Пушкина состоит в том, что жизнь дана для наслаждения, то в поздний лицейский период он сожалеет о том, что пиршество духа невозможно вследствие несовершенных обстоятельств. Земные радости, чувственные желания уступают место грусти. Невозможность достичь полноты душевной жизни выдвигает в поэзии на первый план жанр элегии и близкий к нему жанр романса. Господствующее положение занимает исповедальная любовная лирика, которая реализуется в двух разновидностях – «унылой» и любовной элегии.

 

В «унылой» элегии преобладает одна страсть – уныние, страдание разлуки, воспоминание об утрате возлюбленной. Любовь, переживаемая героем, лишена, как правило, чувственного начала. Она созерцательна, платонична и часто религиозна.

 

Герой предстает мечтательным юношей – поэтом, оплакивающим любовные страдания. Типичная элегическая ситуация – предсмертный монолог. В таких элегиях преобладают устойчивые поэтические обороты («увяла в цвете лет» и др.). Те же чувства любовного томления и уныния характеризуют и романс. Но в нем речь может идти о герое, отделенном от автора. Такому герою сообщается особая биография воина-певца, павшего на поле битвы («Наездники»). В романсе может звучать и гусарская тема («Слезы»), в которой оживают приметы лирики Д.В. Давыдова.

 

Любовная элегия, в отличие от «унылой», выражала противоречивый внутренний мир героя («Элегия» («Опять я ваш, о юные друзья!»), «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда…»)). Основной герой в ней – задумчивый отшельник, бегущий из общества в естественный мир любви, наслаждений, поэзии. Иногда он является в облике скептического вольнодумца. Любовная элегия наполнена чувственной страстью. Герой в любовной элегии противоречив: он жаждет полноты наслаждений, но она оказывается невозможной.

 

В обращениях к друзьям («В альбом Илличевскому», «Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, мотив поэтического союза, «святого братства».

 

В целом, лицейская лирика носила ярко выраженный жанровый характер. Пушкину было присуще жанровое мышление: тема, стиль, лирический герой, авторский образ определялись жанром. Особенность лицейской лирики – игра поэтическими масками. Лицейская лирика была поэтическиусловной и не отражала ни реальное жизненное поведение Пушкина, ни его духовный и душевный мир. Но именно условность лирики была залогом поэтического новаторства Пушкина, который позднее наполнил условные и устойчивые поэтические формулы-сращения (утлый челн, во цвете лет и др.) конкретным жизненным содержанием.

 

Книжно-условный строй лицейской лирики отразился и на образе лирического героя. Он тоже жанровое лицо, стилевая маска, выбираемая соответственно жанру.

 

Юный Пушкин часто воображал себя то мечтательным, грустным поэтом («Певец»), то ленивым мудрецом («Городок»), то веселым и беспечным гулякой («Пирующие студенты»). В жизни он не был похож на литературные образы своих стихотворений. В лицейской лирике в центре стихов находится не автор, а обобщенный условный образ, зависимый от жанра. Выбор жанра определяет и выбор лирических масок героя, которые постоянно меняются. В стихотворении «Послание к Юдину» появляется образ юноши-отшельника («Живу с природной простотой, С философической забавой И музой резвой и младой»). В послании «К Батюшкову» возникает иная маска: «Философ резвый и пиит, Парнасский счастливый ленивец, Харит изнеженных любимец, Наперсник милых Аонид». В «Моем завещании» Пушкин примерил маску эпикурейца, поэта лени и сладострастной неги:

Здесь дремлет Юноша-Мудрец,

Питомец Нег и Аполлона.

.

 

Другая особенность лицейской лирики – метафоричность и перифрастичность стиля. В «Подражании» (1816) прослеживается характерный метафорический стиль, иллюстрирующий мотив смерти:

Я видел смерть; она сидела

У тихого порога моего…

 

Элегическая грусть здесь трансформируется в бесконечную тоску и невозможность примириться со смертью. В других стихотворениях Пушкин сглаживает трагизм ситуации, говоря на том же метафорическом языке:

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем…

 

Он набрасывает «покров изящной беспечности» на изображаемую суровую действительность.

 

Господство перифрастического стиля выражается в том, что Пушкин, согласно поэтическим традициям и тогдашней поэтической моде, мыслит перифрастически: явления получают не прямые и точные названия, а условные описательные обозначения: вместо смерть – «гроба близким новосельем», вместо поэт – «наперсник богов», вместо римляне – «О Ромулов народ», вместо в школе – «Под сенью мирною Минервиной эгиды».

 

Сюда же следует отнести использование античных образов и реалий. Античность в стихах лицейского Пушкина – условная форма выражения его миросозерцания, его гармонически цельного восприятия жизни. В лицейской лирике античность символизирована и стилизована. Античные боги, мифологические персонажи, равно как и условные имена, – все это словесный маскарад, декорация, знаки, эмблемы, символы тех или иных ситуаций или переживаний.

 

В Лицее Пушкин прошел серьезную поэтическую школу. Он овладел многими жанрами и стилями. При этом он усваивал принципы поэтических систем, например Жуковского и Батюшкова. Жуковский открыл Пушкину многозначность слова, скрытую в нем эмоциональность, а Батюшков применил тот же принцип многозначности ко вполне земным чувствам. В лицейские годы из ученика европейских и русских поэтов Пушкин превратился в одного из ведущих лириков, принадлежащих к «школе гармонической точности». Из Лицея Пушкин вышел готовым отправиться в самостоятельное поэтическое плавание.

 

Анализ стихотворения "Пирующие студенты"

Стихотворение "Пирующие студенты" было написано А. С. Пушкиным в жанре послания в 1814 году. Данное стихотворение относится к произведениям, которые были созданы поэтом во время обучения в Царскосельском лицее. Несомненно, тема лицейской дружбы, веселья отражались в творчестве поэта. Данное стихотворение воспевает счастливые, но минутные вольности и радости студентов.

Темой стихотворения является перекличка друзей, совместное веселье. Пушкин описывает студенческую пирушку, полную беззаботной, буйной радости.

Лирический герой поименно обращается к своим друзьям, давая каждому из них небольшую характеристику. Дельвига герой называет "сонным ленивцем", Горчакова "сиятельным повесой", Малиновского "повесой из повес". Заканчивается стихотворение рассказом героя самого о себе, таким образом, круг замыкается.

В данном стихотворении Пушкин соединяет лирические и эпические мотивы: рассказ о прушке студентов переплетается с размышлениями о том, что целью жизни является наслаждение.

В композиции автор использует прием антитезы, для создания контраста и столкновения между двумя позициями: упорный труд противопоставляется наслаждению жизни, трезвенность - нескончаемому веселью. Даже философам Канту, Сенеке, которых Пушкин называет холодными мертвецами противопоставлены Вакх и Эпикур.

Лирический герой с любовью и особой нежностью говорит о своих приятелях, это показывают употребляемые эпитеты : товарищ милый, приятель задушевный, остряк любезный.

В стихотворении Пушкин воспевает студенческую дружбу. лирическому герою важно, чтобы всего его друзья объединились в общем настроении беззаботной радости.

 

 

Вопрос 7 дополнительный










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...