Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Число газетных групп в США и количество издаваемых ими газет




Год Число газетных групп Среднее число газет, находящихся в собственности группы Число ежедневных газет, принадлежащих группам Доля газет, находившихся в групповой собственности, в общем тираже прессы США (%)
1910 13 4,7 62 2,4
1940 60 5,3 319 17,0
1970 157 5,6 879 50,3
1996 129 8,9 1146 76,2

 

Составлено по: Compaine В., Gomery D. Who Owns the Media? Competition and Concentration in the Mass Media Industry. 3d edition. Mahwah, London: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. P. 12.

Рост числа американских газет, находившихся в руках газетных групп, сопровождался увеличением количества газетных компаний, являющихся собственностью открытых акционерных компаний. Прежнее триединое совмещение в одном лице владельца, главного редактора и журналиста, характерное для газетных рынков США, Великобритании, Германии, Франции, практически ушло в прошлое, и даже в странах Северной Европы, где эта черта рынка сохранялась дольше всего, ситуация постепенно меняется. Преобладающим типом газетной компании становится такой, который в современной российской экономической литературе определяется как акционерное общество открытого типа. Речь идет о компаниях, реализующих свои акции на бирже. Различие между частными (закрытыми, часто находящимися в семейной собственности) и публичными (общественными, открытыми) газетными компаниями имеет принципиальное экономическое значение, поскольку первые не привлекают сторонних акционеров к покупке их акций, а акции вторых доступны широкой публике. Это делает их экономическое положение принципиально иным, по крайней мере, по двум причинам. Продажа и передача акций, а также эмиссия акций публичных компаний открытого типа – рутинные процессы, не требующие единодушного согласия всех акционеров, в отличие от частных компаний. В результате публичные компании, часто управляемые наемными менеджерами, имеют неплохие возможности привлечения новых инвестиций, необходимых для развития. Важным для медиабизнеса является и тот факт, что публичные (открытые) компании обязаны регулярно предавать гласности итоги своей финансовой деятельности и структуру собственности. Особая роль СМИ в обществе усиливает опасность абсолютного контроля крупных медиакорпораций немногими владельцами, поэтому прозрачность медиасобственности в наше время становится необходимым условием общественного контроля СМИ.

С точки зрения экономических стратегий газетных предприятий форма собственности может вызвать несколько существенных последствий в сфере инвестиционной политики, контроля собственников, менеджмента. Именно поэтому компании, находящиеся в акционерной собственности, со временем стали ведущей формой собственности – как в газетной индустрии, так и в экономике других СМИ. Возможность привлекать дополнительные средства новых вкладчиков путем открытой продажи на рынке новых акций способствует развитию акционерных компаний, более успешному осуществлению ими программ по приобретению новых изданий. В 1980-е годы из 20 ведущих газетных групп США практически половина (9) принадлежали акционерным (публичным) компаниям. На долю 13 крупнейших газетных групп, находившихся в публичной собственности, приходилось почти 40% суммарного ежедневного тиража американских газет. Сегодня четыре из пяти американских ежедневных газет принадлежат акционерным газетным группам, а в собственности компаний с закрытой формой собственности остаются только 20% изданий.

Концентрация собственности в газетной индустрии стала еще одной ключевой тенденцией развития, которая проходит красной нитью через всю историю газетной индустрии XX века. Сегодня предприятия СМИ во всех странах мира находятся в руках ограниченного числа компаний. В важнейших секторах – телевизионном, кинопроизводства – несколько ведущих предприятий господствуют в сфере производства, однако именно в газетной индустрии информационно богатых стран концентрация медиабизнеса в руках нескольких лидеров достигает максимальных размеров.

В США к настоящему моменту 10 ведущих газетных цепей владеют пятой частью всех ежедневных газет. В Великобритании вся общенациональная пресса – 13 ежедневных и 13 воскресных газет – принадлежит семи корпорациям, и на долю первых четырех приходится 90% продаж. В Германии рынок ежедневной прессы также контролируется небольшим числом газетных компаний: «первая десятка» издателей контролирует 54,8% газетного рынка. В Нидерландах вся ежедневная пресса (за исключением четырех небольших протестантских газет) принадлежит четырем газетным компаниям.

Объем газетного рынка, несмотря на постоянную тенденцию к концентрации, оказывает существенное воздействие на национальные особенности его проявления. Так, обширность газетного рынка США препятствует появлению единственной компании – лидера. Крупнейший по количеству принадлежащих ему газет газетный концерн Gönnet контролирует около 10% общенационального тиража. В Германии на долю самого крупного концерна Axel Springer Verlag приходится приблизительно 23% общенационального тиража. В Великобритании ведущий концерн News International контролирует 36% национального тиража, а второй по величине газетный издатель – Mirror Croup –еще 22%. В небольших странах Севера Европы доминирующие позиции на газетном рынке сохраняют крупные издательские компании, традиционные лидеры рынка в течение последних десятилетий. В Швеции на долю компании Bonniers приходится четверть общенационального тиража, в Финляндии концерн Sanoma WSOY контролирует 33% общенационального газетного тиража.

Все перечисленные тенденции, определяющие развитие газетного бизнеса на информационно богатых рынках СМИ, подтверждают, что сегодня этот сектор медиаэкономики представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, требующий понимания его специфических особенностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...