Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характерные черты монополии




Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

  1. отсутствие совершенных заменителей;
  2. отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль);
  3. одному продавцу противостоит большое число покупа­телей;
  4. совершенная информированность.

1. Отсутствие совершенных заменителей.Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференциро­ванную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, име­ют совершенные субституты, производимые другими предпри­ятиями той же отрасли, то субституты това­ров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала.

Хотя монополист и является единственным продавцом опре­деленного единичного товара, он все же должен учитывать су­ществование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предпри­ятиями. Это давление всеобщей конкуренции за деньги поку­пателей воплощено в самой функции (кривой) спроса, которой для монополиста является рыночная (отраслевая) функция (кри­вая) спроса на его товар.

2.Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль).Моно­полия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие вход­ных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочис­ленны и разнообразны. Среди них:

— наличие у предприятия-монополиста патентов на про­дукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

— существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;

— контроль монополистом источников поступления необ­ходимого сырья или других специализированных ресурсов;

— наличие существенной экономии от масштаба, допускаю­щей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получаю­щего положительную прибыль;

— высокие транспортные расходы, способствующие фор­мированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять мно­жество локальных монополистов.

Кроме того, и само предприятие-монополист может прово­дить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.

3. Одному продавцу противостоит большое число покупа­телей.Если на данном рынке единственному продавцу проти­востоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией.

4. Совершенная информированность.И покупатели, и един­ственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для моно­полиста едва ли не большее значение, чем для совершенно кон­курентного предприятия. Последний, как мы знаем, явля­ется ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси вы­пуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь (!) знать свою функцию затрат.

Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».

Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

Чем неэластичнее спрос (и соответственно, чем «круче» кривая спроса), тем сильнее это влияние и тем больше рыночная власть монополиста. Таким образом, монополия ограничена в своих действиях условиями рыночного спроса.

Анализ чистой монополии важен по двум причинам: немалый объём экономической деятельности в странах с развитой экономикой осуществляется в условиях, приближенных к чистой монополии, и что анализ чистой монополии дает возможность понять более реальные рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию.

Обычно выделяют три основных видов чистой монополии: естественная, открытая, закрытая монополии. Существование трех указанных видов монополии, предполагает наличие трех различных видов обстоятельств, в силу которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Такими обстоятельствами, как правило, выступают различные барьеры на вход в отрасль и механизмы ограничения конкуренции:

1) закрытая монополия. Существует тогда, когда она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений, например патентная защита, институт авторских прав и т.п.

2) открытая монополия. Она представляет собой ситуацию, когда одна фирма становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

3) естественная монополия. Это такая ситуация, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок, т.е. отрасль представлена одной фирмой. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы каждой из них будут неэффективно малы. (Монополия, базирующаяся на владении уникальными природными ресурсами).

42. Основные макроэкономические показатели внп

Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами, т.е. созданных с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.

ВНП рассчитывается так же, как ВВП, но отличается от него на величину, равную разнице между экспортом и импортом.

Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:

· ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

· ВНП – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности; переведенная в страну заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. Эта разность весьма невелика: для ведущих стран Запада – не более 1% от ВВП.

Валовой национальный продукт (ВНП) предназначен для отражения общих конечных результатов экономической деятельности в стране.

В экономической практике используется также показатель «чистый национальный продукт» (ЧНП), позволяющий избегать многократного повторного счета, искажающего реальный объем ВНП.

ЧНП – это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

Важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). Он определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию.

Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги.

Распределенный НД – это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны.

Использованный НД – это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и т.д.); фонд накопления – потребности развития производства.

В случае подсчета чистого национального продукта (ЧНП) амортизационные отчисления вычитаются из ВНП.

Внутренний доход (ВД) – это ЧВП за вычетом всех косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями. ВД выступает как совокупный доход собственников всех факторов производства: заработной платы, прибыли, ренты, процента[5].

Для определения личного дохода (ЛД) из величины ВД следует вычесть: взносы на социальное страхование граждан, прибыль корпораций, уплаченные проценты за кредит и прибавить: дивиденды; трансфертные платежи, процентный доход.

Личный доход представляет собой весь доход, полученный отдельными лицами и идущий на потребление, сбережение и уплату налогов.

Важным показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

43. Основные макроэкономические показатели ввп

Основные макроэкономические показатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС) – это упорядоченная совокупность информации о макроэкономических процессах.

Главная функция СНС – предоставление экономической информации о состоянии основных сфер национальной экономики. По сути дела СНС выступает как макроэкономическая модель рыночной экономики, так как здесь в полном объеме отражены процессы национального воспроизводства.

В показателях, которые рассчитываются в СНС, отражаются все основные аспекты функционирования современной национальной экономики (ВВП, ЧВН, НД, личные располагаемые доходы и т.д.), а также параметры экономического роста, институциональная и отраслевая структура национальной экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, состояние торгового и платежного баланса[1].

Ключевыми макроэкономическими показателями являются: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития включаются: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий экономический показатель – это совокупная рыночная стоимость произведенных конечных товаров и услуг в экономике данной страны за год, предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. При этом стоимость промежуточных товаров и услуг не входит в ВВП.

Этот показатель дает общее представление о динамике экономического развития страны в целом и используется для измерения национального благосостояния (при этом рассчитывают ВВП на душу населения); измерения производительности труда (ВВП в расчете на один час отработанного рабочего времени).

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

Валовой внутренний продукт при расчете производственным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также государственными учреждениями и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Такая валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, с одной стороны, оплатой труда работников и чистыми налогами на производство и импорт – с другой.

Анализ показателя ВВП по добавленной стоимости (или отраслям) за ряд лет дает полное представление об отраслевой структуре ВВП, ее динамике, эффективности структурной политики. ВВП является основным показателем, измеряющим объемы национального производства.

Различают номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП – это объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах.

Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в ценах базового года. За базовый год принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сравнивается ВВП.

Для приведения номинального ВВП к его реальному значению используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс-дефлятор ВВП[6].

ИПЦ выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров за определенный период. Он определяется по формуле:

ИПЦ = Стоимость потребительской корзины в текущем году / Стоимость этой корзины в базовом году х 100%

Реальный ВВП будет равен отношению номинального ВВП к индексу цен, умноженному на 100%:

ВВП реал = ВВП ном / ИПЦ х 100%

Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП:

Дефлятор ВВП = ВВП ном / ВВП реал

В отличие от ИПЦ на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов. Дефлятор ВВП показывает изменение цен по всем конечным товарам и услугам, произведенным в экономике, т.е. он более полно отражает изменение цен в обществе, охватывая все товары и услуги.

ВВП реал = ВВП ном / Дефлятор х 100%

Чистый внутренний продукт (ЧВП) измеряется вычитанием из ВВП амортизационных отчислений, т.е. стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства. ЧВП характеризует величину стоимости ВВП, идущей на потребление населения и на частные инвестиции:

ЧВП = ВВП-А

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...