Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статья 32. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства в области перевозки опасных грузов




Юридические и физические лица обязаны в порядке, установленном законодательством, возместить вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей среде вследствие нарушения ими законодательства в области перевозки опасных грузов.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

 

Как об этом уже было сказано выше, Республика Беларусь стремится создать свой морской транспортный флот, поэтому здесь необходимо остановиться на правилах транспортировки опасных грузов морскими судами и ответственности за ущерб, причиненный в связи с морской перевозкой. Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим перевозку опасных грузов и вредных веществ морем, является Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ), разработанный Международной морской организацией (IMO) на основании Международной классификации опасных грузов, включенной в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1960 года (далее - Конвенция по охране человеческой жизни). МКМПОГ - это международные правила транспортировки и хранения опасных грузов всех категорий в целях обеспечения охраны морской среды и безаварийной работы флота, содержащие правила для перевозки более 1250 наименований опасных грузов, не считая взрывчатых веществ. Применяется к перевозке опасных грузов на судах, совершающих международные рейсы.

В СССР на основании МКМПОГ, рекомендаций Комитета экспертов и обобщения различных международных и национальных правил были разработаны Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ). Правила МОПОГ в настоящее время действуют в Российской Федерации, поэтому белорусским судовладельцам необходимо будет их знать и применять. Согласно МОПОГ опасные грузы делятся на 9 классов, которые приводятся ниже.

Правила МОПОГ регламентируют требования к упаковке и маркировке опасных грузов. Для всех классов опасных грузов, кроме 9-го класса, установлен ярлык опасности международного образца, который наносят на каждое грузовое место, указывая условным символом вид опасности. В алфавитном указателе Правил МОПОГ поименованы все грузы, допускаемые к перевозке морем. Они также содержат таблицу совместимости грузов. Кроме того, в МОПОГ оговорены дополнительные вопросы технического условия погрузки, выгрузки, хранения и укладки опасных грузов, меры техники безопасности и первой помощи при несчастных случаях, меры предупреждения опасных последствий из-за порчи тары и упаковки опасных грузов. Действие МОПОГ распространяется на все суда, плавающие под флагом Российской Федерации, кроме судов, построенных или переоборудованных специально для перевозки определенных видов опасных грузов (танкеров, газовозов и др.).

Капитанам белорусских судов наверняка придется плавать и перевозить опасные грузы по Суэцкому каналу, в связи с этим есть необходимость уже заранее ознакомиться с Правилами плавания и перевозки опасных грузов по Суэцкому каналу (RulesofNavigationAppendixforVesselsCarryingDangerousCargo). Администрация Суэцкого канала разделила опасные грузы на три категории (согласно степени опасности).

Первая категория - грузы большой опасности. Судам, перевозящим эти грузы, не разрешается перевалка (перегрузка с судна на берег или на баржу) ни обычных, ни опасных грузов. Стоянка на швартовах и бункеровка (пополнение запасов топлива) таких судов разрешается только во Внешнем бассейне порта Порт-Саид.

Вторая категория - грузы средней опасности. Перевалка груза средней опасности может производиться во Внешнем бассейне порта Порт-Саид при условии изолированной стоянки у причала.

Третья категория - грузы небольшой опасности. Эти грузы разделены на 3 класса (1-й класс - взрывчатые вещества; 2-й класс - газы сжатые и невоспламеняющиеся; 3-й класс - воспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки). Суда, перевозящие такие грузы, считаются обычными судами.

В 1989 году была принята Конвенция "О гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ)", в 1996 году - Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ (далее - Конвенция). Этой Конвенцией установлена так называемая строгая ответственность за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в связи с их перевозкой на борту судна. Для возложения такой ответственности не требуется наличия вины. Потерпевшему достаточно доказать размер понесенного ущерба, а также существование причинной связи между инцидентом и причинением вреда. Ответственность возлагается на собственника судна.

Ответственность собственника судна наступает за следующие виды ущерба, причиненного опасными и вредными веществами:

- смерть или повреждение здоровья любого лица на судне, перевозящем такие вещества;

- смерть или повреждение здоровья, причиненные вне судна, перевозящего такие вещества;

- утрата или повреждение имущества вне судна, перевозящего такие вещества;

- упущенная выгода в результате загрязнения окружающей среды;

- расходы на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты в связи с загрязнением окружающей среды;

- расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий убыток.

Собственник судна несет ответственность за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, без вины. Однако есть основания, освобождающие его от ответственности. Среди них:

- военные, враждебные действия, народные волнения;

- стихийные явления, исключительные по своему характеру, неизбежные и непреодолимые (форс-мажор);

- действия или бездействие третьих лиц с намерением причинить ущерб;

- небрежность и неправомерные действия публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанных функций.

Классификация опасных грузов. По видам к опасным грузам относятся вещества, которые при транспортировании, погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также заболевания людей и животных. МОПОГ принята следующая классификация опасных грузов:

класс 1 - взрывчатые вещества;

класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворимые под давлением;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;

класс 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы;

класс 5 - окисляющиеся вещества и органические перекиси;

класс 6 - ядовитые (токсичные) и инфекционные вещества;

класс 7 - радиоактивные вещества;

класс 8 - едкие и коррозийные вещества;

класс 9 - прочие опасные вещества.

Представляется, что есть необходимость сказать более подробно о каждом из девяти классов опасных грузов.

К первому классу относятся:

- взрывоопасные твердые или жидкие вещества или смеси веществ, которые способны к химической реакции с выделением газов с такой интенсивностью, температурой и давлением, что это вызывает повреждение предметов. К таким веществам относятся сырье для пороха, порох, тротил, динамит и т.д.;

- изделия, содержащие одно или несколько взрывчатых веществ, кроме устройств, содержащих взрывчатые вещества в таких количествах или с такими свойствами, что их случайное воспламенение или инициирование в процессе транспортировки не приведет к таким проявлениям, как разбрасывание, огонь, дым или звуковой эффект. К таким веществам относятся: капсюли, детонаторы, детонирующие шнуры и т.д.;

- пиротехнические вещества или изделия, их содержащие, предназначенные для производства внешних эффектов (огня, звука, дыма, газа и их комбинаций) в результате недетонирующих экзотермических реакций. К ним относятся безопасные спички, пиротехнические предметы и игрушки (бомбы с конфетти), пиротехнические спички (бенгальские спички, спички "Золотой дождь"), пистонные ленты, пиротехнические снаряды (противоградовые ракеты, гранаты-шутихи, бенгальские огни) и т.д.

Упаковка этих грузов должна быть закрытой и герметичной, с тем чтобы предотвратить потерю содержимого. Запрещается использовать металлические полосы или проволоку для обеспечения плотности закрепления, если это специально не разрешается особыми предписаниями.

Ко второму классу (газы сжатые, сжиженные и растворимые под давлением) относятся вещества, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:

- избыточное давление в сосуде при температуре 20 градусов по Цельсию равно или более 100000 Па (1 кг/кв.см);

- абсолютное давление паров при температуре 50 градусов по Цельсию равно или более 300000 Па (3 кг/кв.см);

- критическая температура менее 50 градусов по Цельсию.

Сосуды, предназначенные для перевозки, должны изготавливаться из углеродистой или легированной стали. Металлические сосуды для аэрозолей, внешний диаметр которых не менее 40 мм, должны иметь вогнутое дно. Каждая модель сосуда до сдачи его в эксплуатацию должна пройти гидравлическое испытание. Давление при испытании должно в полтора раза превышать рабочее давление, но быть не менее 10 кг/кв.см. Внутреннее давление аэрозолей не должно превышать 12 кг/кв.см. На металлических сосудах четкими и несмывающимися буквами должны быть указаны: полное название газа, название завода-изготовителя или владельца, номер сосуда, величина пробного давления, дата последнего испытания и клеймо эксперта, проводившего проверку испытания.

К третьему классу (легковоспламеняющиеся жидкости) относятся жидкости (бензин, спирт, ацетон, эфир), смеси жидкостей, растворы и суспензии (например, лакокрасочные материалы), имеющие температуру вспышки не более 61 градуса по Цельсию в закрытом сосуде или 66 градусов по Цельсию в открытом.

К четвертому классу относятся легковоспламеняющиеся твердые вещества (древесный уголь, фосфор красный, текстильное сырье), самовозгорающиеся вещества (хлопок, лен, шелк, алюминий, цинк в порошке) и вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой (карбид кальция, натрий, калий).

К пятому классу относятся окисляющиеся вещества и органические перекиси (кислота хлорная, растворы перекиси водорода, перекись бензола и т.д.).

К шестому классу (ядовитые и инфекционные вещества) относятся вещества, способные вызывать отравление при вдыхании (паров, пыли, аэровзвеси), попадание внутрь или при контакте с кожей, имеющие показатели токсичности, отвечающие хотя бы одному из следующих критериев:

- среднесмертельная доза (1Д50):

- при попадании внутрь твердых веществ - не более 200 мг/кг;

- при попадании внутрь жидких веществ - не более 500 мг/кг;

- при действии на кожу - не более 1000 мг/кг;

- среднесмертельная концентрация (ЛК50) при вдыхании пыли или аэровзвеси - не более 10 мг/л;

- температурный порог токсичности (ТПТ) - не более 55 градусов по Цельсию;

- коэффициент возможного ингаляционного отравления - не менее 0,2.

К этому классу относятся: синильная кислота, соединения мышьяка, ртутные соединения, соединения бария, свинца, сурьмы и т.д.

К седьмому классу относятся радиоактивные вещества, удельная активность которых превышает 0,002 мкКи/г (плутоний - 238, 239, 241, уран - 233, 235, руды урана или тория).

К восьмому классу относятся вещества, которые по своему химическому воздействию могут при непосредственном контакте вызывать серьезные повреждения живой ткани, при утечке или просыпании могут вызывать повреждение или даже разрушение других грузов или транспортных средств. Эти вещества могут также обладать другими дополнительными опасными свойствами. К таким веществам относятся: кислота серная, азотная, хлорная, фтористоводородная, электролитические аккумуляторы, наполненные электролитом.

К девятому классу относятся вещества, не включенные по своим свойствам ни в один из предыдущих классов, но требующие соблюдения мер безопасности при их транспортировке.

На перевозку опасных грузов перевозчик обязан получить предварительное разрешение от компетентных органов тех стран, через территорию которых будет производиться транспортировка. В своей просьбе о выдаче разрешения перевозчик должен сообщить намечаемые график и маршрут движения транспортных средств с опасными грузами. Компетентные органы при выдаче разрешения могут изменить маршрут следования, а также потребовать, чтобы помимо предусмотренного правилами служебного персонала или охраны на транспортном средстве находился представитель транспортного предприятия. В разрешении могут быть указаны предельная скорость, которую должен соблюдать перевозчик, а также ограничения или запрещения, касающиеся движения ночью и при ограниченной видимости.

Состав транспортных средств, перевозящих опасные грузы, ни в коем случае не должен включать более одного прицепа или полуприцепа. Транспортные средства - цистерны, а также перевозящие большие подвижные цистерны должны быть прочными и сконструированы таким образом, чтобы они не были подвержены прямым ударам спереди и сзади (вышесказанное относится к перевозкам автотранспортом).

Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны подвергаться в странах их регистрации техническому осмотру с целью проверки их состояния, и на транспортное средство, прошедшее технический осмотр, должно быть выдано компетентным органом страны регистрации специальное свидетельство о допущении его к перевозкам опасных грузов. Срок действия свидетельства - не более одного года.

Свидетельство должно быть составлено на языке выдавшей его страны и, кроме того, если этот язык не является английским, французским или немецким, на одном из этих языков при условии, что в соглашениях, заключенных между заинтересованными странами, не содержится иных указаний.

Следует со всей определенностью подчеркнуть, что во избежание несчастного случая автотранспорт, используемый для перевозки опасных грузов, должен иметь специальные предупреждающие и информирующие знаки.

1. При перевозке опасных грузов на транспортном средстве должны помещаться две информационные светоотражающие таблички оранжевого цвета с черной каймой размером 400 x 300 мм, выдерживающие воздействие огня как минимум пятнадцать минут. Если конфигурация и конструкция автомобиля не позволяет иметь достаточно места для размещения такой таблички, ее размеры можно уменьшить до 300 мм в длину и 120 мм в высоту, ширина черной каймы - 10 мм. Одна табличка прикрепляется спереди транспортного средства, а другая - сзади, перпендикулярно продольной оси транспортного средства.

2. Автомобили-цистерны или транспортные средства с одной или более цистернами объемом более 3000 литров должны по бокам каждой цистерны (или отделения цистерны) иметь табличку оранжевого цвета с указанием идентификационных номеров вида опасности и вещества.

3. Идентификационный номер вида опасности состоит минимум из трех цифр. Первая цифра обозначает основную опасность, а вторая и следующие - дополнительные опасности. Фон - оранжевый; окантовка, поперечная полоса и цифры черного цвета с толщиной линии 15 мм.

Удвоение цифры обозначает усиление соответствующего вида опасности. Если опасность, с которой связывают то или иное вещество, может быть достаточно точно охарактеризована одной цифрой, после этой цифры ставится нуль.

Представляется, что здесь нельзя обойтись без примера. Скажем, 286 - газ коррозийный и токсичный; 66 - очень токсичное вещество; 33 - очень легко воспламеняющаяся жидкость (температура вспышки менее 21 градуса по Цельсию).

Некоторые сочетания цифр имеют специальное значение: 22 - сильно охлажденный газ; 44 - твердое воспламеняющееся вещество в расплавленном состоянии и с высокой температурой; 333 - самовозгорающееся вещество.

Надо помнить, что наличие буквы "X" перед обозначением опасности означает строгий запрет на контакт с водой. Идентификационный номер вещества - порядковый номер, который присвоен ему в перечне опасных грузов, составленном Комитетом экспертов.

Во избежание несчастного случая или происшествия, которые могут произойти при перевозке, водителю должны быть даны краткие, но четкие инструкции, касающиеся характера опасности, которую представляют перевозимые опасные грузы; оказания помощи пострадавшим от соприкосновения с опасными веществами или выделяемыми ими продуктами; принятия мер в случае пожара и поломки или повреждения тары или перевозимых грузов, особенно если эти грузы рассыпаны или разлиты на дороге.

Эти инструкции составляются заводом-изготовителем или грузоотправителем для каждого груза или класса грузов на языке страны происхождения груза, а если этот язык не является языком транзитных стран или стран назначения, то инструкция составляется также на языке указанных стран. Один экземпляр инструкции должен обязательно находиться в кабине водителя. За исполнением этого требования должно следить транспортное предприятие, которое обязано принимать меры к тому, чтобы заинтересованный персонал был хорошо ознакомлен с этими инструкциями и строго соблюдал их. Водители, занимающиеся перевозкой опасных грузов, обязаны практически выполнять эти инструкции, а для этого они должны проходить краткосрочные курсы.

К управлению транспортными средствами, на которых перевозятся опасные грузы, допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы не менее трех лет, удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и прошедшие обучение, инструктаж и медицинский контроль.

При вынужденной остановке транспортного средства, перевозящего опасные грузы, которые представляют собой опасность для пользователей дороги (например, когда на проезжую часть дороги попадают опасные вещества), если персонал транспортного средства не может быстро устранить эту опасность, водитель обязан немедленно уведомить ближайшие компетентные органы, обозначив место остановки двумя знаками "Въезд воспрещен".

Следует вернуться конкретно к перевозке опасных грузов морским транспортом. Капитан и другие члены экипажа, имеющие отношение к перевозке опасных грузов, обязаны знать характеристику и свойства этих грузов, способы обращения с ними при загрузке и разгрузке судов, порядок размещения и укладки на судне, меры предосторожности, технику безопасности, противопожарные и санитарные меры, мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды. Капитаны судов, перевозящих опасные грузы, несут ответственность за соблюдение на судне Правил МОПОГ.

В Конвенции по охране человеческой жизни перевозке опасных грузов посвящена глава VII. Глава VII Конвенции по охране человеческой жизни применяется к перевозке опасных грузов на всех судах, совершающих международные рейсы, кроме специально оборудованных для такой цели, например, наливных. Условия Конвенции по охране человеческой жизни дополняются Международным кодексом морской перевозки опасных грузов 2002 года (МКМПОГ). В МКМПОГ изложены все основные положения Конвенции по охране человеческой жизни, а также технические условия погрузки, выгрузки, хранения и укладки опасных грузов в портах, меры по технике безопасности, противопожарные, первой медицинской помощи при несчастных случаях, предупреждению тяжких последствий в случае нарушения тары и упаковки опасных грузов.

Во многих морских державах на протяжении десятилетий действуют национальные (обязательные либо рекомендательные) правила транспортировки опасных грузов. Во многом эти правила различались, что усложняло развитие торговли. Впервые эта проблема была разрешена Конвенцией по охране человеческой жизни в виде рекомендательного универсального международного Кодекса. С тех пор данный Кодекс непрерывно пересматривается с учетом изменения тенденций перевозки и растущей номенклатуры материалов груза. При этом вопросы исключения, включения или изменения класса вещества постоянно разрешаются путем консультаций с Комитетом экспертов. Тем не менее к настоящему времени назрела необходимость в международной унификации для всех видов транспорта, перевозящего опасные грузы. Целесообразность международной унификации для всех видов транспорта показана в Рекомендациях Организации Объединенных Наций следующим образом:

"Если главные методы регламентирования будут различаться в отношении принципов, положенных в основу классификации (и использования соответствующих знаков опасности) и списка опасных грузов, а также в отношении терминологии, то любое из таких расхождений создаст трудности для экспертов, чьи грузы должны будут соответствовать разнородным правилам, принятым в стране назначения, транзитных странах или на различных видах транспорта. Это усложнит также задачу инспектирующих органов. И напротив, согласованные системы, в которых используются настоящие Рекомендации в качестве руководства к действию, помогут избежать этих сложностей и скорее окажут помощь тем, кто ими пользуется, чем создадут для них затруднения.

Если грузоотправителю не приходится сталкиваться с многообразием положений, касающихся упаковки и укладки груза, особенно когда речь идет о международных перевозках, то его деятельность становится не только более эффективной, но и более экономичной.

Наконец, если в процессе перевозки грузов от грузоотправителя до грузополучателя последовательно используются различные виды транспорта, то наличие согласованных правил для различных видов транспорта будет способствовать тому, что перевозка таких грузов станет более эффективной и, безусловно, более безопасной".

Главным юридическим документом, регламентирующим перевозку опасных грузов морем, является IMDG - CODE (Internationalmaritimedangerousgoods - code), поскольку IMDG Кодекс входит как дополнение к Конвенции по охране человеческой жизни (глава VII, часть А). Правило VII 1.3 главы VII Конвенции по охране человеческой жизни запрещает перевозку опасных грузов морем, кроме тех случаев, когда она осуществляется в соответствии с IMDG Кодексом. Кроме того, Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года (приложение III, правило 1 (2)), также запрещает перевозку вредных веществ на судах, за исключением тех, которые перевозятся в соответствии с IMDG Кодексом.

Все изменения в IMDG Кодексе осуществляет Комитет по безопасности на море, уполномоченный IMO вносить эти изменения в соответствии с развитием транспортировки опасных грузов. Основные изменения в IMDG Кодексе, содержащем 4 тома и приложения, были внесены поправками 25 - 89 Комитета по безопасности на море на 57-ой сессии в марте 1989 г., затем IMDG Кодекс был модифицирован новыми поправками 26 - 91 Комитета по безопасности на море в мае 1991 г. Эти издания были включены в издание IMDG Кодекса 1992 года.

Поскольку основной целью любого международного и национального нормативного документа, регламентирующего перевозку опасных грузов, является обеспечение безопасной (в отношении здоровья людей и охраны окружающей среды) перевозки, то, безусловно, одной из главных задач для достижения этой цели является обучение работников, связанных с перевозкой опасных грузов.

В 1994 году ООН опубликованы "Рекомендации по перевозке опасных грузов" (восьмое пересмотренное издание), в которых сформулированы следующие положения по обучению работников, связанных с перевозкой опасных грузов:

"Лица, занятые перевозкой опасных грузов, должны изучать суть требований к опасным грузам соразмерно их обязанностям. Лица, занимающиеся классификацией опасных грузов, упаковкой опасных грузов, маркировкой и нанесением знаков опасности на опасные грузы, подготовкой грузовых документов по опасным грузам, предъявлением или принятием опасных грузов к перевозке, перевозкой или перегрузкой опасных грузов, нанесением маркировки или информационных табло или загрузкой либо выгрузкой в / из транспортных средств, упаковки для насыпных или наливных грузов или грузовых контейнеров, либо каким-то иным образом непосредственно связанные с перевозкой опасных грузов, как определено компетентными органами, должны пройти следующее обучение:

(a) Общая информация / ознакомление: все лица должны пройти обучение, предусматривающее ознакомление с общими требованиями к перевозке опасных грузов. Такое обучение должно включать описание классов опасных грузов, нанесение знаков опасности, маркировки, информационных табло, требования по упаковке, разделению и совместимости, описание цели и содержания грузовой документации и описание имеющейся в наличии документации по аварийным мерам.

(b) Специализированное обучение: все лица должны досконально изучить особые требования к перевозке опасных грузов, относящиеся к функциям, выполняемым этими лицами.

(c) Обучение мерам безопасности: соразмерно с опасностью при разливе и россыпи груза и с выполняемыми функциями все лица должны изучить следующее:

(I) методы и процедуры для предотвращения аварии, например, правильное использование оборудования по обработке упаковок и соответствующие методы укладки опасных грузов;

(II) имеющуюся информацию по аварийным мерам и порядок пользования ею;

(III) общие виды опасности, характерные для различных классов опасных грузов, и как предотвратить опасность их воздействия, включая, если возможно, использование индивидуальной защитной одежды и оборудования;

(IV) аварийные процедуры, которые необходимо выполнять при непреднамеренном разливе (россыпи) опасных грузов, включая все аварийные процедуры, за которые несет ответственность это конкретное лицо, и процедуры индивидуальной защиты, которые следует выполнять.

Такое обучение должно обеспечиваться или проверяться при принятии на работу, связанную с перевозкой опасных грузов, и, кроме того, периодически должна проводиться переподготовка в соответствии с требованиями компетентного органа.

Многие партии грузов обработаны фумигантами, что создает опасность при перевозке, в частности, для рабочих, которые по незнанию могут подвергнуться их воздействию при открывании транспортных единиц. Настоящие Рекомендации рассматривают фумигированные транспортные единицы как грузы, на которые распространяются специальные рекомендации по документации и предупреждающему знаку, содержащиеся в главе 13 Рекомендаций, касающейся отправительских процедур".

В ряде морских держав национальные требования разработаны с ужесточением контроля правил перевозки опасных грузов и специальной подготовки работников, имеющих отношение к обработке, хранению и перевозке опасных грузов.

Следует подчеркнуть, что в этой связи заслуживают специального анализа и изучения Правила США 49 CFR в части перевозки опасных грузов. В мае 1992 г. статья 49 CFR 172 была дополнена специальным разделом 172.704 - "Trainingrequirements", пока под действием Правила Н-126F, изданного управлением исследований и специальных программ Америки (RSPA). Правило Н-126F, базирующееся на документах OSHA (OccupationalSaftyandHealthAdministration), касается усиления требований к обучению лиц, имеющих отношение к транспортировке опасных материалов, и требует, чтобы все лица, относящиеся к HAZMAT (HAZARDOUS MATERIAL) служащим, прошли соответствующую подготовку. Периодичность подготовки - два года. В этом же Правиле Н-126F дано определение "HAZMAT - служащий". К ним следует относить любых лиц, которые в своей деятельности обеспечивают:

а) погрузку, выгрузку, сортировку HAZMAT;

б) проверку, восстановление, ремонт, видоизменение, маркировку или другие подобные операции с контейнерами, ящиками или упаковками перед транспортировкой HAZMAT;

в) подготовку HAZMAT для транспортировки;

г) являются ответственными за приемку HAZMAT;

д) управляют автотранспортом, используемым для перевозки опасных грузов.

Таким образом, требования относятся ко всем лицам и служащим, связанным с обработкой, транспортированием, а также несущим административную ответственность за безопасность обработки и перевозки опасных грузов. При этом нет никаких исключений в отношении класса опасности, групп упаковки, размеров и частоты погрузки / выгрузки.

Автор считает, что здесь уместно привести некоторые выдержки из Правил США 49 CFR, полагая, что они могут послужить в некотором роде образцом для подготовки подобного документа белорусскими компетентными органами.

Информационные страницы из Правил США 49 CFR (извлечения).

"Параграф 176.13. Ответственность за соответствие и подготовку персонала.

(a) Основным требованием данного подраздела является точное соблюдение каждым своих обязанностей. Каждый перевозчик должен выполнять перечисленные обязанности и соответствовать предлагаемым требованиям этой части и должен обеспечить соответствующую подготовку своих [hazmat] работников.

(b) Перевозчик не может транспортировать вредное вещество на судне до тех пор, пока каждый из его работников, задействованных в этой перевозке, не будет подготовлен соответственно требованиям подраздела H раздела 172 этой главы.

(c) Запись о подготовке, требуемой параграфом 172.704 (c) этой главы, для членов экипажа, задействованного в перевозке опасного груза, должна быть на борту судна все время, пока этот член экипажа находится при исполнении обязанностей на борту этого судна".

"Параграф 176.15. Принудительный контроль.

(a) Контролирующий офицер береговой охраны США может в любое время и в любом месте, находящемся под юрисдикцией США (имеются в виду - внутренние морские воды и территориальное море США - прим. авт.), высадиться на борт любого судна с целью контроля выполнения требований этой главы относительно перевозки вредных веществ".

"Параграф 176.18. Назначение и сертификация.

(a) Национальное грузовое бюро предназначено для помощи береговой охране в надзоре и выполнении следующего:

(1) Проверка судов на предмет пригодности к перевозке вредных веществ.

(2) Проверка хранилищ вредных веществ.

(3) Выдача сертификатов на право погрузки и хранения вредных веществ в соответствии с требованиями этой главы.

(4) Сертификат на погрузку, выданный Национальным грузовым бюро, может быть принят береговой охраной в качестве важнейшего подтверждения того, что груз хранится в строгом соответствии с требованиями этой главы".

"Параграф 176.24. Документы на транспортировку.

Перевозчик не может транспортировать вредные вещества на судне до тех пор, пока вещество не будет подробно описано в транспортных документах по образцу описания, данному в параграфе 172.204 этой главы".

"Параграф 176.27. Сертификат.

(a) Перевозчик не может транспортировать опасное вещество судном до получения сертификата, составленного в соответствии с параграфом 172.204 этой главы.

(b) В случае импортной или экспортной перевозки опасных веществ, которые не будут перевозиться наземным или воздушным транспортом, перевозчик может указать на погрузочном листе или другом транспортном документе, что вредное вещество соответственно классифицировано, описано, отмаркировано, упаковано и отмечено согласно параграфу 172.204 этой главы или соответственно требований IMDG Code".

"Параграф 176.30. Манифест опасного груза.

(a) Перевозчик, его агенты или любое другое лицо, уполномоченное ими для этого, должны подготовить Манифест опасного груза, список или грузовой план. Этот документ может не включать вещества, не подпадающие под требования 49 CFR или IMDG Code. Этот документ должен храниться в доступном, отмеченном месте недалеко от или на ходовом мостике судна. Он должен содержать следующую информацию:

(1) Название судна и государственный номер как позывные;

(2) Национальную принадлежность судна;

(3) Транспортное название и опознавательный номер каждого опасного вещества, имеющегося на борту, соответственно параграфу 172.101 этой главы или IMDG Code. Возможно указание аварийного номера телефона, как показано в части G параграфа 172 этой главы;

(4) Количество и описание упаковок, брутто и вес каждого типа упаковок;

(5) Классификация вредного вещества в соответствии с:

(i) Таблицей вредных веществ, параграф 172.101;

(ii) IMDG Code IMO;

(6) Любое дополнительное описание, требуемое параграфом 172.203 этой главы;

(7) Место расположения вредного вещества на борту судна;

(8) В случае, если судно используется для хранения взрывчатых или других опасных веществ, требуется следующая дополнительная информация:

(i) Имя и адрес судовладельца;

(ii) Место стоянки судна;

(iii) Имя лица, отвечающего за судно;

(iv) Имя и адрес грузовладельца;

(v) Полная запись повременно в течение недели о всех счетах и расходах по вредным веществам.

(b) Информация о вредных веществах в Манифесте опасного груза должна соответствовать информации в транспортных документах, за исключением точного названия IMO и класса IMO, которые могут быть указаны в Манифесте в соответствии с параграфами (a) (3) и (a) (5) этого раздела. Лицо, наблюдающее за подготовкой Манифеста, списка или грузового плана, должно обеспечить верную передачу информации и должно удостоверить истинность и точность этой информации, закрепив это своей подписью и указав дату подготовки Манифеста.

(c) Перевозчик и его агенты должны обеспечить то, чтобы капитан, или ответственный офицер, или шкипер баржи в случае перевозки груза на барже удостоверили правильность Манифеста опасного груза, списка или грузового плана своей подписью.

(d) Для обслуживаемых или необслуживаемых барж также применимы требования этого раздела.

(1) В случае обслуживаемой баржи Манифест должно составлять лицо, ответственное за баржу.

(2) В случае необслуживаемой баржи Манифест составляется лицом, ответственным за загрузку баржи, или для этого должен быть назначен специальный человек.

(3) Для всех видов барж Манифест опасного груза должен быть на борту баржи в доступном для чтения месте, а копия должна находиться на буксире.

(e) Каждый перевозчик, который транспортирует или хранит вредные вещества на судне, должен сохранять копию Манифеста опасного груза, списка или грузового плана в течение как минимум одного года и должен иметь этот документ доступным для проверки в соответствии с параграфом 176.36 (b) этой главы".

"Параграф 176.31. Льготы.

Если вредное вещество транспортируется судном на льготных условиях и требуется наличие копии свидетельства о льготах на борту судна, то оно должно храниться вместе с Манифестом опасного груза".

"Параграф 176.33. Этикетки (ярлыки).

Каждый перевозчик должен обеспечить соответствующее снабжение этикетками, требуемыми подчастью E параграфа 172 этой главы для замены потерянных или изношенных. Замена должна основываться на информации, взятой из транспортировочных документов".

"Параграф 176.36. Хранение записей.

(a) Копии всех транспортировочных документов должны храниться у перевозчика в течение года с момента их написания.

(b) Любой транспортировочный документ должен быть представлен по требованию полномочного представителя Департамента перевозок".

"Параграф 176.39. Проверка грузов.

(a) Суда с экипажем. Перевозчик, агенты или любое лицо, ими уполномоченное, должны производить проверку каждого трюма или отсека, содержащего опасные грузы, сразу же после завершения их размещения, а затем не реже чем один раз в 24 часа, если позволяют погодные условия, для того, чтобы убедиться, что груз находится в безопасном состоянии и не имеет повреждений вследствие смещений, саморазогрева, протечек, отпотевания и других причин, вызванных судовыми условиями. Однако груженые контейнеры или отдельные лихтеры или баржи не нуждаются во вскрытии. Трюмы судна, оборудованные дымо- или пламяопределяющими системами, обладающими возможностью автоматического контроля, не нуждаются в проверках, кроме как после завершения погрузки и периодов плохой погоды. Перевозчик, его агенты или лицо, ими уполномоченное, должны записывать в судовом журнале каждую проверку состояния опасного груза и ее результаты.

(b) Суда без экипажа и суда-накопители. Проверка состояния груза должна проводиться сразу после завершения погрузки с целью убеждения в правильности размещения и отсутствии видимых повреждений упаковок или очевидных нагревов, протечек или просеиваний. Эта проверка должна проводиться лицом, ответственным за погрузку и размещение груза, а на судах-накопителях - ответственным за судно.

(c) Перевозчик, его агенты или лицо, ими уполномоченное на судне дальнего плавания, должны произвести проверку состояния опасного груза непосредственно перед заходом в порт США.

(d) Если проверка касается груза, который может выделять огнеопасные испарения, то все средства искусственного освещения должны быть взрывобезопасного исполнения".

"Параграф 176.45. Аварийные ситуации.

(a) В случае аварии на судне, груженном опасными грузами, когда судно, его экипаж и пассажиры находятся в опасности, капитан должен принять все меры к обеспечению безопасности судна, экипажа и пассажиров. Если авария привела к повреждению упаковок или вынужденному использованию неприспособленной тары, то считается, что эта упаковка непригодна к дельнейшей транспортировке и капитан обязан уведомить об этом капитана ближайшего порта и береговую охрану США и потребовать указаний для замены упаковки.

(b) Вредные вещества могут быть выброшены за борт только в том случае, если капитан уверен, что только таким путем возможно избежать или значительно снизить опасность для человеческой жизни или существенно уменьшить материальный ущерб".

"Параграф 176.48. Ситуации, требующие доклада.

(a) Если на судне, перевозящем опасные грузы, возник пожар или другая опасная ситуация, то капитан обязан как можно скорее уведомить об этом капитана ближайшего порта и следовать полученным от него инструкциям.

(b) Доклад требуется в случае, если произошел несчастный случай, связанный с опасным грузом.

(c) Если упаковка, цистерна, контейнер, трейлер или ж/д платформа с опасным грузом выброшены за борт или утеряны, капитан обязан как можно быстрее уведомить об этом капитана ближайшего порта с указанием места, количества и типа вещества".

Опасные грузы, допускаемые к морской перевозке. К морской перевозке допускаются лишь те опасные грузы, которые значатся в Алфавитном указателе опасных грузов (приложение I к Правилам МКМПОГ). Грузы, не поименованные в этом указателе, а также перечисленные в приложении II к Правилам МКМПОГ, к морской перевозке не принимаются. Не принимаются к перевозке и грузы в таре, упаковка и маркировка которых не соответствуют требованиям Правил МКМПОГ. В документах - морской накладной, поручении, погрузочном ордере - на химические грузы, по своим свойствам не относящиеся к опасным, отправитель должен сделать отметку: "груз к опасным не относится" - заверить ее своей подписью и печатью.

Прием и перевозка опасных грузов. Опасные грузы принимаются к перевозке по письменной заявке отправителя, где указываются техническое наименование и номер группы Правил МКМПОГ, к которой относятся груз, его количество и вид тары. К заявке прилагаются грузовые документы, в том числе сертификат о качестве и свидетельство поставщика о выполнении им требований МКМПОГ.

На всех перевозочных документах на опасный груз должны быть нанесены штемпелем цветные знаки опасности со всеми предупредительными надписями. В один погрузочный ордер и перевозочный документ не разрешается включать опасные грузы, которые по своим свойствам не допускаются к перевозке в одном грузовом помещении.

Судно принимает и сдает опасные грузы счетом мест без проверки массы, о чем в перевозочных документах делается соответствующая отметка. Если при погрузке опасного груза будет повреждена его упаковка, груз должен быть помещен с соблюдением предосторожности в деревянный или цинковый ящик, отнесен в отдельное место и находиться под особой охраной. Если в процессе перевозки будут обнаружены повреждение упаковки, течь, россыпь содержимого, капитан должен выставить пожарный пост для наблюдения за поврежденным грузом и выгрузить его в первом попутном порту либо в зависимости от свойства груза и обстановки выбросить груз за борт, о чем делается запись в судовом журнале. Переупаковка или перелив на судне запрещены. Выбрасывание за борт опасного груза в поврежденной упаковке должно производиться под непосредственным наблюдением капитана или его старшего помощника. При выгрузке груза все дальнейшие расходы по нему несет грузоотправитель.

Отправитель должен заблаговременно уведомить получателя о времени отправления опасного груза. Капитан обязан не позднее чем за сутки до прибытия судна в порт назначения уведомить порт о времени прибытия, количестве, категории опасного груза и его получателе. О прибытии опасного груза порт назначения обязан уведомить получателя. Прибывшие опасные грузы сдаются получателю счетом мест без перевески. В случае повреждения наружной тары, но целостности внутренней составляется акт, в котором отмечается целостность внутренней упаковки. При повреждении внутренней тары об этом указывается в акте, но проверка массы груза производится получателем на его складе в присутствии эксперта.

Ответственность при морских перевозках опасных грузов. Если груз был сдан к перевозке под неправильным наименованием и при его приемке перевозчик не мог при наружном осмотре удостовериться в его свойствах, то этот груз может быть в любое время выгружен перевозчиком либо уничтожен или обезврежен без возмещения отправителю убытков (ст. 114 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь). Отправитель отвечает за все убытки, причиненные в связи с перевозкой этого груза, и ему не возвращается обратно фрахт. Перевозчик имеет право полностью взыскать фрахт в том случае, если при отправлении груза он не был уплачен.

Перевозчик несет ответственность за соблюдение Правил МКМПОГ при приеме, перевозке и сдаче опасного груза. Если при приеме груза, опасный характер которого не был указан отправителем, перевозчик имел возможность убедиться в его опасных свойствах, но допустил небрежность и принял его под неправильным наименованием, то перевозчик разделяет с отправителем ответственность за последствия перевозки этого груза или несет ее полностью, если нет вины отправителя в неправильном наименовании груза. Если же в процессе перевозки опасного груза, погруженного на судно с ведома и согласия перевозчика, возникает опасность для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе выгрузить, обезвредить или уничтожить этот груз без возмещения убытков отправителю. Отправитель в этом случае не отвечает перед перевозчиком за убытки, причиненные в связи с перевозкой этого груза, за исключением общей аварии. Перевозчику причитается фрахт пропорционально фактически пройденному судном расстоянию с этим грузом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...