Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет, типы и методы правового регулирования.




Предмет правового регулирования (ПР) – та сфера общественных отношений, которая нуждается в юридической регламентации. К предмету ПР принято относить не поведение человека, а именно отношения между людьми.

ПР поддаются только те общественные отношения, которые поддаются внешнему контролю. Среди подконтрольных общественных отношений в предмет ПР можно включать те, которые порождают типичные споры и конфликты.

В сферу ПР входят 3 группы общественных отношений: 1. Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными). 2. Отношения по властному управлению обществом. 3. Отношения по обеспечению правопорядка.

ПР отличается от правового воздействия, которое считается более широким понятием и сводится к влиянию на общественные отношения, информированию без каких-либо упорядочивающих результатов. Пример правового воздействия – подготовка законопроекта.

ПР может не совпадать по своим последствиям с правовым воздействием (например, после ПР граждане обретут определенные права, но с т.з. правового воздействия не смогут или не захотят этими правами воспользоваться).

Способы ПР – приемы юридической регламентации общественной жизни (правового упорядочения общественных отношений). 1. Дозволение – предоставление прав и свобод, возможности поступать по своему усмотрению (например, брак, трудоустройство). 2. Обязывание – требование совершить действие (например, налоги).

3. Запрет – требование воздержаться от определенных действий. 4. Рекомендация – предложение поступить желательным для правотворца образом, но это предложение не обязательно для исполнения (например, ФЗ «О благотворительной деятельности»).

5. Поощрение – обещание или предоставление награды. Метод ПР – определенные сочетания (некоторая комбинация) способов ПР; шире по объему, чем способ ПР.

1. Императивный (централизованный) – метод категорических предписаний, в котором доминируют запрет и обязывание и нет свободы усмотрения у субъекта права.

2. Диспозитивный (децентрализованный)– предоставление через дозволение, поощрение и рекомендации свободы выбора субъектам права. Данный метод обнаруживает себя в закреплении прав и свобод граждан; используется в случаях, когда норма права содержит формулу «если сторонами (договором) не предусмотрено иное», а также в незакрытых, неисчерпывающих перечнях норм права.

Типы ПР: 1. Общедозволительный – разрешено все, что не запрещено законом (обращен к гражданам, на состоящим на государственной службе). 2. Разрешительный – разрешено лишь то, что прямо дозволено законом (касается должностных лиц, состоящих на государственной службе).

Типы ПР формируются из сочетания методов ПР (например, разрешительный тип ПР образуется в основном из арсенала императивного метода с минимальным допущением диспозитивности).

Русский правовед Е.Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора; с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой - идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы, режимы правового регулирования.

 

Правотворчество: понятие, стадии, принципы.

Правотворчествопроцесс принятия, изменения и отмены юридических предписаний, осуществляемый в особом правоотношении (специальном порядке). Правотворчество касается не только нормативных положений, но и индивидуальных предписаний, рассчитанных на однократное исполнение.

Принципы: * принцип законности – соответствие этого процесса действующим законам. * принцип научной обоснованности.

* принцип профессионализма (компетентности, кадровой обеспеченности, информационной подготовки правотворцев).

Стадии: 1. разработка проекта правового акта.

2. обсуждение проекта. 3. принятие (голосование или подписание). 4. доведение акта до сведения заинтересованных лиц.

Виды правотворчества.1. народное правотворчество (Конституция, ФЗ и местные правовые акты, вынесенные на референдум). 2. законотворчество.

3. указотворчество (акты главы государства - УП). 4. подзаконное нормотворчество (вторичные акты, УП, акты министерств и ведомств). 5. ведомственное нормотворчество (акты министерств, комитетов и пр.). 6. региональное правотворчество. 7. формирование обычаев.

8. чрезвычайное правотворчество, осуществляемое в период ЧП.

9. делегированное правотворчество – временное предоставление правотворческой компетенции от одного органа другому для более оперативного наведения порядка (например, передача права принимать законы от парламента правительству). 10. локальное правотворчество (в пределах организаций).

 

Пробелы в праве и способы их преодоления.

Пробелы в правеотсутствие необходимой НП в отношениях, влекущих споры, но пока неурегулированных.

Устранить пробел может только субъект правотворчества изданием новой нормы, а временно восполнить пробел вправе суд через аналогию права и аналогию закона.

* Аналогия права – обращение к принципам права. * Аналогия закона – обращение к близким по тематике нормам, которые могли бы заместить недостающие правила.

 

Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА во времени НПА обретает юридическую силу, т.е. возможность упорядочения общественных отношений, после официального опубликования либо после наступления специально оговоренной даты. Общее правило: НПА не имеет обратной силы, т.е. не распространяется на отношения, возникшие до его опубликования. Обратная сила у закона появляется в 2 случаях: 1. когда он смягчает юридическую ответственность за определенное деяние (например, по УК РСФСР за хищение государственных средств расстрел, в настоящее время – максимум 15 лет). 2. когда закон вовсе отменяет юридическую ответственность по конкретному деянию (например, с января 1996 г. отменено наказание за спекуляцию).

Неопубликованные законы применению не подлежат. Печатными изданиями для официального опубликования актов общефедерального значения являются РГ, СЗРФ (ФЗ и УП), Бюллетень НПА РФ (УП, ПП и др.).  НПА действует до тех пор, пока не истек специально оговоренный срок его действия либо пока не вступил в силу специальный закон об отмене данного акта.

Действие НПА по кругу лиц Общее правило: НПА РФ действует в отношении граждан РФ, где бы они не находились, а также в отношении не-граждан России, постоянно или временное находящихся на территории РФ (в полном объеме только административные и уголовные законы, остальные – избирательно).

Действие НПА по территории (в пространстве) Общее правило: НПА действует на всей территории РФ, включая военные суда под флагом России, дипломатические миссии, воздушные суда и пр.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...