Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания для самостоятельной работы при подготовке к семинару




Реформы 60-70-х гг. XIX в. неразрывно связаны с личностью императора Александра II (1818-1881). Следует обратить внимание на тот факт, что Александр II не был убежденным реформатором и либералом но, придя к власти, признал необходимость преобразований. Уже в первой четверти XIX в. были окончательно исчерпаны возможности крепостного хозяйства, что привело к упадку помещичьего землевладения и мешало индустриальной модернизации страны, то есть искусственно консервиро-

вались феодальные отношения.

На рубеже 1850-х–1860-х гг. особое значение приобретает крестьянский вопрос. Следует отметить рост числа крестьянских выступлений, причины восстаний, методы и итоги. Какие пути выхода из социального кризиса видело правительство Александра II? Поражение в Крымской войне позволило понять правящим кругам главную причину экономической и военно-технической отсталости России – крепостное право. Огромные расходы на войну серьезно подорвали финансовую систему государства, разорили население и нанесли серьезный ущерб помещичьему хозяйству.

Таким образом, перед российским самодержавием встали экономические и политические задачи: необходимость выхода из тяжелого финансового кризиса, разрешение острых социальных проблем и, при этом, сохранение ведущего положения России на международной арене. Для разрешения поставленных задач правительство Александра II избрало путь реформ.

Подготовка крестьянской реформы берет свое начало в речи Александра II, произнесенной им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства, в которой он отмечает, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу».

Обратите внимание на трудности, с которыми столкнулось правительство при подготовке реформы. Дворяне критически настроены по вопросу освобождения крестьян. Охарактеризуйте специфику проектов крестьянской реформы, предложенных дворянами, нечерноземных, черноземных и степных губерний. Почему сформировались столь различные позиции?

Выработка оснований крестьянской реформы была возложена с 3 января на Секретный комитет под председательством князя А.Ф. Орлова. Выделите недостатки в работе комитета. В чем значение рескрипта Назимову В. И. от 20 ноября 1857 г. Какие основные принципы реформы были сформулированы для губернских комитетов? Расскажите, как шло формирование комитетов по подготовке местных проектов освобождения крестьян. С какими трудностями они сталкивались во время работы?

После опубликования рескриптов и с началом деятельности губернских комитетов подготовка крестьянской реформы стала гласной. Обратите внимание на то, как этот вопрос обсуждался в печати (А.И. Герцен и Н.П. Огарев; М.Н. Катков о реформе, Н.Г. Чернышевский). Какие пути выхода из кризиса предлагали представители различных общественно-политических течений? Процесс подготовки реформы затягивался, что

усугубляло социальный кризис. Крестьянские волнения грозили перерасти в общее восстание. Приведите примеры нарастания крестьянского движения. Охарактеризуйте деятельность «Редакционных комиссий», на которые возлагалось рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, и составление проектов законов об освобождении крестьян. Какова роль Ростовцева Я.И. в составлении проекта. С августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» обсуждался депутатами губернских комитетов. На какие уступки пришлось пойти комиссии и почему? Какие изменения в проект были внесены при рассмотрении в Главном комитете?

19 февраля 1861 г. были подписаны «Положения о крестьянах, выходящих их крепостной зависимости» и Манифест, провозглашавший освобождение крестьян от крепостной зависимости. Обратите внимание на то, как тщательно правительство готовились к возможным крестьянским выступлениям, прекрасно понимая, что подготовленный закон не удовлетворит крестьян. Характеризовать «Положения» необходимо по трем основным направлениям:

– личное освобождение крестьян;

– наделение крестьян землей;

– выкупная сделка.

Следует отметить, что земельные наделы и размер выкупа зависели от зоны, в которой располагалось крестьянское хозяйство, исходя из особенностей местных природных и экономических условий.

В чем состояла особенность крестьянской реформы в национальных окраинах, в государственных и удельных деревнях?

Несмотря на значительные недостатки реформы (выделите их), она несомненно способствовала развитию в стране капиталистических отношений.

Следствием реформы стал взрыв крестьянского протеста весной летом 1861 г. Чем были вызваны крестьянские восстания? Как вы думаете, почему наибольший размах народное движение приняло в центрально-черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине? Какие формы принимала крестьянская борьба? Расскажите о восстаниях в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния).

Как правительству удалось подавить эти восстания? Почему в итоге крестьянское движение идет на спад? При помощи статистических данных докажите, что количество крестьянских выступлений сокращалось из года в год. Какие меры применялись правительством для этого?

В завершение подумайте, верно ли замечание, что реформа 1861 г. ударила «одним концом по барину, другим – по мужику», свой ответ обоснуйте.

2. Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ – в области местного управления, суда, образования, финансов, цензуры, в военном деле и в церковном управлении. Вопрос о местном управлении возник в конце 50-х годов в связи с подготовкой крестьянской реформы. Первые проекты были подготовлены комиссией при Министерстве внутренних дел под председательством Н.А.

Милютина и П.А. Валуева. На каких принципах они предполагали провести земскую реформу? Почему проекты были изменены, с какими событиями в стране этот связано?

1 января 1864 г. проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» утвержден Александром II и получил силу закона. Охарактеризуйте земские учреждения, создававшиеся по этому закону. Подробно рассмотрите систему выборов в земства.

Представители каких сословий получали большинство в земствах?

Почему? Обратите внимание на тот факт, что земства вводились не повсеместно. С чем, на ваш взгляд, это связано? Какие сферы деятельности попадали под надзор земств? Отметьте, что земские учреждения находились под контролем местной администрации, в чем это выражалось и как сказывался контроль на эффективности земской деятельности.

Однако, несмотря на эти ограничения и стеснения, земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов. Приведите примеры  достижений земств. Основываясь на тех же началах, проводилась и городская реформа

(16 июня 1870 г.). По закону в городах Росси вводились новые органы городского самоуправления – городские думы. Какие вопросы ими решались? Охарактеризуйте систему выборов в городские думы. В чем ее недостатки? Почему основу думы составляли представители крупной буржуазии и дворяне-домовладельцы? За счет каких средств содержалась дума?

Несмотря на ограниченность реформ местного самоуправления, они явились крупным шагом вперед, поскольку заменили прежние сословно бюрократические органы управления новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза.

Необходимость судебной реформы была обусловлена изменением положения крестьян и другими преобразованиями в обществе. 20 ноября 1864 г. были утверждены Александром II проекты судебных уставов. Какие новые судебные принципы были предусмотрены уставами?

Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Охарактеризуйте их функции и структуру. В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права, но сохранялись черты сословного суда, в чем они состояли? Выделите недостатки судебной реформы. Почему ее можно считать завершенной?

Поражение России в Крымской войне вскрыло военно-техническую отсталость армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, что настоятельно требовало коренной реорганизации военного дела в России и заставило заняться военными преобразованиями.

В 60-70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившаяся наиболее важной реформой – созданием новой системы комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии. Все эти преобразования связаны с деятельностью военного министра Д.А.Милютина, благодаря настойчивости которого реформы были последовательными и завершенными.

С 6 августа 1864 г. начались реформы в военном ведомстве. Какие были внесены  изменения в систему управления армией, в военно-судебный устав? Велико значение и реформирования военно-учебных заведений, что существенно повысило уровень подготовки русской армии. 1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав о воинской повинности», который распространял воинскую повинность на все мужское население без

различия сословий. Кто получал освобождение от службы в армии? Как уровень образования призывников сказывался на сроке службы? Таким образом, привилегированные сословия благодаря своему образованию и прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы.

Военные реформы 1861-1874 годов сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии, но результаты реформ сказались не сразу и процесс реорганизации армии затянулся на несколько столетий.

3. Расстройство финансов в ходе крымской войны потребовало упорядочения всего финансового дела. Главная задача реформ в области финансов – централизация финансов коснулась, в основном, управления. Рассмотрите все мероприятия правительства в области финансов, выдели те недостатки этих реформ и отметьте, какие пережитки были сохранены в налоговой и финансовой системах.

Новые потребности экономики, внедрение в различные отрасли машин требовали расширения народного образования, сохранив при этом воспитание в духе преданности «вере, царю и Отечеству». 28 июля 1861 г. был учрежден Комитет для разработки школьной реформы. На основе созданных им проектов 14 июня 1864 г. было утверждено «положение о начальных народных училищах». Охарактеризуйте программу начальных училищ. Определите, к каким ведомствам относились начальные школы, какие люди имели право учредить частную школу? За счет каких средств существовали школы?

19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и  вероисповеданий. Сравните цели и программы реального и классического образований. Определите недостатки гимназического устава 1864 г.

В 60-е годы XIX в. обострился вопрос женского образования. Как он решался? Почему женское образование было слабо развито?

В 1863 г. был утвержден Александром II самый либеральный из всех университетских уставов дореволюционной России. Какие привилегии получали университеты и почему? Устав не предоставил права поступления в университеты женщинам, но были открыты частные высшие женские курсы. Обратите внимание на программу этих курсов и за счет каких средств они существовали.

В самом начале царствования Александра II были сделаны некоторые послабления печати. В чем они состояли? После каких событий была усилена цензура? Охарактеризуйте деятельность Д.А. Толстого на посту министра народного просвещения.

Реформы 60-70-х годов XIX в., начиная с отмены крепостного права, знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Однако, эти преобразования носили непоследовательный и незавершенный характер.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...