Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свиданию, наверняка используют разные физические действия




(что я делаю?). Одна будет торопливо, но тщательно выбирать

Платье, принесет гладильную доску, долго будет ее устанавливать и

Т.п. Другая схватит первое попавшееся платье, на ходу станет пере-

248

Одеваться, побежит умываться и не подумает о том, на чем будет

Гладить. Третья все свое внимание сосредоточит на косметических

Процедурах, совершаемых перед зеркалом, и т.д. и т.п.

Взаимодействие «желания», «действия» и «приспособления» с

Предлагаемыми обязательствами и есть сценическая задача, которую

Актеру предстоит решить, т.е. реализовать в акте сценической игры.

Реализация задачи в данных предлагаемых обстоятельствах есть один

Действенный эпизод сценической жизни.

Сценическая задача всегда определяется глаголом: хочу

Освободиться, хочу успеть, хочу обладать, хочу найти выход, хочу

Всех успокоить и т.п.

Пример решения сценической задачи: девушка хочет побыстрее

Отделаться от подруги, которая явилась не вовремя и занимает ее

Неинтересным разговором. Ее желания оказываются в конфликте с

Предлагаемыми обстоятельствами.

Неспособный актер (студент) постарается побыстрее совершить

Действие, заданное этюдом, талантливый же — нафантазирует сотню

Действий, обогащающих выполнение этой задачи. Он постарается

Изобразить в действии процесс борьбы желания с обстоятельствами.

Этого требует закон.

Сценическое действие должно быть конкретным, правдивым а не

Формально изображенным. Его возникновение должно иметь какую-

Либо точную причину. Оно должно быть направлено на какую-то

Конкретную цель. У всякого действия есть его внешняя сторона, т.е. то,

Что видит наблюдатель со стороны (физическое действие), и

Внутренняя, невидимая (мысли, желания, чувства), т.е. психическая

Жизнь человека. Но поскольку обе стороны связаны между собой,

Физические действия правильнее называть психофизическими.

Физическое действие в готовой роли актер выполняет каждый раз при

Повторении спектакля, а приспособление (т.е. как он это действие

Выполняет сегодня) меняется. Приспособление — это краска, нюанс, это

Сегодняшнее актерское состояние, его импровизация.

Физическое действие — это мостик между сознательным и

Подсознательным. В момент выбора физического действия — это

Процесс сознательный, в момент же его выполнения процесс становится

Подсознательным. Только через физическое действие, т.е. через

Поведение человека, мы можем судить о внутреннем, психическом его

Состоянии.

249

Разница между жизненным процесс ом, действительно

Произошедшим в жизни (девушка прожгла платье), и тем же случаем,

Происходящим на сцене, заключается в том, что в жизни этот случай

Произошел с настоящим платьем, а на сцене — с подобием платья,

Пустышкой. Если в жизни девушка прожгла платье, она не занимается

Анализом своих желаний и действий, а старается спасти испорченное

Платье или найти способ, как выйти из трудного положения. Актер же

Вынужден как следует разобраться в обстоятельствах и действиях и

Насочинять то, что в жизни делается само собой.

Сначала с тщательностью археолога актер должен восстановить

Рисунок физического поведения человека, а после этого с упрямством

Музыканта отрабатывать эти действия до тех пор, пока не добьется,

Чтобы они стали подобны действиям жизненным, выстроенным по

Законам естественного поведения человека в жизни. Актер, повторяю,

Должен поверить в условное как в безусловное, заволноваться на сцене

Так же, как «если бы» это было на самом деле.

В момент правильной реализации сценической задачи — независимо

От актера, но в очень большой зависимости от его таланта — возникает

Чувство, т.е. степень и качество возбуждения нервной системы человека.

В жизни сначала действуют, потом осознают и чувствуют.* На сцене

Сперва осознают, анализируют, потом действуют, и постепенно приходит

Чувство.

Й элемент закона. ОЦЕНКА

Предположим, что человек в хорошем настроении возвращается от

Знакомых домой. Стоит на остановке, ждет троллейбуса. К нему

Подходит пьяный хулиган и начинает его ругать. Обстоятельства резко

Меняются. Человек неожиданно обнаруживает новый объект, с которым у

Него еще нет устоявшихся отношений. Информация об объекте пока что

Отсутствует. (Сказал ведь кто-то, что страх — это и есть отсутствие

Информации). Так называемая оценка происходит постепенно, по мере

«узнавания».

Пример.

Й признак. Человек видит приближающуюся к нему фигуру. Мало

Ли что может быть, человек ждет троллейбуса.

Й признак. Подошедший нетвердо стоит на ногах, покачивается.

Мало ли где человек был. Чуть подвыпил. Бывает!

Й признак. Подошедший пристально уставился на человека.

Человек отвернулся, тогда вновь подошедший тихо его выругал. Вот

невоспитанный тип!

* Мысль, наверное, спорная. В этом месте в рукописи М.Т. даже стоит «восклик»

Н.Крымовой, выражающей своей несогласие. (Н.А. много писала о Туманишвили, была

Первым редактором его книги «Режиссер уходит из театра». Собственно, та книга просто

Родилась из писем М.Туманишвили к Н.Крымовой. Наконец, они были большими

Друзьями. Поэтому, естественно, что и рукопись другой своей книги, той, что сейчас

Перед вами, М.Т. отдал читать любимому критику.) Возвращаясь к тому, что «в жизни

Сначала действуют, потом осознают», мы можем сказать так: мысль спорная, но в данном

Случае не следует понимать ее буквально, М.Т. важно обозначить принципиальную

Разницу между последовательностью действий в жизни и на сцене.

250

Й признак. Человек возмутился, тогда хулиган стал поносить его

громко. Это типичный хулиган, бандит!

Й признак. Человек пошел прочь, а хулиган побежал за ним. Надо

спасаться! Все эти изменения могут происходить в очень быстром темпе,

В одно мгновение, или в медленном.

Беспрерывные контакты-реагирования субъекта со средой дают

Возможность сохранять некоторое «равновесие» на определенном

Отрезке жизни. Но это «равновесие» нарушается в то же мгновение, как

Только одно из обстоятельств, составляющих эту среду, изменится или

Появится новое обстоятельство. Тогда человеку придется вновь искать

Контакты между собой и средой, его поведение тоже изменится,

Изменятся его желания и действия, темп его жизни, изменится

Эмоциональное напряжение его нервного аппарата. Этот процесс длится

В бесконечном жизненном потоке до тех пор, пока работает

Человеческое сознание (а значит, и самый главный его элемент —

Внимание). Он нарушается, если человек спит, находится в беспамятстве

Или сошел с ума.

В момент изменения предлагаемых обстоятельств меняется и

Сценическая задача, а, следовательно, организуется новая сценическая

Ситуация. Момент перехода от одного действенного эпизода к другому

Есть момент оценки.

Для актера этот момент наиболее сложен и требует полной отдачи

Внутренних сил. Ряд оценок — это уже схема развития действия. Это

Километровые столбы вдоль дороги сценических перипетий, это схема

Темпов и ритмов в процессе действования, это дорога «сквозного

Действия» — компаса сценической жизни.

Девушка спешит на свидание.

С и т у а ц и я о р г а н и з о в а н а

Определенными предла гаемыми

Обстоятельствами и сценической

Задачей. Но вот девушка слышит с

Улицы голос, зовущий ее. Новое

Обстоятельство меняет задачу,

Рождает новую. Разговаривая с

Болтливой собеседницей, девушка

Вдруг чувствует запах гари. Она ищет










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...