Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 И ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

 

Учебное пособие

 

г. Тюмень 2005

 

Печатается по решению Совета Института дополнительного профессионального образования

 

УДК 336.71

ББК 65.262

     Федорова О.С.

Ф  Денежно-кредитное регулирование и вексельное обращение: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2005. – 154 с.

 

     В учебном пособии раскрывается содержание понятий денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования, рассматривается денежно-кредитное регулирование как система взаимосвязанных элементов; дается характеристика современного отечественного вексельного рынка. Особое внимание уделяется исследованию дисконтной политики центрального банка, ее влияния на развитие рынка векселей, на операции коммерческих банков с векселями и направление банковских ресурсов в реальный сектор экономики. Теоретические выводы, сформулированные в пособии, обоснованы анализом статистических данных.

     Учебное пособие может использоваться в качестве основной литературы при изучении дисциплин «Организация денежно-кредитного регулирования» и «Организация деятельности центрального банка» и в качестве дополнительной литературы при изучении дисциплин «Деньги, кредит, банки», «Организация деятельности коммерческого банка», «Банковский менеджмент», «Банковские риски», «Операции коммерческого банка с ценными бумагами».

         

 

Рецензенты:

Н.С. Воронова, д.э.н., профессор кафедры “Теория кредита и финансового менеджмента” Санкт-Петербургского государственного университета

Н.Б. Болдырева, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой ценных бумаг Тюменского государственного университета

 

© Федорова О.С.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. 1.1. Взгляды экономистов на определение «денежно-кредитная политика». 1.2. Цели денежно-кредитной политики. 1.3. Элементы системы денежно-кредитного регулирования. 1.4. Кредитная экспансия и кредитная рестрикция: отечественный опыт денежно-кредитного регулирования. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1. 6   6   11 16 23   28
ГЛАВА 2. ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ.      2.1. Взгляды экономистов на понятие «рефинансирование».      2.2. Элементы системы дисконтной политики. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 2. 29   29 36 43
ГЛАВА 3. ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ.      3.1. Англия.      3.2. Италия.      3.3. Франция.      3.4. Германия и Австрия.      3.5. Япония.      3.6. Страны Маастрихского договора 1992 года.      3.7. США.      3.8. Россия. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 3. 44   44 46 47 48 50 51 56 59 70
ГЛАВА 4. ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ДИСКОНТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ.      4.1. Становление отечественного вексельного рынка.      4.2. Посткризисное развитие отечественного вексельного рынка.      4.3. Влияние ставки рефинансирования Банка России на развитие вексельного обращения. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 4. 71   71 77 91   97
ГЛАВА 5. ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА И ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ С ВЕКСЕЛЯМИ.      5.1. Банковские векселя как объект дисконтной политики.      5.2. Характеристика портфеля учтенных векселей коммерческих банков.      5.3. Регулирующее воздействие Банка России на операции коммерческих банков по учету векселей. 5.4. Направления развития дисконтной политики Центрального банка Российской Федерации. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 5. 98   98 110   119   132 141
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 142

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

В условиях рыночной экономики центральный банк совместно с органами государственной власти осуществляет разработку и реализацию денежно-кредитной политики, как части государственной экономической политики. Целями деятельности Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы России и обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы. Реализация указанных целей невозможна без достижения экономического роста, который и является основой устойчивости национальной валюты, развития банковской системы, системы расчетов и платежей. В современных условиях главный банк страны непосредственно не взаимодействует с предприятиями, работая преимущественным образом с органами государственной власти и коммерческими банками, которые составляют нижний уровень банковской системы. Одновременно с влиянием центрального банка на деятельность коммерческих банков, реализуемые им мероприятия оказывают регулирующее воздействие на состояние реального сектора экономики страны.

Исторически влияние проводимой центральным банком денежно-кредитной политики осуществлялось посредством разработки и проведения политики дисконтного рефинансирования, вследствие позитивной реализации которой коммерческим банкам было выгодно осуществлять учет векселей своих клиентов, используемых в хозяйственном обороте для оформления фактов предоставления коммерческого кредита. При этом коммерческий банк имел возможность обратиться в центральный банк как к кредитору последней инстанции и получить в случае необходимости денежные средства в порядке переучета имеющихся векселей, что способствовало поддержанию ликвидности обратившегося за дисконтным кредитом коммерческого банка, а также всей банковской системы в целом и в итоге - направлению банковских ресурсов в реальный сектор экономики.

Эффективная политика дисконтного рефинансирования осуществляется на развитом финансовом рынке. В современных условиях России финансовый рынок находится в стадии развития. Проблемы финансового рынка, порожденные кризисами, не нашли еще полного решения, в связи с чем Центральный Банк России практически не реализует политику дисконтного рефинансирования в процессе осуществления денежно-кредитного регулирования, и, как следствие, не в полной мере выполняет свои функции по стимулированию экономического роста. Вместе с тем, именно сегодня обеспечение указанного роста особенно актуально.

Рассматривая вопросы финансового рынка, обусловившие отказ Центрального Банка России от проведения политики дисконтного рефинансирования, особое внимание следует уделить ее важнейшему инструменту – векселю. Вексель является кредитным орудием обращения, видом кредитных денег; выступает платежным средством, и, в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», вексель не относится к эмиссионным ценным бумагам. Не являясь эмиссионной бумагой, вексель, тем не менее, не теряет своих свойств как ценной бумаги, за исключением тех случаев, когда хозяйствующие субъекты используют векселя в качестве орудия при проведении взаимозачетов за товары, работы и услуги. Чтобы поддержать свойства векселя как ценной бумаги и полностью использовать его для развития финансового рынка и, следовательно, в конечном итоге для обеспечения экономического роста, Центральный банк России должен развивать свою политику учетного рефинансирования и стимулировать коммерческие банки имеющимися в его арсенале инструментами осуществлять операции с векселями.

В развитии банковских операций с векселями заинтересованы как предприятия реального сектора, так и коммерческие банки, которые наряду с получением доходов от размещения ресурсов в учтенные векселя, сами выступают эмитентами на вексельном рынке. Практика проведения коммерческими банками операций с векселями выявила ряд существенных вопросов и проблем, что объясняется отсутствием необходимых теоретических разработок по данному вопросу и достаточно проработанной законодательной базы, опирающейся на теоретические исследования.

Указанные проблемы обусловили необходимость всестороннего исследования вопросов, связанных с дисконтным рефинансированием центрального банка, его ролью в системе денежно-кредитного регулирования, особенностями использования в современных условиях; оптимальным сочетанием косвенного и административного воздействия на операции с векселями коммерческих банков как финансовых посредников.

Автор выражает искреннюю благодарность профессору Тюменского государственного университета Марочкину С.Ю., заведующему кафедрой экономики, финансов и учета Тюменского государственного университета доценту Лиман И.А. профессору Санкт-Петербургского государственного университета Вороновой Н.С., профессору Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Давиденко Л.П., доцентам Тюменского государственного университета Мазаевой М.В. и Ляпиной Т.М. за оказанную помощь и поддержку в подготовке и издании настоящего пособия.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

 

 

1.1. Взгляды экономистов на определение «денежно-кредитная политика».

 

В современных условиях практически во всех странах центральный банк является главным банком страны, деятельность которого обусловлена развитием экономики, банковского дела и закреплена законодательно. В России деятельность Центрального банка РФ - Банка России - помимо общих федеральных законов, регламентирующих различные экономические отношения, регулирует специальный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года. Указанным законом в статье 3 перечислены основные цели деятельности главного банка, к которым законодатель относит защиту и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В соответствии с целями своей деятельности Банк России осуществляет определенные законом функции и проводит операции по их реализации, что призвано способствовать экономическому росту в стране.

     Важнейшей из функций центрального банка является проведение денежно-кредитной политики.

   В отечественных публикациях за последние годы различные авторы дают во многом тождественные определения денежно-кредитной политики, но с некоторыми особенностями при обозначении ее целей, приоритетов и сфер приложения.

     «Денежно-кредитная политика, являющаяся составной частью государственно-монополистического регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота)», -утверждают сотрудники Центрального банка Российской Федерации кандидаты экономических наук Поляков В.П. и Московкина Л.А. [102;38] К их мнению присоединяется и Каримов Р.М. [72;23] Согласно определения, сформулированного Ожеговым С.И., мероприятие – организованное действие, имеющее целью осуществить что-либо; действие – проявление деятельности, а политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, определяемая их интересами и целями. [94; 250, 128, 449] Таким образом, определяя денежно-кредитную политику, цитируемые авторы выделяют цель и направления ее регулирующего воздействия на экономику.

     Другие сотрудники Центрального банка Российской Федерации, кандидаты экономических наук Голикова Ю.С. и Хохленкова М.А., определяют денежно-кредитную политику как политику государства, воздействующую на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. [51;267] Несомненным достоинством этого определения является рассмотрение денежно-кредитной политики именно как «политики» государства, то есть приведенная формулировка предполагает разработку на государственном уровне ее целей, задач и приоритетных направлений. Вместе с тем, сфера воздействия определяемого понятия сужена только денежным обращением и не учитывает другие сферы, прежде всего, валютную и сферу накоплений в экономике в целом.

     По мнению Иришева Б.К., под денежно-кредитной политикой следует понимать «комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса. Характер и содержание комплекса мер предопределяется экономической стратегией общества и общехозяйственной ситуации». [71;17] Достоинством приведенного определения является указание на связь денежно-кредитной политики с экономической стратегией общества и общехозяйственной ситуацией.

     Довольно полный ответ на вопрос, что представляет денежно-кредитная политика, находим в работе Бабичевой Ю.А.: «Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность центрального банка (при содействии Министерства экономики, Министерства финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Совокупность мероприятий денежно-кредитной политики центрального банка охватывает сферы денежного обращения и кредита, им прежде всего определяются границы как наличной, так и безналичной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных и других операций банковских учреждений второго уровня. Конечная цель данного регулирования со стороны центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, регулировании государственного долга». [30;296] Это определение представляется удачным, наиболее полно отражающим содержание денежно-кредитной политики.

     Профессор Красавина Л.Н. определяет денежно-кредитную политику как «совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов» [54;84], то есть автор не указывает цели денежно-кредитной политики, ее связь с общей экономической политикой государства.

     «Денежно-кредитная политика является одним из элементов всей экономической политики государства и определяется его приоритетами. Она воздействует на валютный курс, кредитные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы с целью обеспечить стабильный экономический рост при низком уровне безработицы и инфляции», - уточняет определение профессор Колесников В.И. [31;19] Приведенное определение также представляется удачным, хотя автор не указывает орган государства, осуществляющий денежно-кредитную политику.

     Более новый подход к пониманию денежно-кредитной политики дан профессором Максимовой Л.М. как «совокупности мер, направленных на расширение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений, которая и формирует содержание денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком с целью регулирования спроса на ссудный капитал» [114;9]. Аналогичное определение дает профессор Жуков Е.Ф. [22;70] Достоинством приведенного определения является выделение в качестве направления денежно-кредитной политики расширение или сужение объема ликвидных средств кредитных учреждений.

     По мнению профессора Усоскина В.М., «политика центрального банка служит одной из важных составных частей общеэкономического регулирования государства, направленного на сохранение высокой рыночной конъюнктуры, недопущение кризисных спадов производства и безработицы; при этом главной задачей денежно-кредитной политики центрального банка является сохранение стабильной покупательной силы денежной единицы и обеспечение эластичности системы платежей и расчетов». [137;38] Приведенная формулировка, без сомнения, является удачной, так как автор определяет место денежно-кредитной политики в системе государственного регулирования экономики, ее направления, главную задачу, но, вместе с тем, не упоминает о наличии определенных инструментов, используемых центральным банком в процессе осуществления регулирующих мероприятий.

     В западной экономической литературе чаще употребляется термин «монетарная политика» либо используется более широкое понятие «финансовая политика» как совокупность мероприятий, объединяющих регулирование в сфере кредита, денег и финансов.

     Так, Матук Ж. довольно кратко трактует это понятие: «Денежная (монетарная) политика является комплексом мер, используемых финансовыми властями различных стран для достижения преследуемых ими денежных целей». [88;276] В приведенной формулировке не вполне определены направления денежной политики, ее место в системе форм государственного регулирования экономики.

     Питер Роуз дает следующее определение денежно-кредитной политики – «это основная задача Федеральной Резервной системы, которая предполагает контроль за нормальным функционированием банковской и финансовой систем, а также за тем, чтобы уровень предложения денег и кредитных ресурсов способствовал решению общенациональных экономических задач» [111;696]. Таким образом, автор дополняет содержание денежно-кредитной политики контролем за функционированием банковской и кредитной систем, в то время как в отечественной литературе эти понятия разделяются, хотя, несомненно, являются взаимосвязанными.

     По мнению американских экономистов Эдвина Дж. Долана и Колин Д.Кэмпбелл, денежно-кредитная политика (monetary policy) – «правительственная политика, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении». [58;430] Приведенное определение не совсем приемлемо, так как включает в себя все вышеперечисленные недостатки и носит ограниченный характер.

     По мнению Савина С.А., Осколковой Н.С., «денежно-кредитная политика, являясь одной из первых форм регулирования экономики, представляет элемент экономической политики государства наравне с финансовой, валютной, структурной, инвестиционной политиками и политикой занятости. [114;24] Денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной государством общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам». Несомненным достоинством приведенного определения является указание авторов на невозможность денежно-кредитной политики самостоятельно реализовывать экономические цели государства и на необходимость ее грамотного сочетания с другими элементами проводимой экономической политики в стране.

     Обобщая вышеизложенное, предложим следующее определение денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика – элемент экономической политики государства; форма регулирования экономики с целью обеспечения стабильного экономического роста при низком уровне безработицы и инфляции; совокупность концепции, задач, определяемых приоритетами государства, и мероприятий, направленных на выполнение поставленных задач путем воздействия на валютный курс, процентные ставки и общий объем ликвидности банковской системы, осуществляемых посредством использования центральным банком страны специальных методов и инструментов.

 

1.2. Цели денежно-кредитной политики.

 

Борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты, как конечная цель экономической политики государства и ее составной части – денежно-кредитной политики – достигается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов, то есть развития целесообразного взаимодействия финансового и реального секторов экономики.

     Российские и зарубежные авторы (Л. Абалкин, С. Глазьев, А. Илларионов, Д. Львов, А. Симановский, Я. Корнаи, Д. Строг и другие) рассматривают вопросы взаимодействия финансового и реального секторов с позиций проблематики осуществления экономических реформ в России, восточно-европейских и других государствах. [61; 4]

     Представители классического направления экономической теории под реальной экономикой понимали совокупность экономических отношений между производителями товаров и услуг (продавцами) и их потребителями (покупателями), а под финансовым сектором – денежные отношения, посредством которых осуществляется обмен между продавцами и покупателями.

     Финансовый и реальный секторы экономики взаимодействуют с тех пор, как появились полноценные деньги – наиболее совершенный финансовый инструмент, способный выступать в роли всеобщего эквивалента товаров и услуг. Экономисты – представители меркантилизма – уже отмечали ряд особенностей, которым подчиняется движение собственно денег, денежной массы, подчеркивали относительную самостоятельность жизненного цикла денег. Они сформулировали квинтэссенцию своих представлений об общественном богатстве и силе государства в виде накопления денег внутри страны в большем объеме, чем расходуется вне ее. Причем речь шла преимущественно о благородных металлических формах денег, реально ощутимых богатствах. Соответственно, государственная политика была призвана способствовать увеличению золотого запаса за счет протекционизма (защита отечественного производителя), а также наращиванию экспорта конкурентоспособных товаров. Данное представление отражало некоторые тенденции, набиравшие силу в эпоху позднего средневековья и раннего капитализма, характерные, например, для английских, испанских и голландских предпринимателей ХУ1-ХУ11 веков. Этим этапом, давно пройденным в ряде западноевропейских стран, характеризуется, в частности, современное состояние переходной экономики России. В отношении нынешних российских реалий приходится учитывать некоторые особенности, например, своеобразие перехода от социализма к капитализму, наличие разнообразных не денежных финансовых инструментов, отставание экономики России в развитии и по уровню важнейших показателей эффективности и так далее. Главное же состоит в том, что реальному сектору навязываются сугубо монетаристские способы оздоровления.

     В сегодняшней России наиболее значимым показателем экономических возможностей государства считают рост золотовалютных резервов Банка России. В самом деле, такой показатель отражает возможности центрального банка влиять на текущий валютный курс и способность государства выполнять свои международные обязательства.

     В течение 1993-2001 годов размер золотовалютных резервов страны, находящихся в распоряжении Банка России, имел следующую динамику:

Таблица 1.2.1

Золотовалютные резервы России в период с 1993 по 2001 год,

млрд. долларов США

Дата Золотовалютные резервы Дата Золотовалютные резервы
1.01.93 0,744    
1.01.94 3,356 1.01.99 12,2
1.01.95 3,924 1.01.00 12,45
1.01.96 10,386 1.01.01 27,97
1.01.97 12,1 1.01.02 36,62
1.01.98 25 1.01.03 47793
    1.09.03 62073

[44]

     Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что размер золотовалютных резервов за указанный период увеличился в 49,2 раза, что, несомненно, имеет положительное значение для поддержания Банком России текущего валютного курса рубля по отношению к другим валютам и международным счетным единицам и укрепляет способность государства выполнять свои обязательства перед внешними кредиторами. Снижение размеров золотовалютных резервов России в течение 1998-1999 годов было обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией, повлекшей за собой кризис августа 1998 года. Основным источником пополнения золотовалютных резервов страны является экспортная выручка, прежде всего, выручка экспортеров нефти. Основным направлением расходования средств золотовалютных резервов выступают валютные интервенции главного банка. В период 1998 – начало 1999 годов на мировом рынке нефти складывалась неблагоприятная для России ценовая ситуация, что значительно ослабило пополнение золотовалютных резервов страны. В то же время, в условиях падения производства, кризиса государственных финансов, Центральный банк Российской Федерации вынужден был направлять значительные по объему средства на валютные интервенции, что увеличило отток отечественных золотовалютных резервов. С середины 1999 года ситуация как внутри страны, так и на мировых рынках, прежде всего, рынке нефти и нефтепродуктов, начинает изменяться в благоприятном для России направлении. Указанные причины и объясняют приведенную в таблице 1.2.1 динамику размера золотовалютных резервов страны.

     Рассматривая важность мер по наращиванию золотовалютных резервов страны, трудно не согласиться с мнением кандидата экономических наук Жаманова А.Б., который считает, что «любые достижения в данной области сами по себе не столь весомы. Они имеют настоящий смысл тогда, когда вся денежно-кредитная политика способствует оздоровлению реальной экономики, росту внутреннего валового продукта.» [61;6] К сожалению, приходится констатировать, что меры по стабилизации рубля, поддержанию равновесия на денежном рынке, несмотря на некоторые временные позитивные эффекты, в целом все еще оторваны от процессов, происходящих в реальном секторе, в тех отраслях, где производятся товары и оказываются услуги.

     Новое по сравнению с меркантилистами понимание общественного богатства классиками политической экономии, начиная с Адама Смита, емко и кратко выразили пушкинские строки: понимание того, «как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». [107;371] Важно подчеркнуть то обстоятельство, что классики политической экономии ставили реальный сектор экономики (настоящих товаропроизводителей) в активное положение, а денежные и в целом финансовые инструменты, по их мнению, призваны обслуживать воспроизводственный процесс, не навязывая ему своих правил, то есть в экономике производство первично, а денежное хозяйство – вторично относительно производства.

     Основные меры государственного регулирования должны быть обращены на создание условий роста в реальном секторе экономики – там, где производятся товары и услуги. Разумеется, финансовые инструменты и весь финансовый сектор в целом необходимо настраивать на действительные интересы увеличения валового внутреннего продукта. Иначе может быть только новый разрыв между динамикой реального производства и динамикой спекулятивных финансовых операций.

     В начале- середине 90-х годов прошлого века в России в результате несогласованности действий денежных властей и законодателя, следствием чего стало возможно широкомасштабное привлечение значительных средств населения так называемыми финансовыми компаниями, произошла практически полная дискредитация ценных бумаг в глазах отечественных граждан. Кроме того, и владельцы средств, высвободившихся в процессе воспроизводства, также очень осторожно подходят к вопросу их размещения в ценные бумаги, как государственные, так и корпоративные. Следствием этих процессов становится недостаток финансовых ресурсов в реальном секторе, низкие темпы роста валового внутреннего продукта. Так, валовой внутренний продукт в России в 2000 году по отношению к 1999 году составил 108,3 %, по отношению к 1990 году – только 60 %. Для сравнения: аналогичный показатель в Китае составил 220 %, в Индии – 133 %, в Аргентине – 142 %. [61;8] Приведенные данные свидетельствуют о недостаточной эффективности экономической политики государства, в частности, денежно-кредитной политики, их оторванности от оздоровления и роста реального производства. В этой связи основной задачей центрального банка, как органа государственного регулирования экономики, становится проведение такой денежно-кредитной политики, которая способствовала бы обеспечению потребностей реального сектора экономики в денежных средствах, и, как следствие, экономическому росту в стране.

 

1.3. Элементы системы денежно-кредитного регулирования

 

В соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование.

Профессор Жуков Е.Ф. определяет денежно-кредитное регулирование как составную часть «экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса» [93;139], то есть отождествляются понятия денежно-кредитной политики как части экономической политики государства и денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование определяется Голиковой Ю.С. как совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банком в соответствии с выбранной в определенный момент концепцией денежно-кредитной политики. [51;268] Приведенное определение представляется удачным, так как не только раскрывает содержание денежно-кредитного регулирования, но и указывает на соотношение определяемого понятия с денежно-кредитной политикой.

Сложно не согласиться с мнением Савинского Ю.П., представляющего денежно-кредитное регулирование как систему взаимосвязанных элементов, к которым следует отнести принципы, задачи, субъекты, объекты, методы и инструменты и механизм регулирования. [115;53].

К принципам денежно-кредитного регулирования относятся следующие основополагающие начала: прежде всего, это принцип централизованного управления, или управления из единого центра, а именно, из центрального банка. Важными принципами регулирования являются также принцип независимости центрального банка от исполнительной власти при проведении денежно-кредитной политики и принцип единства денежно-кредитной политики, под которым понимается разработка и применение на практике единых нормативных документов, обязательных для выполнения на всей территории страны.

К задачам денежно-кредитного регулирования Савинский Ю.П. относит поддержание устойчивости национальной валюты, сдерживание инфляции; обеспечение стабильности денежно-кредитной системы; координацию деятельности центрального банка с деятельностью других государственных органов и содействие решению социальных и экономических задач, стоящих перед государством.

В соответствии с задачами, определяемыми как приоритетные, центральный банк в процессе денежно-кредитного регулирования может реализовывать либо политику рестрикции, либо политику экспансии.

Рестрикционная денежно-кредитная политика (ограничительная или политика «дорогих денег») направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно «подкрепляется» бюджетно-налоговыми мероприятиями: увеличением налогов, сокращением государственных расходов.

Задачами проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются: сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревом» конъюнктуры рынка.

Экпансионная денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета.

В качестве задач осуществления экспансионной денежно-кредитной политики выступают стимулирование деловой активности и экономического роста и сокращение безработицы.

Следующим элементом денежно-кредитного регулирования являются субъекты, к которым в широком смысле относятся все владельцы денежных средств, в узком смысле субъектами являются лица, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, а именно, центральный банк, законодательные органы, государственные министерства и ведомства.

Объектами денежно-кредитного регулирования являются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования. К таким показателям относятся денежная масса, ее агрегаты; объем и структура денежных доходов населения; объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через коммерческие банки; скорость оборота денег; коэффициент банковской мультипликации; объем кредитов центрального банка правительству; объем кредитов кредитным организациям; объем кредитов, выдаваемых физическим и юридическим лицам.

В качестве следующего элемента системы денежно-кредитного регулирования выделяются методы и инструменты, используемые центральным банком в процессе регулирования. Под методами денежно-кредитного регулирования понимают способы воздействия на промежуточные ориентиры денежно-кредитной политики.

В отечественной литературе методы регулирования большинством авторов разделяются в зависимости от директивности их формулирования регулирующими органами и обязательности исполнения кредитными организациями и прочими экономическими субъектами на две большие группы: метод прямого контроля и рыночный.

Метод прямого контроля (административный) заключается в административном контроле за деятельностью банков и направлен на регулирование их способности предоставлять кредиты или инвестировать в ценные бумаги, на ограничение процентных ставок. [99;92]

Рыночный (косвенный) метод влияет на объекты регулирования (денежную массу, процентные ставки, валютный курс) при помощи рыночных механизмов. [51; 288]

Реакция рынка на регулирование посредством прямого административного метода более ощутима. Использование косвенного метода предполагает высокую степень развития рыночных отношений, однако эффект применения замедлен и неоднозначен.

Каждый из методов регулирования имеет набор инструментов, посредством использования которых осуществляется регулирование. Инструментами денежно-кредитной политики являются те переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия органов денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть быстро скорректирована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры денежно-кредитной политики.

Наиболее часто к административным инструментам относят регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков; ограничение объема кредита, предоставляемых кредитными организациями экономике; селективную политику центрального банка, а также портфельные и валютные ограничения.

Инструменты административного метода имеют преимущества и недостатки, которые обусловливают целесообразность их применения в тех или иных экономических условиях. К преимуществам инструментов административного метода регулирования можно отнести эффективность их использования для контроля центральным банком процентных ставок, объема кредитов или депозитов коммерческих банков, а также эффективность их использования в условиях недостаточно развитых финансовых рынков или при отсутствии у центрального банка возможности осуществлять косвенный контроль за кредитными организациями. К недостаткам инструментов административного метода регулирования можно отнести сдерживание ими конкуренции на финансовых рынках между кредитными институтами при привлечении и размещении ресурсов, что нарушает процесс рыночного саморегулирования. Кроме того, эффективность инструментов прямого административного метода регулирования со временем снижается, так как экономические субъекты стремятся найти пути обхода установленных ограничений и запретов.

Для плановой административно-командной экономики в целом характерно преобладание использования инструментов административного метода денежно-кредитного регулирования экономических процессов центральным банком или другим уполномоченным органом государственной власти. Рыночной экономике в большей степени свойственно использование центральным банком инструментов экономического (косвенного) метода в процессе денежно-кредитного регулирования.

 Инструменты экономического метода разделяются на налоговые, нормативные и корректирующие; при этом к нормативным относят отчисления в фонд обязательных резервов, используемые практически всеми центральными банками, и коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций и обязательные для исполнения. К корректирующим инструментам относят учетную (процентную) политику и операции на открытом рынке.

Нередко провести четкую границу между административными и рыночными инструментами денежно-кредитного регулирования сложно. Поэтому в большинстве стран с развитыми экономическими отношениями используется другой признак классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а именно сферы, через которые инструменты оказывают воздействие на субъекты и объекты регулирования. В соответствии с этим признаком также выделяются две группы методов, включающих определенный набор инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. К первой группе относятся различные нормы, нормативы, обязательные для выполнения субъектами денежно-кредитного регулирования. Ко второй группе относятся операции, проводимые на открытом денежном рынке для воздействия на субъекты и объекты денежно-кредитного регулирования. [115;58]. Такое разделение методов денежно-кредитного регулирования представляется интересным и может быть предметом отдельного исследования.

При проведении целенаправленной денежно-кредитной политики (рестрикционной или экпансионной) центральные банки одновременно прибегают ко всем известным инструментам и применяют их в определенном сочетании. Выбор инструментов денежно-кредитной политики в значительной мере определяется составом и структурными характеристиками денежно-кредитной системы, которую они призваны регулировать. Поэтому перечень и важность применения тех или иных инструментов денежно-кредитного регулирования до недавнего времени сильно различались по странам. [71;68] Однако тенденции к интеграции структурных форм национальной кредитной системы в последние годы постепенно ведут к сближению диапазона и иерархии инструментов денежно-кредитной политики в развитых капиталистических странах. Первопричиной указанных процессов следует считать интернационализацию рынков капиталов и появление новых финансовых инструментов.

Постепенно инструменты косвенного воздействия главного банка на состояние денежно-кредитной сферы приобретают роль основных инструментов денежно-кредитного регулирования, а денежно-кредитная политика все в большей степени становится формой эффективного воздействия на макроэкономические переменные путем маневрирования процентными ставками, валютными курсами и изменения доступности кредита.

Последним элементом системы денежно-кредитного регулирования выделяется механизм регулирования, причем Савинский Ю.П. понимает под ним условия и порядок использования инструментов денежно-кредитного регулирования, организацию деятельности центрального банка по этому использованию. [115;59]. Сотрудники центрального банка, кандидаты экономических наук Голикова Ю.С. и Хохленкова М.А. под механизмом денежно-кредитного регулирования понимают совокупность методов, инструментов регулирования наличных и безналичных банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне. [51;287]. Представляется более точным определение Савинского Ю.П., так как методы и инструменты являются отдельным элементом системы денежно-кредитного регулирования, а механизм, исходя из значения этого слова согласно Ожегова С.И. [94;283] представляет собой устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности, в рассматриваемом случае - регулирования. Механизм денежно-кредитного регулирования индивидуален для каждой страны и регламентируется документами центральных банков.

В России статья 35 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень инструментов и методов денежно-кредитной политики главного банка, к которым относятся:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Анализируя приведенный перечень, можно сделать вывод о том, что законодатель не разграничивает инструменты и методы и не включает в их число налоговые инструменты. Вместе с тем, среди нормативных инструментов выделяются только нормативы обязательных резервов, хотя на практике Банк России в процессе денежно-кредитного регулирования использует весь спектр существующих инструментов.

Одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации, как и центральных банков зарубежных стран, является рефинансирование коммерческих банков.

 

1.4. Кредитная экспансия и кредитная рестрикция: отечественный опыт денежно-кредитного регулирования.

 

В период с 1991 года по начало 1995 года Центральный банк Российской Федерации проводил политику кредитной рестрикции. Ставка рефинансирования была увеличена с 20 % по состоянию на 1.01.91 года до 210 % по состоянию на 15.10.93 года. В период с 29.04.94 года по 24.08.94 года осуществлялось плавное снижение ставки – до 130 %, - однако уже с 12.10.94 года Банк России вновь повышает ее до 170 %, а вскоре до 180 % и 200 % годовых (по состоянию на 17.11.94 и на 6.01.95 года соответственно). В указанный период (1991 – начало 1995 года) Банк России увеличивал норматив обязательных резервов. Так, по состоянию на 1.06.91 года норматив обязательных резервов составлял 2 %. Постепенно повышая указанный норматив, Банк России с 1.02.95 года вводит дифференциацию норм обязательных резервов в зависимости от сроков и валюты обязательств коммерческих банков: по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней – 22 %, по срочным обязательствам банков от 30 дней до 90 дней – 15 %, по срочным обязательствам свыше 90 дней – 10 %, по текущим счетам в иностранной валюте – 2 %. [44]

В результате указанных жестких мероприятий главного банка по денежно-кредитному регулированию экономики были достигнуты следующие результаты:

 

 

Таблица 1.4.1

Динамика индекса потребительских цен и темпы

ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2

в течение 1991 – 1995 годов

 

Год Индекс потребительских цен, % Темпы ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2, %
1991 168 -
1992 2517 432
1993 840 -24,1
1994 215 200
1995 131 126

     [44]

 

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о значительном превышении ежегодного значения показателя индекса потребительских цен над соответствующим значением показателя прироста денежной массы, что свидетельствует о проведении денежно-кредитной политики, направленной на сжатие объема денежной массы. Мероприятия по денежно-кредитному регулированию, осуществляемые с целью сдерживания инфляции, поставленную перед ними цель реализовали, о чем свидетельствует динамика индекса потребительских цен.

С весны 1995 года Центральный Банк Российской Федерации реализует политику кредитной экспансии. Ставка рефинансирования была снижена со 195 % по состоянию на 16.05.95 года до 21 % по состоянию на 6.10.97 года. В этот же период изменяются нормативы обязательных резервов, о чем свидетельствуют данные таблицы:

Таблица 1.4.2

Изменение нормативов обязательных резервов с 1.05.95 до 1.05.97 г.

Дата изменения

Резервные требования в зависимости от сроков обязательств коммерческих банков, %

норматива обязательных резервов До востребования и до 30 дней 30-90 дней Свыше 90 дней По текущим счетам в иностранной валюте
1.05.95 20 14 10 1,5
1.05.96 18 14 10 1,25
1.06.96 20 16 12 2,5
1.08.96 18 14 10 5
1.11.96 16 13 10 5
1.05.97 14 11 8 6

[44]

Как свидетельствуют данные таблицы, нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в рублях в анализируемом периоде несколько снижаются, но по счетам в иностранной валюте значительно – в 4 раза – повышаются.

В результате реализации указанных мероприятий были достигнуты следующие показатели:

 

 

Таблица 1.4.3

Динамика индекса потребительских цен и темпы ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2 в течение 1996 – 1997 годов

Год Индекс потребительских цен, % Темпы ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2, %
1996 21,8 30,6
1997 11 29,8

[44]

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод об изменении соотношения динамики индекса потребительских цен и темпов прироста денежной массы по агрегату М2: темпы прироста денежной массы превышали темпы инфляции по анализируемому показателю. В целом в течение 1996-1997 годов продолжается положительная тенденция снижения темпов инфляции. Ситуация изменяется в 1998 году в результате августовского кризиса. Стараясь предотвратить кризис, Банк России, как орган денежно-кредитного регулирования, повышает ставку рефинансирования. Первоначально ставка увеличена до 28 % по состоянию на 11.11.97 года, затем до 42 % по состоянию на 2.02.98 года, после чего происходит хаотичное изменение ставки рефинансирования: в период с 11.07.97 года по 1.08.98 года ставка изменяется 10 раз, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. В этот же период увеличиваются резервные требования по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте: до 9 % по состоянию на 11.11.97 года и до 11 % по состоянию на 1.02.98 года. Несмотря на предпринятые меры, кризис предотвратить не удалось. Для снижения отрицательного влияния последствий кризиса 24.08.98 года Банк России вводит единый норматив по привлеченным кредитными организациями средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10 %. Для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7 %, после чего уже через неделю – 1.09.98 года – резервные требования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет 40 % и более, снижается до 5 %; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги в работающих активах составляет 20-40 %, резервные требования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте установлены в размере 7,5 %.

Несмотря на реализацию указанных мер, Банку России не удалось предотвратить инфляционного скачка, при этом индекс потребительских цен за 1998 год составил 84,4 %, темпы прироста денежной массы по агрегату М2 – 20,9 %.

В посткризисный период Банк России продолжает реализовывать политику кредитной экспансии, постепенно снижая ставку рефинансирования. Однако при этом главный банк страны повышает резервные требования, вследствие чего одновременно действуют два инструмента денежно-кредитного регулирования различной направленности, что привело к следующим результатам:

Таблица 1.4.4.

Динамика индекса потребительских цен и темпы

ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2

в течение 1999 – 10 месяцев 2001 года

Год Индекс потребительских цен, % Темпы ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2, %
1999 36,5 55,6
2000 20,2 62,5
2001 18,6 25,9
2002 15,1 32,3
8 месяцев 2003 14,2 26,6

[44]

Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы: темпы прироста денежной массы превышают темпы инфляции по индексу потребительских цен. При значительном увеличении денежной массы (на 55,6 % за 1999 год и на 62,5 % за 2000 год) цены на потребительские товары увеличились на 36,5 % и 20,2 % соответственно. Положительная динамика снижения темпов инфляции отмечается и в 2001 году. Следовательно, произошедшее увеличение совокупного объема денежной массы не привело к развитию инфляционных процессов, в чем также проявляется регулирующая роль главного банка страны.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1.

 

1. Дайте сравнительную характеристику определений денежно-кредитной политики различных авторов.

2. Каковы цели денежно-кредитной политики?

3. Что такое денежно-кредитное регулирование?

4. Охарактеризуйте элементы системы денежно-кредитного регулирования.

5. Является ли ограничение объема денежной массы в обращении и увеличение золото-валютных резервов достаточным для обеспечения экономического роста в стране?

 

ГЛАВА 2. ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ.

 

2.1. Взгляды экономистов на понятие «рефинансирование».

 

Воздействие на экономику центральный банк осуществляет через коммерческие банки, непосредственно обслуживающие экономических субъектов. Центральный Банк России в соответствии с пунктом 3 статьи 4 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования. Под рефинансированием согласно статьи 40 понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

     Мнения ученых-экономистов по поводу того, что считать рефинансированием, несколько отличаются от точки зрения российского законодателя. Так, согласно определению Иришева Б.К., под рефинансированием понимается «регулирование кредитной помощи, оказываемой центральным банком коммерческим банкам», в наиболее «общем виде рефинансирование – это банковская политика в области финансирования экономики» [71;92]. К сожалению, Иришев Б.К. не уточняет, в каких формах центральный банк может оказывать кредитную помощь коммерческим банкам.

     По мнению профессора Жукова Е.Ф., центральный банк рефинансирует банки «путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов в целях воздействия на ликвидность банковской системы» [93;141] Несомненным достоинством определения является указание на цель рефинансирования, однако автор ограничивается только одной из его форм, причем понимает определяемое понятие в узком смысле, не рассматривая рефинансирование как политику.

     Профессор Лаврушин О.И. указывает на возможность кредитных институтов «получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов» [56;389] Учетная и залоговая политика центрального банка является «способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны» [56;392]

По мнению Бабичевой Ю.А., политика рефинансирования –«это политика кредитования банковских учреждений, и наряду с политикой редисконтирования – переучета ценных бумаг – составляет содержание учетной политики, являясь важным инструментом денежно-кредитного регулирования, основные направления которой разрабатываются и реализуются центральным банком» [30;318] Таким образом, в отличие от Лаврушина О.И., Бабичева Ю.А. считает более широким понятием «учетная политика», которое включает в себя политику рефинансирования и политику редисконтирования, что представляется ошибочным.

По мнению профессора Белоглазовой Г.Н., рефинансирование коммерческих банков является одним из инструментов денежно-кредитной политики, а учетная политика центрального банка – механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом. [96;.141, 66]. Таким образом, не дается четкого определения понятия «кредит рефинансирования», не указываются формы таких кредитов.

     Кандидат экономических наук Пашковская И.В. [101;3] в своей работе не дает четкого определения рефинансирования, однако указывает, что «помимо традиционных форм рефинансирования, регулирование банковской ликвидности может производиться при помощи резервных требований, операций открытого рынка и валютной политики». Таким образом, Пашковская И.В. считает резервные требования, операции открытого рынка и валютную политику хотя и не традиционными, но все же формами рефинансирования. Следовательно, можно сделать вывод, что автор понимает рефинансирование более широко, чем кредитование коммерческих банков, в том числе в форме учета и переучета векселей.

     Начальник Управления макроэкономического анализа и прогнозирования Центрального банка Российской Федерации, кандидат экономических наук Степанов Ю.В., анализируя опыт Бундесбанка в организации денежно-кредитного регулирования, дает интересную структуру операций по рефинансированию, к которым относит операции открытого рынка и постоянно действующие инструменты. [126;28]. Операции на открытом рынке подразделяются на главные операции по рефинансированию, долгосрочные операции по рефинансированию, инструменты тонкого управления («тонкой настройки») и структурные операции. Главные операции по рефинансированию осуществляются еженедельно в форме тендера на срок от 2 недель до 3 месяцев. Долгосрочные операции по рефинансированию проводятся ежемесячно в форме базисного тендера и заключаются в предоставлении ресурсов на срок до 3 месяцев. Операции «тонкой настройки» по предоставлению ликвидности могут проводится на срок не более месяца в форме тендера, валютных свопов, прямых покупок ценных бумаг и других активов. Структурные операции могут проводиться для предоставления или изъятия ликвидности в форме быстрого тендера и/или прямых покупок ценных бумаг или иных активов. К постоянно действующим инструментам рефинансирования Степанов Ю.В. относит кредиты «овернайт» и депозиты в центральном банке. [126;28] Таким образом, автор также трактует рефинансирование значительно шире, чем это определение дается в российском законе о главном банке страны.

     Рассматривая различные определения рефинансирования ученых – экономистов, можно сделать вывод, что ряд авторов понимает рефинансирование в узком смысле, а именно как предоставление центральным банком кредитов коммерческим банкам, причем, за исключением мнения Бабичевой Ю.А., такие кредиты могут предоставляться как в форме кредитов под залог, так и в форме покупки центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков. Другие авторы, в частности, Иришев Б.К., дают несколько определений рефинансирования, то есть рассматривает рефинансирование в широком и узком смысле. Не делая четкого разделения на рефинансирование в широком смысле и рефинансирование в узком смысле, профессор Лаврушин О.И., тем не менее, также подчеркивает важность рефинансирования банков второго уровня как способа непосредственного воздействия центрального банка на их ликвидность и косвенного воздействия на экономику страны. К его мнению присоединяется Степанов Ю.В.

     Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что рефинансирование следует рассматривать в широком и в узком смысле. При этом под рефинансированием в узком смысле понимать политику центрального банка, непосредственно воздействующую на ликвидность кредитных институтов посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, предоставляемых в двух формах: в форме непосредственной выдачи коммерческим банкам кредитов (кредитная политика) и в форме учета и переучета векселей (дисконтная политика). Под рефинансированием в широком смысле следует понимать политику центрального банка в предоставлении дополнительных денежных средств коммерческим банкам, в том числе посредством кредитования, дисконтирования ценных бумаг, а также разработки специальных нормативных документов, регулирующих деятельность банков второго уровня, в результате действия которых коммерческие банки будут обладать возможностью получить дополнительную ликвидность без непосредственного обращения в главный банк страны.

     При рассмотрении рефинансирования в узком смысле кредиты рефинансирования центрального банка коммерческим банкам можно классифицировать по различным основаниям, к которым относят методы предоставления, сроки предоставления, целевой характер и форму обеспечения кредитов рефинансирования. [51;376]

     В зависимости от метода предоставления кредиты рефинансирования разделяются на прямые, предоставляемые центральным банком непосредственно конкретному коммерческому банку, и кредиты, предоставляемые путем проведения аукциона.

     В зависимости от сроков предоставления кредиты рефинансирования разделяются на среднесрочные и краткосрочные. К среднесрочным кредитам относятся кредиты, предоставленные на срок 3-4 месяца, к краткосрочным - предоставленные на срок один день или несколько дней.

     В зависимости от целевого характера кредиты рефинансирования разделяются на корректирующие и продленные сезонные кредиты. Корректирующие кредиты предоставляются коммерческим банкам для поддержания их ликвидности, повышения финансовой устойчивости и проведения мероприятий по финансовому оздоровлению в случае временных финансовых затруднений. Продленные сезонные кредиты предоставляются центральным банком для последующего кредитования коммерческими банками предприятий определенных отраслей.

     В зависимости от формы обеспечения кредиты рефинансирования разделяются на ломбардные и учетные. Ломбардные кредиты представляют собой кредиты, предоставленные центральным банком кредитным организациям под залог ценных бумаг для удовлетворения их временной потребности в заемных средствах. Учетные (дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком в результате учета (покупки) у коммерческих банков векселей.

     В разных странах вексель применяется как инструмент оформления кредита, предоставляемого поставщиком покупателю в товарной форме. Коммерческие банки покупают у своих клиентов векселя, основанные на реальных товарных сделках. Учет векселей привел к развитию переучетных операций, которые представляют собой покупку центральным банком у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

     Операции по переучету векселей могут быть использованы для кредитования различных отраслей экономики. Указанная форма рефинансирования способствует сокращению потребностей предприятий в оборотных средствах, эффективному развитию производства.

     Соотношение форм рефинансирования различно в различных странах, что предопределяется множеством факторов. Общим условием использования этих форм выступает наличие потребности коммерческих банков в «подпитке» собственных ресурсов дополнительными ликвидными средствами.

     Система рефинансирования развивается параллельно с развитием банковской системы, определением статуса центрального банка, развитием денежных, финансовых и валютных рынков, расчетной (в том числе платежной) системы в хозяйстве, и сопровождается постепенным сокращением роли центрального банка как поставщика средств, развитием самостоятельности коммерческих банков. На начальных этапах развития систем рефинансирования центральные банки пытаются воздействовать на банковскую ликвидность, предоставляя банкам целевые кредиты рефинансирования, устанавливая лимиты на кредитование для каждого банка, регулируя процентные ставки по ссудам. Целевые кредиты рефинансирования заменяются более совершенной рыночной формой – кредитными аукционами. Таким образом, первоначально центральный банк пытается регулировать целевую устойчивость коммерческих банков, опосредованно воздействуя на факторы, способные отразиться на банковской ликвидности в перспективе. В этой связи центральный банк в силах на начальных этапах регулирования воздействовать на коммерческие банки через долгосрочные инструменты, в том числе и через долгосрочное рефинансирование. Регулирование краткосрочных потребностей банков в зависимости от степени развития экономики осуществляется как на валютном рынке, так, в дальнейшем, на рынке межбанковского кредитования и на рынке ценных бумаг.

Перенос центра тяжести операций рефинансирования на проведение валютных операций является показателем крайне слабых экономик и, как правило, осуществляется национальными центральными банками на очень коротких временных промежутках, когда в условиях финансового кризиса они пытаются использовать любую возможность регулирования ликвидности коммерческих банков. Проведение валютного рефинансирования свидетельствует о слабости национальной валюты и частичной или полной утере экономической самостоятельности страны.

Длительное функционирование системы рефинансирования, основанной на кредитных операциях, объясняется неразвитостью других сегментов рынка, что вынуждает центральные банки воздействовать на ликвидность банков через прямые операции кредитования, занимающие наибольший удельный вес в банковских балансах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...