Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закон РФ «О защите прав потребителей»: основные понятия и положения




 

Довольно часто бывает так, что производители и продавцы спортивных товаров и услуг предоставляют потребителям продукцию либо ненадлежащего качества, либо не отвечающую требованиям российских стандартов (по санитарно-гигиеническим, техническим и иным нормам), а иногда и вовсе прибегают к обману своих клиентов. В итоге потребители оказываются потерпевшей стороной, которая несет как материальный, так и моральный ущерб.

В системе физкультурно-спортивных отношений некачественные или недостаточно апробированные тренерские методики, перетренировки, несоблюдение правил техники безопасности могут повлечь за собой тяжелые расстройства здоровья потребителей данных физкультурно-спортивных услуг, утрату ими трудоспособности и даже смертельные исходы.

Защитить права российских потребителей от недобросовестных производителей и продавцов призван Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1992 г. (последняя редакция закона по состоянию на 18 июля 2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), а также Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и принимаемыми в соответствии с ними иные нормативные правовые акты и международные договора Российской Федерации.

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Закон имеет следующую структуру:

 

Преамбула

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Статья 2. Международные договоры Российской Федерации

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)

Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Статья 15. Компенсация морального вреда

Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

Статья 17. Судебная защита прав потребителей

 

ГЛАВА II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества

Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя

Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю

Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Статья 26. Утратила силу.

Статья 26.1 Дистанционный способ продажи товара

Статья 26.2 Правила продажи отдельных видов товаров

 

ГЛАВА III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)

Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)

Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)

Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя

Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя

Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок

Статья 37. Порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги)

Статья 38. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей

Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг

Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям

 

ГЛАВА IV. Государственная и общественная защита прав потребителей

Статья 40.Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

Статья 41.Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам)

Статья 42. Утратила силу

Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

 

Основные понятия, используемые в Законе, следующие:

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;

Исполнитель – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

Изготовитель – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

Продавец – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;

Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

Импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Помимо преамбулы с определениями терминов, Закон РФ «О защите прав потребителей» содержит 4 главы, в составе которых имеется 46 статей. Глава I включает в себя общие положения, где раскрываются основные права и обязанности производителей (продавцов, изготовителей) и потребителей, регламентируются положения о гарантийных обязательствах и сроках, об информации о товарах, изготовителях, режиме их работы и прочее.

Предприятия спортивной индустрии, производящие физкультурно-спортивную продукцию (спортивную одежду, обувь, инвентарь, оказывающие спортивные услуги) в своей повседневной деятельности руководствуются положениями Закона «О защите прав потребителей» и другими российскими правовыми актами, регулирующими данную область. Ст.1 Закона прямо указывает на это: «Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом и принимаются в соответствии с иными федеральными законами и правовыми актами РФ». В то же время ст.2 Закона провозглашает приоритет международного права над российским: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора».

Для физкультурно-спортивных отношений принципиально важное значение, наряду с другими статьями, имеют ст.4 «Качество товара (услуги)», ст.7 «Право потребителя на безопасность товара (услуги)» и ст.9-10, посвященных информированию потребителей о производимых товарах и их изготовителях.

В части качества товара (услуги) Закон дает следующую трактовку. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар или услуга такого рода обычно используется.

Законодатель устанавливает безусловное право потребителя на безопасность товара или услуги. Ст.7 гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни и здоровья потребителя. Помимо этого, статьей запрещается продажа товара (оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации.

Положения статьи 7 имеют для физкультурно-спортивных отношений основополагающее значение, так как занятия физкультурой и спортом связаны с динамической нагрузкой, игровыми столкновениями (в спортивных играх, спортивных единоборствах и проч.), с повышенными нагрузками на мышечную и сердечно-сосудистую системы. Кроме того, занятия физкультурой и спортом часто связаны с такими средами, обращение с которыми требует особой осторожности, – это относится к водным видам спорта (дети, пожилые люди и физкультурники могут утонуть), к лыжным видам (занятия и тренировки проводятся в лесной местности и на морозе) и т.д.

Производители товаров и услуг, в соответствии с требованиями ст.9 Закона обязаны довести до сведения потребителей всю необходимую информацию о себе – фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

Статья 10 Закона требует от изготовителей товаров и услуг своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах и услугах в обязательном порядке должна содержать:

· обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (услуги);

· сведения об основных потребительских свойствах товаров (услуг);

· цену и условия приобретения товаров (услуг);

· гарантийный срок, если он установлен в соответствии с Законом «О защите прав потребителей»;

· правила и условия эффективного использования товаров (услуг);

· срок службы и срок годности товаров и некоторые другие сведения.

Помимо прочего, ст.15 предусматривается компенсация морального вреда, нанесенного потребителю некачественным товаром или услугой, а ст.17 предусматривает судебную защиту прав потребителей.

Глава II «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» содержит важные требования и наполнена конкретным содержанием. В частности, соответствующими статьями главы регулируются последствия продажи товара ненадлежащего качества (ст.18), сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара (ст.19), устранение недостатков товара изготовителем (продавцом) (ст.20), замена товара ненадлежащего качества и некоторые другие положения.

Довольно высокую значимость для физкультурно-спортивной отрасли имеют положения главы III «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)». Такие статьи, как ст.27 «Сроки выполнения работ», ст.28 «Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)», ст.29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы» и ряд других статей имеют для сферы физической культуры и спорта принципиально важное значение. Это выражается в том, что с одной стороны, спортивные организации и спортсооружения при проведении ремонтно-восстановительных и строительных работ выступают заказчиками и потребителями (в этом случае Закон выступает гарантом их прав); с другой стороны, спортивные организации и предприниматели от спортивного бизнеса являются производителями услуг и в этом случае Закон устанавливает для них определенные обязанности и требует их неукоснительного соблюдения.

Заключительной главой Закона «О защите прав потребителей» является глава IV «Государственная и общественная защита прав потребителей». Содержание ее статей касаются:

- антимонопольного регулирования рынков товаров, работ и услуг и государственных органов, осуществляющих такое регулирование;

- обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по предоставлению информации федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам);

- полномочий федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

- санкций, налагаемых федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами), федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации и другими органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

- осуществления защиты прав потребителей органами местного самоуправления;

-  прав общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов);

- защиты интересов неопределенного круга потребителей.

 


Лекция 6. Юридическая ответственность за правонарушения в области физической культуры и спорта (административный, гражданско-правовой, трудовой и уголовный аспекты)

 

Вопросы

 

1. Классификация противоправных и общественно опасных деяний в спорте.

2. Правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность граждан при проведении спортивных соревнований (уголовный и административный аспекты).

3. Экономические правонарушения в сфере физической культуры и спорта. Преступления, связанные с организацией и осуществлением запрещенных видов спортивной деятельности (уголовный, административный, гражданско-правовой и трудовой аспекты).

4. Юридическая ответственность за применение допинга.

5. Физическая культура и спорт как фактор профилактики допинга, наркомании и преступности (вопрос для самостоятельной подготовки).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...