Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы и порядок примирительных процедур решения коллективных трудовых споров




Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторона­ми. Ведь трудовые споры — это неурегулированные разногласия, рассматриваемые юрисдикционными органами в установленном За­коном порядке. Чтобы было видно, что у работников с работодате­лем есть определенные разногласия, требующие решения работода­теля, работники должны их оформить выдвижением требований.

438

Правом выдвижения требованийобладают работники и их представители. Работодатели такого права не имеют. Требования работников организации, представительства утверждаются на соб­рании (конференции) работников большинством голосов. Одно­временно работники избирают своих полномочных представите­лей для участия в разрешении коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем при­сутствуют более половины 'работающих (ст. 399 ТК). Работода­тель не вправе препятствовать проведению такого собрания (кон­ференции). Закон не оговаривает, каким должно быть голосование по требованиям: тайное или открытое. Это решает само собрание (конференция). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотре­нию в порядке, указанном Законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направля­ются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению и в течение трех рабочих дней сообщить представителю работ­ников о своем решении. При выдвижении одинаковых требова­ний различными представителями работников они вправе сфор­мировать единый орган для разрешения данного коллективного разногласия. Требования профсоюзов и их объединений выдвига­ются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства (ст. 399 ТК). Кодекс закрепляет это положение, но не указывает, какой орган профсоюзов их выдвигает.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней дать письменный ответ на предъявленные требования работников, а по требованиям профсоюзов — в течение месяца со дня получе­ния требований работодателем (ст. 400 ТК).

Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представи­тели работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, по­скольку моментом начала этого спора являются день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение им в указанный трехдневный (ме­сячный) срок своего решения, а также дата составления прото­кола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спорасосто­ит из последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

1) рассмотрение спора примирительной комиссией;

2) рассмотрение спора с участием посредника;

3) рассмотрение спора в трудовом арбитраже. Законодатель четко указывает в части третьей ст. 398 ТК

(а ранее в Федеральном законе о коллективных трудовых спо-

439

pax) момент начала коллективного трудового спора — день сооб­щения решения работодателя об отклонении полностью или час­тично требований работников, или несообщение работодателем в соответствии со ст. 400 ТК своего решения, а также дата состав­ления протокола разногласий.

В ст. 401 ТК также предусмотрено, что в порядке рассмотре­ния коллективного трудового спора возможны лишь три этапа (стадии) его разрешения (в примирительной комиссии, с участи­ем посредника и (или) в трудовом арбитраже).

Обязательным первым этапом является примирительная ко­миссия, после которой при недостижении согласия стороны пере­ходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбит­ража. При недостижении согласия, какую примирительную про­цедуру использовать после рассмотрения спора в примирительной комиссии (посредника или трудовой арбитраж), стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, т. е. Федеральный закон ограничивает процедуру двумя этапами (п. 7 ст. 6).

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные Законом сроки. Но в случае необ­ходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не уста­новлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективного трудового спора работники имеют право прово­дить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответ­ствии с законодательством.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредни­ки, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллектив­ных трудовых споров обязаны использовать все предусмотрен­ные законодательством возможности для разрешения коллектив­ного трудового спора.

Примирительная комиссия— это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех ра­бочих дней с момента начала спора. Ее создание оформляется со­ответствующим приказом (распоряжением) работодателя и реше­нием представителя работников, выделяющим в комиссию пред­ставителей сторон на равноправной основе. Количественный ее состав устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллек­тивный трудовой спор передается на рассмотрение трудового ар­битража. Комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабо­чих дней с момента издания приказа о ее создании. В этот срок

440

она может заседать не один раз. Работодатель создает необходи­мые условия для работы примирительной комиссии (ст. 402 ТК).

Заседания комиссии должны проводиться в полном составе. Из своего состава комиссия выбирает открытым голосованием председателя и секретаря, но они должны быть от разных сторон.

Процедура разрешения коллективного трудового спора в при­мирительной комиссии Законом не предусмотрена.

В связи с приведением нормативных правовых актов в соот­ветствие с Трудовым кодексом Минтруд России постановлением от 14 августа 2002 г. утвердил Рекомендации об организации ра­боты по рассмотрению коллективного трудового спора примири­тельной комиссией1. На практике положения об этих комиссиях разрабатывают сами комиссии. Решение примирительной комис­сии принимается по соглашению сторон на основе переговоров. При этом предложения одной стороны должны совпадать с мне­нием другой. Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением комиссии (ст. 402 ТК).

В протоколе комиссии записывается ее решение и указыва­ются присутствующие представители каждой стороны, дата принятия решения и подписи всех представителей сторон. В решении могут быть указаны сроки исполнения каждого тре­бования. Закон не оговорил, все ли предъявляемые работода­телю требования указываются в протоколе или только те, по которым стороны в комиссии достигли соглашения. Количест­во требований может быть уменьшено, но новые требования, которые не утверждались собранием (конференцией) и не предъявлялись до комиссии работодателю для его решения, нельзя выдвигать.

То же касается и спора, рассматриваемого в примирительной комиссии по протоколу разногласий сторон, подписанному ими при коллективных переговорах. Комиссия в этом случае также ограничивается рассмотрением тех разногласий сторон, которые указаны в протоколе разногласий. В решении комиссии указыва­ется, по каким из этих разногласий соглашение достигнуто, а по каким — нет, а также порядок и сроки его исполнения.

При недостижении согласия в примирительной комиссии сто­роны продолжают примирительные процедуры на втором эта­пе—с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (как они договорятся).

Так, после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в те­чение трех рабочих дней пригласить посредника самостоятельно или с помощью Службы по урегулированию коллективных тру-

1 См.: Бюллетень Минтруда РФ. 2002. № 8. С. 29-37.

441

довых споров. Если в этот трехдневный срок они не достигли соглашения о кандидатуре посредника, то приступают к созда­нию трудового арбитража (ст. 403 ТК).

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с уча­стием посредника определяется соглашением сторонами спора с участием посредника.

Служба по урегулированию коллективных трудовых спо­ров— это система государственных и региональных органов в со­ставе Минтруда России и Минтруда субъектов Федерации. По­ложение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. с изменениями от 21 марта 1998 г.1 Служба осуществляет уведомительную (сторонами) регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимо­сти полномочия представителей сторон спора, формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку, выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллек­тивных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения спора и организует финансирование прими­рительных процедур — оплату посредников и трудовых арбитров. Работники Службы посещают организации, филиалы, представи­тельства в целях урегулирования коллективных трудовых спо­ров, выявления и устранения причин, порождающих их. Служба имеет свои органы на местах.

Посредник— это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и по­лучать от сторон необходимые документы и сведения по коллек­тивному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до семи рабочих дней с момента его приглашения (назначения) (ст. 403 ТК).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника может окончиться одним из двух вариантов: либо при­нятием сторонами спора согласованного решения, обязательного для исполнения, либо составлением протокола разногласий. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу — в трудовой арбитраж.

В настоящее время постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. утверждены Рекомендации об организации ра­боты по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника2.

Трудовой арбитраж— временно действующий орган для разрешения коллективного трудового спора, не получившего

1 СЗ РФ. 1996. № 17; 1998. № 14. Ст. 1579.

2 См.: Бюллетень Минтруда РФ. 2002. № 8. С. 37-45.

442

своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника. Трудовой арбитраж создается сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней со дня оконча­ния рассмотрения коллективного трудового спора примиритель­ной комиссией или посредником в составе трех трудовых ар­битров, рекомендованных Службой или предложенных сторона­ми спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Соответствующим решением работо­дателя, представителя работников и Службы оформляются соз­дание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и полномочия.

Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны коллек­тивного трудового спора заключили в письменной форме соглаше­ние об обязательном выполнении его решения (ст. 404 ТК). Это новое положение Кодекса предоставляет право работникам начать забастовку, если стороны после решения спора примирительной ко­миссией не достигли соглашения по созданию посредника и трудо­вого арбитража, т. е. упрощает для работников начало забастовки.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забасто­вок (ст. 406 ТК).

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представите­лей его сторон в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудо­вого арбитража и может заседать не один раз. Он рассматривает обращение сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, в случае необходимо­сти информирует органы государственной власти и органы местно­го самоуправления о возможных социальных последствиях спора. По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора большинством голосов арбитров.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбит­ража, рассмотрения спора в нем, а также от выполнения его ре­шений, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуще­ствляют стороны спора (ст. 408 ТК).

В связи с приведением нормативных правовых актов в соот­ветствие с Трудовым кодексом Минтруд России постановлением от 14 августа 2002 г. утвердил Рекомендации об организации ра­боты по рассмотрению коллективного трудового спора в трудо­вом арбитраже1.

См.: Бюллетень Минтруда РФ. 2002. № 8. С. 45-51.

443

Статья 405 ТК предусмотрела определенные гарантии ра­ботникам, участвующим в примирительных процедурахразре­шения коллективного трудового спора. Члены примирительной комиссии (посредники почему-то исключены без всякой оговор­ки, что вызывает на практике трудности), трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора ос­вобождаются от основной работы с сохранением среднего зара­ботка на срок не более трех месяцев в течение одного года. Представители работников, их объединений в период разреше­ния коллективного трудового спора не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного со­гласия уполномочившего их на представительство органа. Эта дополнительная специальная гарантия действует лишь на пери­од разрешения коллективного спора, в котором они представля­ют сторону.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...