Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы семинарских занятий по Модулю 3




«Советский период в истории России»

Семинар 1 (6). Россия в период революции 1917 года и в годы гражданской войны.

 

План:

  1. Революция 1917 года. От февраля к октябрю.
  2. Октябрьский переворот (Великая октябрьская социалистическая революция) и первые мероприятия Советского правительства.
  3. Советская Россия в годы гражданской войны.
  4. Политика военного коммунизма и причины ее кризиса. Начало перехода к НЭПу.

 

Учебные пособия:

 

1. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997

3. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.:Проспект, 1999

4. Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.

 

Литература:

  1. Бондарев В.В. Сталин и Ленин // Родина, 1995. №1.
  2. Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы. // Вопросы истории, 1995, №5.
  3. Булдаков В.П., Кабанов В.В. Военный коммунизм. // Вопросы истории, 1990, №3;
  4. Бутенко А.П. Правда и ложь в революциях 1917 г. // СОЦИС, 1997, №2.
  5. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992
  6. Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы истории, 1996, № 5-6.
  7. Горинов М.М., Цакунов С.В.20-е гг.: становление и развитие новой экономической политики // История Отечества: люди, идеи, решения.Очерки истории Советского государства. М; 1991.
  8. Гражданская война в России: перекресток мнений. М.,1994
  9. Зимина В.Д. Белое движение в годы гражданской войны. Волгоград, 1995
  10. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997
  11. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история.1992. № 6;
  12. Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны: Взгляд через десятилетия. М., 1992

 

Методические указания для самостоятельной работы при подготовке к семинарам

1. Необходимо остановиться на характеристике Второго Всероссийского съезда Советов (составе, политической борьбе, итогах работы). Дайте характеристику законодательных, исполнительных и судебных органов власти большевиков. Обратите внимание, что на съезде было сформировано Временное (до созыва Учредительного собрания – представительного парламентского учреждения, созванного на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции) революционное правительство – Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Объясните, что показали выборы в Учредительное собрание, проходившие осенью 1917 г., и чем был обусловлен его роспуск 5 января 1918 г.

Постарайтесь уточнить, когда был заключен блок большевиков и левых эсеров, как долго он просуществовал и почему распался. Расскажите о Конституции РСФСР 1918 г., определившей основы политической системы Советского государства.

Попытайтесь ответить на вопросы: в чем проявился классовый принцип организации власти, отличавший конституцию РСФСР от конституций буржуазных республик, и как характеризовался в ней тип государственности и принцип образования государства?

2. Дайте определение гражданской войны и интервенции. Обратите внимание на причины, расстановку политических сил, этапы, участников событий.

Постарайтесь уяснить, на каких принципах формировалась Красная Армия, какая идеология лежала в основе белого движения. Раскройте причины победы большевиков и поражения белого движения.

Расскажите об итогах и последствиях войны.

3.Попытайтесь дать определение осуществлявшейся с 1918 г. по весну 1921 г. в Советской России политике «военного коммунизма». Назовите причины введения этой политики, ее основные элементы.

Подумайте, была ли Россия первопроходцем в ее проведении, какие экономические и социально-политические последствия имела данная политика.

Обратите внимание на неоднозначную оценку «военного коммунизма».

 

Семинар 2 (3). СССР в период НЭПа.

 

План

  1. Экономический и политический кризис начала 20-х гг
  2. Переход к НЭПу. X РКП(Б).
  3. НЭП: сущность, мероприятия, противоречия.
  4. Свертывание НЭПа.

 

Учебные пособия:

1. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997

3. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.:Проспект, 1999

4. Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.

5. История России XX век. Под ред. В.П.Дмитренко. М., 1997

 

 

Литература:

  1. Братющенко Ю.В. НЭП: государство, частник, кооперация. // Вопросы истории, 2007. №2.
  2. Быстрова И.В. Государство и экономика в 20-е годы // Отечественная история, 1993. №3.
  3. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992
  4. Горинов М.М. НЭП: Поиски путей развития. – М., 1990
  5. Импельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история, 1993. №2.
  6. Карр. Э. История Советской России. Т.2. М., Прогресс, 1990.
  7. Лютов Л.Н. Неэффективность промышленности в условиях НЭПа // Вопросы истории, 2000. № 4-
  8. Орлов И.Б. Новая экономическая политика: история, опыт, проблемы.
     М., 1999.

 


Методические указания для самостоятельной работы при подготовке к семинарам

 

Целесообразно выяснить, почему методы управления экономикой, давшие эффект в годы гражданской войны, стали тормозом в развитии промышленности и сельского хозяйства и превратились в одну из причин перехода к новой экономической политике. Рассмотрите основные проявления экономического и социально-политического кризиса в стране, обусловившего крутой поворот от «военного коммунизма» к радикальным экономическим реформам, отказ от «красногвардейской атаки» на капитал, переход к сотрудничеству с ним на определенных условиях. При ответе на этот вопрос необходимо знать хронологические рамки, основные черты, задачи и сущность нэпа. Постарайтесь объяснить, чем был вызван отказ от новой экономической политики.

Второй вопрос посвящен рассмотрению проблем практической реализации нэпа. Почти ежегодно возникали экономические затруднения. Каковы причины и сущность “кризиса сбыта” в 1923 г., “товарного голода” в 1924 г.? Как государство выходило из этих  ситуаций? Почему с 1925/1926 г. стали возникать проблемы с хлебозаготовками? Определяя значение нэпа, подтвердите фактами, что для первой половины 20-х гг. был характерен быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства, а во

второй половине ситуация в экономике улучшилась, но оставалась крайне сложной.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...