Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие источников трудового права, их отличие от актов применения норм права. Особенности источников трудового права
Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права. К важнейшим источникам (формам) права относятся: нормативные правовые акты государственных органов, включающие международные договоры, ставшие обязательными для Республики Беларусь в силу ратификации, присоединения, утверждения; правовые обычаи; судебные и административные прецеденты. В правовой системе Республики Беларусь основными источниками права являются нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение ст.1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З, от 01.11.2004 N 321-З, от 02.11.2005 N 48-З, от 16.05.2006 N 119-З, от 29.06.2006 N 137-З). Основными источниками трудового права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Конституцией Республики Беларусь (ст.8) установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права. Ученые отмечают, что тенденции развития правовых систем государств, в том числе и Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что в качестве источников права следует рассматривать и общие принципы права. Должна возрастать роль международных правовых актов и прецедентного права, при котором судебному прецеденту отводится по отношению к закону вторичная, вспомогательная роль. Эти тенденции в полной мере относятся и к трудовому праву. Нормативные правовые акты, как источники трудового права, следует отличать от правовых актов (актов применения), которые не являются нормативными и принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий в сфере трудовых и связанных с ними отношений, либо рассчитаны на иное однократное применение. Примером актов применения могут служить приказы нанимателя о приеме работника на работу, его переводе или увольнении. Совокупность источников трудового права образует систему трудового права, которая называется трудовым законодательством. Система источников трудового права Республики Беларусь имеет некоторые особенности, которые обусловлены в основном спецификой одновременно предмета и метода правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, сферой действия нормативных правовых актов о труде, наличием специальных органов, призванных регулировать социально-трудовые отношения, содействуя реализации принципа социального партнерства и заключаются в следующем: 1. На развитие источников трудового права большое влияние оказывают международные правовые акты; 2. На территории Республики Беларусь временно применяются нормативные правовые акты бывшего СССР, если они не противоречат Конституции и другим нормативным правовым актам Республики Беларусь и если эти отношения еще не регулируются нормами белорусского законодательства (например, ''дежурство''); 3. Наличие нормативных правовых актов, в создании которых принимают участие субъекты социального партнерства: органы государственного управления, представители интересов нанимателей и работников. 4. Значительное количество нормативных правовых актов содержит ''специальные нормы'', рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников. Классификация источников трудового права Для четкого представления о видах нормативных правовых актов, входящих в систему нормативных актов о труде, их свойствах, взаимосвязях при регулировании трудовых и связанных с ними отношениях, пользуются их классификацией, с помощью которой подразделяют нормативные правовые акты на группы по какому-либо признаку. По юридической силе нормативные правовые акты классифицируются в зависимости от их иерархии, то есть соподчиненности: 1) Конституция; 2) конституционные законы; 3) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 4) законы, декреты, указы (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы); 5) постановления палат Парламента; 6) постановления Правительства; 7) постановления Национального банка; 8) акты министерств; 9) акты местных Советов депутатов (с учетом их уровня); 10) акты местных исполнительных и распорядительных органов (с учетом их уровня); 11) нормативные правовые акты социальных партнеров: генеральные, тарифные и местные соглашения, коллективные договоры и другие локальные нормативные правовые акты. По системе трудового права нормативные правовые акты подразделят на относящиеся: а) как к общей части, так и ко всем институтам Особенной части трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь); б) лишь к определенным институтам Особенной части (Закон Республики Беларусь ''О занятости населения Республики Беларусь ''); в) к нескольким институтам – Особенной части (Закон Республики Беларусь ''О государственной службе в Республике Беларусь''). По форме акты делятся на законы, декреты, указы постановления, положения, решения, приказы, правила, рекомендации, разъяснения и другие формы. По сфере действия подразделяются: на республиканские, отраслевые (ведомственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда, занятости), местные и локальные. По степени обобщенности: кодифицированные, комплексные и иные нормативные правовые акты. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 365. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |