Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методология анализа отраслевой цепочки ценностей




Возможность создания и поддержания конкурентного преимущества зависит от того, как фирма управляет цепочкой ценностей в сравнении с цепочкой ценностей конкурентов.

В процессе анализа цепочки ценностей определяется где в этой цепочке может быть получено конкурентное преимущество: увеличена ценность товара для потребителя (создано новое качество продукции) или снижена себестоимость (что приведет к преимуществу по цене). 

Отраслевая цепочка ценностей – это метод классификации операций от производства исходного сырья до поступления к конечному потребителю по стратегически важным видам деятельности. 

Отраслевая цепочка ценностей иллюстрирует добавление стоимости к продукту, начиная с добычи и переработки исходного сырья, заканчивая производством, сбытом и обслуживанием готового продукта.

Укрупненно цепочка ценностей отрасли может быть отображена следующим образом.

Цепочка ценностей поставщиков
Цепочка ценностей ресурсных посредников
Цепочка ценностей фирмы
Цепочка ценностей каналов сбыта
Цепочка ценностей потребителей

 

 


Состав звеньев отраслевой цепочки ценностей

 

 

Отраслевая цепочка инновационной деятельности несколько отличается от укрупненной цепочки ценностей изготовления продукта, так как в неё включаются не только производственные операции, но и операции, связанные с разработкой, выводом на рынок и распространением определенной инновации.

Отраслевая цепочка ценностей инновационной деятельности представлена на рис.

Цепочка ценностей разработчика материалов и комплектующих изделий
Цепочка ценностей разработчика основного изделия
Цепочка ценностей разработчика технологии изготовления изделия
Цепочка ценностей организации производства изделия
Цепочка ценностей изготовления изделия
Цепочка ценностей коммерциализации инновации
Цепочка ценностей диффузии инновации

 


Цепочка ценностей инновационной деятельности

 

Необходимо различать между собой три понятия: отраслевая цепочка ценностей, цепочка ценностей предприятия и внутренняя цепочка ценностей предприятия.

Отраслевая цепочка ценностей - набор связанных между собой видов деятельности и функций, направленных на разработку, выпуск и реализацию на рынке отраслевого продукта. Это совокупность обобщенных, взаимосвязанных операций, выполняемых для изготовления и реализации отраслевого продукта любого предприятия. Отраслевая цепочка ценностей не зависит от особенностей и конкретных условий функционирования отдельных отраслевых предприятий. Она характеризует обобщенный процесс изготовления продукта.

Особенности производства и реализации продукции отдельных предприятий учитываются в цепочке ценностей предприятия.

Цепочка ценностей предприятия - набор связанных между собой видов деятельности и функций, направленных на разработку, выпуск и реализацию на рынке продукта конкретного предприятия. Цепочка ценностей предприятия включает в себя совокупность операций, выполняемых поставщиками, потребителями конкретного отраслевого предприятия, а также непосредственно этим предприятием.

Внутренняя цепочка ценностей предприятия - совокупность операций, выполняемых внутри границ предприятия, направленных на выпуск и реализацию отраслевого продукта. Внутренняя цепочка ценностей предприятия включает в себя только те операции, которые выполняются непосредственно самим предприятием.

Различают понятия цепочки ценностей основного вида деятельности (основной цепочки ценностей) и цепочки ценностей вспомогательных видов деятельности (вспомогательная цепочка ценностей).

Основная цепочка ценностей отрасли направлена на увеличение степени переработки исходного сырья до создания, продажи и утилизации основного продукта.

Вспомогательная цепочка ценностей – на обеспечение производства-реализации продукции ресурсами, не подвергающимися переработке. К обеспечивающим цепочкам ценностей относят, в частности, цепочку создания инфраструктуры компании, цепочку обеспечения кадровыми ресурсами, цепочку обеспечения предприятия оборудованием, цепочку технологического развития и НИОКР.

Все фирмы цепочки воздействуют друг на друга.

В каждом элементе отраслевой цепочки образуются определенные затраты и накручивается определенный процент прибыли. Поэтому конечный потребитель продукции оплачивает все эти затраты и платит за все доли прибыли по всей цепочке. Общая эффективность работы отрасли зависит от структуры наценок (маржи), которые устанавливаются предприятиями различных звеньев цепочки.

Основные задачи анализа отраслевой цепочки ценностей:

1. Анализ формирования затрат, связанных с изготовлением продукта предприятия.

2. Анализ узких мест в разработке, изготовлении, продажах отраслевого продукта.

3. Анализ формирования качества отраслевого продукта.

4. Сопоставление цепочки ценностей предприятия с цепочкой ценностей конкурентов для анализа:

- способов разработки и времени появления на рынке инновационных продуктов конкурентов;

- различий в ценах продукции конкурентов;

- различий в способах обеспечения качества продукции конкурентов.

5. Анализ влияния внутренней цепочки ценностей на цену и качество продукции.

6. Оценка влияния отраслевой цепочки на формирование инновационных конкурентных преимуществ предприятия.

 

17) Анализ внутренней среды организации и структура бизнес потенциала

 

18) Последовательность проведения SWOT анализа

SWOT-анализ

 

Начиная новый проект, или анализируя действующий, нам приходится сталкиваться с проблемой – как это сделать? Есть довольно простой способ. Он называется SWOT-анализ. Это конечно не панацея и рассматривать его как единственно верный не стоит, но как экспресс диагностика хорош. Так же в сочетании с другими диагностическими моделями и моделями по проектированию дает неплохой результат. Представим себе маркетинг как поле боевых действий. Это наиболее традиционное его сравнение. Как действует военачальник? Он изучает поле предстоящей битвы, выискивая все выигрышные возвышенности и опасные болотистые места, оценивает свои силы и силы противника. Если он этого не сделает, он обречет свою армию на поражение. В любом конкурентном бизнесе работают те же принципы. Бизнес — это нескончаемая череда мелких и крупных сражений. Если перед битвой вы не оцените сильные и слабые стороны вашего предприятия, не определите рыночные возможности и угрозы (те самые неровности местности, которые приобретают огромное значение в разгар боя), ваши шансы на успех резко уменьшатся. Для того чтобы получить такую предварительную оценку сил вашего предприятия и ситуации на рынке, предназначен SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). • Сильные стороны (Strengths) — преимущества вашей организации; • Слабости (Weaknesses) — недостатки вашей организации; • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке; • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке. Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, получая определенную картину «поля боя», можно принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса. SWOT-анализ в маркетинговом плане Вашего предприятия SWOT-анализ — это промежуточное звено между формулированием миссии вашего предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности (см. рисунок 1): 1. Вы определили основное направление развитие своего предприятия (его миссию) 2. Затем вы взвешиваете свои силы и оцениваете рыночную ситуацию, чтобы понять, сможете ли вы двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ); 3. После этого вы ставите перед своим предприятием цели, учитывая его реальные возможности. Рисунок 1. Как провести SWOT-анализ В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 2, т.н. «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны Вашего предприятия, а также рыночные возможности и угрозы. Сильные стороны вашего предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п. Слабые стороны вашего предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п. Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые ваше предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие. Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на ваше предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п. Обратите внимание: один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса. Итак, мы определили, что должен представлять собой результат SWOT-анализа. Теперь поговорим о том, как прийти к этому результату. От слов — к делу Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон Вашего предприятия Первый шаг SWOT-анализа — оценка ваших собственных сил. Первый этап позволит вам определить, каковы сильные стороны и недостатки вашего предприятия. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны вашего предприятия, вам необходимо: 1. Составить перечень параметров, по которому вы будете оценивать свое предприятие; 2. По каждому параметру определить, что является сильной стороной вашего предприятия, а что — слабой; 3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны вашего предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа (рисунок 2). Рисунок 2. Матрица SWOT-анализа.
Сильные стороны предприятия (Strengths) Рыночные Возможности (Opportunities)
Слабые стороны предприятия (Weaknesses) Рыночные Угрозы (Threats)

Проиллюстрируем эту методику примером.

Для оценки своего предприятия Вы можете воспользоваться следующим списком параметров:

1. Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации ваших сотрудников, их заинтересованность в развитии вашего предприятия, наличие взаимодействия между отделами вашего предприятия и т.п.)
2. Производство (могут оцениваться ваши производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого вами товара, наличие у вас патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость вашей продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
3. Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость вашего предприятия, прибыльность вашего бизнеса и т.п.)
4. Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на вашем предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
5. Маркетинг (здесь можно оценивать качество ваших товаров/услуг (как это качество оценивают ваши потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию вашего предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых вами дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).

Далее вам следует заполнить таблицу 1. Делается это следующим образом: в первый столбец вы записываете параметр оценки, а во второй и третий — те сильные и слабые стороны вашего предприятия, которые существуют в этой области. Для вас мы привели в таблице 1 несколько примеров сильных и слабых сторон по параметрам «Организация» и «Производство».

Таблица 1. Определение сильных и слабых сторон вашего предприятия

Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
1. Организация Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия
2. Производство Высокое качество выпускаемых товаров, проверенный и надежный поставщик комплектующих Высокая степень износа оборудования, до 80% по отдельным группам. Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов
3. и т.д.    

После этого из всего списка сильных и слабых сторон вашего предприятия вам необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рисунок 2). Оптимально, если вы сможете ограничиться 5-10 сильными и таким же количеством слабых сторон, чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе.

Итак, вы уже проделали значительную часть работы по SWOT-анализу своего предприятия. Перейдем ко второму шагу — определению возможностей и угроз.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 424.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...