Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причину запаха и обнаруживает про-




Жженное платье. Обстоятельства

Снова изменились, появилась новая

Сценическая задача. В обоих случаях

Мы имеем дело со сценической

Оценкой.

О ц е н к а — э т о к а ч е с т в о

Реагирования на неожиданную смену

Предлагаемых обстоятельств. Чем объективнее отражается в

Человеческом сознании окружающий его мир, тем больше у человека

Возможностей дать правильную оценку событий, с которыми он

Столкнулся, и принять решение.

Й элемент закона. ТЕМПО-РИТМ

Степень активности сценической задачи в процессе столкновения с

Предлагаемыми обстоятельствами — это и есть ритм. Степень

Состояния актера — это единица ритма.

Степень внутреннего напряжения, т.е. ритм, зависит от ситуации и

Качества темперамента данного субъекта. Известны четыре типа

темперамента:

1. холерический;

2. сангвинический;

3. флегматический;

Меланхолический.

251

В зависимости от качества темперамента каждый из субъектов будет

По-разному реагировать на один и тот же раздражитель (в нашем случае

— на разъяренного хулигана).

Холерик при виде пьяного хулигана, вероятно, закричит на него, а

Убегая, будет возмущаться, стыдить его, чуть не умрет от страха.

Флегматик — спокойно оценит положение и уйдет, не закричав.

Меланхолик — в опасной ситуации растеряется, истерически завопит,

Заплачет, будет звать на помощь.

Сангвиник — поведет себя очень эмоционально, но не растеряется и

Не потеряет самообладания. Даже попытается воздействовать на

Хулигана.

В момент реагирования на объект (т.е. в момент переработки

Информации) и возникновения желания к действию, человек проявляет

Определенную степень напряжения нервного аппарата, или степень

Возбудимости, которую и называют ритмом.

Л.Снежницкий, актер Театра имени Евг.Вахтангова, вспоминает: «На

Первом же уроке Т.М.Шухмина объяснила нам, что подразумевали под

Темпераментом К.С.Станиславский и Е.Б.Вахтангов. В жизни мы

Думаем, действуем, выполняем те или иные поставленные перед собой

Задачи в различных темпо-ритмах, в зависимости от нашего

Самочувствия. Станиславский условно разделил эти жизненные

состояния человека на десять* номеров ритма. Пятый номер —

Нормальное самочувствие, то, в котором мы живем и работаем.

Четвертый, третий, второй и первый номера ритма-самочувствия —

Пониженное против нормального: усталость, недомогание, болезнь,

Полное истощение сил (первый номер). Шестой, седьмой, восьмой,

Девятый и десятый номера ритма — постепенное нарастание более

Возбужденного против нормального состояния человека. Например,

Опаздывая на репетицию, мы одеваемся, то есть действуем более энер-

Гично, поспешно, чем обычно. Это шестой и седьмой номера ритма. В

Зависимости от предлагаемых обстоятельств мы можем действовать в

Еще более напряженном ритме» (Л.Д.Снежницкий. «На репетиции у

Мастеров режиссуры»).

Пример.

Человек неожиданно встретился с хулиганом, который вынул нож.

Человек побежал прочь.

Хулиган бросился его догонять.

Хулиган почти догнал человека, но человек успел заскочить в

Подъезд своего дома.

Человек захлопнул за собой дверь, запер ее на замок, но хулиган

Продолжает стучать.

Через окно человек наблюдает за удаляющимся хулиганом.

У этих пяти жизненных эпизодов — пять совершенно разных степеней

Напряжения (т.е. ритмов).

Вместе с изменением ритма изменяется и темп.

Темп — это скорость движения. Темп может соответствовать или не

Соответствовать ритму.

Пример: 3-й эпизод с хулиганом. Степень напряжения нервного

Аппарата человека, т.е. ритм, соответствует быстрому темпу его

Передвижения к спасительной двери, но, может быть, и противоположен

Ему.

Пример: 5-й эпизод с хулиганом. Хулиган удаляется от подъезда, человек

Стоит за спасительной дверью, сердце его колотится очень сильно, ритм

Очень высок, но темп фактически равен нулю. Человек стоит на месте.

* Выделено M.T.

252

Можно привести и еще один пример: человек сидит у стола и не

Двигается. В его руках телеграмма о смерти близкого человека. Степень

Внутреннего напряжения очень высока (ритм), а темп равен нулю.

Й элемент закона. ОБЩЕНИЕ, ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

И, наконец, «венец» всех элементов закона — общение. Это процесс

Взаимодействия двух актеров, партнеров, одной сценической игры,

Перед которыми ставится задача создать убедительную жизненную

Ситуацию, т.е. сценическую жизнь. Сценическая жизнь, как и реальная,

Состоит из ряда эпизодов, содержание которых составляет борьба

Партнеров, столкновение их желаний, стремлений. Процесс воздействия

Партнеров друг на друга, процесс столкновения двух сценических задач

Подразумевает активную заинтересованность актера поведением

Своего партнера и страстное стремление каждого навязать другому свое

Решение данной сценической задачи.

Два желания, действия, столкнувшись в борьбе друг с другом, создают

Взаимодействие или взаимоотношение. Одно желание воздействует на

Другое — и наоборот. Обычно одно действие активно, а другое —

Пассивно.

Общение, чаще всего, осуществляется между людьми речевым

Способом, т.е. посредством разговора. Даже когда партнеры молчат (по

А.Д.Попову, «зоны молчания». — М.Т.), они все равно ведут внутренний

Диалог — спор, проявляющийся в их поведении. Интересный собеседник

—это всегда носитель и источник новой информации (сведения, мнение,

Сплетня, требование и т.п.). Но общаться — «это, может быть, не столько

Что-то сообщать друг другу, сколько что-то менять друг в друге». «Люди

Выступают друг для друга одновременно и как скульпторы, и как

Материал, из которого предстоит что-то вылепить: то я стремлюсь

Придать партнеру желаемую форму, то он поступает точно так же по

Отношению ко мне. И ни я, ни он не знаем, что же в результате выйдет»

(Я.Коломинский. «Феномен Шахразады»),

Итак,

ЗАКОН ОРГАНИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА СЦЕНЕ

Не могут два человека общаться между собой, если их внимание не

Сосредоточено друг на друге, если между ними не установилось

Определенное отношение, если в результате этого не возникает

Действия и контрдействия (что подразумевает наличие разных задач),

Если нет момента оценки поведения друг друга, не возникает

Определенного внутреннего напряжения — ритма, и движение объекта

Не приобретает характерного для этого действия темпа.

Й элемент закона —ВНИМАНИЕ

Й элемент закона —ОТНОШЕНИЕ

Й элемент закона —ДЕЙСТВИЕ

Й элемент закона —ОЦЕНКА

Й элемент закона — ТЕМПО — РИТМ

Й элемент закона -ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Закон естественного и органичного поведения человека в жизни и на

Сцене так же совершенен и бесспорен, как закон тяготения, как таблица

Менделеева, как закономерность движения звезд и планет во

Вселенной. Он отражает закон объективной действительности.

253

Тот, кто отрабатывает элементы этого закона каждый в отдельности,

Не понимает его сути. Элементы отдельно друг от друга существовать не

Могут, так же, как не может самостоятельно существовать

Кровообращение, дыхание и другие процессы, потому что они

Составляют единую систему жизнеобеспечения, элементы которой

Связаны и зависимы друг от друга.

Чаще всего нарушение закона естественного поведения человека на

Сцене происходит в спектаклях, поставленных в очень условных

Приемах. Чем более иллюзорен прием спектакля, чем более приближена

Условная сценическая среда к действительности (натурализм), тем

Легче актеру сосредотачиваться на объектах внимания и тем больше










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...