Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Гигиенические требования (здоровьесохраняющие аспекты) организации урока.
Развивающий.
Учебно-образовательный аспект определяет какие предполагаются приращения в знаниях.
Это может быть:
- формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить);
- обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.
- формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.
- формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма);
- формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности);
- контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.
Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:
1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
2)Развитие мышления:
- умение выделить объекты сравнения;
- находить параметры и признаки сравнения;
- умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;
- умение анализировать;
- умение строить аналогии;
- обобщать;
- систематизировать;
- объяснять понятия;
- ставить и решать проблему.
3) Развитие сенсорной сферы- развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
4) Развитие двигательной сферы- овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.
5) Формировать интерес к предмету,связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.
Воспитывающий аспект - какие качества личности будут формироваться.
- Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности;
- Формирование представления о познаваемости мира, роль практики как критерия истинности познания; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
- Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке. Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей.
- Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии. Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое воспитание.
Требования к современному уроку
Дидактические требования к современному уроку
- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
- сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
- учет возрастных особенностей;
- учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку
- температурный режим;
- освещенность;
- критические точки усвояемости.
Время
| 1-4 мин.
| 5-23 мин.
| 23-34 мин.
| 35-45 мин.
| Усвояемость
| 60 %
| 80 %
| 45-60 %
| 6 %
| Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
(по Высоцкой С.И.)
Гигиенические требования (здоровьесохраняющие аспекты) организации урока.
№
| Факторы урока
| Уровни гигиенической рациональности урока
| рациональный
| недостаточно
рациональный
| нерациональный
| 1.
| Плотность
урока
| Не менее 60% (24 мин.) и не более 75-80% (30-32 мин)
| 85-90 %
(34-36 мин.)
| Более 90 %
(36-40 мин.)
| 2.
| Число видов учебной деятельности
|
4-7
|
2-3
|
1-2
| 3.
| Средняя продолжительность
различных видов учебной деятельности
|
Не более 10 минут
|
11-15 минут
|
Более 15 минут
| 4.
| Число видов преподавания
| Не менее 3
| 2
| 1
| 5.
| Наличие эмоциональных разрядок (число)
|
2-3
|
1
|
Нет
| 6.
| Место и длительность применения ТСО
| В соответствии с гигиеническими нормами
| С частичным соблюдением гигиенических норм
| В произвольной форме
| 7.
| Физкультминутки
| Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого
| 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью
|
Отсутствуют
| 8.
| Психологический климат
| Преобладают положительные эмоции
| Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный
| Преобладают отрицательные эмоции
| 9.
| Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)
|
Не ранее чем через 40 минут
|
Не ранее чем через 35-37 минут
|
Менее чем через 30 минут
|
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго поколения).
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
|