Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 2 (5). Россия в конце XIX- начале XX вв.




План:

1. Особенности социально-экономического развития России в конце XIX- начале XX в.

2. Общественно-политическая жизнь. Формирование политических партий России. Революция 1905-1907 гг.

3. Внутренняя политика Российского правительства после революции 1905-1907 гг.

 

Учебные пособия:

1. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997

3. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.:Проспект, 1999

4. Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.

5. История России XX век. / Под ред. В.П. Дмитренко. М., 1997

Литература:

  1. Верт Н. История Советского государства 1900-1990. М, 1992
  2. История политических партий в России. М, 1994 .
  3. Программы политических партий и организаций России конца XIX-XX вв. Ростов-на-Дону, 1992.
  4. Ананьич Б., Ганелин Р. Николай II // Вопросы истории, 1993, №2
  5. Ананьич Б., Ганелин Р. Сергей Юльевич Витте // Вопросы истории, 1990, №8
  6. Искандеров А.А. Российская монархия: реформы и революция // Вопросы истории, 1993, № 3, 5, 7
  7. Шацило К.Ф. Николай II: реформы или революция // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.
  8. Шацило К.Ф. Первая русская революция в России. 1905-1907 гг., М., 1985
  9. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.
  10. Ковальченко Д.И. Столыпинская аграрная реформа. Мифы и реальность. // История СССР, 1991, №2.

 

Методические указания для самостоятельной работы при подготовке к семинару

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в стране достаточно четко проявились противоречия, связанные с особенностями российского варианта модернизации. Большинство авторов едины в том, что модернизация является переходом от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. С понятием «модернизация» связаны процессы индустриализации, урбанизации, бюрократизации, разрушения традиционных связей (религиозных, семейных, местных). Таким образом, модернизация – комплексный процесс, охватывавший экономическую, социальную, политико-правовую, культурную сферы. О различных определениях критериев модернизации можно ознакомиться в ряде публикаций

Охарактеризуйте сущность и содержание новых явлений в экономике страны. Чем объясняется неравномерность промышленного развития? Каковы причины экономического кризиса 1900 – 1903 гг.? Каково его влияние на положение в стране? Целесообразно рассмотреть состояние аграрного сектора экономики, обратить внимание на остроту крестьянского вопроса., возможные варианта его решения. В этой связи следует привести точку зрения П.А.Столыпина, занявшего в 1904 г. пост саратовского губернатора : «Если дать возможность трудолюбивому землеробу получить сначала в

виде искуса, а затем закрепить за ним отдельный земельный участок, вырезанный из государственных земель..., то, наряду с общиной, где она жизнеспособна, появился бы самостоятельный общинный поселянин, устойчивый представитель земли».Как вы считаете, насколько был эффективен подобный путь решения аграрного вопроса, учитывая особенности России, менталитет различных народов? Являлась ли община

преградой на пути модернизации? Среди выдающихся государственных деятелей позднеимперской России особое место занимает С.Ю.Витте (1849 – 1915 гг.). Насколько эффективными были мероприятия, проведенные по его инициативе и при его участии в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере? Рассмотрите причины экономического кризиса 1900-1903 гг. и пути его преодоления.

Необходимо проанализировать социальную структуру российского общества, Насколько в ней отразились, с одной стороны, черты традиционного, доиндустриального общества и, с другой, - новации, вызванные модернизационным процессом? Какие изменения  происходили в среде дворянства? Насколько представители этого сословия смогли

адаптироваться к реалиям нового этапа развития страны? Попытайтесь представить облик российских предпринимателей, что позволит понять положение данной социальной группы в обществе и его отношение к государственным институтам, экономической политике правительства. Уясните отличия между петербургской и московской буржуазией. Подведите итоги обсуждения вопроса. Выделите причины быстрых

перемен в жизни страны в столь сжатые сроки, сущность важнейших противоречий в сфере социально-экономического развития.

2. Рассмотрите особенности государственного строя России. Насколько институты государственного управления соответствовали реалиям модернизационного процесса? Каково было положение Государственного совета, Сената, Кабинета министров, Святейшего Синода и степень их влияния на принятие важнейших решения в области внутренней политики? Обратите внимание на особенности местного управления, место и

роль структур губернской власти в реализации правительственных решений.

Особую роль в политической жизни страны все больше приобретал личный фактор. Как вы думаете, с чем это было связано?

Во внутренней политике правительству пришлось столкнуться с острейшими проблемами. Реагируя на нараставшее социальное напряжение в деревне, Николай II подписал манифесты от 26 февраля и 12 марта 1903 г. В чем их значение? Определите содержание рабочей политики, учитывая, что в ответ на рост забастовочной активности власти представляли целесообразным не ограничиваться исключительно репрессивными мерами. В этой связи следует указать на своеобразие мер, выдвинутых С.В. Зубатовым, с целью устранить воздействие политизации на рабочую среду. Кризисные явления стимулировали усиление национального движения в различных частях империи (Польша, Финляндия, Закавказье и др.). Рассмотрите особенности национальной политики.

В конце ХIX – начале ХХ вв. особое внимание общественности вызывал вопрос о необходимости внесения корректив в политике по отношению к земствам. Как вы полагаете, с чем было связано пристальное внимание властей к структурам местного самоуправления? Насколько внутренняя политика соответствовала требованиям,

стоявшими перед страной в начале ХХ в.? Чем, на ваш взгляд, обусловлено замедление с проведением преобразований, необходимость которых признавалась в различных кругах российского общества?

Рассматривая вопрос о причинах революции 1905-07 гг., следует обратить внимание на понятие общенационального кризиса, выявить его причины. Какую роль в этом процессе сыграла Русско-японская война (1904-1905). Какие цели и задачи ставили перед собой политические партии и организации. Определите этапы революции и охарактеризуйте важнейший документ этого периода: Манифест 17 октября.

Новый этап в развитии революционного кризиса связан с деятельностью первой и второй Государственных дум. Какие злободневные вопросы они решали? Насколько оправдались надежды революционных и либеральных партий в ходе выборов и деятельности Дум первых двух созывов? В чем сущность третьеиюньского переворота?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...