Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Векселя, учтенные Госбанком, с 1882 по 1893 годы




Годы Число Сумма (тыс.р.) Средний номинал (тыс.р.) Годы Число Сумма (тыс.р.) Средний номинал (тыс.р.)
1882 128208 231598 1,81 1888 293960 324657 1,1
1883 148307 254825 1,72 1889 304252 289482 0,95
1884 156141 262554 1,68 1890 288861 237092 0,82
1885 155065 219350 1,41 1891 275993 221733 0,8
1886 227384 218427 0,96 1892 224148 165323 0,74
1887 241342 256508 1,06 1893 441778 346163 0,78

 [143;255]

     Как свидетельствуют данные таблицы, номинал векселей обнаруживал четкую тенденцию к понижению, что наряду с ростом числа всех учтенных векселей свидетельствует о расширении вексельного оборота и вовлечении в него все более широких масс предпринимателей. Более высокий темп роста числа учтенных векселей (в 3,4 раза) по сравнению с темпом роста их общей суммы (в 1,5 раза) показывает, что тенденция снижения номинала векселей не была связана с политикой дисконтного рефинансирования Государственного банка.

До 1895 года Государственный банк проводил учет только шестимесячных товарных векселей, и только по особому ходатайству банка и с разрешения Министерства финансов он принимал к учету девятимесячные векселя.

     В декабре 1895 года были изданы Временные правила по учету векселей, согласно которым к учету могли приниматься также нетоварные векселя и векселя с оставшимся до погашения сроком не более одного года. При этом учет векселей со сроком погашения от девяти месяцев до одного года с даты учета предусматривал применение более высокой процентной ставки, что объясняется большей рискованностью указанных операций по сравнению с операциями учета векселей с менее длительными сроками до погашения. К 1 января 1909 года Государственный банк учел векселей на сумму 204 662 тысячи рублей, выдал ссуд под процентные ценные бумаги на сумму 30 893 тысячи рублей. Данные операции являлись важнейшими активными операциями Государственного банка в рассматриваемый период, то есть Банк напрямую кредитовал экономику.

     Операции по учету векселей и выдаче ссуд под процентные ценные бумаги в деятельности коммерческих банков также имели важное значение. Вексельные операции осуществлялись коммерческими банками на сумму, превышавшую их основной капитал в несколько раз (часто встречалось соотношение около 5:1). Векселя учитывались на сумму, близкую к сумме вкладов на банковских счетах, то есть почти все привлеченные средства коммерческие банки направляли на кредитование в форме учета векселей, что и обусловило необходимость развития переучетных операций.  

     Развитию учетных операций в начале ХХ века также способствовало появление фирм, которые стали заниматься сбором сведений о кредитоспособности и платежной состоятельности лиц торгово-промышленного класса.

         В 1902 году появляется законодательство о деятельности кредитных учреждений и частных банков. Данное законодательство уточняет порядок резервирования средств в Государственном банке, расширяет круг банковских операций, регламентирует «финансовые реорганизации» промышленных предприятий через банковские учреждения. В результате подобных реорганизаций банки становятся крупными акционерами в паровозостроении, судостроении, вагоностроении, металлургической и угольной промышленности. Таким образом, банковский капитал устремляется из торговли в развивающуюся сферу промышленности, то есть происходит переход от финансирования торгового капитала к финансированию промышленного производства. Этот процесс привел к изменению процентного соотношения активных операций банков: в 1905 году учет векселей составлял 34 % совокупных банковских активов, в 1914 году – 28,8 %, при этом на счета «онколь» приходилось 16,2 % и 24,5 % соответственно. [143;144] Приведенные данные позволяют сделать вывод, что к 1917 году основными активными операциями банков были учетные и операции по кредитованию промышленных предприятий. По причине того, что векселя эмитировались представителями торговли, учетные операции не играли существенной роли в перераспределении банковского капитала в реальный сектор. Два основных направления вложения банковских ресурсов предопределили две основные формы рефинансирования банков Государственным банком в рассматриваемом периоде, а именно рефинансирование в форме переучета векселей и кредитование банков под залог ценных бумаг.

     В период с 1917 по 1922 годы развитие банковских операций с векселями было прервано. В 1922 году, в связи с переходом к новой экономической политике, допускавшей определенное возрождение товарно-денежных отношений, советское правительство приняло «Положение о векселях», основанное на вексельном уставе 1902 года, которое действовало до кредитно-финансовой реформы 1930 года.

     В результате реформы 1930-1932 годов прежние, заимствованные у капиталистического хозяйства безналичные расчеты посредством векселей, связанные с коммерческим кредитованием предприятий друг друга, были полностью заменены банковским кредитованием. В условиях директивной экономики и абсолютной денежной монополии государства применение векселей допускалось только во внешних расчетах организаций-экспортеров и импортеров, где приходилось считаться с западным законодательством. Именно с этой целью в 1936 году СССР присоединился к Женевской конвенции. С этого момента законодательное регулирование вексельного обращения стало осуществляться Положением о переводном и простом векселе, утвержденном постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 года № 104/1341.

     В условиях трансформации экономики России в начале 1990 годов о векселе вспомнили вновь в связи с острейшим кризисом неплатежей, поразившим постсоциалистическую экономику. С 1991 года стало возможным внутреннее обращение векселей в России, когда постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1451-1 «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР» было подтверждено действие «Положения о переводном и простом векселе» во внутренних расчетах на всей территории страны. Тем самым вексель в России получил свое «второе рождение».

     В течение девяностых годов в нашей стране происходило постепенное укрепление нормативно-правовой базы вексельного обращения. Так, в дополнение к существующим нормативным актам, Центральным Банком России были разработаны «Рекомендации по использованию векселей в хозяйственном обороте», утвержденные его письмом от 9 сентября 1991 года № 14-4/30. В целях нормализации расчетов и укрепления платежной дисциплины в народном хозяйстве Банк России разработал «Временные основные положения по переучету векселей предприятий Банком России», утвержденные его письмом от 4 октября 1994 года № 183-94.

     Указанные Положения отражали основные понятия предлагаемого порядка переучета векселей Банком России, общие требования, предъявляемые к предприятиям и коммерческим банкам в связи с переучетом векселей, а также требования к векселям. В частности, переучету подлежали векселя предприятий-поставщиков, выписанные под реально произведенную текущую отгрузку товаров или оказание услуг в соответствии с договором поставки.

     Переучет векселей предполагалось использовать как инструмент рефинансирования коммерческих банков в целях регулирования их ликвидности. Однако вексельный рынок России находился в стадии становления, что значительно затрудняло использование переучета векселей.

     Среди факторов, противодействовавших применению переучетных кредитов, можно выделить следующие:

-неразвитость вексельного рынка и его обычаев несмотря на подчиненность российского вексельного законодательства Женевской вексельной конвенции и другим нормам международного права;

-заполненность рынка «дружескими», «бронзовыми» и фальшивыми векселями, большинство из которых стали криминальными суррогатами;

-высокие требования к предприятиям, эмитирующим векселя. В условиях экономического кризиса, падения производства таких предприятий практически не оказалось;

-отсутствие целостной правовой, организационной, технологической и информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России, которая обеспечивала бы защиту интересов векселедержателей и повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц;

-отсутствие законодательной базы саморегулируемых организаций, объединяющих участников вексельного рынка. Первой такой организацией стала Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР), созданная при содействии Банка России в октябре 1996 года.

     Как оказалось, Положение о переучете векселей предприятий от 1994 года было неактуальным, а Банк России в качестве инструмента рефинансирования широко использовал залоговые кредиты, которые обеспечивали возвратность предоставленных банкам ресурсов.

     В 1998 году Банк России начал работать над созданием нового механизма переучета банковских векселей. Результатом явилось положение «О проведении Банком России переучетных операций» от 30 декабря 1998 года № 65-П. Главным принципиальным отличием нового инструмента рефинансирования является контингентирование векселей в зависимости от их эмитента. К переучету предполагалось принимать только векселя ограниченного круга российских предприятий-экспортеров.

     Участниками операций по переучету векселей и операций с переучтенными векселями согласно Положения № 65-П являются:

-Банк России, действующий через операционное подразделение по переучету векселей и депозитарий Банка России;

-организация-экспортер – юридическое лицо, резидент Российской Федерации, заключившее договор на экспорт товаров (экспортный контракт) и являющееся членом Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР). Банк России утверждает перечень организаций-экспортеров, векселя которых могут быть приняты к переучету;

-учетный банк, с которым могут быть проведены операции по переучету векселей.

     Учетный банк хранит векселя в депозитариях Центрального Банка Российской Федерации независимо от того, продал он их или нет в порядке рефинансирования главному банку страны. Данное условие о хранении векселей необходимо для уменьшения риска подделки или кражи векселей.

     Для получения статуса Учетного банк должен выполнять ряд требований, касающихся размера собственных средств ( не менее 5 миллионов ЕВРО), соблюдения обязательных нормативов ( Н1 и Н6), выполнения обязательных резервных требований, отнесения банка к группе финансово-стабильных или банков без признаков финансовых затруднений и другие. По состоянию на 17.03.99 года данный статус получили четыре коммерческих банка: ООО «Московский кредитный банк», ОАО «Альфа-банк», ООО КБ «Глобэкс», ООО «Гута-банк». В апреле их число возросло до девяти. Для банков несомненна привлекательность возможности выдачи кредита клиенту за счет средств Центрального Банка России, а также возможность расширения клиентской базы за счет предоставления новой услуги по учету векселей.

     К векселям, являющимся объектами переучетных операций, предъявляются следующие требования:

-к переучету принимаются векселя, соответствующие требованиям Женевской конвенции 1930 года № 358 и российского законодательства;

-вексель должен быть составлен на стандартном бланке на русском языке;

-к переучету принимаются простые векселя со сроком «на определенный день», векселедателями которых являются организации-экспортеры;

-Банк России принимает к переучету векселя, срок до оплаты которых составляет не менее 10 дней;

-при продаже Банком России векселя на нем совершается индоссамент от имени Банка России в пользу конкретного лица с оговоркой «без оборота на Банк России», что означает передачу кредитного риска, связанного с неоплатой векселя в срок, Учетному банку;

-векселя должны быть переданы Учетным банком по депозитарному договору с Банком России для зачисления их на счет «депо» не позднее 3 рабочих дней от даты составления векселя;

-срок платежа по векселям не должен превышать 6 месяцев с даты составления векселя.

     Переучет векселей осуществляется следующим образом: Организация-экспортер страхует контракт на поставку своего товара и определяет с Учетным банком условия движения по счетам своей экспортной выручки. После этого выписанный экспортером вексель учитывается (покупается) Учетным банком, и если учтенный вексель отвечает всем предъявляемым требованиям, то он переучитывается Центральным Банком РФ (покупается у Учетного банка).

     Существует жесткая привязка условий эмитирования векселя к экспортным контрактам: в них должна оговариваться часть стоимости экспортного контракта, на которую могут быть выпущены векселя. Тем самым вводится понятие «лимит экспортного контракта», которое означает процентную долю от суммы (цены) экспортного контракта в иностранной валюте, в пределах которой Банк России осуществляет переучет векселей экспортера.

     На начальной стадии внедрения переучетного кредитования предполагалось сделать упор на машиностроение – отрасль, которая может стать «точкой роста» и дать толчок развитию других отраслей экономики. Сырьевые отрасли должны были применить эту схему последними.

     Проведение операций по переучету векселей предусматривается в пределах лимитов переучета Банка России. Под лимитом переучета понимается предельная сумма, которая может быть перечислена Банком России Учетному банку при покупке у последнего векселей.

     Решением Совета Директоров Банка России от 13 марта 1999 года определена величина ставки переучета в размере 40 % годовых, что составляло 2/3 ставки рефинансирования на указанную дату.

     Система переучета векселей призвана способствовать сокращению объема неплатежей в ориентированных на экспорт отраслях, а также среди их многочисленных смежников. Переучет векселей означает финансовую поддержку реального сектора экономики. Однако в 1999 году одним из условий предоставления кредитов МВФ стало прекращение прямого кредитования предприятий за счет средств Центрального Банка РФ, так как это приводит к росту денежной массы. В связи с этим Совет Директоров Банка России принял решение с 30 июня 1999 года не рассматривать вопросы по проведению Банком России операций переучета векселей.

         Тем не менее, в экономической литературе как учеными, так и практиками, непосредственно осуществляющими свою деятельность в банковской сфере, все чаще в адрес Банка России высказываются пожелания о возобновлении переучетных операций, что, как предполагается, не только поможет в решении проблемы неплатежей, но и позволит переориентировать направление ресурсов банковской системы в реальный сектор экономики. Ряд авторов [51, 81, 68] говорит о необходимости развития не переучетных, а учетных операций Банка России, при этом объектом учета должны стать векселя отечественных коммерческих банков. Банк России, отвечая на запросы представителей банковского сообщества о своих планах развития переучетного рефинансирования, ссылается на отход зарубежных центральных банков от таких операций в связи с отмиранием коммерческого кредита в современных условиях. [50;23] Вместе с тем, проблема своевременного предоставления Банком России ликвидных средств банковской системе, которые стимулировали бы коммерческие банки размещать свои ресурсы в реальном секторе экономики, остается актуальной.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 3.

 

1. Охарактеризуйте системы дисконтного рефинансирования европейских стран.

2. В чем особенности дисконтной политики Федеральной Резервной Системы США?

3. Как эволюционировала дисконтная политика центрального банка в России?

4. В каких экономических условиях эффективно развитие дисконтной политики центрального банка?

5. Как трансформируется дисконтная политика в условиях объединенной Европы?

 

 

ГЛАВА 4. ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ДИСКОНТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ.

 

4.1. Становление отечественного вексельного рынка.

 

     Проводимая Банком России в течение девяностых годов прошлого века и двух последних лет текущего столетия денежно-кредитная политика оказывала влияние на различные экономические сферы, в том числе сужение объема денежного предложения, его несоответствие потребностям хозяйственного оборота привело к недостатку платежных средств у субъектов реального сектора и, как следствие, предопределило поиск новых форм расчетов за товары, работы, услуги.

Переход России к рыночной экономике обусловил возвращение в хозяйственный оборот многих финансовых инструментов, которые не были востребованы в период существования административно-командной системы, но, тем не менее, широко используются в современных зарубежных экономически развитых странах. Ярким тому примером, безусловно, является возрождение вексельного обращения.

Существование достаточно объемного вексельного рынка в России обусловлено проведением с начала 90-х годов политики сужения денежного предложения. Недоступность денежной массы вынудила хозяйствующих субъектов прибегнуть к активному выпуску денежных суррогатов, необходимых для проведения воспроизводственного процесса.

Скорость кругооборота индивидуальных капиталов различна у предприятий реального сектора экономики. Ее определяет несколько ключевых факторов, а именно технологические особенности производственного процесса, сезонность и сложность транспортировки.

Потребность компаний в основном и оборотном капитале носит кумулятивный нарастающий характер. Как правило, все необходимые активы не приобретаются сразу, а формируются постепенно. Кумулятивная потребность в основных и оборотных средствах может быть удовлетворена за счет краткосрочных и долгосрочных заимствований. Недостаток оборотных средств предприятия восполняют заемными средствами, предоставленными в денежной форме (банковский кредит) либо в виде товарно-материальных ценностей (товарный кредит).

При отсутствии денежного спроса многие предприятия реального сектора экономики не отказываются от реализации товарной продукции. Это объясняется рядом причин, наиболее значимыми из которых являются: угроза потери рынков сбыта в лице покупателей, предъявляющих спрос, но не имеющих достаточных денежных средств; технологическая необходимость постоянной загрузки производственных мощностей и отгрузки готовой продукции; возможность получения ликвидного актива за выпускаемую продукцию.

На российских предприятиях сложилась устойчивая двойная система цен на выпускаемую продукцию. Параллельно с денежной ценой продукции, формируемой рыночными механизмами и подразумевающей расчет за выпускаемую продукцию в денежной форме, существует зачетная цена, носящая нерыночный характер из-за отсутствия важнейшего рыночного регулятора – денежного спроса покупателя на производимую продукцию. Суть зачетной цены состоит в том, что предприятие стремится получить максимальное число не денежного товарного актива за отгруженную продукцию, используя зачетные и бартерные схемы, векселя.

Множественность функций векселя, который может рассматриваться как долговое обязательство, ценная бумага, средство платежа, средство расчета, залога, зачастую приводит к неоднозначности его определения. В общем понимании вексель является ценной бумагой установленной формы, удостоверяющей письменное безусловное обязательство векселедателя произвести платеж в пользу векселедержателя или его приказа указанной в векселе денежной суммы в определенный срок. Следовательно, важнейшими особенностями векселя является то, что оплачивается он исключительно денежными средствами, является абстрактным, безусловным и бесспорным долговым документом, содержащим четко определенный набор реквизитов.

Несмотря на это, на отечественном вексельном рынке сложилось разделение векселей на так называемые «финансовые» (или «денежные») и «товарные» (или «зачетные»), сформировались два больших сектора – рынок банковских векселей и рынок корпоративных векселей.

Формальная возможность существования финансовых векселей была закреплена Указом Президента РФ № 1662 от 19 октября 1993 года «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение», которым предусматривалось переоформление коммерческими банками просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций всех форм собственности по состоянию на 1 ноября 1993 года срочными долговыми обязательствами (простыми финансовыми векселями) единого образца. [18]

Во исполнение данного указа, а также в целях усиления финансовой дисциплины и создания условий для широкого применения прогрессивных форм расчетов постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года № 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» (в редакции постановления Правительства РФ от 27 декабря 1995 года № 1295) в хозяйственный оборот были введены стандартные бланки простых и переводных векселей. При этом предусматривалось, что:

-бланки векселей единого образца будут использоваться только предприятиями, расположенными на территории Российской Федерации и являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-бланки векселей единого образца будут применяться при заключении хозяйственных сделок на срок не более 180 дней. [16]

     Поскольку предполагалось, что использование векселей в соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами будет осуществляться прежде всего для урегулирования взаимных расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в финансово-экономической литературе за ними закрепилось название «товарных», хотя в тексте соответствующих нормативных документов данный термин не используется. [75;26]

     На сегодняшний день подходы к разграничению товарных и финансовых векселей по-прежнему не однозначны. Так, нередко имеет место отождествление понятий «финансовые» и «банковские» векселя, а само существование финансовых векселей считается возможным по причине отсутствия в их тексте упоминания об основании их выставления. [78;48]

Очевидно, что подобный подход некорректен, поскольку основание выдачи векселей не является их реквизитом и не несет какой-либо правовой или экономической нагрузки для участников вексельного обращения. Достаточно вспомнить, что вексель – это абстрактное обязательство, и в его тексте не фиксируются никакие пометки о выполнении определенных договорных обязательств или условия (основания) его выдачи. Если вексель и связан со сделками при его выдаче, то в дальнейшем его движение полностью обособляется от условий его выполнения.

Широко распространено также другое мнение по поводу признака разграничения векселей на финансовые и товарные. В качестве главного отличия между ними называют следующее: первые (финансовые) оплачиваются векселедателем в денежной форме, а вторые – продукцией, зачетами и т.п. Если с точки зрения российской практики такое разграничение оправдано, то с точки зрения вексельного законодательства оно бессмысленно, поскольку всякий вексель (если он действительно вексель по совокупности формальных признаков) – безусловное денежное обязательство и при наступлении срока платежа должен оплачиваться денежными средствами.

Предприятие выпускает вексель только при наличии у него задолженности по поставленным товарам и оказанным услугам, причем вексель по наступлении срока платежа должен оплачиваться денежными средствами. Для того чтобы вексель сделать «товарным», не входя в противоречия с действующим законодательством, обычно его намеренно выписывают с погашением через значительный промежуток времени после составления, но предусматривают возможность его досрочного погашения продукцией (товарами, услугами) векселедателя. [73;14] В этом случае держателю векселя становится просто невыгодно держать его до погашения или продавать его на рынке со значительным дисконтом. Единственным приемлемым для него вариантом использования такого векселя становится его досрочное погашение в качестве оплаты обязательств перед векселедателем по поставке товаров (оказанию услуг).

На самом деле, с точки зрения экономического анализа разделение векселей на товарные и финансовые представляется оправданным по другому критерию, а именно – по их отношению к движению товарно-материальных ценностей: если первые выпускаются в обеспечение товарной сделки, то финансовые векселя, как правило, не связаны с какими-либо коммерческими операциями; такие векселя опосредуют движение денежного капитала.

С этих позиций товарными (коммерческими) считаются векселя, выдачей, принятием к платежу или передачей которых погашается задолженность по оплате продукции (товаров, работ, услуг), то есть такие векселя, которые используются во взаимоотношениях покупателей и продавцов в реальных сделках с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Соответственно к финансовым будут относиться векселя, выдача, принятие к платежу или передача которых происходят вследствие реализации договоров займа.

Следуя экономическому критерию разделения векселей на финансовые и товарные, целесообразно уточнить, что один из сформировавшихся секторов российского вексельного рынка – рынок банковских векселей – преимущественно предполагает обращение именно финансовых векселей, а второй сектор – рынок корпоративных векселей – охватывает обращение как финансовых, так и товарных векселей.

Практичные российские промышленники очень быстро сумели приспособить вексель для своих насущных нужд, а именно – для обслуживания расчетов. На первый взгляд может показаться, что использование векселей в хозяйственном обороте имеет своим безусловным преимуществом оптимизацию финансовых потоков в процессе функционирования предприятия и решение проблемы неплатежей. Однако в реальности оказалось, что в нашей стране сформировалось весьма специфическое видение проблемы: деньги по векселям в большинстве своем никто выплачивать не собирался, а несомненное достоинство векселя как безусловного денежного обязательства в итоге было низведено до уровня обычной долговой расписки или денежного суррогата.

В результате в середине девяностых годов в обращении находилось огромное и никем не учтенное количество векселей, обеспеченных неликвидной продукцией, услугами (например, транспортными перевозками) или даже долгами других предприятий. Они и сегодня более или менее активно используются в замкнутых цепочках, обеспечивая взаимные расчеты, как правило, между предприятиями, вовлеченными в единый производственный процесс, и не предназначены для посторонних участников.

По аналогии с ценовой дискриминацией (назначением для каждого покупателя своей цены), вексельные схемы дают возможность монополиям прибегать к платежной дискриминации, определяя порядок приема векселей в оплату за продукцию. Таким образом, монополисты создают систему множества реальных цен для разных покупателей.

Следовательно, наиболее характерной особенностью рынка корпоративных векселей в России стал нерыночный характер их обращения: вместо того, чтобы оплачивать свои векселя всем кредиторам, векселедатель определяет, у кого, сколько и по какой цене он их возьмет в оплату за свою продукцию или в погашение задолженности. Общим же для всех денежных суррогатов является то, что они выполняют функцию средства платежа, но не служат средством сбережения и не определяют реальные пропорции обмена товаров.

В середине девяностых годов многие векселедатели не осуществляли реальной финансово-хозяйственной деятельности. Их долговые обязательства были не более чем «фантиками», вексельная форма которых позволяла минимизировать налогообложение при проведении взаимозачетных операций. У инвесторов, польстившихся на чрезвычайно низкие цены подобных «векселей», появились серьезные проблемы при их погашении. Отсюда и скандалы, которые спровоцировали формирование крайне негативного имиджа всего рынка векселей, последствия которого все участники испытывают по сей день.

К началу рыночных преобразований у экономических субъектов отсутствовал практический опыт проведения вексельных операций и четкие представления о предоставляемых этим инструментом возможностях. Кроме того, не функционировала отлаженная система государственного регулирования вексельного оборота. Ситуация на рынке корпоративных векселей изменилась после кризиса августа 1998 года.

 

4.2. Посткризисное развитие отечественного вексельного рынка.

 

Оформление векселями взаимной задолженности поставок товаров и услуг предприятиями в процессе воспроизводства в последние несколько лет приобретало значительные объемы в отечественной экономике. Об объеме вексельного обращения свидетельствуют данные Госкомстата РФ. В первом квартале 1999 года доля расчетов денежными средствами составила 46,9 % от всего объема оплаченной продукции, неденежных расчетов – 53,1 %, в том числе 10,4 % - расчеты векселями. Во второй половине 1998 года на долю денежной составляющей приходилось 40,3 %, соответственно 59,7 % - неденежные расчеты, в то время как в 1997 году, по различным оценкам, товаропроизводители получали за свою продукцию от 5 до 30 % денежными средствами. Остальная часть расчетов осуществлялась с использованием бартера и векселей (порядка 20 % от общего объема). [52;53] Таким образом, в российской экономике наблюдается положительная тенденция постепенного вытеснения неденежных форм расчетов. Это объясняется, во-первых, тем, что в результате антикризисных мер, проведенных Правительством РФ, отечественная экономика получила дополнительные денежные ресурсы, что подтверждают данные таблицы:

Таблица 4.2.1.

Монетизация российской экономики по агрегату М2

в период с 1991 по сентябрь 2001 года

  Год   ВВП, млрд.руб. М2 на конец года, деноминированные млрд.руб. Уровень монетизации, М2 / ВВП, %
1991 1 398,5 8,07 57,7
1992 19 005,5 42,95 22,6
1993 171 509,5 32,6 19  
1994 610 745,2 97,8 16
1995 1 585 025,8 220,8 13,9
1996 2 200 225,3 288,3 13,1
1997 2 585 940,7 374,1 14,5
1998 2 696,4 452,5 16,8
1999 4 545,5 704,7 15,5
2000 7 063,4 1 144,3 16,2
2001 7302 1 602,6 22
2002 9040,8 2110,6 23,4

[44]

Как свидетельствуют данные таблицы, уровень монетизации отечественной экономики в период с 1991 года по 1996 год постоянно снижался вследствие ограничения объема денежной массы с целью регулирования инфляции, достигнув на конец 1996 года значения 13,1 % . Низкий уровень монетизации экономики способствовал развитию денежных суррогатов. Начиная с 1997 года, показатель монетизации отечественной экономики увеличивается, составив на начало 2003 года 23,4 %.

Вторым важным фактором вытеснения из отечественной экономики не денежных форм расчетов является жесткая позиция фискальных органов по отношению к росту денежной составляющей обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, что привело к постепенному отказу от неденежных форм расчетов. Давление налоговых органов пришлось в первую очередь на естественные монополии, являющиеся нетто-кредиторами экономики, которые, в свою очередь, вынуждены были пересмотреть собственную сбытовую политику в сторону увеличения денежной составляющей.

В посткризисный период структура вексельной массы имела следующие характеристики:

-абсолютное преобладание простых векселей. Выпуск переводных векселей ограничен внешнеторговым оборотом и разовыми финансовыми сделками. Практически отсутствует рынок банковских акцептов как инструментов денежного рынка, ориентированного на институциональных инвесторов;

-противоречивость информации о структуре вексельной массы по отдельным категориям эмитентов, поскольку в сводках информационных агентств по вексельному рынку в общей массе заявок присутствуют как заявки собственно на векселя, так и заявки на различные формы зачетов и суррогатов (железнодорожный тариф, энергетический тариф и т.п.);

-отсутствие общепринятой классификации вексельных инструментов. Разделение корпоративных векселей на «денежные» и «товарные» не всегда отражает реальное состояние рынка, поскольку часть долговых обязательств компаний погашается денежными средствами, а часть – товарами и услугами. Одновременно существует практика «денежного сопровождения» товарных векселей;

-отсутствие четких правил у векселедателей в части отгрузки продукции в счет их погашения и, как следствие, значительная доля субъективизма и злоупотреблений при этом;

-появление корпоративных программ выпуска «денежных» векселей, сочетающих эмиссионный характер (размещение большими сериями на стандартных условиях с распределением среди большого количества держателей) при сохранении элементов коммерческого кредита (оформление отсрочки по оплате кредиторской задолженности);

-появление вексельных выпусков, содержащих элементы коммерческих бумаг в традиционном понимании этого слова (крупнономинальные ценные бумаги, распространяемые среди институциональных инвесторов);

-преобладание дисконтных векселей над «процентными».

По мнению Голованова В., все вексельные обязательства целесообразно разделить на товарные и денежные; при этом под денежными понимать такие обязательства, которые погашаются денежными средствами, а под товарными – погашаемые исключительно товарами, работами, услугами и используемые в качестве инструмента взаимозачетов с их эмитентами. [52;54] Однако, как указывалось выше, такое разделение векселей не совсем корректно в силу того, что вексель по своей природе является обязательством, погашение которого должно осуществляться только в денежной форме, и уже существует устоявшаяся терминология, согласно которой разделение векселей производится в зависимости от причины их возникновения на товарные (коммерческие) и финансовые. Несмотря на это, существующая в России практика показывает достаточно широкое распространение обязательств, имеющих название «вексель», которые не погашаются денежными средствами. Поэтому вполне оправдано разделение векселей на две группы именно по признаку формы оплаты (денежной или не денежной) обязательства. В связи с этим, для устранения возможных неточностей, предполагается обозначить векселя, погашение которых производится не денежными средствами, как «товарные не денежные».

В категории «товарных не денежных» корпоративных векселей наиболее крупными являются выпуски «энергетических», «газовых», «металлургических» и «дорожных» долговых обязательств. Наиболее крупными векселедателями таких обязательств являются Росэнергоатом, Курская АЭС, Сибирьэнерго, ООО «Межрегионгаз», «Нижнетагильский» МК, Мосавтодор и некоторые другие. Практически прекратили деятельность по выпуску векселей региональные энергетические компании и железные дороги в связи с запретами вышестоящих организаций. В 2000-2001 годах на рынке обращались только специфические формы суррогатов (железнодорожные тарифы, энергетические зачеты), используемые для расчетов с указанными категориями предприятий.

В категории «денежных» корпоративных векселей безусловным лидером является ОАО Газпром, на долю которого на начало 2001 года приходилось около 83 % рынка. В начале 1999 года на долю векселей ОАО Газпром приходилось 95 % рынка корпоративных «денежных» векселей. Снижение доли произошло за счет развития аналогичных вексельных программ других корпоративных векселедателей, в частности, ОАО «Тюменская нефтяная компания», и других.

Параллельно становлению и развитию сектора корпоративных векселей в России функционировал и сектор банковских векселей. Нормативные и административные инструменты денежно-кредитной политики Банка России, направленные на ограничение объема денежной массы в обращении путем запрета на обращение банковских сертификатов, введение процедуры государственной регистрации их эмиссии, обусловили практически полный отказ коммерческих банков от эмиссии данного вида долговых ценных бумаг вследствие отсутствия спроса на эти инструменты со стороны владельцев временно свободных денежных средств. В то же время сжатие монетарными властями денежной массы обусловило возникновение у экономических субъектов объективной потребности в замещающих денежные средства инструментах, которые могли бы выполнять такие функции денежного товара, как средство обращения и средство платежа.

В условиях рыночной и переходной к рыночной экономиках спрос рождает предложение, поэтому спрос на орудия обращения со стороны рыночных субъектов обусловил развитие такого сектора отечественного вексельного рынка, как рынок банковских векселей.

При выпуске векселей коммерческие банки преследуют следующие цели: восполнить недостаток текущей банковской ликвидности, привлечь дополнительные денежные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов, создать базу для дешевых вексельных кредитов (вместо дорогих кредитов ЦБ РФ), обеспечить дополнительный доход в спекулятивных операциях с векселями на разнице в курсах покупки-продажи, использовать в специальных финансовых схемах расчетов (например, расчетное обслуживание клиентов), создать региональные деньги для местных администраций, снизить налогообложение и т.д.

Ситуация кардинально изменилась в результате кризиса августа 1998 года. Провал ликвидности многих банков, реализовавших собственные вексельные программы, заставил их покинуть этот рынок, а их долговые обязательства по мере наступления сроков погашения перешли в сегмент просроченных долгов, где были востребованы для проведения взаимозачетов с банками-векселедателями.

К началу 1999 года вексельный рынок характеризовался крайне узким спектром инструментов. По мере стабилизации ситуации инструментарий расширился за счет появления долговых обязательств ряда крупных банков, относительно безболезненно переживших кризис. В 2000-2001 годах наблюдается активизация деятельности по выпуску векселей «молодых» банков, существенно укрепившихся в результате посткризисных трансфертов капитала.

В посткризисный период на рынке банковских векселей существенно укрепились позиции крупнейших банков. Так, на начало 2001 года доля Сбербанка составила 52 % общего объема сектора банковских векселей, Газпромбанка - 17 %, ГУТА-банка - 18 %. [52;56]

В 2000-2001 году на рынке векселей проявились такие тенденции, как рост оборотов, увеличение срочности вексельных операций и стабильности котировок, понижательный тренд доходности обращающихся векселей, что свидетельствует о повышении доверия к этому типу финансовых инструментов. Как отмечают авторы, главным достижением вексельного рынка в 2000 году явились его качественные изменения, а именно, повысились ликвидность, прозрачность и предсказуемость вексельного рынка; рынок постепенно приобретал черты рынка коммерческих бумаг, одного из наиболее динамично развивающихся сегментов мировых финансов. [65;15]

В 2001 году этот процесс продолжился и о вексельном рынке заговорили как о полноценном сегменте отечественной финансовой сферы, обслуживающем потребности корпораций в краткосрочных денежных ресурсах.

Анализ отчетности, предоставленной НАУФОР профессиональными участниками рынка ценных бумаг в первом полугодии 2000 года, позволяет сделать вывод о том, что ежедневный объем сделок с векселями, совершаемых лицензированными финансовыми институтами, составлял порядка 1,7 млрд.рублей в день. Однако цифра не совсем точна, поскольку на рынке оперируют и нефинансовые структуры, размещающие в векселях временно свободные денежные средства. По некоторым оценкам, их доля на рынке составляла 25-30 %. [65;16] Таким образом, к середине 2000 года ежедневный объем сделок составлял около 2,5 млрд.рублей.

В условиях сдерживания инфляции, роста уровня банковской ликвидности, снижения Банком России ставки рефинансирования, а также позитивного развития рынка векселей, доходность операций с векселями значительно снизилась. При этом темпы падения процентных ставок на вексельном рынке даже превышали темпы снижения ставок на других секторах финансового рынка, в частности, на рынке государственных ценных бумаг. В результате доходность наиболее надежных векселей существенно сблизилась с доходностью государственных ценных бумаг аналогичной срочности, хотя и оставалась несколько выше ее (на 3-5 процентных пункта в 1 квартале 2001 года). Рыночные спреды как разница между ценами покупки и продажи векселей по большинству обращающихся инструментов не превышали 0,1 – 0,2 % от номинала, что говорит о высокой ликвидности инструмента.

Сокращение спреда между доходностью векселей и государственных ценных бумаг свидетельствует о снижении рисков по операциям с векселями. Отмечено и резкое сокращение спреда доходности векселей различной срочности, также отражающее рост доверия к этим инструментам не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

Привлекательность того или иного сегмента финансового рынка определяется не только ликвидностью и доходностью, которые, безусловно, являются важными показателями. Однако для инвестора не менее важен также риск, на который он готов идти при проведении операций с тем или иным финансовым инструментом.

В результате положительных изменений, произошедших на отечественном вексельном рынке в течение 1999-2001 годов, снизился риск неисполнения обязательств по векселям, а также качественно изменилась методика его оценки. Векселя представляют собой срочные денежные обязательства, поэтому для оценки риска их непогашения достаточно использовать методики оценки кредитоспособности заемщика, имеющие широкое применение в банковской практике.

Для оценки состояния вексельного рынка важна характеристика величины торгуемых партий. По оценкам операторов, наиболее характерными номиналами векселей, активно торгуемыми на рынке, являются 1, 2, 5 и 10 млн.рублей. При этом небанковские векселя более нестандартны. На рынке встречаются векселя, преимущественно небанковские, с номиналом и в 20-100 млн.рублей. Это объясняется выпуском векселей промышленными компаниями непосредственно для проведения конкретных расчетных операций, необходимых для завершения производственного цикла и неориентированных на рыночное обращение.

Банковские векселя в большей степени ориентированы на рыночное обращение, для них характерен меньший номинал и небольшие партии. Банки осуществляют менее рискованную финансовую политику, которая во многом опосредована нормативными ограничениями, установленными Банком России. Корпоративные векселедатели склонны к более высоким уровням финансовых рисков в своей вексельной политике.

Анализ объемов, выставляемых вексельными операторами на информационных площадках, позволяет сделать вывод о том, что наиболее ликвидными являются лоты от 1 до 5 млн.рублей. Объемы свыше 10 млн.рублей имеют ограниченное хождение, а с векселями номиналом свыше 30 млн.рублей заключаются только единичные сделки.

До кризиса августа 1998 года доходность по банковским обязательствам была значительно ниже, чем по корпоративным «денежным» векселям, что соответствовало уровню риска. В посткризисный период сложилась иная ситуация. Так, векселя ОАО «Газпром» торгуются на рынке с доходностью, соответствующей долговым обязательствам «первоклассных» российских банков (на начало 2001 года порядка 20-30 % годовых). Векселя Тюменской нефтяной компании котируются на уровне банковских обязательств «второго эшелона» (30-40 % годовых). Ценообразование данной категории векселей зависит от:

-темпа девальвации национальной валюты. При ускорении падения курса рубля относительно доллара США снижается привлекательность операций с финансовыми инструментами, номинированными в рублях, в частности, с векселями;

-состояния ликвидности отечественной банковской системы. При росте ликвидности, выражаемой увеличением денежных остатков на корреспондентских счетах банков в РКЦ Банка России, наблюдается устойчивый спрос на данную категорию векселей, сопровождаемый падением уровня доходности по ним. При недостатке ликвидности, сопровождаемой падением денежных остатков, растет предложение векселей, что ведет к росту доходности по ним;

-макроэкономической ситуацией в стране;

-финансового состояния и репутации векселедателя.

     «Товарные не денежные» векселя котируются в процентах от номинала. На их цену влияют: репутация векселедателя; прозрачность процедуры «наполнения» векселя (возможность и условия получения против него продукции и услуг); уровень цен и сроки поставки продукции, отгружаемой в счет погашения векселей; уровень «денежного сопровождения» векселя при его предъявлении в оплату продукции; сезонные колебания спроса на отгружаемую продукцию и предоставляемые услуги; календарные циклы расчетов за продукцию по долгосрочным соглашениям.

     Количественная оценка участников вексельного рынка характеризуется тем, что их общее число составляет не менее 2000 компаний и банков, из которых порядка 100-150 работают с векселями на систематической основе. Это несколько меньше, чем в докризисный период, когда общее число участников рынка достигало отметки 3000. [52;57]

     Количество финансовых компаний, активно работающих на вексельном рынке, превышает более чем в 2 раза количество банков, выступающих в этой роли. Банки в большей мере ориентированы на операции с «денежными» векселями, принимая тем самым меньшие уровни риска, чем ориентированные преимущественно на спекуляцию и слабо капитализированные финансовые компании. Компании активно ведут операции с «товарными не денежными» векселями, уровень риска по которым значительно больше, чем по банковским бумагам. Лишь небольшое количество инвестиционных компаний способно на равных конкурировать с банками в секторе «денежных» векселей.

     В посткризисный период крупные финансовые игроки, ранее работавшие на рынках акций или государственных ценных бумаг и обеспокоенные падением прибыли в традиционных секторах, обратили внимание на вексельный рынок. Однако отсутствие единой торговой системы, унифицированной договорной базы и сам документарный характер векселей требовал специальных навыков по определению их подлинности. Внутренняя инфраструктура новых участников организационно оказалась не готова к работе с векселями, поэтому они остановились на исполнении эпизодических заказов клиентов.

Вексельный рынок образца 2000 –2001 годов характеризуют срочность и оплата денежными средствами обращающихся на рынке вексельных обязательств. Во многих универсальных финансовых институтах подразделения по торговле векселями входят в состав соответствующих управлений и департаментов. [65;17]

В 2000 году также произошло значительное сближение региональных процентных ставок на вексельном рынке, связанное с упрочением связей между региональными вексельными рынками и общей стабилизацией ситуации на вексельном рынке. Однако проблема формирования единого общероссийского вексельного рынка пока далека от окончательного решения. Развитию рынка в данном направлении способствует активная работа АУВЕР.

Наметившиеся позитивные изменения на вексельном рынке объективно обусловлены рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых, сохраняли свою актуальность функциональные особенности векселей, которые практически используются не только в качестве доходного финансового инструмента, но и как расчетный инструмент. Эффективная работа денежных властей в последние годы позволила существенно снизить остроту проблемы неденежных форм расчетов, однако, по данным Госкомстата России, в январе 2001 года доля расчетов векселями в общем объеме платежей по оплате продукции российской промышленности составляла 7,2 %. В декабре 2000 года этот показатель был еще выше (на 3,1 процентного пункта). Одним из факторов, обусловивших его снижение, стал отказ РАО «ЕЭС России» принимать с января 2001 года любые формы неденежной оплаты за электроэнергию, кроме векселей Сбербанка России.

Во-вторых, эмитентов векселей привлекает сравнительно мягкое регулирование этого сегмента финансового рынка, в частности, отсутствие необходимости обязательной регистрации выпуска векселей, а также низкое налогообложение операций с векселями по сравнению с корпоративными облигациями и банковскими депозитами.

В-третьих, важную роль играла конъюнктура смежных секторов финансового рынка. Жесткий контроль денежных властей за ситуацией на валютном рынке и рынке государственных ценных бумаг привел к некоторому снижению спекулятивной привлекательности этих сегментов финансового рынка. Альтернативой выступил рынок векселей. Одновременно рост объемов вексельных операций способствовал повышению ликвидности вексельного рынка.

Наконец, необходимо учитывать накопление внутренних для рынка структурных и институциональных изменений, расширивших спектр возможных операций с векселями и, соответственно, повысивших гибкость, ликвидность, инвестиционную привлекательность векселей. К таким изменениям относятся:

-выход на рынок новых крупных эмитентов, большинство из которых – банки, активно осваивающие этот сектор финансового рынка. Так, если в начале 2000 года активно обращались на рынке лишь 5 –6 долговых обязательств, то к концу года этот показатель увеличился до 10-12 позиций;

-резкое снижение доли валютных векселей, что отражает повышательную динамику курса рубля и снижение привлекательности финансовых инструментов, номинированных в иностранной валюте;

-рост рыночных оборотов по среднесрочным и долгосрочным инструментам;

-активное развитие внебиржевых вексельных торговых систем, как варианта построения организованного вексельного рынка.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о превращении рынка векселей из чисто спекулятивного, отражающего интересы исключительно финансовых посредников, в полноценный сегмент отечественных финансов, обслуживающий интересы реального сектора экономики. Именно крупнейшие корпорации и крепкие региональные финансовые структуры, финансирующие региональную промышленность, являются наиболее перспективными категориями векселедателей, которые, с одной стороны, обладают достаточной финансовой устойчивостью, а с другой – серьезным потенциалом развития.

Стабилизация российского рынка векселей продолжается, растет его ликвидность, формируются предпосылки для использования векселей в качестве долгосрочного инвестиционного инструмента. Если указанные тенденции сохранятся, то можно ожидать дальнейшего расширения рыночного портфеля векселей, выхода на вексельный рынок новых небанковских эмитентов, роста среднего срока обращающихся векселей, дальнейшего снижения доходности и значительного роста котировок.

Вместе с тем, существуют объективные границы использования векселя в качестве долгосрочного инвестиционного инструмента. Эти границы обусловлены экономической природой векселя, являющегося кредитным орудием обращения, удобным инструментом расчетов. В современных условиях вексель выполняет несвойственную ему функцию – функцию инвестиционного инструмента. В нормальных экономических условиях право регресса, присущее векселю, и обусловленные этим правом риски участников обращения векселя, снижают его привлекательность в глазах инвесторов практически до нулевой отметки. В отечественной практике следует ожидать отход векселя от выполнения несвойственных ему функций в результате развития другого сектора рынка ценных бумаг, а именно рынка облигаций. Тем не менее, предпосылки к обозначенным изменениям только начинают появляться.

Важное значение для развития вексельного рынка в России будет иметь принятое в октябре 2000 года Положение № 122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами». Этот документ предусматривает, в частности, порядок предоставления кредитов Банка России под залог векселей успешно работающих предприятий реального сектора. Внедрение в практику этих операций должно сделать операции с векселями предприятий более привлекательными для коммерческих банков. Такие операции будут содействовать развитию реального сектора российской экономики, а также оздоровлению всех звеньев финансовой системы, способствуя росту ее ликвидности в целом. Первый подобный кредит предоставило Главное управление Банка России по г. Санкт-Петербургу в марте 2001 года.

Ситуация на вексельном рынке, являясь, в том числе, результатом денежно-кредитного регулирования Центрального Банка Российской Федерации посредством корректирующих инструментов экономического метода (изменение ставки рефинансирования, операций на открытом рынке, и, прежде всего, доходности государственных ценных бумаг) может рассматриваться как один из двух главнейших факторов заинтересованности коммерческих банков в проведении операций с векселями, как собственными, так и сторонних эмитентов. Другим важнейшим фактором этой заинтересованности представляется нормативное регулирование операций коммерческих банков с векселями, осуществляемое главным банком страны посредством нормативных инструментов экономического метода денежно-кредитного регулирования.

 

4.3. Влияние ставки рефинансирования Банка России на развитие вексельного обращения.

 

     Одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики Банка России является ставка рефинансирования как разновидность процентных ставок главного банка государства. Ставка рефинансирования выполняет роль ориентира всех рыночных ставок в экономике страны и должна отражать соотношение спроса и предложения на ссудный капитал.

     По мнению экономистов, устанавливаемая центральным банком ставка платы за ресурсы наряду с нормой обязательных резервов и условиями выпуска и обращения государственных ценных бумаг постепенно становится эффективным средством управления коммерческими банками. [56;215] Не прибегая к прямому регулированию процентной политики последних, центральный банк определяет единство процентной политики в масштабах хозяйства, стимулируя повышение или понижение процентных ставок. Следовательно, коммерческие банки при проведении операций, в том числе при эмиссии собственных векселей и учете векселей хозяйствующих субъектов, должны ориентироваться на ставку рефинансирования.

     В течение 1999-2000 годов Центральный Банк Российской Федерации последовательно снижал ставку рефинансирования, преследуя тем самым цель создания условий для расширения кредитования реального сектора. Снижение ставки рефинансирования должно сопровождаться снижением процентных ставок по банковским векселям и снижением дисконта при проведении коммерческими банками операций учета векселей.

     Все выпущенные отечественными коммерческими банками векселя с номиналом в рублях для аналитических целей разделяются Банком России на две большие группы: векселя, реализованные юридическим лицам, и векселя, реализованные физическим лицам. Такое разделение вполне оправдано, так как по действующему порядку обязательного резервирования нормативы обязательных резервов дифференцированы в зависимости от категории кредиторов коммерческого банка. В свою очередь, векселя каждой из указанных групп в зависимости от сроков до погашения разделяются на семь подгрупп: со сроками до погашения по предъявлении, до 30 дней, от 31 дня до 90 дней, от 91 дня до 180 дней, от 181 дня до 1 года, от 1 года до 3 лет и свыше 3 лет. Именно в разрезе каждой из подгрупп выпущенных векселей коммерческие банки устанавливают свои процентные ставки.

     Для анализа зависимости изменения процентных ставок по банковским векселям от изменения ставки рефинансирования Банка России целесообразно рассчитать тесноту корреляционной связи этих показателей. Данные о коэффициентах корреляции средневзвешенных процентных ставок по выпущенным коммерческими банками векселям и ставки рефинансирования в период с 1999 года по октябрь 2001 года представлены в таблице:

Таблица 4.3.1

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

средневзвешенной процентной ставки по выпущенным

банковским векселям с номиналом в рублях, реализованных юридическим лицам, и ставки рефинансирования,

в период 1999 – октябрь 2001 года

 

Срок до погашения векселя Коэффициент корреляции
По предъявлению - 0,21929
До 30 дней - 0,02909
От 31 дней до 90 дней 0,56249
От 91 дня до 180 дней 0,43691
От 181 дня до 1 года 0,354476
От 1 года до 3 лет - 0,44641
Свыше 3 лет - 0,14596

[44]

     Как свидетельствуют данные таблицы, уровень анализируемых средневзвешенных процентных ставок по векселям со сроками погашения по предъявлении, до 30 дней и свыше 3 лет не зависит от изменения ставки рефинансирования Банка России, так как значение коэффициента корреляции не превышает 0,3. В то же время, тесноту линейной связи анализируемых процентных ставок по векселям со сроками до погашения от 91 дня до 180 дней, от 181 дня до 1 года, от 1 года до 3 лет и ставки рефинансирования Банка России можно оценить как умеренную (от 0,3 до 0,5), а по векселям со сроками до погашения от 31 дня до 90 дней – как заметную (0,5 – 0,7).

     Значения коэффициента корреляции средневзвешенных процентных ставок по выпущенным векселям с номиналом в рублях, реализованных физическим лицам, в зависимости от сроков до погашения, и ставки рефинансирования Банка России в течение 1999 – октября 2001 года представлены в таблице:

 

Таблица 4.3.2

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

средневзвешенной процентной ставки по выпущенным банковским векселям с номиналом в рублях, реализованных физическим лицам, и ставки рефинансирования,

в период 1999 – октябрь 2001 года

 

Срок до погашения векселя Коэффициент корреляции
По предъявлению - 0,20737
До 30 дней - 0,40889
От 31 дней до 90 дней 0,445203
От 91 дня до 180 дней 0,339865
От 181 дня до 1 года 0,461402
От 1 года до 3 лет 0,139119
Свыше 3 лет - 0,08568

         [44]

Как свидетельствуют данные таблицы, средневзвешенные процентные ставки по выпущенным векселям в рублях, реализованных физическим лицам, со сроками до погашения по предъявлении, до 30 дней, от 1 года до 3 лет и свыше 3 лет не зависят от ставки рефинансирования, а тесноту линейной связи анализируемых процентных ставок по векселям со сроками погашения от 31 до 90 дней, от 91 дня до 180 дней и от 181 дня до 1 года и ставки рефинансирования Банка России можно оценить как умеренную (0,3-0,5). В целом, величина коэффициента корреляции, значительно отличающаяся от единицы, свидетельствует о наличии других важных факторов, определяющих процентные ставки коммерческих банков по выпущенным векселям, реализованным как физическим, так и юридическим лицам, помимо ставки рефинансирования. К таким факторам относятся инфляционные ожидания и регулирующая направленность политики Центрального Банка Российской Федерации посредством использования нормативных инструментов денежно-кредитной политики.

     Современные отечественные коммерческие банки используют эмиссию векселей как инструмента, предоставляемого в ссуду. Все выпущенные векселя, используемые для предоставления кредита, в аналитических целях разделяются Банком России на шесть групп в зависимости от сроков до погашения: со сроком до погашения до 30 дней, от 31 до 90 дней, от 91 дня до 180 дней, от 181 дня до 1 года, от 1 года до 3 лет, свыше 3 лет.

     Значения коэффициента корреляции средневзвешенных процентных ставок по выпущенным векселям с номиналом в рублях, использованных для предоставления кредита, и ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в течение 1999 – октября 2001 года представлены в таблице:

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ   Таблица 4.3.3.

средневзвешенной процентной ставки по выпущенным банковским векселям с номиналом в рублях, использованных для предоставления кредита, и ставки рефинансирования,

в период 1999 – октябрь 2001 года

Срок до погашения векселя Коэффициент корреляции
До 30 дней - 0,09295
От 31 дней до 90 дней 0,089465
От 91 дня до 180 дней 0,053929
От 181 дня до 1 года - 0,04407
От 1 года до 3 лет 0,109807
Свыше 3 лет 0,073674

     [44]

Как свидетельствуют данные таблицы, зависимость анализируемых процентных ставок от изменения ставки рефинансирования Банка России полностью отсутствуют, то есть ставка рефинансирования не оказывает никакого регулирующего воздействия на анализируемые процентные ставки коммерческих банков.

     Для полноты анализа зависимости средневзвешенных процентных ставок по операциям коммерческих банков с векселями, необходимо рассмотреть динамику средневзвешенной процентной ставки по учтенным векселям с номиналом в рублях в течение 1999-октября 2001 года.

Значения коэффициента корреляции анализируемых процентных ставок и ставки рефинансирования Банка России в течение 1999 – октября 2001 года представлены в таблице:

Таблица 4.3.4

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

средневзвешенной процентной ставки по учтенным банковским векселям с номиналом в рублях, и ставки рефинансирования,

в период 1999 – октябрь 2001 года

 

Срок до погашения векселя Коэффициент корреляции
До 30 дней 0,533856
От 31 дней до 90 дней 0,73916
От 91 дня до 180 дней 0,735035
От 181 дня до 1 года 0,619583
От 1 года до 3 лет 0,363806
Свыше 3 лет 0,269874

     [44]










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...