Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Теоретические основы психологического консультирования
Методологические основы психологического консультирования. Различные подходы к практике консультирования: психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн), рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис), гештальттерапия (Р. Перлс), клиенто-центрированная терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл) и др. Характеристика основных защитных механизмов личности. Обзор психодинамического, бихевиорального и гуманистического направлений в психологии. Особенности использования в практике консультирования идей, принципов и методов различных направлений. Принципы консультирования: свобода личности, индивидуальность, социальная интегрированность, духовная напряженность (Р. Мэй). Характер задач и адресат психологической помощи. Соотношение психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии. Выбор приемов и средств психологического воздействия. Консультант - клиент - проблема в ситуации психологического консультирования. Влияние личности психолога на характер и успешность психологического консультирования. Профессиональная этика психолога-консультанта. Основные понятия: психологическое консультирование, защитный механизм,психологическая коррекция, психотерапия. Вопросы для самопроверки: Заполнить пробелы. 1. В основе .................. подхода лежит тот принцип, что чувства и поведение человека следует считать ................... , когда истолкование им ситуаций основано на .............. мыслях. Выбрать правильный ответ: 2. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана: а) с самоуважением; б) с переоценкой собственного “Я”; в) с комплексом превосходства; г) со способностью любить. Рекомендуемая литература: · Бэйли Р. НЛП-консультирование. - М., 2000. · Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. - М., 1991. · Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. - Киев, 1995. · Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. - СПб., 2000. · Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999. · Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М., 1998. · Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994. · Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М., 1999. · Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В. Пособие по психологическому консультированию. - М., 2001.
Тема 2. Реализация различных форм и видов консультирования Управленческое консультирование. Диапазон оказываемых услуг. Основные методы изменений в организациях. Управление процессом изменений, Консультирование и организационная культура. Общее представление об исследовании вопросов управления. Процесс консультирования: подготовка, диагноз, планирование действий, внедрение, завершение. Индивидуальное консультирование. Механизм психического развития личности. Профилактика здоровья. Акцентуации характера. Психосоматика. Проблемы дезадаптации. Задачи и резервы развития личности. Групповое консультирование. Системный подход как основа группового консультирования. Определение предмета взаимодействия членов группы. Типы воздействия членов группы. Выработка альтернатив в действиях группы. Возрастно-психологическое консультирование. Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте. Теоретическое и методическое обеспечение консультативной практики. Проблема коррекции психологического развития в детском возрасте. Работа с родителями в процессе консультирования. Служба телефона доверия. Принципы самаритян. Признаки успешного разговора по телефону доверия (и неудавшегося). Построение успешного диалога по телефону. От стихийного диалога к профессиональному. Беседы нравственно - духовного содержания. Профессиональная консультация. Трудности выбора профессии. Стадии профессионального самоопределения. Диагностика в профориентации. Особенности профконсультарования. Основные понятия: управленческое консультирование, индивидуальное консультирование, групповое консультирование, возрастно-психологическое консультирование, профессиональное консультирование. Вопросы для самопроверки: Заполнить пробелы: 1. Задача .................... психолога, так же как и ................ психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям. Выбрать правильный ответ. 2. Групповое консультирование предполагает а) дискуссии под руководством психолога; б) контакты с членами группы на вербальном уровне; в) выявление социальной маскировки, к которой прибегают некоторые участники группы; г) все ответы верны. Рекомендуемая литература: · Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 1997. · Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург, 1995. · Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1980. · Психология и психотерапия в России – 2000. - СПб., 2000. · Рудестам К. Групповая терапия. - М., 1990. · Сальникова Л.С. Телефон доверия. - М., 1990. · Управленческое консультирование. / Под ред. М. Кубре. - М., 1992. · Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001.
Тема 3. Технология процесса консультирования Анализ процесса беседы с клиентом; основные этапы беседы. Сбор информации о проблеме. Диагностика проблем клиента и выдвижение и проверка консультативных гипотез. Время и пространство беседы. Особенности построения диалога консультанта и клиента. Технологические приемы ведения беседы. Структура консультативного процесса. Основные принципы выбора целей и направленности психологического воздействия. Содержание консультативного процесса. Достижение психологического эффекта. Уровни диалогического консультирования. Катарсис как «сверхзадача» диалогического консультирования. Основные понятия: процесс консультирования, диалогическое консультирование, пространство беседы. Вопросы для самопроверки: Верно или нет. 1. Идентификация психологических проблем - процесс выяснения психологом того, какие психологические проблемы имеет человек, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей. 2. Ресоциализация - временное улучшение состояния, ослабление симптоматики или уменьшение признаков психологической дисгармонии человека. Рекомендуемая литература: · Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. · Анцыферова Л.И. Личность в динамике: Некоторые итоги расследования. //Психологический журнал. 1992. № 5. - C. 12 - 26. · Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. - СПб., 2000. · Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М., 2000. · Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. - М., 1999. · Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М., 1991. · Папуш М. Практическая психотехника. - М., 1997.
Тема 4. Консультативная ситуация 1. Консультативная ситуация: клиент - консультант - проблема. 2. Анализ самопредъявления клиента и консультанта в консультировании. 3. Факты, интерпретации и домыслы в консультировании. 4. Запрос и жалоба клиента. Развитие версионного мышления консультанта. 5. Пространство и время в ситуации психологического консультирования. Практическая часть: Ø задания на развитие профессиональных действий психолога по построению консультативной ситуации и определения ее характера; Ø задания на разделение фактов, интерпретаций и домыслов в консультировании; Ø задания на развитие версионного мышления консультанта. Вопросы для самопроверки: Верно или нет. 1. Человек говорит о себе гораздо продуктивнее, когда он глубоко проникся своим высказыванием и в генерировании этого высказывания участвует как бы тело во всем богатстве его проявлений, выходящих за рамки того, что традиционно считается коммуникативными средствами. 2. Предпринятые консультантом с самыми лучшими намерениями попытки помочь клиенту преодолеть его сомнения, смущение и т.п., могут усилить процесс самоблокирования и затруднить клиенту продвижение вперед. Рекомендуемая литература: · Бурмистров И.В. Гибкий сценарий интерфейс: интеллектуальная пространственная структура диалога // Психологический журнал. 1993. № 2. - С. 44-54. · Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб., 2001. · Калшед Д. Внутренний мир травмы // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №1.– С.68-102. · Славская А.Н. Интерпретация как предмет психологического исследования //Психологический журнал. 1994. №3. - С.78 - 89. · Франкл В. Психотерапия на практике. - СПб., 1999.
Тема 5. Психологическое консультирование как процесс 1. Процесс изменений в консультировании. Этапы и стадии консультационного процесса. 2. От треугольника власти - к треугольнику самопознания. 3. Критерии оценки эффективности в процессе консультирования. Завершение встречи. Практическая часть: Ø задания на освоение техники самораскрытия психолога и техники обратной связи; Ø упражнения на физиологическое и психологическое присоединение к другому человеку; Ø упражнения на присоединение и ведение. Вопросы для самопроверки: Выбрать правильный ответ. 1. Процесс психологического консультирования начинается с а) формирования гипотезы и ее проверки; б) заключения консультативного соглашения; в) сбора информации; г) ни один ответ не верен. Верно или нет. 2. Признаком успешного процесса психологического консультирования являются длительность встречи (беседы) и повторные визиты клиента. Рекомендуемая литература: · Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург, 1995. · Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. - Киев., 1995. · Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.,1999. · Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М., 1998. · Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М. 1994. · Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
Тема 6. Типы запросов и построение диалога с клиентами 1. Анализ жалобы: субъектный и объектный локус, проблема, самодиагноз, запрос. 2. Типы запросов клиентов. 3. Построение диалога в практической психологии. 4. Типичные ошибки консультанта. Практическая часть: Ø задания на определение типичных ошибок консультанта; Ø упражнения на работу с ожиданиями клиента. Вопросы для самопроверки: Заполнить пробелы. 1. По меньшей мере 2/3 всего ушедшего на беседу времени должен говорить ................ . 2. Высказывания клиента типа: “ Нормально или нет...?”, “Можно ли в таком возрасте начинать...?”, “Можно ли требовать..., разрешать..., учить..., запрещать в таком возрасте, состоянии, после таких событий...?”, “К чему может привести...?” характеризуют запрос ....... ........................ . Рекомендуемая литература: · Васильева М.И., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. №2. - С. 74-85. · Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему... Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. - М., 1995. · Романова Т. Л. Опросник «Психологические затруднения» // Психологический журнал. 1992.№2. - С. 141 - 146.
Тема 7. Работа с психологическими проблемами 1. Пятишаговая модель процесса интервью. Оценка эффективности психологического интервью. 2. Совершенствование культуры рефлексии содержательного затруднения: развитие культуры переживания конфликта; воспитание «чувства» собственного мышления. 3. Проблемные ситуации, требующие творческого подхода. Закономерности динамики мышления в проблемных ситуациях. Приемы воздействия мышления и самоорганизации поиска решения в проблемных ситуациях. 4. Общие черты мыслительного процесса: осознание проблемы, превращение проблемы в задачу, ограничение зоны поиска, появление гипотез, проверка гипотез, реализация решения. Практическая часть: Ø упражнение на демонстрацию влияния мысленной тренировки на результаты деятельности. Рекомендуемая литература: · Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе //Вопросы психологии. 1991. № 2. - С. 87- 104. · Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. - М., 2000. · Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой... - М., 1991. · Лосева В.К., Луньков А.Л. Рассмотрим проблему... Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. - М., 1995. · Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.
Тема 8. Методическое обеспечение консультативной работы с родителями и педагогами 1. Школа как супер-родитель. 2. Структурированный опрос педагогов (или родителей). Первичная оценка результата. Отсроченная проверка результата. Заключение. 3. Стратегии и тактики воспитания. Методы разрешения возникающих в семье проблем. 4. Психодинамика учебной деятельности в школьном возрасте. Методы и приемы индивидуальной психолого-педагогической помощи. 5. Психологические драмы во взаимодействии взрослых с детьми. Освобождение от злого родителя. Построение демократических отношений с детьми. Взаимопонимание и взаимодействие психолога и учителя (или родителя). Практическая часть: Ø задания на обучение психологическому посредничеству в разрешении педагогических конфликтов. Рекомендуемая литература: · Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М-Л.1991. · Луньков А.И. Как помочь ребенку в школе и дома. - М., 1995. · Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. · Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987. · Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. - СПб, 1995. · Смид Р. Групповая работа сдетьми и подростками. - М., 1999. · Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия. - Пермь,1993.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 465. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |