Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая и предельная полезность




В экономической теории различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая полезность

Общая полезность есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.

С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется (рисунок 21.1). Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 ед., то при добавлении второй части полезность увеличится до 18, на не до 20 ед., так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшается (ведь 10 ед. уже потреблены и чувство голода уже не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 ед. и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика, после которого общая полезнсть начнет убывать.

По горизонтали откладываем количество блага, по вертикали — общую полезность блага. Точка max показывает пик насыщения потребности.

График общей полезности показывает, что если сначала общая полезность блага растет, то после точки max она убывает.

Предельная полезность

Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности.

Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

яблоки полезность (TU) предельная полезность (MU)
1 10 10
2 14 4
3 16 2

 

19. Что имел в виду А.Смит, когда писал о «Невидимой руке?».

Идея Смита о «невидимой руке» – одна из главных идей «Богатства народов». Смысл этого афористического выражения состоит в следующем.

Смит исходит из того, что стремление каждого к собственной выгоде, к умножению личного богатства служит важнейшим побудительным мотивом человеческой деятельности. Это движущая сила поступков. И это предпосылка создания справедливого и рационального порядка в обществе.

Каким образом?

Каждый участник хозяйственной деятельности руководствуется собственным интересом, преследует личные цели. Влияние отдельного человека на реализацию нужд общества практически неощутимо. Но, преследуя собственную выгоду, человек в итоге способствует увеличению общественного продукта, росту общего блага.

Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к достижению личного интереса, трезвый денежный расчет ведут в итоге к развитию производства и прогрессу в обществе. Преследуя свои собственные интересы, «экономический человек» «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Порядок в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции. Если растет спрос, объем производства увеличивается. Конкуренция усиливается, что заставляет снижать издержки. При падении спроса происходит обратный процесс. В условиях свободной конкуренции регулятором производства выступает цена. Она регулирует объемы, распределение ресурсов, движение рабочей силы.

«Невидимая рука» рыночных законов направляет к цели, которая совсем не входила в намерения отдельного человека. Смит показал побудительную силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма.

20. Ресурсы производства и их классификация

Источником любого производства являются ресурсы, т.е. совокупность природных, социальных и духовных элементов в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей. Ресурсы по своему составу многообразны, их принято подразделять на четыре группы: природные, трудовые, материальные, финансовые.

Природные ресурсы составляют естественную базу производства материальных благ. В состав природных ресурсов входят: земля, ее недра, леса, вода, воздух.

Трудовые ресурсы – это экономически активная часть населения страны, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности. В рыночной экономике повышаются требования к качеству трудовых ресурсов: к их знаниям, образовательному уровню, профессиональной подготовке, здоровью.

Материальные ресурсы общества – это совокупность предметов, с помощью которых осуществляется производство. Это здания, сооружения, машины, станки, механизмы, запасы сырья и материалов, дороги, мосты, средства связи и т.д.

Финансовые ресурсы являются в определенном смысле производными по отношению к базовым ресурсам. Это валютные резервы и запасы благородных металлов, денежные сбережения домашних хозяйств и предприятий.

Любое производство, независимо от того, в какой экономической системе оно осуществляется, состоит в потреблении экономических ресурсов. Та часть ресурсов, которая непосредственно вовлекается в процесс производства и используется в качестве его условий принято называть факторами производства. Общепризнанным в экономической теории является деление факторов производства на три классических вида: земля, труд, капитал.

Земля в значении фактора производства трактуется: 1) как вовлеченные в производство природные ресурсы всех видов, 2) как собственно земля – естественный важнейший ресурс.

Труд как фактор производства представляет собой деятельность, связанную с затратой человеческого капитала (совокупность интеллектуальных, профессиональных, физических, психических и других способностей человека) и направленную на изготовление материальных благ и оказание услуг.

Капитал выступает как совокупность разнородных и воспроизводимых ресурсов, использование которых в процессе производства позволяет увеличивать производительность труда. Структуру капитала составляют оборудование, промежуточный продукт, деньги, ценные бумаги.

Предпринимательство - это разновидность труда, для которого характерны высокие организаторские способности, высокий уровень квалификации, новаторство, предпринимательский риск.

21. Факторы производства

Первый и наиважнейший фактор производства - труд. Это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, получение дохода. В рыночной экономике получение дохода выступает как непосредственная цель, а удовлетворение потребностей людей  как конечная и опосредованная первой.

В процессе труда человек затрачивает умственную и физическую энергию. В различных видах труда может преобладать либо умственное (интеллектуальное) начало, либо физическое. Труд может быть простым или сложным, квалифицированным Результаты труда также сильно различаются: материальный или нематериальный продукт (например, информация), услуга.

Второй фактор производства - земля (природные ресурсы). Данный термин следует понимать в его расширительном значении. Во-первых, земля - это вообще всякое место, где находится человек: живет, трудится, отдыхает, развлекается и т. п. Во-вторых, на земле как на территории также расположены производственные и другие предприятия. В-третьих, земля, имеющая биологические свойства плодородия, служит объектом сельского и лесного хозяйства. В-четвертых, она является также источником полезных ископаемых, водных и других ресурсов. Говоря о земле как факторе производства, экономическая теория учитывает все эти функции природных факторов в хозяйстве.

Третий фактор производства - капитал. Существует огромное число определений капитала. Суть их зависит от целей, логики, аспектов, избранных для изучения экономики той или иной экономической теорией. В концепции факторов производства под капиталом понимается вещественный (реальный) капитал - все средства производства длительного или краткого пользования. Сюда относятся сырье, машины, оборудование, производственные сооружения и др.

Отдельно выделяется категория денежного капитала - финансовые средства, предназначенные для превращения в вещественный капитал, а также направляемые на закупку иных факторов производства. Следует иметь в виду, что сами деньги фактором производства не являются, хотя и играют в деятельности любого предпринимателя огромную роль. Просто в силу денежного характера рыночной экономики приобретение реальных факторов производства опосредуется деньгами.

Перечисленные три фактора производства называются классическими и бесспорно признаются большинством экономистов. Однако в современной экономической теории часто выделяется еще несколько дополнительных факторов.

Экономисты давно заметили, что отдельные предприятия и даже целые страны, обладающие примерно одинаковыми классическими факторами производства (равными объемами трудовых ресурсов, капитала, земли), нередко добиваются совершенно разных экономических результатов. Более того, бывает, что страны, более богатые всевозможными ресурсами, бедствуют, а бедные ими - процветают. Чтобы факторы производства использовались и комбинировались наилучшим образом, необходим фактор особого рода - предпринимательская способность. Речь идет о том, что в рыночной экономике имеет место особого рода деятельность, которую осуществляет предприниматель, т. е. человек, организующий, планирующий хозяйственную деятельность, принимающий решения и т. п. Причем совершенно не обязательно сочетание в одном лице собственника и предпринимателя. Достаточно, чтобы собственник делегировал предпринимателю те компоненты пучка прав собственности на предприятие, которые необходимы для управления им. Без предпринимателя невозможно соединение факторов производства. Он обладает особыми способностями, характером, знаниями, в результате чего может по-новому комбинировать факторы производства, способствовать развитию отдельных предприятий и экономики страны в целом.

Наконец, в качестве фактора производства многие экономисты выделяют и технический прогресс. В условиях современного хозяйства важен не только размер капитала, но и его технологический уровень. Промышленные установки могут, например, иметь одинаковую стоимость, но одна из них может быть при этом более новой, а другая устаревшей. Очевидно, что если прочие факторы производства одинаковы - на предприятиях работает равное число людей, они управляются одинаково талантливыми менеджерами и т. д., то лучшие хозяйственные результаты фирмы, использующей новейшее оборудование, следует объяснять именно реализованным в новой технологии техническим прогрессом.

В самое последнее время, в первую очередь в связи с широким распространением компьютеров, особую роль в производстве начинает играть информация(разнообразные базы данных, электронные архивы и т. д.). Поэтому ставится вопрос о выделении и ее в отдельный фактор, хотя часто информацию также считают просто особой разновидностью фактора технический прогресс.

Все дополнительные факторы производства объединяет то, что они проявляют себя через более эффективное использование классических факторов. Одно и то же количество работников, машин и земли создает разные объемы продукции (причем разного качества) в зависимости от того, какие предпринимательские, научно-технические и информационные ресурсы обеспечивают их использование.

22. «Теория трех факторов»

Жан Батист Сей (1767–1832) – французский экономист. Ему принадлежат теория стоимости, учение о трех факторах производства и теория реализации.

1. Теория стоимости Сея. Сей утверждал, что «производить предметы, имеющие какую-нибудь полезность, значит, производить богатство, так как полезность предметов составляет первое основание их ценности, а ценность есть богатство».

Сей также полагал, что:

1) цена предмета – мерило его ценности, а ценность – мерило его полезности;

2) меновая ценность, или цена предмета служит только верным указателем полезности, которую люди признают в предмете.

Сей определял стоимость товара «издержками производства» – капиталом, землей и трудом. А эти издержки он определял спросом и предложением. Сей отвергал внутреннюю, присущую товарам стоимость и считал, что стоимость товара возникает в процессе сравнения двух товаров.

2. Учение Сея о трех факторах производства. Сей считал, что трем факторам производства – труду, капиталу и земле – соответствуют три основных дохода: труд создает заработную плату, капитал – процент, земля – ренту. Сумма этих трех доходов определяет величину стоимости продукта, каждый из владельцев того или иного фактора производства получает доход, созданный соответствующим фактором производства, как определенную долю стоимости продукта.

3. Теория реализации Сея. Сей утверждал, что, сообщая ценность своим продуктам, производитель надеется, что его товар будет оценен и продан тем людям, которые обладают средствами для его покупки.

"Эти средства состоят из других ценностей, из других продуктов, плодов промышленности, из их капиталов.

Тезису «нельзя продать, потому что мало денег» Сей противопоставляет другой тезис – «нельзя продать, потому что мало других продуктов». Сей утверждал, что денег всегда довольно, чтобы служить обращению и взаимному обмену других ценностей, если только эти ценности действительно существуют.

Сей считал, что продавцы стремятся лишь получить ценность своего товара такими продуктами, которые нужны им для потребления, что продавцы совсем не ищут денег и не имеют в них надобности, а если и желают иметь их, то лишь для того, чтобы превратить их в предметы своего потребления. Из утверждения о том, что покупка всякого продукта не может совершиться иначе как на ценность другого продукта, Сей сделал несколько выводов:

1) чем больше в каждом государстве производителей и чем многочисленнее производства, тем легче, разнообразнее и обширнее сбыт продуктов. Наличие иногда большого количества товаров, которые загромождают обращение, потому что не находят себе покупателей, Сей объясняет тем, что эти товары превышают сумму потребностей в них, а также потому, что другие производства дали товаров меньше, чем нужно;

2) каждый заинтересован в благополучии всех, и процветание одной отрасли промышленности всегда благоприятно процветанию всех прочих;

3) ввоз иностранных товаров благоприятствует продаже внутренних продуктов, потому что мы не можем купить иностранные товары иначе как за продукты нашей промышленности, наших земель и наших капиталов, которые, следовательно, в торговлю доставляет сбыт.

23. Производство и его сущность

Производствопроцесс непосредственного создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека и общества. В процессе создания материальных благ и услуг(экономических благ) люди взаимодействуют с природой.

Взаимодействие человека с природой называется процессом труда,который включает три основных момента: труд,предметы труда и средства труда.

В любом обществе основу процесса производства составляет процесс труда. Создание экономических благ, способных удовлетворить многочисленные потребности человека, предполагает производственную деятельность, в ходе которой преобразуется вещество природы. Природа не дает в готовом виде всего того, что необходимо для удовлетворения человеческих потребностей. Все это люди добывают в процессе производства. Закономерными для общества являются совместная деятельность людей и обмен продуктами этой деятельности между ними в процессе производства, распределение, обмен и потребление экономических благ. Производство всегда процесс общественный. В процессе производства люди вступают между собой в определенные производственные (экономические) отношения, имеющие объективный характер и не зависящие от их воли и желания.

Цель общественного производства — производство экономических (материальных) благ и услуг, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Процесс общественного производства совершает кругооборот движения, который подразделяется на четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Исходным пунктом является производство,в котором происходит само создание экономических благ (материальных благ и услуг), необходимых для существования и развития человека. Производство — основа (фундамент) любой экономики.

24. Типы развития производства.

Различают два основных типа развития производства – экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный тип осуществляется посредством использования дополнительных ресурсов, не изменяя при этом среднюю производительность труда. Предполагает увеличение применения факторов производства на прежней технической основе (рост численности работников, нарастание инвестиций, потребляемого сырья и т.п.).

Интенсивный тип связан с использованием более производительных факторов производства и технологии, то есть развитие происходит не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а посредством повышения их эффективности. Означает качественное совершенствование факторов производства, более эффективное их использование, внедрение достижений науки, техники, технологии, повышение качества труда, продукции и производства.

В реальной хозяйственной практике нет чисто экстенсивного и чисто интенсивного типа развития производства, поскольку они переплетаются. Границы между ними относительны, подвижны. В процессе исторического развития осуществляется их постоянный взаимопереход. Поэтому в зависимости от доли экстенсивных или интенсивных факторов различают следующие типы развития производства (схема). Значение факторов, определяющих тип развития производства, представлены в таблице.

Тип развития производства
1.Интенсивный тип развития производства
2. Экстенсивный тип развития производства
3. Смешанный тип развития производства
4. Преимущественно интенсивный тип развития производства
5. Преимущественно экстенсивный тип развития производства
6. Суперинтенсивный тип развития производства
7. Суперэкстенсивный тип развития производства

При экстенсивном типеразвития необходимы меньшие затраты, чем при интенсивном. И результат достигается более быстро (объемы производства, продаж). Но в будущем все равно этого будет недостаточно, так как окружающая среда и запросы потребителей со временем изменяются.

При интенсивном типе развития необходимы большие затраты, например финансовые средства на приобретение более производительного оборудования, переобучение персонала, затраты времени на внедрение новых технологий и т.д. Но данный тип развития дает эффективные результаты в долгосрочной перспективе.

В настоящее время в условиях РФ наиболее часто применяется экстенсивный путь развития производства. Чтобы обеспечить переход к интенсивному пути развития производства (т.к.является наиболее рациональным и перспективным), необходимо:

- обновление техники и модернизация производства;

- рациональное использование ресурсов;

- повышение квалификации кадров;

- укрепление трудовой дисциплины, усиление мотивации к труду;

- природоохранные мероприятия;

- совершенствование управления;

- рационализация внешнеэкономических связей и иные мероприятия.

25. Воспроизводство и его сущность

Воспроизводство — это процесс постоянного повторения и возобновления производства. В любом обществе процесс воспроизводства включает в себя:

1. Воспроизводство материальных благ (средства труда в процессе производства изнашиваются, предметы груда потребляются — поэтому одна часть общественного продукта направляется на возобновление и расширение средств производства, другая — на восстановление потребленных предметов потребления);

2. Воспроизводство рабочей силы – это воспроизводство ее трудоспособности, формирование определенных качеств людей. На смену работников, выбывших из производства, должны приходить более квалифицированные и образованные. Этого можно достичь постоянным воспроизводством предметов потребления, развитием системы социальной защиты, подготовкой специалистов соответствующей квалификации. Предприятию в начале любого кругооборота необходимо иметь средства производства. Израсходованные должны быть заменены или отремонтированы. Необходима постоянная связь между их количеством и качеством. Новое качество обеспечивается научно-техническим прогрессом (новые технологии);

3. Воспроизводство природных ресурсов и среды обитания (восстановление плодородия почвы, лесных массивов, поддержание чистоты воздуха и т.д.);

4. Воспроизводство отношений между людьми, возникающих в производстве, распределении, обмене и потреблении. Воссоздается способ соединения человека со средствами производства (работника или собственника). Работник становится собственником, покупая акции, отношения собственности эволюционируют, изменяется характер и содержание труда.

Различают две формы воспроизводства: индивидуальное и общественное.

Индивидуальное воспроизводство — это воспроизводство в масштабе отдельного предприятия, фирмы, домашнего хозяйства. Оно предполагает кругооборот и оборот фондов предприятий, которые проходят три стадии:

1) На деньги приобретают средства производства и рабочую силу, т.е. необходимые для процесса производства факторы производства;

2) На второй стадии происходит соединение факторов производства и осуществляется процесс производства, завершающийся созданием новых экономических благ, стоимость которых больше стоимости потребленных факторов производства на величину прибавочного продукта

3) На третьей стадии происходит реализация произведенных благ.

Общественное воспроизводство – вся система производственных связей между предприятиями (промышленность, транспорт).

26. Виды воспроизводства

В зависимости от динамики объемов производства выделяют различные виды воспроизводства.

Воспроизводством называется процесс производства в непрерывном потоке своего возобновления. Воспроизводство – не дискретный процесс, конец одного процесса производства является одновременно началом другого.

Простое воспроизводство – процесс производства, возобновляемый из года в год в одних и тех же масштабах. При этом не меняются объем и соотношение вновь создаваемых средств производства и предметов потребления (объем производимых средств производства равен фонду амортизации).

Постоянный объем предметов потребления обеспечивает неизменный уровень доходов населения. Если при простом воспроизводстве растет население, то, соответственно, снижается уровень жизни. Простое воспроизводство было типичным для докапиталистических эпох, однако оно может наблюдаться и в современных странах.

Суженное воспроизводство наблюдается, если объем производства из года в год сокращается, производство средств производства меньше фонда амортизации. Общество «проедает» ранее накопленный капитал, уменьшается уровень жизни населения.

Причины суженного воспроизводства различны: чрезмерное истощение ресурсов, стихийные бедствия, войны, неблагоприятная рыночная конъюнктура, пессимистические настроения людей, ошибочная экономическая политика государства.

Суженное воспроизводство является исключительной, хотя и часто встречающейся ситуацией – оно не может иметь место на протяжении длительного периода. Рано или поздно на смену ему приходит простое или расширенное воспроизводство.

Расширенное воспроизводство означает систематический рост объемов производства и происходит тогда, когда производство средств производства больше необходимого фонда амортизации, что приводит к накоплению.

27. Рынок и его сущность.

Рынок – это сложная система экономических связей и отношений между субъектами, которые участвуют в процессах производства, потребления, распределения или обмена различных товаров и услуг по соответствующим рыночным ценам, сформированным исходя из баланса спроса-предложения, с учетом конкуренции. Сущность рынка На рынке происходит взаимодействие покупателей и продавцов. Между ними возникают соглашения и контракты, по которым осуществляются различные сделки с оговоренными условия взаимодействия. Участниками рынка становятся все хозяйствующие субъекты – от частных домашних хозяйств до государства. При этом значительная роль в подобном взаимодействии отводится посредникам, которые могут одновременно выступать и в роли продавцов, и в роли покупателей. Сущность рынка представляет собой механизм взаимодействия потребителей, которые предъявляют спрос на товар, и продавцов, которые формируют предложение данного товара. Сами продукты при этом являются объектами рынка. Понятие товара не ограничивается только материальными вещами. Это могут быть услуги, ресурсы, валюта, ценные бумаги, государственные льготы и т.д. Чтобы выстроить адекватные взаимосвязи, участники рынка нуждаются в информации о предложении и спросе на данный товар. Сущность рынка состоят также в передаче этой информации – как правило, в виде цен. Количество поступающих товаров и услуг, размер дохода покупателей, возрастание их потребностей формируют спрос и предложение, которое обеспечивает беспрерывное функционирование рынка. В целом сущность и функции рынка сводятся к следующему: - Координация потребностей покупателей и возможностей продавцов, которая происходит с помощью выявления соотношения между спросом и предложением в данном сегменте рынка. - Предоставление возможности покупателям выбрать нужные товары и услуги, а продавцам – самые привлекательные рынки сбыта. Это становится возможным благодаря свободному передвижению товаров, рабочей силы, капиталов как внутри страны, так и между государствами. - Стимулирование снижения производственных затрат, чтобы продавцы могли предложить цену на свои товары в диапазоне между рыночной ценой и себестоимостью. - Оздоровление состояния экономики страны через использование банкротства и самоликвидации фирм, которые предлагают некачественные, слишком дорогие или несовременные товары и услуги. Таким образом, процессы ценообразования, посредничества, регуляции, информативности и санации определяют сущность рынка. Все эти функции выполняются непосредственными хозяйствующими субъектами в ходе осуществления операций купли-продажи. С помощью рынка экономически обособленные покупатели и продавцы могут образовывать необходимые связи, создавая тем самым многообразные рыночные структуры. Существует множество классификаций таких структур. В первую очередь рынки можно поделить на два больших сегмента: товары и услуги. Затем они дробятся на более мелкие части. В зависимости от отрасли производства товаров и услуг это могут быть рынки промышленных товаров, продовольственных, ресурсные рынки и т.д.

28. Функции рынка.

Рынок выполняет общественно важныефункции.

Самая важная функция рынка –регулирующая.Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок устанавливает необходимые производственные пропорции в экономике. Рыночные отношения обеспечивают динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества товаров и услуг и расширение их ассортимента.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка состоит в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию, очищающую общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, поощряя развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Рынок имеет и негативные, отрицательные стороны. При всей своей огромной позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики и социальных проблем.

Предоставленному самому себе рынку присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования.

Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная экономика приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работников из производства и появлению безработицы, не дает социальных гарантий малообеспеченным слоям населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей. В то же время экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обездоленными.

Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости населения и стабильного уровня цен.

Поэтому для современной рыночной системы характерно государственное вмешательство в экономическое развитие.

Выделяют пять экономических функций государства: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; защита конкуренции; перераспределение дохода и богатства; корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики.

Корректируя действие рыночного механизма, смягчая его отрицательные стороны, государство не должно подрывать основы рыночного ценообразования и свободную конкуренцию.

Направления регулирования рыночной экономики государством:

  • правовое обеспечение функционирования рыночного механизма;
  • стабилизация макроэкономических колебаний путем проведения антициклической политики;
  • регулирование занятости – поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением на рабочую силу;
  • регулирование денежного обращения, борьба с инфляцией, регулирование платежного баланса;
  • перераспределение ресурсов;
  • борьба с монополизмом.

29. Понятие спроса на рынке. Закон спроса.

Спрос– это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.

30. Закон спроса и факторы, влияющие на закон спроса

Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).

Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене.

Спрос - то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.

Также различают первичный и вторичный спрос. Первичный спрос — это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос — это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.

Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

Отрицательный спрос — это спрос, возникающий в тех случаях, когда потребители «недолюбливают» товар и поэтому избегают его приобретения. Отсутствующий спрос — это спрос на товары, которые ненужны на рынке или устарели. Скрытый спрос — это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей. Полноценный спрос— это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия — производителя товара или услуги. Чрезмерный спрос— это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности. Понижающийся спрос— это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос— это спрос, который изменяется во времени, т.е. и в взависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос — спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос — это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.

Кроме понятия «спрос» надо также выделять понятие «величина спроса», которое означает максимальное количество услуги или товара, которое потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период времени.

На величину спроса оказывает влияние целый ряд факторов:

-цена предлагаемого товара;

-качественные характеристики товара;

-уровень доходов потребителей;

-изменение доходов потребителей — обычно повышение доходов потребителей ведет к увеличению спроса на товары, но не всегда;

-изменение цен на взаимозаменяемые товары;

-изменение цен на взаимодополняемые товары;

-изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний потребителей, связанное чаще всего с временным фактором, т.е. потребительские предпочтения и потребительские ожидания;

-изменение количества потребителей на рынке и демографическая ситуация;

-политические факторы;

-социально-культурные факторы;

-насыщенность рынка;

-общеэкономические показатели — например, ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос на товары может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать деньги.

Поведение спроса подчиняется закону спроса. Как правило, самое существенное влияние на спрос оказывает цена товара или услуги. Между ценой товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...