Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовой статус безработного




Определение понятия безработного дано в ст. 1 Закона о занятости. Так, безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и зара­ботка, который зарегистрирован в орга­нах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней;

Регистрация граждан в качестве без­работных осуществляется по их постоян­ному месту жительства органами госуда­рственной службы занятости населения при личном обращении. При регистрации безработным гражданин предъявляет паспорт или свидетельство о рождении; трудовую книжку или документ, ее заме­няющий; диплом или другой документ об образовании, квалификации, ее повыше­нии, профессиональной подготовке и переподготовке; справку по форме, уста­новленной Министерством труда и соци­альной защиты Республики Беларусь, с указанием среднемесячной заработной платы (дохода) за последние два месяца работы, количества оплачиваемых кален­дарных недель работы в течение 12 меся­цев, предшествующих увольнению, на ус­ловиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календар­ных недель с полным рабочим днем (не­делей); декларацию о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Бела­русь; военный билет и справку военкома­та с указанием размера денежного до­вольствия по штатной должности на день увольнения — для уволенных из рядов Вооруженных Сил Республики Беларусь; копии свидетельства о рождении ребен­ка, удостоверения инвалида — для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет, детей-инвалидов до 18 лет; справку об ос­вобождении — для освобожденных из мест лишения свободы; справку о пре­доставлении возможности самостоятель­ного трудоустройства либо об отказе в приеме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку — для выпускников учреждения образования; рекомендации медико-реабилитацион­ных экспертных комиссий — для получа­ющих пенсии по инвалидности; медици­нское заключение — для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Порядок регистрации граждан без­работными и снятия с учета безработных определяется Положением о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1993 г. № 236 (в ред. постановлений Совмина от 16.05.1997 N 512, от 27.03.1998 N 487, от 08.04.1999 N 489, от 08.01.2001 N 16, от 28.02.2002 N 288, от 13.12.2004 N 1582, от 25.07.2005 N 816, от 03.12.2005 N 1374, от 21.07.2006 N 915).

Безработными не могут быть зареги­стрированы занятые граждане, а также граждане (ч.3 ст.3 Закона о занятости):

– не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лег;

– отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения сво­боды или пожизненного заключения;

– проходящие лечение в лечебно-тру­довых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

– представившие документы, содер­жащие заведомо ложные сведения об от­сутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для реги­страции их безработными;

– обучавшиеся за счет средств респуб­ликанского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на рабо­ту, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение ус­тановленного законодательством об образовании срока такой работы.

Одна из основных задач службы занятости - подыскать безработному подходящую работу. Определение понятия «подходящей работы» дано в ст. 4 Закона о занятости.

Подходящей считается работа (кро­ме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональ­ной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготов­ки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специ­альности), должности, транспортной дос­тупности нового места работы.

Законом о занятости определено, что подходящей не может считаться ра­бота, если:

– она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жи­тельства безработного;

– отказ от нее обоснован уважительны­ми личными причинами либо семейными обстоятельствами;

– условия труда нарабочем месте не соответствуют требованиям техники бе­зопасности и производственной санита­рии;

– предлагаемый заработок на 10 и бо­лее процентов ниже среднего заработка, исчисленного за два последних кален­дарных месяца по последнему месту ра­боты (службы) гражданина.

При определенных условиях, а также для некоторых категорий безработных требования подходящей работы понижаются.

Так, по истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может счи­таться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения.

Подходящей считается любая опла­чиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особен­ности, для следующих категорий безра­ботных:

– впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);

– стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного переры­ва (более одного года);

– прекративших трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо трудовой договор с которы­ми прекращен по основаниям, предус­мотренным пунктами 4,5,7 – 9 статьи 42. пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудово­го кодекса Республики Беларусь, а также уволенных (отчисленных) за нарушение воинской (учебной) дисциплины;

– обратившихся в органы государ­ственной службы занятости населения после занятия предпринимательской де­ятельностью;

– выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполне­ние работ (оказание услуг, создание объ­ектов интеллектуальной собственности); направленных органами государственной службы занятости населения на обучение иотчисленных из учреждений образования за виновные действия;

– обратившихся в органы государ­ственной службы занятости населения после прекращения трудового договора, заключенного на время выполнения се­зонных работ;

– состоящих на учете в органах госуда­рственной службы занятости населения более 12 месяцев.

Следует учесть, что безработному не может быть пред­ложено одно и то же место работы (про­фессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности)) дважды.

Максимальная удаленность подходя­щей работы от места жительства безра­ботного определяется местными испол­нительными и распорядительными орга­нами с учетом транспортной доступности нового места работы.

Местные исполнительные и распоря­дительные органы могут устанавливать и иные критерии подходящей работы, уси­ливающие социальную защищенность безработных.

Правовой статус безработного, кроме определения включает в себя также его права и обязанности.

Правовой статус безработного, кроме определения включает в себя также его права и обязанности. Определенными правами в области занятости населения наделены граждане как обладающие, так и необладающие статусом безработного. Следует отметить, что действующий Закон о занятости отдельными статьями устанавливает права всех граждан в области занятости населения, а специальных статей, содержащих в концентрированном виде перечень прав и обязанностей безработных нет, но их можно определить исходя из содержания данного Закона.

Так, к правам безработных относятся право на:

– бесплатную профессиональную ори­ентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, перепод­готовку и повышение квалификации сучетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностя­ми, способностями, навыками и особен­ностями их психофизического развития;

– получение пособия побезработице, стипендии в период обучения по направ­лению органов государственной службы занятости населения, оказание матери­альной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

– компенсацию в соответствии сзако­нодательством материальных затрат в связи с направлением органами государ­ственной службы занятости населения на работу (обучение) вдругую местность;

– бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу инаправлении на обу­чение;

– возможность участия в оплачивае­мых общественных работах;

– содействие ворганизации предпри­нимательской деятельности.

Наряду с правами законодательством установлен и ряд обязанностей безработных:

· самостоятельно подыскивать работу и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию

· являться по вызову службы занятости для получения направления на работу (учебу);

· в течение 3 рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении государственной службы занятости;

· информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт;

· для получения пособия по безработице выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлению органа государственной службы занятости.

Снятие с учета безработных, в том чис­ле безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае:

– признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона о занятости (кроме случаев, пре­дусмотренных данным Законом);

– направления его на профессиональ­ную подготовку, переподготовку и повы­шение квалификации;

– подачи им письменного заявления об отказе от услуг государственной службы занятости населения;

– неявки безработного более трех месяцев с даты последней явки в органы го­сударственной службы занятости населе­ния без уважительных причин;

– попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем;

– назначения ему в соответствии с пен­сионным законодательством пенсии повозрасту, за выслугу лет;

– отказа безработного от двух предло­жений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессио­нальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направле­нию органов государственной службы за­нятости населения;

– переезда безработного на другое постоянное место жительства; смерти безработного; истечения 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного;

– осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, огра­ничению свободы, лишению свободы или пожизненному заключению;

– направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Безработные, снятые с учета на основании неявки их более 3-х месяцев без уважительных причин, при об­ращении в органы государственной служ­бы занятости населения могут быть заре­гистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода содня предыдущей регистрации, а снятые с уче­та на основании переезда на другое постоянное место жительства – по истечении 12-месячного пе­риода со дня последнего снятия с учета.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...