Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Теоретические основы психологического консультирования




Методологические основы психологического консультирования.

Различные подходы к практике консультирования: психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн), рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис), гештальттерапия (Р. Перлс), клиенто-центрированная терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл) и др.

Характеристика основных защитных механизмов личности.

Обзор психодинамического, бихевиорального и гуманистического направлений в психологии. Особенности использования в практике консультирования идей, принципов и методов различных направлений.

Принципы консультирования: свобода личности, индивидуальность, социальная интегрированность, духовная напряженность (Р. Мэй).

Характер задач и адресат психологической помощи.

Соотношение психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии. Выбор приемов и средств психологического воздействия. Консультант - клиент - проблема в ситуации психологического консультирования.

Влияние личности психолога на характер и успешность психологического консультирования. Профессиональная этика психолога-консультанта.

Основные понятия: психологическое консультирование, защитный механизм,психологическая коррекция, психотерапия.

                                Вопросы для самопроверки:

Заполнить пробелы.

1. В основе .................. подхода лежит тот принцип, что чувства и поведение человека следует считать ................... , когда истолкование им ситуаций основано на .............. мыслях.

Выбрать правильный ответ:

2. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана:

а) с самоуважением;

б) с переоценкой собственного “Я”;

в) с комплексом превосходства;

г) со способностью любить.

                                      Рекомендуемая литература:

· Бэйли Р. НЛП-консультирование. - М., 2000.

· Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. - М., 1991.

· Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. - Киев, 1995.

· Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. - СПб., 2000.

· Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

· Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М., 1998.

· Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.

· Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М., 1999.

· Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В. Пособие по психологическому консультированию. - М., 2001.

 

Тема 2. Реализация различных форм и видов консультирования

Управленческое консультирование. Диапазон оказываемых услуг. Основные методы изменений в организациях. Управление процессом изменений,

Консультирование и организационная культура. Общее представление об исследовании вопросов управления. Процесс консультирования: подготовка, диагноз, планирование действий, внедрение, завершение.

Индивидуальное консультирование. Механизм психического развития личности. Профилактика здоровья. Акцентуации характера. Психосоматика. Проблемы дезадаптации. Задачи и резервы развития личности.

Групповое консультирование. Системный подход как основа группового консультирования. Определение предмета взаимодействия членов группы. Типы воздействия членов группы. Выработка альтернатив в действиях группы.

Возрастно-психологическое консультирование. Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте. Теоретическое и методическое обеспечение консультативной практики.

Проблема коррекции психологического развития в детском возрасте. Работа с родителями в процессе консультирования.

Служба телефона доверия. Принципы самаритян. Признаки успешного разговора по телефону доверия (и неудавшегося). Построение успешного диалога по телефону. От стихийного диалога к профессиональному. Беседы нравственно - духовного содержания.

Профессиональная консультация. Трудности выбора профессии. Стадии профессионального самоопределения. Диагностика в профориентации. Особенности профконсультарования.

Основные понятия: управленческое консультирование, индивидуальное консультирование, групповое консультирование, возрастно-психологическое консультирование, профессиональное консультирование.

                                   Вопросы для самопроверки:

Заполнить пробелы:

1. Задача .................... психолога, так же как и ................ психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям.

Выбрать правильный ответ.

2. Групповое консультирование предполагает

а) дискуссии под руководством психолога;

б) контакты с членами группы на вербальном уровне;

в) выявление социальной маскировки, к которой прибегают некоторые участники группы;

г) все ответы верны.

Рекомендуемая литература:

· Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 1997.

· Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург, 1995.

· Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1980.

· Психология и психотерапия в России – 2000. - СПб., 2000.

· Рудестам К. Групповая терапия. - М., 1990.

· Сальникова Л.С. Телефон доверия. - М., 1990.

· Управленческое консультирование. / Под ред. М. Кубре. - М., 1992.

· Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2001.

 

          Тема 3. Технология процесса консультирования

Анализ процесса беседы с клиентом; основные этапы беседы. Сбор информации о проблеме. Диагностика проблем клиента и выдвижение и проверка консультативных гипотез.

Время и пространство беседы. Особенности построения диалога консультанта и клиента. Технологические приемы ведения беседы.

Структура консультативного процесса. Основные принципы выбора целей и направленности психологического воздействия.

Содержание консультативного процесса. Достижение психологического эффекта.

Уровни диалогического консультирования. Катарсис как «сверхзадача» диалогического консультирования.

Основные понятия: процесс консультирования, диалогическое консультирование, пространство беседы.

                         Вопросы для самопроверки:

Верно или нет.

1. Идентификация психологических проблем - процесс выяснения психологом того, какие психологические проблемы имеет человек, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей.

2. Ресоциализация - временное улучшение состояния, ослабление симптоматики или уменьшение признаков психологической дисгармонии человека.   

Рекомендуемая литература:

· Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993.

· Анцыферова Л.И. Личность в динамике: Некоторые итоги расследования. //Психологический журнал. 1992. № 5. -  C. 12 - 26.

· Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. - СПб., 2000.

· Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М., 2000.

· Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. - М., 1999.

· Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М., 1991.

· Папуш М. Практическая психотехника. - М., 1997.

 

                            Тема 4. Консультативная ситуация

1. Консультативная ситуация: клиент - консультант - проблема.

2. Анализ самопредъявления клиента и консультанта в консультировании.

3. Факты, интерпретации и домыслы в консультировании.

4. Запрос и жалоба клиента. Развитие версионного мышления консультанта.

5. Пространство и время в ситуации психологического консультирования.

Практическая часть:

Ø задания на развитие профессиональных действий психолога по построению консультативной ситуации и определения ее характера;

Ø задания на разделение фактов, интерпретаций и домыслов в консультировании;

Ø задания на развитие версионного мышления консультанта.

                                    Вопросы для самопроверки:

Верно или нет.

1. Человек говорит о себе гораздо продуктивнее, когда он глубоко проникся своим высказыванием и в генерировании этого высказывания участвует как бы тело во всем богатстве его проявлений, выходящих за рамки того, что традиционно считается коммуникативными средствами.

2. Предпринятые консультантом с самыми лучшими намерениями попытки помочь клиенту преодолеть его сомнения, смущение и т.п., могут усилить процесс самоблокирования и затруднить клиенту продвижение вперед.

Рекомендуемая литература:

· Бурмистров И.В. Гибкий сценарий интерфейс: интеллектуальная пространственная структура диалога // Психологический журнал. 1993. № 2. - С. 44-54.

· Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб., 2001.

· Калшед Д. Внутренний мир травмы // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №1.– С.68-102.

· Славская А.Н. Интерпретация как предмет психологического исследования //Психологический журнал. 1994. №3. - С.78 - 89.

· Франкл В. Психотерапия на практике. - СПб., 1999.

 

          Тема 5. Психологическое консультирование как процесс

1. Процесс изменений в консультировании. Этапы и стадии консультационного процесса.

2. От треугольника власти - к треугольнику самопознания.

3. Критерии оценки эффективности в процессе консультирования. Завершение встречи.

Практическая часть:

Ø задания на освоение техники самораскрытия психолога и техники обратной связи;

Ø упражнения на физиологическое и психологическое присоединение к другому человеку;

Ø упражнения на присоединение и ведение.

                                              Вопросы для самопроверки:

Выбрать правильный ответ.

1. Процесс психологического консультирования начинается с

а) формирования гипотезы и ее проверки;

б) заключения консультативного соглашения;

в) сбора информации;

г) ни один ответ не верен.

Верно или нет.

2. Признаком успешного процесса психологического консультирования являются длительность встречи (беседы) и повторные визиты клиента.

Рекомендуемая литература:

· Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург, 1995.

· Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования. - Киев., 1995.

· Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.,1999.

· Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М., 1998.

· Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М. 1994.

· Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.

 

    Тема 6. Типы запросов и построение диалога с клиентами

1. Анализ жалобы: субъектный и объектный локус, проблема, самодиагноз, запрос.

2. Типы запросов клиентов.

3. Построение диалога в практической психологии.

4. Типичные ошибки консультанта.

Практическая часть:

Ø задания на определение типичных ошибок консультанта;   

Ø упражнения на работу с ожиданиями клиента.

                                   Вопросы для самопроверки:

Заполнить пробелы.

1. По меньшей мере 2/3 всего ушедшего на беседу времени должен говорить ................ .

2. Высказывания клиента типа: “ Нормально или нет...?”, “Можно ли в таком возрасте начинать...?”, “Можно ли требовать..., разрешать..., учить..., запрещать в таком возрасте, состоянии, после таких событий...?”, “К чему может привести...?” характеризуют запрос ....... ........................ .

Рекомендуемая литература:

· Васильева М.И., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. №2. - С. 74-85.

· Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему... Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. - М., 1995.

· Романова Т. Л. Опросник «Психологические затруднения» // Психологический журнал. 1992.№2. - С. 141 - 146.

 

                 Тема 7. Работа с психологическими проблемами

1. Пятишаговая модель процесса интервью. Оценка эффективности психологического интервью.

2. Совершенствование культуры рефлексии содержательного затруднения: развитие культуры переживания конфликта; воспитание «чувства» собственного мышления.

3. Проблемные ситуации, требующие творческого подхода. Закономерности динамики мышления в проблемных ситуациях. Приемы воздействия мышления и самоорганизации поиска решения в проблемных ситуациях.

4. Общие черты мыслительного процесса: осознание проблемы, превращение проблемы в задачу, ограничение зоны поиска, появление гипотез, проверка гипотез, реализация решения.

Практическая часть:

Ø упражнение на демонстрацию влияния мысленной тренировки на результаты деятельности.

Рекомендуемая литература:

· Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе //Вопросы психологии. 1991. № 2. - С. 87- 104.

· Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. - М., 2000.

· Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой... - М., 1991.

· Лосева В.К., Луньков А.Л. Рассмотрим проблему... Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. - М., 1995.

· Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

 

Тема 8. Методическое обеспечение консультативной работы с родителями и педагогами

1. Школа как супер-родитель.

2. Структурированный опрос педагогов (или родителей). Первичная оценка результата. Отсроченная проверка результата. Заключение.

3. Стратегии и тактики воспитания. Методы разрешения возникающих в семье проблем.

4. Психодинамика учебной деятельности в школьном возрасте. Методы и приемы индивидуальной психолого-педагогической помощи.

5. Психологические драмы во взаимодействии взрослых с детьми. Освобождение от злого родителя. Построение демократических отношений с детьми. Взаимопонимание и взаимодействие психолога и учителя (или родителя).

Практическая часть:

Ø задания на обучение психологическому посредничеству в разрешении педагогических конфликтов.

Рекомендуемая литература:

· Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М-Л.1991.

· Луньков А.И. Как помочь ребенку в школе и дома. - М., 1995.

· Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

· Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

· Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. - СПб, 1995. 

· Смид Р. Групповая работа сдетьми и подростками. - М., 1999.

· Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия. - Пермь,1993.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...