Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Феномен межэтнических конфликтов в современной мировой политике




Выпускная квалификационная работа

 

«КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ШРИ-ЛАНКИ)»

 

Выполнил: студент 5 курса очной формы обучения

Вильнин К.А.

 

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Зинченко А.В.

 

 

                                    Допустить к защите:

                                    Заведующий кафедрой: доктор политических наук,

                                    доцент

Чаевич А.В.

                                    «__»__________ 2010 г.

 

 

                                    Директор Института международных отношений

                                    и мировой экономики: доктор исторических наук,

                                    профессор

Зинченко А.В.

                                    «__»__________ 2010 г.

 

 

Москва – 2010

Содержание

  стр.
Введение ..…………………………………………………………………….. 3
Раздел 1. Феномен межэтнических конфликтов в современной мировой политике ……………………….………………………………………………   12
Раздел 2. Деятельность ООН по предотвращению и урегулированию внутренних вооруженных конфликтов.……………………………………...   30
Раздел 3. Особенности межэтнического конфликта в Шри-Ланке ………………………………………………………………………….   50
Заключение …………………………………………………………………… 82
Список используемых источников и литературы ……………………….…. 87
Список сокращений ………………………………………………………….. 96

 

 



Введение

 

Актуальность. Этническая конфликтология является одним из самых молодых ответвлений мировой конфликтологии. Она возникает в 60-е – 70-е гг. XX в. благодаря усилиям научных кругов Запада, в первую очередь, английских и американских исследователей. В нашей стране теоретические положения конфликтологии получили развитие лишь с конца 80-х гг. XX в., и лидирующее положение в науке начинает занимать отечественная этноконфликтология. Остальные отрасли конфликтологии – политическая, юридическая, трудовая и т.д. – стали формироваться в России позднее.[1]

Размах, который приобрело изучение этнической конфликтологии в России, привел к введению в 2010 г. новой научной специальности «Политическая регионалистика. Этнополитика» под шифром 23.00.05 (политические науки), что открывает новые перспективы для дальнейшего развития этой дисциплины в нашей стране. До этого межэтнические конфликты изучались в рамках более широкой специальности – «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные политические процессы и технологии» (23.00.02).

Межэтнические конфликты являются наиболее древними и имеющими глубокие корни в истории человечества. По мнению некоторых авторов, ссылающихся на многочисленные письменные и устные источники, именно межэтнический конфликт представляет собой наиболее серьезное явление в истории человечества, а остальные виды конфликтов играют второстепенную роль.[2]

Распад колониальной системы привел к появлению новых независимых государств, которые зачастую создавались в результате волевого решения бывших метрополий без учета сложившихся этнических, религиозных и других реалий. Наличие в этих странах множества разных этнических групп, каждая из которых претендовала на роль титульной нации, создало множество очагов трений и конфликтов на национально-этнической почве. Возникли многочисленные сепаратистские движения, которые чаще всего вооруженным путем добиваются независимости той или иной территории.

На сегодняшний день межэтнические конфликты превратились в доминирующую форму насилия, став более кровавыми, чем межгосударственные войны. Они представляют собой серьёзную угрозу современному миру и являются тормозом для развития стран, вовлечённых в эти конфликты. Из более чем 180-ти государств, существующих в настоящее время, лишь 20 этнически однородны – то есть в них национальные меньшинства составляют менее 5% населения. Всего в мире насчитывается около 8 тыс. народов – больших и малых – и теоретически каждый из них может претендовать на независимость. Таким образом, подавляющее большинство стран мира могут стать ареной межэтнических конфликтов.[3]

Во второй половине XX в. в межэтнические конфликты были вовлечены более 80 народов мира, из них более 30 стали участниками этнических войн.[4] По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х гг. были межэтническими.[5] Многочисленные конфликты в 1990-х – начале 2000-х гг. в странах Ближнего Востока, Азии, Африки, бывшей Югославии, на постсоветском пространстве привели к гибели миллионов людей, десяткам миллионов беженцев и материальным потерям, которые исчисляются миллиардами долларов.[6] Войны за самоопределение, в частности, как это было в Шри-Ланке, являются одними из самых кровопролитных и затяжных и часто возобновляющихся конфликтов этого типа.

Зарубежные учёные считают, что на протяжении 1990-х гг. наблюдалась положительная тенденция к уменьшению числа межэтнических конфликтов: из 59 – 23 находились на фазе деэскалации, 29 близились к завершению и только 7 находились на стадии обострения.[7] Положительная тенденция прослеживалась и в сокращении войн за самоопределение. В период между 1993 и 2000 гг. их количество уменьшилось вдвое: шестнадцать были урегулированы мирными договорами, а в других десяти было объявлено о прекращении огня.[8] Однако новые межэтнические конфликты в начале третьего тысячелетия, в частности, в Дарфуре, Сомали, Ираке, а также новые вспышки насилия в Шри-Ланке свидетельствуют об обратном.

Рост числа межэтнических конфликтов, увеличение риска выхода их за рамки одного государства или региона, а также перемещение большого числа беженцев во время конфликтов, способных вызвать экономическую катастрофу в принимающих их странах, начинает всё в большей мере привлекать к себе внимание мировой общественности. В связи с возрастанием этих угроз многие известные организации разрабатывают различные документы, касающиеся межэтнических конфликтов, в которых они осуждают это явление или обязуются предпринимать необходимые меры для их прекращения.

Классическим примером современных межэтнических конфликтов явился сингало-тамильский вооруженный конфликт в Шри-Ланке, который унёс жизни более 70 тыс. человек[9] и сильно истощил экономику страны. Тамилы видели единственный выход из сложившейся ситуации в создании собственного независимого государства в северной и восточной части острова. Правительство же Шри-Ланки отвергало это требование, предлагая как альтернативу независимому тамильскому государству предоставление большей автономии провинциям с преобладающим тамильским населением.

Несмотря на то, что власти Шри-Ланки и мировое сообщество неоднократно пытались прекратить насилие, конфликт завершился лишь после полного физического уничтожения повстанцев.

Хронологические рамки выпускной квалификационной работы охватывают период от провозглашения тамильскими сепаратистами идеи создания независимого государства «Тамил Илам» в 1972 г. до полного физического уничтожения сепаратистской военизированной террористической организации Тигры освобождения Тамил Илама (ТОТИ) в 2009 г., ознаменовавшего собой окончание межэтнического вооруженного конфликта в Шри-Ланке.

Объектом выпускной квалификационной работы выступает феномен межэтнических конфликтов в современном мире.

Предметом исследования является теоретическая составляющая межэтнических конфликтов и собственно межэтнический конфликт в Шри-Ланке.

Целью данной работы является проведение комплексного научного анализа теории и практики межэтнических конфликтов на примере межэтнического конфликта в Шри-Ланке.

Цель выпускной квалификационной работы обусловила постановку и решение следующего комплекса исследовательских задач:

- Провести сравнительный анализ научно-теоретических подходов сущности и содержания межэтнических конфликтов;

- Определить основные направления деятельности ООН по предотвращению и урегулированию внутренних вооруженных конфликтов в мире;

- Выявить особенности межэтнического вооруженного конфликта в Шри-Ланке.

Историография темы, степень научной разработанности и источниковая база. В процессе написания выпускной квалификационной работы автор проанализировал широкий диапазон монографий отечественных и зарубежных авторов по теме, научные труды и статьи в периодических изданиях, а также информационные ресурсы сети Интернет по теме исследования.

В частности, теоретические положения методологии анализа межэтнических конфликтов излагаются в трудах российских[10] и иностранных ученых.[11]

Источниковой базой теоретической части выпускной квалификационной работы послужили официальные документы ООН, среди которых можно выделить Резолюции Совета Безопасности ООН[12], Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН[13], Доклады Генерального Секретаря ООН[14] и т.д.[15], а также документы и ряда международных региональных организаций.[16]

Во всех указанных документах в основном содержится критика в отношении внутренних вооруженных конфликтов в целом, однако положения, касающиеся непосредственно межэтнических конфликтов, а именно их предотвращения, урегулирования и разрешения проработаны достаточно слабо.

Проблема межэтнического конфликта в Шри-Ланке в основном отражена в зарубежной литературе, где доминирующие позиции занимают ланкийские, индийские, англо-саксонские и европейские исследователи. Научные исследования по данной тематике на русском языке отсутствуют, за исключением ее отдельных аспектов.[17]

При этом важно отметить, что в трудах ланкийских и индийских ученых и журналистов часто делается упор на практической составляющей конфликта, в частности, на его вооруженной фазе, в ущерб широким обобщениям относительно природы изучаемого конфликта.. Кроме того, не всегда наблюдается объективность авторов (например, акценты в отношении тех или иных событий тамильскими и сингальскими авторами могут быть расставлены по-разному).[18] Бόльшая беспристрастность наблюдается в исследованиях ученых, находящихся за пределами региона Южной Азии, и на чьи взгляды напрямую не влияли события, происходившие в Шри-Ланке.[19]

Первостепенное значение в работе придается официальным внутренним документам Шри-Ланки, что помогает автору проследить динамику межэтнического конфликта в этой стране в его латентной стадии.[20]

Обстоятельный анализ источников и литературы позволил в полной мере показать рассматриваемую проблему с разных углов и выявить весь спектр подходов, которые имеются на сегодняшний день в отношении как межэтнических конфликтов в целом, так и вооруженного межэтнического конфликта в Шри-Ланке в частности.

Методологической основой выпускной квалификационной работы является общенаучный, исторический, структурно-функциональный методы исследования, а также методы индукции, дедукции, сравнительного и системного анализа.

Научная новизна исследования определяется тем, что в целом тема выпускной квалификационной работы в настоящее не стала объектом отдельного комплексного исследования в отечественной науке, а межэтнический конфликт в Шри-Ланке, в частности, не нашел отражения в научной литературе. В работе определены основные направления деятельности ООН по профилактике и предотвращению внутренних вооруженных конфликтов, в том числе, и межэтнических.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Научная работа призвана показать, что отдельно рассмотренный межэтнический конфликт вписывается в общую теоретическую схему, разработанную как зарубежными, так и отечественными учеными. С практической точки зрения это исследование может представлять определенный интерес для внешней политики Российской Федерации как в южноазиатском регионе, так и в мире в целом. На протяжении всего конфликта в Шри-Ланке наша политика была достаточно пассивной. В то же время США и Европейский Союз занимали весьма активную позицию в урегулировании этого конфликта, укрепляя тем самым свой авторитет и вес в мировой политике. Положения данной работы также могут быть использованы в ходе учебного процесса в Международной Академии Бизнеса и Управления.



Раздел 1. Феномен межэтнических конфликтов в современной мировой политике

 

Для научного анализа сущности и содержания межэтнических конфликтов необходимо четко определить значение понятий «этнос» и «конфликт».

Автор опирается на определение этноса, представленное на сайте Российского Этнографического музея. – Это «устойчивая совокупность людей, которая сложилась естественным историческим путем, говорит на одном языке и обладает устойчивым сочетанием этнических свойств, веками воспроизводимых в разных поколениях».[21]

Существует множество определений и понятий «конфликт». Но с точки зрения автора, наиболее точным является определение, предложенное коллективом исследователей О.А. Рыжовым, Б.В. Коваленко и А.И. Пироговым: «конфликт – это проявление объективного или субъективного противоречия, выражающееся в противоборстве (столкновении) сторон в целях его разрешения.[22]

В научно-теоретических трудах конфликты в сфере этнических отношений именуются по-разному: этнополитический, этнонациональный, межэтнический и т.д. Существенной разницы между этими понятиями нет, но автор в своем исследовании старался использовать дефиницию «межэтнический конфликт».

В работе российского исследователя И.П. Чернобровкина дается следующее определение понятия «межэтнический конфликт»: «это межгрупповая борьба за ограниченные ценности, участники которой определяют себя и противника по генотипическим признакам групповой принадлежности».[23]

С точки зрения других российских ученых Л.И. Никовской и Е.И. Степанова «этнонациональные конфликты – это организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии «этнической общности»».[24]

По мнению российского исследователя К.Б. Барбаряна, который придерживается термина «этнополитический конфликт», межэтнический конфликт – «это межгрупповое столкновение интересов и взглядов в борьбе за власть и жизненно необходимые ресурсы, основанное на базе этнических (языково-культурно-бытовых) различий».[25]

Видный российский ученый В.А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий.[26] Обычно это конфликты между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве.[27]

Объектом межэтнического конфликта чаще всего выступают земля, ее недра, социальный статус этнической группы, политическая власть, язык, образование, культура, территория и т.д.[28] В Шри-Ланке на стадии, предшествовавшей активной фазе конфликта, объектом противоречий являлись политическая власть, язык и образование. Непосредственно перед началом и во время вооруженного конфликта объектом выступала уже территория.

Предмет межэтнического конфликта – это определённая проблема, вокруг которой формируется конфликтное взаимодействие этнических групп, он непосредственно связан с главным противоречием в отношениях между этносами.[29]

Субъектами межэтнического вооруженного конфликта, как и любого другого конфликта за исключением внутриличностного, являются его противостоящие стороны (от двух до нескольких) и посредник/посредники, в роли которых чаще всего выступают различные международные организации и национальные государства.[30]

Большинство современных межэтнических конфликтов – это конфликты между государством и этническими группами, проживающими на его территории. В основе межэтнического конфликта чаще всего лежат требования одной из этнических групп о предоставлении им политической автономии, государственной независимости или политического преобладания.

В большинстве случаев государства, выступая посредниками или поддерживая одну из сторон, преследуют свои собственные цели, ищут какую-либо выгоду для себя, порой пренебрегая интересами непосредственных участников конфликта.

В свою очередь, международные организации, например, ООН не в состоянии в некоторых случаях принимать действенных решений и препятствовать развитию деструктивных процессов, в том числе, в сфере межэтнических отношений. Если конфликт не затрагивает напрямую жизненно важных интересов лидирующих государств, то ООН способна действовать как главный механизм прекращения, урегулирования конфликтов и поддержания мира. В противном случае, организация превращается в инструмент ведущих государств по продвижению своих интересов.

Признаками затяжного меэтнического конфликта являются: нелинейность его динамики, отсроченность его окончания, чередование соглашений и насилия в неизменяющейся структурной ситуации, регулярное повторение насилия, повышенная кровопролитность, пособничество враждующим сторонам внешних сил, деградация или разрушение экономической и социальной структур общества, политическая деградация общества, нарастание тоталитарных и сокращение демократических начал в его жизнедеятельности.[31]

В современном мире существует немало затяжных межэтнических конфликтов, среди которых наиболее известны арабо-израильский конфликт, многочисленные конфликты в Индии, Руанде, Анголе, на территории бывшей Югославии, сингало-тамильский конфликт в Шри-Ланке и т.д. Они могут продолжаться годами и даже десятилетиями, в них, как правило, невозможно выявить победителя. Мирные переговоры, подписание различных договоров и соглашений о мирном урегулировании зачастую используются радикальными силами лишь с целью мобилизации новых ресурсов для возобновления вооруженного конфликта повышенной интенсивности. Одним из главных атрибутов затяжных межэтнических конфликтов является террористическая деятельность, которая особенно явно прослеживалась в Шри-Ланке.

Некоторые виды социальных конфликтов имеют наряду с прочим и позитивные моменты, такие как технико-технологическое развитие, конкуренция между властью и оппозицией, укрепление общественных связей (члены каждой из противоборствующих групп или наций забывают внутренние разногласия и сосредотачиваются на внешних проблемах). Или, например, конфликт малой интенсивности может предотвратить конфликт более широкого масштаба с большим насилием и деструкцией.[32] В конце концов, конфликт может быть полезен тем, что он, так или иначе, разрешает противоречие.[33]

Межэтнические же конфликты, достигшие фазы вооруженной борьбы, в большинстве случаев носят исключительно деструктивный характер. Тем не менее, отдельные исследователи пытаются найти и в них позитивные стороны.

Например, украинские ученые А.В. Картунов и О.А. Маруховская выделяют аж девять конструктивных функций межэтнического конфликта: познавательную; индикативную; диагностическую; футурологическую; стимулирующую; преобразующую; регулирующую; совершенствующую и обновляющую.[34]

Российский этноконфликтолог В.А. Аксентьев, критически оценивая подобные выводы, с оговорками называет «конструктивной» только «совершенствующую» функцию. При этом, так называемую, «обновляющую» функцию он обозначает как не несущую конструктивной нагрузки, а в некоторых случаях видит в ней даже деструкцию (например, если обновление приведет к формированию национализма, ксенофобии и даже экстремистских настроений).[35] Этот момент, с точки зрения автора, требует более детального рассмотрения, так как «совершенствующая функция» конфликтов не может дать гарантий, что это «совершенствование» не произойдет в области усовершенствования средств насильственной борьбы, которые приведут к новому кровопролитию. В то же время и «обновляющая функция» тоже вполне может носить конструктивный характер, а не деструктивный. Вслед за конфликтом наступает разрядка, и уровень насилия неизбежно снижается. Чаще всего, если насилие и продолжается, то не на уровне населения, а уже через противостояние военизированных группировок или террористических групп с властями страны.

Но, с точки зрения автора, вопрос конструктивности или позитивности в этнической конфликтологии является неуместным. Число погибающих мирных жителей, проблемы многочисленных беженцев, разрушение гражданских и культурных объектов и т.д. не смогут перевесить те полезные начала, которые несут в себе межэтнические конфликты.

В основном типология межэтнических конфликтов может определяться по целевому и мотивационному признаку. В соответствии с целевой типологией межэтнические конфликты делятся на статусные и гегемонистские. Статусные конфликты происходят в связи с требованиями изменения политического положения этногруппы в обществе: либо создания политической автономии, либо создания независимого национального государства. Гегемонистские требования относятся к желаемым привилегиям одной этногруппы и ограничениям другой группы в экономической, политической, правовой, культурной сферах.[36] Статусные и гегемонистские конфликты происходят преимущественно между национальными меньшинствами и доминирующей этнонацией.

В зависимости от мотивационной причины можно определить четыре типа межэтнического конфликта: защитный, статусный, гегемонистский и элитарный. Защитный конфликт мотивирован дилеммой физической безопасности этногруппы. Статусный конфликт побуждается воспринимаемой угрозой культурному выживанию этногруппы. Гегемонистский конфликт мотивирован моралью этнической исключительности. В основе элитарного конфликта находятся амбиции этнических элит. Все эти четыре мотивационные причины могут усиливать друг друга и побуждать людей к затяжной борьбе.[37]

Российский исследователь В.М. Шевцов предлагает отличать межэтнические конфликты по трем признакам: по количественной дифференциации, по качественной дифференциации и по мотивации причин конфликта. В первом случае речь идет о вовлеченности в конфликт как минимум двух стороны, хотя может возникнуть ситуация, когда активной стороной является этническое большинство или меньшинство. Качественные критерии конфликтующих сторон могут быть абсолютными (благосостояние одной этнической группы выше, чем у другой, что порождает зависть) или относительными (одна группа считает себя выше другой или, наоборот, полагает, что ее эксплуатируют). В третьем случае – мотивация причин – имеется в виду необходимость различать подлинную, искреннюю идентификацию и оценочное суждение или стратегическое использование этнических символов.[38]

Э.А. Паин и А.А. Попов – пионеры отечественной этноконфликтологии – предложили другую классификацию межэтнических конфликтов. Первый тип – «конфликты стереотипов», когда этнические группы не могут еще четко осознавать причины противоречий, но создают отрицательный образ в отношении другого этноса. Второй тип конфликта – «конфликт идей», характерными чертами которого является выдвижение определенных требований, обоснование исторического права на государственность или территорию и политическая мобилизация. Третий тип – конфликт действий, под которым подразумеваются митинги, демонстрации, пикеты и открытые столкновения.[39]

Оригинальную классификацию межэтнических конфликтов предложил российский исследователь Я. Этингер:

- территориальные конфликты, часто связанные с воссоединением разъединенных в прошлом этносов;

- конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государства;

- конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов;

- конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседней страны;

- конфликты, источником которых служат последствия произвольных территориальных изменений;

- конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии;

- конфликты, в которых за культурно-лингвистическими проблемами (о государственном языке в многонациональном государстве, статусе других языков и культур национальных меньшинств) скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами.[40]

В определении условий межэтнического конфликта существуют два подхода: структурный и перцептивный. Сторонники структурного подхода указывают на макроусловия, ведущие к насильственному конфликту. К ним относятся экономические, социальные, политические изменения в обществе, приводящие к утрате авторитета центральной власти и ее способности контролировать нормативный порядок на территории государства. Сторонники перцептивного подхода акцентируют внимание на мезо- и микроуровневых факторах. К ним относятся субъективные факторы: групповые нормы применения силы, память о прошлых разногласиях, манипулирование информацией элитами, организованность группы.[41]

При изучении межэтнических конфликтов выделяют три подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм. В примордиалистких подходах подчеркивается ценностная мотивация участников конфликта, имеющая генетические, психические или культурные основания. Инструменталисты обращают внимание на использование индивидами, группами или элитами этнического фактора для достижения более широких, как правило, материальных целей. Конструктивисты, в свою очередь, говорят о признаках, традиционно считающихся этническими (различия в языке, культуре, обычаях, традициях и т.д.), которые существуют объективно, находятся вне пределов контроля отдельного человека и связывают этнически однородные общности вместе.[42] Однако автор считает, что в этих вопросах необходимо использовать элементы всех трех подходов и что различия между ними носят весьма условный характер.

Причины возникновения, динамика развития и формы прекращения межэтнических конфликтов. Межэтнический конфликт представляет собой достаточно сложное явление, поэтому понять его причины исходя из какой-то одной теории нельзя. Конфликты на этнической почве гораздо сложнее предотвратить и сдерживать по сравнению с тем, насколько легко они могут вспыхнуть.

К несомненным факторам, влияющим на рост числа межэтнических конфликтов, относится процесс глобализации, в результате которой увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Высокий уровень жизни в Западных и новых индустриальных странах привел к тому, что бóльшая часть населения предпочитает не заниматься тяжелым физическим трудом. Для этого часто используются эмигранты из стран с более низким уровнем жизни, и, если в первом поколении они не высказывают недовольства своим положением, то уже последующие поколения считают себя полноправными гражданами развитого мира и недовольны тем, что им отводится обслуживающая роль.[43] Кроме этого, информационная открытость, которая является частью и следствием глобализации, делает межэтнические конфликты доступными широкой аудитории и усиливает их.[44]

В соответствии со структурной концепцией в основе этнической напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией. Конфликт возникает между притязаниями этнических групп и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение их прав в области экономического и социального развития. Широкие массы населения тяжело адаптируются к новой среде, и в условиях неравенства в уровне жизни по сравнению с развитыми районами страны это может привести к конфликтам.[45]

Российская учёная Л.А. Колесова пишет, что в основе межэтнических конфликтов лежат как идейные разногласия, так и небольшие конфликты – трудовые, внутриобщинные, семейные, межличностные – которые постепенно приобретают вид глубоких противоречий, разделяющих общество на достаточно устойчивые, противостоящие массовые блоки.[46]

К.С. Гаджиев и В.А. Тишков являются сторонниками многоуровневого анализа причин межэтнического конфликта. Они считают, что конфликты возобновляются в результате намеренного выбора насилия ради присвоения ограниченных ценностей (территории, власти, престижа) и долгосрочной выгоды.[47]

Представители социологического подхода видят основную причину возникновения межэтнического конфликта в узурпации власти одной этнической группой в ущерб другим, что часто приводит к ущемлению прав последних и росту напряжённости между этими группами.[48]

Приверженцы политологического подхода причиной эскалации конфликта считают существенную роль элитных групп в мобилизации этнических чувств и в усилении этнической напряжённости в связи с их стремлением к обладанию властью и доступу к различным ресурсам и привилегиям.[49] Но этот подход не может в полной мере объяснить феномен массовой мобилизации и интенсивность эмоций участников этнических конфликтов.[50]

Существенное значение имеют социально-психологические факторы, через призму которых можно адекватно проанализировать изначальную силу стремления этнической группы к изменениям, составить представление о ее конфликтогенном потенциале и готовность к жестким методам насилия ради достижения этой цели.[51]

Немаловажно при анализе причин межэтнических войн различать конфликты интересов и конфликты ценностей. Противоречие интересов объясняет причины межэтнических конфликтов, инициированных действиями этнических элит. Участие же широких масс в межэтнических войнах обусловлено уже противоречием ценностей. При этом грань между конфликтами интересов и ценностей весьма условна. Важно отметить, что конфликт ценностей разрешить гораздо сложней, чем конфликт интересов, и нередко этническое насилие продолжается, несмотря на то, что элиты стремятся его остановить.

При изучении причин межэтнического конфликта нельзя обойти вниманием и его предысторию. Как правило, он имеет затяжной характер и сочетает латентные и открытые фазы. Так, конфликт между сингалами и тамилами уходит корнями в эпоху правления англичан на Цейлоне, и исторические мотивы, историческая аргументация играют немалую роль в определении позиции сторон. Как пример обращения к историческому прошлому можно привести споры между этническими группами, каждая из которых, опираясь на исторические факты, стремится доказать свое изначальное и исключительное право владеть спорной территорией, что отчётливо прослеживалось в Шри-Ланке.

Побудительным моментом к этнической мобилизации может стать и целый ряд других факторов, таких как: различие религиозно-культурных ценностей, идеологий (этнонационализм, сепаратизм и т.д.), создание образа врага, мышление мифологическими категориями, политические разногласия и т.д.[52]

Обобщая всё сказанное, можно сделать вывод, что возникновение межэтнического конфликта характеризуется, как правило, наличием трех факторов. Первый фактор связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным или завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений. Второй фактор заключается в наличии в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия. Третий фактор состоит в наличии политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.[53]

На основе изученного материала автор предпринимает попытку выделить собственное определение причины межэтнического конфликта.

Причиной межэтнического конфликта является противоречие на этнической почве, инициированное снизу или сверху и произрастающее в результате острых социально-экономических проблем, получивших свое выражение сначала через бытовые конфликты, и/или в результате борьбы элит с целью получения привилегий или ценностей на фоне исторических предпосылок, завышенного или заниженного уровня национального самосознания и резкого усиления процессов глобализации и модернизации.

Межэтнические конфликты имеют во многом те же стадии эволюции, что и другие социальные конфликты. Один из классиков современной мировой конфликтологии Л. Крисберг предлагает «упрощённую схему конфликтного цикла»:  латентный период – манифестация – эскалация – деэскалация – прекращение – последствия – база нового конфликта. При этом эволюция каждой из фаз основана на действиях людей на предыдущей стадии, а также определяется воздействием среды.[54] Главный недостаток этой схемы состоит в том, что она неспособна объяснить характерные для нынешнего мира затяжные конфликты с их деструктивными последствиями.

Поэтому имеет смысл проанализировать динамику межэтнического конфликта более детально. Наиболее удачную, по мнению автора, модель анализа предложил индийский учёный Л.Н. Рангараджан. Модель российского исследователя Н.В. Кузьминой также является весьма интересной. В своей работе автор опирается на эти две модели.

Предконфликтная стадия характеризуется ростом напряженности в отношениях между потенциальными субъектами межэтнического конфликта на почве определенных противоречий, которые могут существовать достаточно долго, не перерастая в вооруженный конфликт.[55]

Переход этнического конфликта из латентного в актуализированное состояние начинается обычно с оглашения неудовлетворенности одной из сторон своим положением и намерения его изменить. В ответ действия другой или других сторон могут иметь двоякий характер: подавление намерений неудовлетворенной стороны и временное возвращение конфликта в латентное состояние или отказ от признания самого факта существования предмета конфликта, его игнорирование. Сторона, отказывающаяся признать наличие конфликта в современных межэтнических конфликтах – чаще всего государство, а сторона, заявляющая о своей неудовлетворенности – обычно нетитульная этническая группа.[56] Недовольство своим положением, например, высказывало тамильское меньшинство после получения независимости Цейлоном в результате ограничения его прав со стороны правительства, где нишу власти заняли сингалы.

Следующую фазу конфликта можно обозначить как взаимное признание конфликта. С этого момента начинается активное взаимодействие субъектов конфликта, которое первоначально имеет характер интенсивной коммуникации по официальным и неофициальным каналам.[57]

Вслед за этим эволюция конфликта может пойти по двум основным направлениям: эскалации конфликта или его урегулирования.[58] Что касается Шри-Ланки, то можно констатировать, что конфликт, к сожалению, пошёл по первому пути.

Очень редко требования противоположной стороны изначально имеют радикальный характер; чаще всего радикализация требований – это реакция этнической группы на отказ со стороны государства. Государство вместо того, чтобы пытаться удовлетворить пока ещё умеренные требования противоположной стороны, не делает этого, а другая сторона уже не считает свои прежние требования достаточными. Примеры радикализации требований одной из сторон в ответ на неадекватную реакцию государственных структур отчетливо прослеживаются в Шри-Ланке.

В случае неудачи в предотвращении конфликта и его эскалации международное сообщество может предпринять меры по его урегулированию, в числе которых прекращение огня и разведение сторон, операции по поддержанию мира. В отдельных случаях принимаются и более жёсткие меры, в частности, принуждение к миру через санкции экономического и политического характера, а также финансовое и политическое давление. В крайнем случае при отсутствии мирного решения для разрешения конфликта проводятся военные операции.[59]

Однако ряд учёных придерживаются теории невозможности окончательного урегулирования межэтнического конфликта при вмешательстве третьей стороны. По их мнению, международные посредники не в состоянии до конца понять всю глубину противоречий, многие из которых уходят своими корнями в века. [60] Ярким тому подтверждением является неудачная попытка Индии вмешаться в межэтнический конфликт в Шри-Ланке. Действия индийских посредников вызвали недовольство обеих конфликтующих сторон, что даже привело к их некоторому временному сближению.

После достижения своего апогея с применением всех возможных средств ведения вооруженных действий конфликт переходит в стадию деэскалации. Это происходит тогда, когда стороны осознают невозможность достижения своих целей и начинают искать пути примирения. С этого момента начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.[61]

Наконец, на послеконфликтной стадии создается новая реальность: новая расстановка сил, новое видение существующих проблем и новая оценка своих сил и возможностей.[62] Иностранные государства и различные международные организации предпринимают меры по укреплению доверия, разоружению, восстановлению важнейших элементов инфраструктуры, демобилизации, реинтеграции бойцов в мирную жизнь, репатриации беженцев, оказанию гуманитарной помощи, проведению выборов, а также возможному развертыванию военного контингента в качестве миротворческой силы.[63]

Существует несколько возможных форм завершения межэтнических вооруженных конфликтов. В работе российского ученого А.Г. Большакова приводятся три модели: урегулирование конфликта, разрешение конфликта и трансформация конфликта.

Под урегулированием межэтнического конфликта понимается достижение соглашения между его участниками, но глубокие противоречия, породившие его, остаются неразрешенными. Данный вариант – наиболее часто встречающийся в силу сложностей, характерных для такого явления как межэтнический конфликт, особенно, если он принимает черты ценностного конфликта.

Разрешение межэтнического конфликта – следующий этап в завершении конфликта, который может последовать за его урегулированием. Для этой модели характерно уже устранение лежащих в основе межэтнических конфликтов причин. Но, как уже было сказано, в связи с фундаментальными этническими противоречиями разрешить эти конфликты чрезвычайно сложно. Например, выход из межэтнического конфликта сепаратистского толка практически невозможен, т.к. он является игрой с нулевой суммой, когда одна из сторон в любом случае останется в проигрыше.

Трансформация межэтнического конфликта означает переход конфликта в качественно новое состояние. Созидается новая, более высокая система отношений между конфликтующими субъектами, в рамках которой прежний конфликт является исчерпанным. Проблема, находившаяся в основе межэтнического конфликта, в новой системе отношений перестает быть актуальной.[64]

Еще одной формой завершения межэтнического конфликта может быть уничтожение его объекта или физическое устранение одного из конфликтующих субъектов (например, военизированную группировку, представляющую определенную этническую группу). Тем не менее, это не будет означать исчезновения напряженности в обществе. Скорее такой вариант событий приведет к возвращению конфликта в тлеющее латентное состояние.

Важным компонентом межэтнического конфликта является его регулирование, как синоним слова «управление». Под этим подразумевается такое воздействие на процесс межэтнического конфликта, когда его регулирование необходимо для скорейшего перехода к его урегулированию, или наоборот – когда наличие конфликта может быть выгодно одному из субъектов этого конфликта, в том числе посредникам. Но управляемые и неуправляемые фазы в межэтнических конфликтах, которые достигли высокой степени эскалации, нередко чередуются.

 

Выводы по разделу

Проведенный анализ отечественной и зарубежной научной литературы по вопросу феномена межэтнических конфликтов в современной мировой политике позволяет сделать вывод, что несмотря на наличие различных определений понятия «межэтнический конфликт» имеется общая точка зрения о природе этого социально-политического явления, присущего различным типам государств. Обобщая различные определения сущности и содержания исследуемого феномена, можно утверждать, что межэтнический конфликт представляет собой вооруженное и невооруженное противостояние государства с одной или несколькими этническими группами либо между двумя или несколькими этническими группами, которые в зависимости от конкретной ситуации борются за территорию, социальное положение, власть, ресурсы и т.п. В основном именно по этим критериям и осуществляется типологизация современных конфликтов на этнической почве.

При этом главные отличия межэтнических конфликтов от других видов социальных конфликтов заключаются в том, что:

- во-первых, они являются одними из самых затяжных, латентная и открытая фаза могут не раз чередоваться;

- во-вторых, урегулирование таких конфликтов не всегда означает их разрешение, и насилие может вспыхнуть с новой силой;

- в-третьих, эти конфликты могут продолжаться несмотря на попытки элит конфликтующих сторон их остановить;

- в-четвертых, межэтнические конфликты содержат в себе того конструктивного потенциала, который наблюдается в других видах социальных конфликтов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 183.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...