Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды источников трудового права
Конкретные виды нормативных правовых актов, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения рассмотрим в зависимости от их юридической силы. Основополагающим источником права, в том числе и трудового, является Конституция Республики Беларусь. Она является Основным Законом Республики Беларусь и обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе и в соответствии с ней. В Конституции закреплены права граждан: на труд и защиту от безработицы (ст.41); на отдых (ст.43); на охрану здоровья (ст.45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст.47); на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера (ст.43) и др. Непосредственно к тексту Конституции примыкают конституционные законы (например, о внесении изменений и дополнений в Конституцию), особенностью которых является то, что закрепленные в них предписания являются базовыми для других актов – обычных законов, подзаконных актов, т.е. они имеют приоритет как в правотворческой деятельности, так и в правоприменительной. Важное место в регулировании трудовых и связанных с ними отношений отведено международным договорам Республики Беларусь, которые по иерархии следуют за Конституцией и конституционными законами. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 8 Конституции наша страна признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса гласит, что если международным договором Республики Беларусь или Международной организации труда, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции. Основными субъектами, устанавливающими международные стандарты по регулированию трудовых и связанных с ними отношений являются Организация Объединенных наций и Международная организация труда (МОТ). МОТ образована в 1919 г., объединяет 175 государств (Республика Беларусь с 1954 г.), она является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам трудовых и связанных с ними отношений. Международная организация труда осуществляет свою деятельность через три основных органа: Международную конфедерацию труда (высший орган); Административный совет (исполнительный орган) и Международное бюро труда (постоянный секретариат МОТ, являющийся центром всей деятельности, которую осуществляет организация). Субъектами международно-правового регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе являются различные объединения государств: Совет Европы, Содружество Независимых Государств (СНГ), Союз Беларуси и России. Источниками международно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств (например, Совета Европы, СНГ), двусторонние и многосторонние договоры. Важнейшими международно-правовыми актами, устанавливающими международные стандарты по регулированию труда являются: Всеобщая декларация прав человека одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти документы закрепляют право на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение, на запрещение принудительного труда, провозглашается право на свободу ассоциаций и др. В развитие актов Организации Объединенных Наций, МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Нормативные акты МОТ принято делить на следующие группы: по осуществлению защиты основных прав и свобод человека в области труда; по обеспечению занятости, защите от безработицы; по регулированию условия труда; по технике безопасности и производственной санитарии; по регулированию труда работников, нуждающихся в повышенной правовой защите; по регулированию труда отдельных категорий работников; по регулированию сотрудничества организаций работников и нанимателей государств. Международные нормы о труде содержатся в различных международных многосторонних договорах и соглашениях, участницей которых является Республика Беларусь. Например: Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь (ратифицировано Республикой Беларусь 17 октября 1994 г.), Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армении о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств (ратифицировано 14 мая 2001 г.). Развитие закрепленных Конституцией общих направлений правового регулирования труда работников осуществляется при помощи кодифицированных и иных законов. Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 8 июня 1999 г., одобренный Советом Республики Беларусь 30 июня 1999 г. и подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 19.07.2005 N 37-З, от 16.05.2006 N 118-З). Данный кодекс вступил в силу с 1 января 2000 г.. Его структура, состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, насчитывающих 468 статей, Наряду с Конституцией Трудовой кодекс является основным нормативным актом, который регулирует трудовые отношения с момента их возникновения до их прекращения, а также отношения, связанные с трудовыми, определенными ст. 4 ТК. Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового права Республики Беларусь. Отдельные виды правоотношений в области труда регулируются иными законами («О занятости населения Республики Беларусь», «О профессиональных союзах»…). Источником трудового права являются нормативные правовые акты Президента – декреты, указы. Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости. Указы Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь и не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь. Следующими по юридической силе среди иных нормативных правовых актов являются постановления Совета Министров Республики Беларусь, которые издаются на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития. В постановлениях и разъяснениях Министерства труда и социальной защиты устанавливается порядок применения законодательства. Определенное место в системе источников трудового права отведено ведомственным актам, издаваемым министерствами, комитетами, ведомствами. Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, по установлению брони приема на работу). В современных условиях перехода к рыночной организации экономики возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К таким актам относятся: соглашения, коллективные договоры, и иные локальные нормативные правовые акты. Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях. Локальный нормативный правовой акт - нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Коллективные договоры являются локальными нормативными правовыми актами и заключаются между нанимателем и работниками организации (в лице их представительного органа). К локальным нормативным правовым актам также относятся: правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |