Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовой статус безработного
Определение понятия безработного дано в ст. 1 Закона о занятости. Так, безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней; Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их постоянному месту жительства органами государственной службы занятости населения при личном обращении. При регистрации безработным гражданин предъявляет паспорт или свидетельство о рождении; трудовую книжку или документ, ее заменяющий; диплом или другой документ об образовании, квалификации, ее повышении, профессиональной подготовке и переподготовке; справку по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, с указанием среднемесячной заработной платы (дохода) за последние два месяца работы, количества оплачиваемых календарных недель работы в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей); декларацию о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь; военный билет и справку военкомата с указанием размера денежного довольствия по штатной должности на день увольнения — для уволенных из рядов Вооруженных Сил Республики Беларусь; копии свидетельства о рождении ребенка, удостоверения инвалида — для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет, детей-инвалидов до 18 лет; справку об освобождении — для освобожденных из мест лишения свободы; справку о предоставлении возможности самостоятельного трудоустройства либо об отказе в приеме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку — для выпускников учреждения образования; рекомендации медико-реабилитационных экспертных комиссий — для получающих пенсии по инвалидности; медицинское заключение — для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Положением о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1993 г. № 236 (в ред. постановлений Совмина от 16.05.1997 N 512, от 27.03.1998 N 487, от 08.04.1999 N 489, от 08.01.2001 N 16, от 28.02.2002 N 288, от 13.12.2004 N 1582, от 25.07.2005 N 816, от 03.12.2005 N 1374, от 21.07.2006 N 915). Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане (ч.3 ст.3 Закона о занятости): – не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лег; – отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения; – проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь; – представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными; – обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы. Одна из основных задач службы занятости - подыскать безработному подходящую работу. Определение понятия «подходящей работы» дано в ст. 4 Закона о занятости. Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы. Законом о занятости определено, что подходящей не может считаться работа, если: – она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного; – отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами; – условия труда нарабочем месте не соответствуют требованиям техники безопасности и производственной санитарии; – предлагаемый заработок на 10 и более процентов ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина. При определенных условиях, а также для некоторых категорий безработных требования подходящей работы понижаются. Так, по истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения. Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных: – впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности); – стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года); – прекративших трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, предусмотренным пунктами 4,5,7 – 9 статьи 42. пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также уволенных (отчисленных) за нарушение воинской (учебной) дисциплины; – обратившихся в органы государственной службы занятости населения после занятия предпринимательской деятельностью; – выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности); направленных органами государственной службы занятости населения на обучение иотчисленных из учреждений образования за виновные действия; – обратившихся в органы государственной службы занятости населения после прекращения трудового договора, заключенного на время выполнения сезонных работ; – состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения более 12 месяцев. Следует учесть, что безработному не может быть предложено одно и то же место работы (профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности)) дважды. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учетом транспортной доступности нового места работы. Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищенность безработных. Правовой статус безработного, кроме определения включает в себя также его права и обязанности. Правовой статус безработного, кроме определения включает в себя также его права и обязанности. Определенными правами в области занятости населения наделены граждане как обладающие, так и необладающие статусом безработного. Следует отметить, что действующий Закон о занятости отдельными статьями устанавливает права всех граждан в области занятости населения, а специальных статей, содержащих в концентрированном виде перечень прав и обязанностей безработных нет, но их можно определить исходя из содержания данного Закона. Так, к правам безработных относятся право на: – бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации сучетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития; – получение пособия побезработице, стипендии в период обучения по направлению органов государственной службы занятости населения, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; – компенсацию в соответствии сзаконодательством материальных затрат в связи с направлением органами государственной службы занятости населения на работу (обучение) вдругую местность; – бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу инаправлении на обучение; – возможность участия в оплачиваемых общественных работах; – содействие ворганизации предпринимательской деятельности. Наряду с правами законодательством установлен и ряд обязанностей безработных: · самостоятельно подыскивать работу и информировать об этом государственную службу занятости по ее требованию · являться по вызову службы занятости для получения направления на работу (учебу); · в течение 3 рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении государственной службы занятости; · информировать государственную службу занятости о временном выезде в другой населенный пункт; · для получения пособия по безработице выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлению органа государственной службы занятости. Снятие с учета безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае: – признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона о занятости (кроме случаев, предусмотренных данным Законом); – направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; – подачи им письменного заявления об отказе от услуг государственной службы занятости населения; – неявки безработного более трех месяцев с даты последней явки в органы государственной службы занятости населения без уважительных причин; – попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем; – назначения ему в соответствии с пенсионным законодательством пенсии повозрасту, за выслугу лет; – отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения; – переезда безработного на другое постоянное место жительства; смерти безработного; истечения 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного; – осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы или пожизненному заключению; – направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Безработные, снятые с учета на основании неявки их более 3-х месяцев без уважительных причин, при обращении в органы государственной службы занятости населения могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода содня предыдущей регистрации, а снятые с учета на основании переезда на другое постоянное место жительства – по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия с учета. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 214. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |