Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕДИАПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ




Уже неоднократно подчеркивалось, что экономическое функционирование медиарынка в современных условиях значительно усложняется. Растущая коммерциализация средств массовой информации, глобализация медиаиндустрии, ее концентрация не позволяет СМИ полностью реализовывать свой социальный и культурный потенциал. Механизмы рыночной экономики закладывают в СМИ объективное противоречие – между их общественным характером и необщественной, частной собственностью на них. Для преодоления этого противоречия многие развитые государства разрабатывают специальные законодательные меры, которые вывели бы СМИ из-под абсолютного господства рыночной стихии, хотя бы частично ослабили давление коммерческих сил на СМИ.

Комплекс государственных мер, направленный на обеспечение конституционно гарантированных прав в сфере СМИ, называется государственной медиаполитикой. В экономически развитых рыночных демократиях медиаполитика направлена на создание условий для широкого доступа общества к средствам массовой информации, которые должны характеризоваться разнообразием мнений, взглядов, позиций. В экономической сфере государство принимает на себя обязанность создавать условия для функционирования на рынке максимально большого числа медиапредприятий, что должно способствовать успешной деятельности демократических институтов. С этой целью вырабатываются меры по сохранению разнообразия содержания и форм собственности в СМИ.

Важнейшей особенностью современной экономической медиаполитики на информационно богатых рынках СМИ является ее двойственный характер. С одной стороны, медиаполитика в экономической сфере носит позитивный характер: во многих странах разработаны и используются меры, направленные на поддержку плюрализма и конкуренции. Формы практической реализации позитивной экономической медиаполитики разнообразны. В США к ним может быть причислен закон о сохранении газет. В развитых странах Европы, в особенности в северных, создана система прямых дотаций прессе, а также разработаны косвенные меры, преимущественно в налоговой сфере, которые должны способствовать сохранению конкуренции на газетном рынке (см. табл. 13. Глава 6).

Вторая черта экономической медиаполитики большинства развитых рыночных демократий – ее частично негативный, ограничительный характер. В этой связи речь идет о разнообразных антитрестовских, антимонопольных законах и различных законодательных мерах, ограничивающих концентрацию медиасобственности в одних руках или присутствие наиболее крупных медиапредприятий на национальных рынках СМИ. Государства устанавливают некоторые ограничения на одновременное владение различными СМИ, определяют количественный предел общенационального/местного тиража, максимально допустимую долю охвата общенационального/местного рынка для доминирующих компаний. Это позволяет косвенным образом поддерживать конкуренцию и способствовать сохранению экономически слабых компаний.

Еще одно проявление ограничительной медиаполитики на информационно богатых рынках СМИ, разработанное не прямо для экономической сферы, но оказывающее на нее сильное влияние, – это регулирование вещательных рынков. Типы, размеры, количество географических рынков для телевизионных и радиостанций стали во второй половине XX в. предметом особой заботы государственных органов. И в США, и в Западной Европе предусмотрены специальные меры для сохранения максимально большего числа географических рынков. Многие государственные органы, например FCC в США, ITA в Великобритании, CSA во Франции, поддерживают развитие новых технологий телевидения и радиовещания, выдавая лицензии на создание большого числа новых станций на всевозможных рынках. Цель подобной политики – предоставить возможность максимально широкого выбора для зрителей, слушателей и рекламодателей.

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ СМИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Законы, ограничивающие концентрацию собственности на предприятия СМИ в руках одной компании, одного владельца, существуют практически на всех информационно богатых рынках. Но несмотря на общую философию, лежащую в основе такого антимонопольного регулирования, реальная практика в разных странах имеет существенные различия. Для стран Западной Европы их можно вкратце суммировать следующим образом.

Великобритания. Существует специальное антимонопольное законодательство для СМИ; на рынке прессы все сделки компаний, издающих газеты тиражом более чем 500000 экз., должны получать одобрение государственных органов; выдача новых вещательных лицензий аудиовизуальным компаниям, имеющим более 15% аудитории на своих географических рынках, требует специального рассмотрения антимонопольными органами; запрещается выдавать лицензии на общенациональное вещание газетным компаниям, охватывающим более 20% национальной аудитории.

Германия. Концентрация СМИ регулируется общим антимонопольным законодательством; для общенационального ТВ установлено, что вещатель не может занимать доминирующего положения на рынке (доля аудитории не может превышать 30%); вещатели, имеющие более 20% национальной аудитории, или программы, доля которых превышает 10%, обязаны предоставлять эфир независимым вещателям для изложения ими своих точек зрения (так называемые «программные окна»).

Италия. На СМИ распространяется общее антимонопольное законодательство; для общенационального газетного рынка максимально допустимая доля суммарного тиража – 20%, на региональных рынках одна компания не должна владеть более чем 50% всех газет региона; на общенациональном рынке ТВ в одни руки нельзя выдавать более 20% всех возможных лицензий, при этом ни один вещатель не может сосредоточивать в своих руках более 30% оборота средств национального телерынка. Этот же предел установлен для кабельных операторов на местных рынках.

Норвегия. Государственные органы могут запрещать сделки, которые приведут к сосредоточению в одних руках более трети национального рынка в любом медиасекторе; крупные сделки на местных рынках должны проходить специальную экспертизу.

Франция. Юридическому лицу не может прямо или косвенно принадлежать более 45% акционерного капитала или голосующих акций национальных эфирных телеканалов; владельцы газетных компаний не могут контролировать более 30% рынка изданий одного типа; доля аудитории не должна превышать 150 млн. чел. для доминирующей радиостанции, 6 млн. чел. для местного эфирного телеканала, 8 млн. чел. для кабельной сети; существуют ограничения на число ТВ-лицензий для одного юридического лица.

Подводя итог характеристики государственной медиаполитики, необходимо подчеркнуть, что общность законов рыночной экономики «предопределяет сходство правовых моделей, используемых в разных странах для обеспечения добросовестной конкуренции и плюрализма, предупреждения концентрации и монополизации средств массовой информации»5.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Медиаэкономика рассматривает конкретные индустрии СМИ, поведение производителей и потребителей медиапродуктов. С экономической точки зрения индустрия СМИ является нетрадиционной, поскольку СМИ производят свой продукт для того, чтобы он одновременно действовал на двух рынках – товаров и услуг. В качестве товара СМИ выступает содержание – информация, мнения, развлечения, знания, доставляемые аудитории. На рынке услуг СМИ действуют, предоставляя рекламодателям услугу доступа к массовой или специализированной аудитории. Рынок СМИ формируется во взаимодействии медиапредприятий с аудиторией и рекламодателями на конкретной территории, т.е. на географическом рынке.

Важнейшей характеристикой медиарынка является конкуренция, уровень которой различается для разных типов рыночных структур. Проблему конкуренции СМИ необходимо рассматривать как на рынке содержания, так и на рынке рекламы. Особенности конкуренции в печатных и аудиовизуальных СМИ анализирует теория «зонтичной конкуренции», которая учитывает также взаимодействие различных географических рынков СМИ. Уровень конкуренции в медиаиндустрии, снижающийся с течением времени, объясняется объективно высокими издержками производства. Именно они определяют современные стратегии роста медиапредприятий в горизонтальном, вертикальном, диагональном и кластерном измерениях.

Конкуренция между медиапредприятиями не всегда может быть выгодна аудитории. Большое количество медиапродуктов или предприятий СМИ не обязательно приводит к дифференциации медиапродуктов, и, наоборот, монополия или олигополия на рынке не всегда означает низкое качество содержания. Для предотвращения негативных последствий экономического развития рынка СМИ многие государства разрабатывают меры экономической политики для медиаиндустрии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определение следующим понятиям: экономике, макроэкономика, микроэкономика, политическая экономия.

2. Что такое сдвоенный рынок товаров и услуг?

3. Охарактеризуйте рынок товаров СМИ.

4. Какую услугу и кому предоставляют СМИ?

5. Как связаны сдвоенный рынок товаров и услуг и географический рынок?

6. Назовите рыночные характеристики печатных и аудиовизуальных СМИ.

7. Назовите основные типы рыночных структур в медиаиндустрии.

8. Как СМИ конкурируют на рынке содержания?

9. Какие средства массовой информации относятся к СМИ индивидуального, а какие – к СМИ коллективного потребления?

10. Приведите примеры заместимости СМИ на рынке содержания и на рынке рекламы.

11. Что такое рынок свободного времени?

12. Назовите типы рекламы в СМИ.

13. По каким параметрам рекламодатели изучают СМИ в процессе медиапланирования?

14. По какой формуле рекламодатель сравнивает эффективность СМИ?

15. Назовите основные типы рыночных структур в СМИ.

16. Что такое «зонтичная конкуренция» в СМИ?

17. Какие издержки в медиаиндустрии являются постоянными, а какие – переменными?

18. Перечислите стадии производства, формирующие производственную цепочку в медиаиндустрии.

19. Какие современные стратегии роста медиапредприятий вы знаете?

20. Что такое ценность медиатовара?

21. Назовите составные элементы цепочки ценности в медиабизнесе.

22. Как вы определите понятие спроса в медиаиндустрии?

23. Что такое «парадокс разнообразия» в СМИ?

24. Чем опасна разрушительная конкуренция для рынка СМИ?

25. Назовите особенности экономической политики государства в СМИ.

 

1 В 2002 г. собрание акционеров высказало свое недоверие Ж.-М. Мессье (Vivendi Universal), заставив уйти в отставку. Владельцы корпорации Berteismann отправили в отставку Т. Миддлхофа, ушел со своего поста С. Кейз (Time Wamer-AOL). Причина во всех случаях одна – недовольство акционеров неоправданно большим ростом и убытками корпораций.

2 Цит. по: Cuilenburg J. van. New Perspectives on Media Diversity. Toward a Critical-Rational Approach to Media Perfomance. In: Changing Media and Communications. Ed. by Y. N. Zassoursky and E. Vartanova. Moscow: Faculty of Journalism; IKAR. P. 76.

3 Там же. С. 77.

4 Хэнди Ч. Алчущий дух. За гранью капитализма: поиск цели в современном мире. В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. M.: Academia, 1999. С. 171.

5 Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. Артикль 19. М.: Фонд защиты гласности, 1993. С. 6.

Раздел III. Экономические особенности печатных СМИ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...