Тема: Виды детской музыкальной деятельности. Игры со словом.
Цель: Формирование у студентов умений работы с использованием технологии развития музыкально-ритмических движений; развитие музыкально-ритмических и двигательных умений.
Вопросы для обсуждения:
1. Игры со словом для развития музыкально-ритмических движений.
2. Музыкально-ритмические и двигательные навыки.
3. Технология развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.
Задания:
1. Записать ритм стихотворения для проведения игры со словом.
2. Подобрать движения, соответствующие ритму и содержанию стихотворения.
3. Разработать игру со словом по схеме:
Название
Возраст детей
Программное содержание
Технология обучения:
1 этап: целостный показ игры; обсуждение; инструкция для выполнения;
2 этап: разучивание по частям (сочетание частичного показа образца с объяснением и указаниями);
3 этап: совместное выразительное исполнение игры.
Ход занятия:
1 Работа над ритмом стихотворений.
2. Разучивание игр со словом.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000.
2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.
Дополнительная литература:
Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1999.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Тема: Камерная музыка
Вопросы для обсуждения:
- Понятие о камерной музыке. Жанры камерной вокальной и инструментальной музыки.
- М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Фортепианный цикл «Картинки с выставки».
- П.И. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Фортепианный цикл «Времена года».
- Ознакомление детей дошкольного возраста с камерной музыкой.
Рекомендуемая литература
Основная литература
- От рождения до школы. Примерная ООП ДО / Под редакцией Н.Е Вераксы и др. М., 2011.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 2000.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и метод. рекомендации. М., 2000.
Дополнительная литература
- Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах 19 – начала 20 века. М., 1998.
- Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. М., 1997.
- Любые интернет-источники.
Задания:
- Составьте терминологический словарь по теме: «Камерная музыка».
- Составьте список известных вам произведений камерной музыки русских и зарубежных композиторов.
- Подготовьте доклад о жизни и творчестве М.П.Мусоргского или П.И. Чайковского (на выбор).
- Прослушайте фортепианные циклы «Времена года» П.И. Чайковского и «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.
- Подготовьте беседу для детей дошкольного возраста об одной из пьес цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского или «Времена года» П.И. Чайковского (на выбор).
- Выпишите из программы «От рождения до школы» и программы «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой произведений камерной музыки, используемые в работе с детьми.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Тема: Симфоническая музыка
Вопросы для обсуждения:
- Общее понятие о симфонической музыке. Инструменты симфонического оркестра.
- Жизнь и творчество В.А.Моцарта. Симфония № 40.
- Жизнь и творчество Л.Бетховена. Симфония № 5.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с симфонической музыкой.
Рекомендуемая литература:
Основная литература
- От рождения до школы. Примерная ООП ДО / Под редакцией Н.Е Вераксы и др. М., 2011.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 2000.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и метод. рекомендации. М., 2000.
Дополнительная литература
- Великие музыканты Западной Европы (И.С.Бах, И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен). – М.: Музыка, 1996.
- Попова Т.В. О музыкальных жанрах. – М.: Музыка,1994.
- Любые интернет-источники
Задания:
- Составьте терминологический словарь по теме: «Симфоническая музыка».
- Составьте список известных вам произведений симфонической музыки русских и зарубежных композиторов.
- Подготовьте доклад о жизни и творчестве В.А.Моцарта или Л.Бетховена (на выбор).
- Прослушайте Симфонию № 40 В.А.Моцарта. Дайте характеристику произведения.
- Прослушайте Симфонию № 5 Л.Бетховена. Дайте характеристику произведения.
- Выпишите из Программы воспитания и обучения в детском саду и программы «Музыкальные шедевры» произведения В.А.Моцарта и Л.Бетховена.
- Выпишите из Программы воспитания и обучения в детском саду и программы «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой названия произведений симфонической музыки, используемые в работе с детьми.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Тема: Опера и балет
Вопросы для обсуждения:
1. Опера как жанр музыкального искусства.
2. Балет как жанр музыкального искусства.
3. Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. Опера «Садко».
4. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».
5. Ознакомление детей дошкольного возраста с оперой.
6. Ознакомление детей дошкольного возраста с балетом.
Задания:
- Составьте терминологический словарь по темам: «Опера» и «Балет».
- Составьте список известных вам оперных и балетных фрагментов русских и зарубежных композиторов.
- Подготовьте доклад о жизни и творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
- Подготовьте беседу для детей дошкольного возраста об опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.
- Подготовьте беседу для детей дошкольного возраста о балете «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
- Выпишите из программы воспитания и обучения в детском саду и программы «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой произведения Н.А.Римского-Корсакова.
- Выпишите из Программы воспитания и обучения в детском саду и программы «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой названия фрагментов из опер и балетов.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
- От рождения до школы. Примерная ООП ДО / Под редакцией Н.Е Вераксы и др. М., 2011.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 2000.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и метод. рекомендации. М., 2000.
Дополнительная литература:
- Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах 19 – начала 20 века. М., 1998.
- Попова Т.В. О музыкальных жанрах. – М.: Музыка,1994.
- Любые интернет-источники.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
Тема: Праздники в детском саду
Вопросы для обсуждения:
- Понятие о праздничных утренниках в детском саду. Значение праздников в воспитании детей. Роль музыки на празднике.
- Структура и содержание праздничных утренников. Сочетание разных видов художественной деятельности, коллективных и индивидуальных выступлений. Роль ведущего, музыкального руководителя, воспитателей и детей на празднике.
- Организация подготовки и проведения праздничных утренников.
Рекомендуемая литература:
Основная литература
1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000.
2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.
Дополнительная литература
3. Зарецкая Н.В. Праздники в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006..
Задания:
- Разработайте сценарий праздничного утренника для одной из возрастных групп детского сада. Выберите вид и форму проведения праздника. Определите структуру праздника. В содержание сценария включите диалоги и монологи участников, название и описание коллективных и индивидуальных выступлений в разных видах художественной деятельности (на основе содержания «Программы воспитания и обучения в д/с». Опишите оборудование, необходимое для проведения праздника.
- Продумайте этапы подготовки к разработанному празднику.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5
|