Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место России в мировой экономике.




Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2012 год). По номинальному объёму ВВП за 2011 год Россия занимает 9-еместо.

Отраслевая структура ВВП России (по данным за 2011 год):[10]

· Сельское и лесное хозяйство, рыболовство — 3,6 %

· Добыча полезных ископаемых — 9,1 %

· Обрабатывающая промышленность — 13,6 %

· Производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,2 %

· Строительство — 5,5 %

· Торговля — 16,2 %

· Транспорт и связь — 7,5 %

· Образование и здравоохранение — 5,7 %

· Финансы и услуги — 14,0 %

· Госуправление и военная безопасность — 5,0 %

· Налоги на продукты — 15,1 %

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (паритету покупательной способности на 2010 год). По номинальному объёму ВВП Россия занимает 11-е место.
Номинальный ВВП России за 2010 год составил 44,5 трлн рублей, ВВП по ППС — $2,23 трлн.
По данным на 2007 год, доля экономики России в мировой экономике — 3,2 %.
В структуре экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2007 году (в ВВП — 48,6 %).
По уровню экономической свободы Россия заняла 143 место из 179 стран. Первые пять мест в этом списке заняли в порядке убывания Гонконг, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия и Швейцария, а замыкают его в порядке возрастания Северная Корея, Зимбабве, Куба, Эритрея и Венесуэла. Материковый Китай оказался на 135 месте. Гонконг занимает первое место уже шестнадцатый раз подряд. США удостоились девятого места, Канада опережает их, находясь на седьмом. Неранжированным остались такие страны как Судан, Ирак, Афганистан и княжество Лихтенштейн. Отмечается, что «бичом» российской экономики является непомерная налоговая нагрузка, что препятствует многим предприятиям быть законопослушными и отказаться от «серых» схем.





Теории международной торговли.

Классические теории международной торговли

I.Меркантилизм

Основная статья: Меркантилизм

Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен,Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

· необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

· признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

· деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

· приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

· ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

II. Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества:

· климат;

· территория;

· ресурсы.

Приобретённые преимущества:

· технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

III. ]Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

IV. ]Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

· у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

· развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

· существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

V. Парадокс Леонтьева

Основная статья: Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться.

VI. Жизненный цикл товара

Основная статья: жизненный цикл товара

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

· разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара . В это время объём продаж равен нулю, затраты растут.

· выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объём продаж

· быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли

· зрелость. Рост объёма продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции

· упадок. Спад объёма продаж и сокращение прибыли.

VII. Теория Майкла Портера

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

· воздействие правительства на факторные условия;

· воздействие правительства на условия спроса;

· воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;

· воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

VIII. Теорема Рыбчинского

Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.[1]










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...