Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Виды детской музыкальной деятельности. Музыкально-ритмические движения.




Методические указания для студентов ОЗО

По выполнению лабораторных, практических и различных видов самостоятельной работы

Теория и технологии музыкального воспитания детей

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

3 курс, 6 семестр

преп. Дьячкова Н.Л.

План семинарских занятий

Семестр

Семинар № 1

Тема: Музыка как вид искусства

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о музыке. Место музыки в классификации искусств.

2. Специфика музыкального образа. Выразительные средства музыки.

3. Особенности воздействия музыки на слушателя.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005.

2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.  М., 2000.

Дополнительная литература

3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 2000.

4. Любые интернет – источники.

Задания:

  1. Подготовьте примеры литературных произведений (мифы, сказки, рассказы и т.д.) и произведений изобразительного искусства, рассказывающих о музыке.
  2. Подготовьте высказывания музыкантов, литераторов, ученых о природе музыке и ее значении в воспитании человека.
  3. Составьте терминологический словарь по теме «Музыка как вид искусства».
  4. Сравните музыку с другими видами искусства. Найдите общее и различное. Подберите близкие по настроению произведения музыки и живописи. Приведите примеры стилевого единства музыки с другими видами искусства.
  5. Подготовьте небольшое музыкальное произведение для слушания и анализа на занятии. Принесите аудиозапись. Предварительно прослушайте музыкальное произведение и подготовьте рассказ о характере и средствах выразительности.
  6. Напишите сочинение на тему «Мое любимое музыкальное произведение». Расскажите, чем понравилось данное произведение. Опишите характер и выразительные средства. Передайте музыкальный образ Вашего любимого произведения в рисунке.

 

Семинар № 2

Тема: Структура музыкальности ребенка дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Способности и одаренность. Общая и специальная одаренность. Музыкальная одаренность.

2. Определение музыкальности. Структура музыкальности (по Б.М.Теплову). Характеристика основных музыкальных способностей.

3. Личность Б.М.Теплова (сообщение).

4. Взгляды русских и зарубежных педагогов и психологов на музыкальность.

5. Качественные различия в области музыкальности.

6. Диагностика уровня развития основных музыкальных способностей.

7. Развитие музыкальности у дошкольников.

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. От рождения до школы. Примерная ООП ДО / Под редакцией Н.Е Вераксы и др. М., 2011.

2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.

Дополнительная литература

3. Мониторинг в детском саду/ Т.И. Бабаева. СПб., 2011

Задания:

1. Разработайте уровни развития основных музыкальных способностей для детей 2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада (на выбор).

2. Подберите задания для выявления уровня развития основных музыкальных способностей.

 

 

Семинар  № 3

Тема: Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Музыкально-дидактические игры: понятие, содержание, виды, структура.

2. Особенности методики проведения музыкально-дидактических игр, разработанной Зиминой А.Н.

3. Музыкальные инструменты, игрушки и пособия для музыкально-дидактических игр.

Рекомендуемая литература:

Обязательная литература

1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000.

2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.  М., 2000.

Дополнительная литература

2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., 1998.

Задания:

1. Разработайте конспект музыкально-дидактической  игры по методике Зиминой А.Н. для детей одной из возрастных групп детского сада.

При разработке игры руководствуйтесь следующей схемой:

Название

Программное содержание.

Музыкально-дидактический материал.

Игровые пособия.

Ход игры.

1 вид. Спокойное музицирование (правила и методика проведения игры).

2 вид. Игра типа подвижной (правила, методика).

3 вид. Игра типа хороводной (правила, методика).

 

3. Подготовьтесь к проведению игры на занятии.

 

Семинар  № 4

Тема: Различные виды развлечений и роль музыки в них

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о развлечениях в детском саду, и роли музыки в них.
  2. Характеристика различных форм развлечений.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000.

2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000.

3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.

Дополнительная литература

Любые интернет-источники.

 

Задания:

  1. Разработайте сценарий развлечения для одной из возрастных групп детского сада. Выберите вид и форму развлечения. Определите место музыки и других видов искусства в мероприятии. Сформулируйте задачи разработанного мероприятия на основе Программы воспитания и обучения в детском саду.
  2. Подготовьтесь к проведению развлечения на занятии.

 

 

Лабораторное занятие №1

Тема: Основы музыкальной грамоты и нотного письма. Музыкальный звукоряд

 

Цель: Формировать у студентов умение ориентироваться в современной музыкальной системе; развитие музыкального слуха.

Вопросы для обсуждения:

1. Музыкальный звукоряд. Основные и производные ступени звукоряда. Октавы звукоряда. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков. Расположение музыкальных звуков на клавиатуре фортепиано.

2. Нотное письмо. Обозначение длительностей нот.

3. Нотное письмо. Обозначение высоты звуков.

Задания:

1. Выучить длительности нот и расположение нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах; находить звуки в разных октавах фортепиано; играть ритмические попевки на одном звуке.

Ход занятия:

1. Работа с музыкальным инструментом. Нахождение основных и производных ступеней звукоряда на фортепиано в различных октавах.

2. Нахождение звуков на фортепиано по нотной записи.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Т.А. Зебряк. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио. – М.: КИФАРА, 2003.
  2. Максимов С.Е. Музыкальная грамота. – М.: Музыка, 1984.

Дополнительная литература:

http://www.7not.ru/

 

Лабораторное занятие № 2

Тема: Виды детской музыкальной деятельности. Музыкально-ритмические движения.

 

Цель: Формирование у студентов умений работы с использованием технологии развития музыкально-ритмических движений; развитие музыкально-ритмических и двигательных умений.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды музыкально-ритмических движений.

2. Музыкально-ритмические и двигательные навыки.

3. Технология развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

Задания:

1. Исполнять различные виды движений, используемых на ритмике.

2. Подбор стихотворения для исполнения игр со словом

Ход занятия:

1 Работа с музыкальным репертуаром по разделу программы «Музыкально-ритмические движения». Исполнение игр и плясок. Отработка технологии развития музыкально-ритмических движений у детей.

2. Ритмизация стихотворений для использования в играх со словом.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000.

2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.  М., 2000.

Дополнительная литература:

3. Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1999.

Лабораторное занятие № 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...