Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наставления, запечатленные в вас родителями




Практическая работа «ЭССЕ»

Цели работы:

· Развитие способности к отвлечённым рассуждениям, самоанализу.

· Формирование умения вербализовывать эмоции.

· Раскрытие творческого потенциала личности.

Требования к отчёту:

· Объём работы от 2-х страниц.

· Эссе оформить в строгом соответствии с требованиями методических рекомендаций по оформлению письменных работ в вузе.

 

Вашему вниманию предла­гается 37 тем. Выберите любую из них. Прочтите постав­ленные там вопросы. Затем сформулируйте ваши мысли, приведите примеры из личных наблюдений, опыта. Обратите вни­мание на вашу эмоциональную реакцию. Постарайтесь, насколько воз­можно, живо выразить всё это в письменной форме. Помните, что эссе – это не ответы на вопросы, а небольшое прозаическое произведение, размышления на тему …

В некоторых случаях предлагаемые направления размышлений в каждой из тем могут показаться обращенными скорее к сознанию, разу­му, чем к вызыванию эмоций. Поэтому, пожалуйста, помните о том, что именно эмоциональное содержание вашего эссе будет уникальным для вас. Наконец, вы можете столкнуться с двойственными эмоциями в от­ношении какого-то лица или ситуации. Каждый из нас представляет со­бой уникальную смесь совершенно разных, подчас про­тивоположных эмоций. Любовь и антипатия, уверенность и сомнение, ра­дость и печаль, надежда и разочарование могут возникать в вашем сердце в одно и то же время. Стараясь выразить ваши эмоции словами, следует с одинаковой готовностью принимать самые противоположные чувства, возникающие при работе над темой.

Темы эссе:

Будущее

Опишите вашу преобладающую реакцию в отношении ожидаемого вами будущего. Желаете ли вы с нетерпением его наступления или бои­тесь его неопределенности? Боитесь ли вы вещей, которые кажутся вам неизбежными? Прикидываете ли вы самым тщательным образом, где вы будете жить и что вы будете делать через пять лет, через десять? Пред­ставляется ли вам будущее пугающим, скучным, неприятным или радост­ным? Что вы чувствуете в отношении того, кто определяет ваше буду­щее? Есть ли у вас чувство, что вы сами можете управлять своим будущим? Быть может, вы предчувствуете, что именно вы будете определять свое будущее? Или же ваши чувства носят фатальный характер, так что вашу судьбу и ваше будущее будут решать главным образом "случаи" (хорошие или плохие).

 

Самопознание

Как вы относитесь к узнаванию чего-либо о самом себе? Нравится ли вам отвечать на вопросы психологических тестов? Интересно ли вам, когда анализируют ваш почерк? Что бы вы почувствовали, если бы пси­хиатр предложил вам "инъекцию сыворотки правды" путем записи на магнитофон ваших ответов на вопросы о вас самих, ваших подлинных чувствах, мотивах и желаниях? Не испытали бы вы двойственного чувства — отчасти любопытства, отчасти страха перед тем, что может обна­ружиться в вас?

 

Десять моментов из автобиографии

Если кто-нибудь захотел бы понять самую сущность вашего "я", ка­кие самые существенные десять моментов вашей биографии вы бы избра­ли? В число этих десяти пунктов не нужно включать события, ко­торые видны каждому, кто вас знает. Скорее эти десять моментов должны раскрыть вашу личность, какая она есть под всеми регалиями и ролями, вашу внутреннюю суть, как противоположную тому, что видно на повер­хности. Например: "Я всегда испытывал страх перед противоположным полом... Поворотным пунктом в моей жизни была смерть моей матери..." Несмотря на то, что каждое предположение должно быть ясным и закон­ченным, очевидно, что его значение может еще дополниться более подробными рассуждениями.

Индивидуальная ниша

Каждый из нас ищет признания себя как личности, стремится обрес­ти чувство уникальной личностной ценности. Уже в самом раннем детст­ве мы находим для себя некую "индивидуальную нишу", обычно в виде определенной роли, которая будет замечена и одобрена нашими родите­лями. Если данная роль уже была выбрана старшим братом или сестрой, то мы обычно стараемся найти другую нишу. Например, если моя стар­шая сестра "умница", а старший брат — "силач", то я должен буду специ­ализироваться в чем-то другом. Я могу стать "таким остроумным" или "таким религиозным" ребенком. Если случится так, что ребенок почувст­вует, что он не имеет таких качеств и способностей, которые позволили бы ему выделиться, индивидуализироваться, то он может встать на путь так называемой "негативной индивидуализации", избрать роль персона­жа, доставляющего постоянные неприятности и беспокойство окружаю­щим. Он будет получать свою долю признания как нарушитель спокой­ствия. Конечно, эти стремления к индивидуализации будут меняться на протяжении нашей жизни, но очень важно осознавать их и быть в состоя­нии поделиться теми нашими устремлениями, которые мы переживаем в данный момент. Быть всегда на высоте может само по себе стать "индиви­дуализацией", но это всегда становится препятствием для личной комму­никации (общения). Например, если моя индивидуализация состоит в том, что я чувствую себя "помощником", то я буду черпать свое ощуще­ние личностной ценности и находить для себя эмоциональную поддерж­ку, исходя именно из этой индивидуализации. Следовательно, я буду ре­дактировать мое общение с другими людьми таким образом, что я так или иначе всегда буду оставаться в роли помощника тем, кто нуждается в моей помощи. Я не буду говорить с вами о моих нуждах или обращаться к вам за помощью, так как в этом случае мы с вами поменялись бы ролями, что стало бы некоей угрозой для моей индивидуализации, для моего ощу­щения личностной ценности. Какова ваша индивидуальная ниша? Чем для вас труднее всего поделиться с другими вследствие выбранной вами ниши?

Источники наибольшего удовлетворения

Наслаждение, несомненно, является существенной частью ощуще­ния полноты жизни. Каждый человек получает наслаждение от различ­ных источников. Это могут быть прогулки по лесу, чтение книг, наведе­ние порядка в доме, спорт, музыка, общение с друзьями и т.п. В виде на­грады после "хорошего дня", заполненного этими приятными для него моментами, человек переживает особое ощущение мира. Опишите,каквы представляете себе такой день и ваши чувства в связи с ним. Быть мо­жет, выполнение какого-то намеченного дела или работы доставляет вам большее удовлетворение, чем достигнутое глубокое понимание в обще­нии с другим человеком? Чем в большей мере заполнен ваш "хороший день" — вещами, мыслями или людьми?

 

Сближение

Чувствуете ли вы себя вполне спокойно, когда вам предстоит перс­пектива очень тесного сближения с другим человеком, во время которого вы узнаете друг друга настолько полно, насколько это возможно, или вы ощущаете в такой ситуации дискомфорт? Близость для каждого человека имеет и свои пугающие стороны. Чего вы больше всего боитесь при сбли­жении? С кем достижение близости удается вам значительно легче — с вашими родственниками или, напротив, с посторонними людьми? На­сколько большое место в вашей жизни занимают друзья? Если вам при­дется переехать в другое место, скажем, в другой город, насколько глубо­ко вы будете ощущать отсутствие друзей? Каким образом вы склонны выражать свою любовь к другим — через глубокое личное соу­частие и доверие, или делая что-либо для них? Принимаете ли вы боль­шое эмоциональное участие в ваших друзьях? Что вы сами чувствуете и думаете о вашем отношении в настоящее время к достижению близости и участия между людьми? Если бы вам вдруг пришлось обратиться к кому-либо среди ночи за помощью, кому из ваших друзей вы позвонили бы по телефону и почему?

Боль и страдание

Большинство людей становятся лучше, когда им приходится пере­носить ту или иную боль, то или иное страдание. Какая боль или какое страдание труднее всего переносимы для вас? Почему? Есть ли какой-ли­бо специфический вид боли или страдания, по отношению к которому у вас особый страх или даже фобия? От чего вы чаще всего страдали в ва­шей жизни? Головой мы знаем, что страдания могут оказаться в каком-то смысле весьма полезными для нас, и даже из своего прошлого мы знаем, что перенесенные страдания оборачивались для нас нередко большим благословением. Но было ли у вас когда-либо чувство благодарности в са­мый момент страдания? Если бы кто-нибудь предложил вам таблетку, ко­торая, не имея никаких побочных действий, исключала бы все страдания из вашей будущей жизни, согласились бы вы ее принять? Да или нет — почему? Чувствуете ли вы внутреннее побуждение изъять все страдания из своей жизни и из жиз­ни тех, кого вы любите? Не испытываете ли вы чувства удовлетворения, когда вы видите, как другой человек борется с трудностями, при этом вы надеетесь, что эта борьба сделает его лучше? Какое страдание или боль, из перенесенных вами за минувший год, оказало на вас наибольшее воз­действие?

Представьте себя на смертном одре. Врач говорит, что вам осталось жить несколько часов. Что вы почувствуете? Будет ли это со­стояние страха, сожаления, удовлетворения, мира, паники или, быть мо­жет, надежды? Если бы вы были в состоянии совершенно ясного созна­ния, что бы вы сделали в эти последние несколько часов жизни? В качест­ве отдельного упражнения вообразите, что вы в кабинете врача, который ставит вам диагноз какого-либо заболевания, с которым вам остается про­жить несколько месяцев или, быть может, один-два года. Опишите, какие чувства вы испытали бы, вашу эмоциональную реакцию. Известно, что все мы, как правило, не принимаем всерьез, что нам когда-нибудь пред­стоит умереть. Репрессируете ли вы мысль о смерти или просто отворачи­ваетесь от нее? Думаете ли вы о смерти редко, иногда или часто? Какое чувство у вас было преобладающим во время кончины близкого вам чело­века? (Имеется в виду самая последняя из перенесенных вами утрат). Не находите ли вы трудным быть рядом с покойником? Что беспокоит вас больше всего? Чувствуете ли вы обязанность или желание что-либо ска­зать семье, понесшей утрату, с тем, чтобы убрать жало смерти? Что бы вы эмоционально предпочли в отношении того, кого вы любите больше все­го на свете, чтобы он умер раньше вас или позже? Оказывает ли мысль или вера в по­смертное существование существенное влияние на ваше от­ношение к смерти?

 

Прошлое

Живете ли вы с теплыми воспоминаниями о вашем прошлом? Или же вы боитесь своего прошлого, боитесь, что оно однажды вернется со всеми страшными тенями и скелетами? Не стягивают ли с нас маску дове­рительности, которую мы носим сейчас, воспоминания о наших прошлых неудачах и плохих поступках. Не тревожит ли вас сейчас то, что вы были богаты или бедны, или принадлежали к среднему классу, или ваша нацио­нальность? Что бы вы почувствовали, если бы вы пришли туда, где вы жи­ли в детстве, и встретились бы с вашими соседями или повстречались бы с теми, с кем вы учились в школе или в институте? Появилось бы у вас же­лание рассказать им о том, кем вы стали сейчас? С удовольствием ли вы рассказываете о своем прошлом тому, с кем вы ближе всего сейчас, или сама мысль об этом вам неприятна? Любите ли вы воскрешать в памяти картины из вашего прошлого или вы предпочитали бы похоронить их? Рассматривая все свое прошлое, чувствуете ли вы себя или свое положе­ние привилегированным, в каком-то смысле лучшим, чем оно было у дру­гих, или, напротив, ощущаете себя обманутым, чувствуете ли вы благо­дарность или протест?

В детстве

Ребенок в нас — это воспоминание о событиях, имевших место в первые пять лет жизни, и о наших ответах, реакциях на эти события. По­скольку наши ответы на события в возрасте от года до пяти имели место главным образом на уровне чувств, то ребенок в нас — это весь запас на­ших эмоций, та часть в нас, где сосредотачиваются все наши эмоции от радости до разочарования. Другие могут лишь стимулировать проявле­ние наших эмоций, но не могут быть их причиной. Теперь прислушайтесь к себе-ребенку и постарайтесь описать, насколько возможно живо, свои преобладающие эмоции. Эти эмоции, запас которых отложился в первые пять лет вашей жизни, легко распознать по тому, какие эмоциональные состояния были наиболее устойчивыми в течение всей вашей последую­щей жизни. Например, чувствует ли ребенок, живущий в вас, отвержен­ность, одиночество, неполноценность? Был ли он когда-либо радостным, роскошествующим, одержимым творческим порывом, причудливым? Любит ли он петь или танцевать? Был ли он когда-либо настолько свобо­ден и раскован, чтобы совершать безобидные "сумасшествия"? Не чувст­вовал ли он себя обделенным, ненужным? Не накопился ли в нем запас гнева, озлобления? Чувствует ли он себя в основном в безопасности или, напротив, у него такое ощущение, что ему что-то угрожает? Ощущает ли он уют, комфорт, дискомфорт?

Ваше отношение к другим

Когда вы впервые встречаете какого-либо человека, каковы ваши предчувствия, что вы ожидаете? Предполагаете ли вы, что каждый встре­чающийся вам человек будет всегда поначалу нравиться вам, до тех пор, пока какие-нибудь отрицательные проявления не отсеют его из числа тех, к кому вы относитесь положительно? Или же вы заранее ожидаете, что вам понравятся лишь те, кто удовлетворяет вашему внимательному ана­лизу? В ваших отношениях с людьми руководствуетесь ли вы в большей степени головой или сердцем? Опишите, как вы себя чувствуете, если входите в комнату, в которой множество незнакомых вам людей. Относи­тесь ли вы поначалу к каждому новому человеку с энтузиазмом, но потом чувствуете горечь и разочарование, когда убеждаетесь, что и этот новый знакомый не лишен недостатков и неприятных черт? Или же вы настрое­ны поначалу скорее скептически и лишь постепенно начинаете призна­вать достоинства нового знакомого человека? Так или иначе, как вы сами относитесь к вашей реакции на человека, с которым вы впервые познако­мились?

Одежда

Говорят, что любая одежда представляет собой заявление или утвер­ждение чего-либо. Мы что-то говорим или что-то открываем о себе через цвет или стиль одежды, которые мы выбираем. В чем состоит ваше заяв­ление? Принимаете ли вы последнюю моду потому, что вы чувствуете не­обходимость соответствовать общепринятому стандарту, или вы делаете это с радостным чувством? Когда вы выбираете и носите но­вую одежду, которая вам нравится, делаете ли вы это для того, чтобы до­ставить удовольствие в значительной мере самим себе, кому-то еще или вообще другим? Стремитесь ли вы быть скорее консервативными или, на­против, «модными»? Какая сторона одежды имеет для вас большее значе­ние — функциональная или декоративная? Нравится ли вам, чтобы дру­гие люди оборачивались и смотрели на вас из-за вашей красивой одежды или вы чувствовали бы в этом случае смущение? В целом, какие чувства поднимаются в вас, когда вы думаете об одежде?

Обладание

Когда вы прочли это слово  "обладание", о чем вы подумали, прежде всего, о материальных вещах или о личных качествах и способно­стях? Если говорить о ваших эмоциональных реакциях, как вы чувствуете себя богатым — внутренне или внешне? Из всего того, чем вы обладаете в материальном смысле, чем вы дорожите больше всего? Если бы в вашем доме случился пожар, и вы смогли бы вынести только одну вещь, что бы вы взяли? Попробуйте рассказать об этой вещи и объяснить, почему вы взяли бы именно ее? Было ли у вас когда-нибудь чувство, что ваша собст­венность, собранная вами, представляет собой некоторое "расширение", распространение вас самих таким образом, что то, что вы есть сами по се­бе, каким-то образом усиливается тем, что вы имеете? Что вы чувствуете, когда показываете людям ваш дом или вообще вашу собственность? Ощущали ли вы когда-либо ценностный конфликт между вещами и лич­ностями? Когда вы знакомитесь с людьми значительно более богатыми, чем вы, отличается ли ваша эмоциональная реакция от той, с которой вы встречаетесь с людьми вашего экономического уровня или даже менее состоятельными? Какие из ваших личных качеств представляются вам наиболее надежными, доставляют вам наибольшее удовлетворение, так что вам очень не хотелось бы их утратить?

Ощущение самого себя

Предположим, что вы располагаете всех людей, которых вы знаете, на некоторой шкале, давая им оценку от 1 (самая низкая) до 10 (самая вы­сшая), где бы вы поместили самих себя? Постарайтесь вызвать в себе наи­более правдивое и наиболее привычное ощущение, касающееся вас са­мих. Вы можете помочь себе в этом, закрыв глаза на несколько минут, и представить себе, как вы выходите из дома, идете по улице, встречаете группу каких-либо людей и вступаете с ними в общение, например, ка­кой-нибудь разговор. Понаблюдайте за самим собой, прислушайтесь к се­бе. Понаблюдайте за своими типичными реакциями, когда вас просят о каком-либо одолжении, когда вам говорят комплимент, когда вас крити­куют, когда эта группа, предположим, будет смеяться над вами. Понра­вится ли вам этот человек, за которым вы наблюдали, или нет? Как он вы­глядит по сравнению с другими? Огорчены ли вы за него? Есть ли какие-нибудь вопросы, которые вы хотели бы ему задать? Хотели бы вы с ним дружить? Как вам кажется, другие понимают его или нет? Нравится лионим или нет? После того, как вам удалось таким образом рассмотреть ваши чувства о вас самих, запишите вашу эмоциональную реакцию на них. На­пример: Я понравился себе, но мне неловко в этом признаться. Или: Янепонравился себе, и это меня очень обескуражило.

 

Ответственность

Чувствуете ли вы эмоциональное побуждение помогать другим, да­же переходя границы разумного? Имеется ли соответствие между вашим чувством ответственности и благоразумным представлением о ваших возможностях? Чувствуете ли вы свою ответственность за крупные соци­альные проблемы, например, за существование бомжей и нищих, рост преступности, состояние здравоохранения, рост числа душевно больных людей? Чувствуете ли вы обязанность включаться в политику? Было ли у вас ког­да-либо чувство вины за то, что вам не удалось включиться в эту деятель­ность более активно? Посещало ли вас когда-нибудь ощущение вашей беспомощности и, как следствие, уменьшение чувства ответственности? Много или мало людей делятся с вами своими проблемами? Как вы объясняете это? Что это говорит вам о вас самих? Какие чувства стимули­руют в вас это обстоятельство?

Три случая унижения

Опишите три любых случая из вашей жизни, когда вы пережили крушение, что-то такое, что сильно задело, ранило вас или унизило — один случай из детства, другой из отрочества, третий из юности. Детально опишите сами случаи и особенно пережитые вами чув­ства. Это будет иметь чрезвычайно сильное раскрывающее действие на вас. Такая откровенность о старых ра­нах и нуждах устраняет завесу ложного стыда и претензию на самодоста­точность. Это самый красноречивый способ сказать: "Тебе нечего опаса­ться меня. Тот малыш, который одиноко стоял в школьном дворе и горько плакал, все еще живет внутри меня. И поэтому он крайне нуждается во мне".

Когда вас любят

Если кто-нибудь с неподдельной искренностью сказал вам: "Я вас люблю", какова была бы ваша внутренняя реакция? В состоянии ли вы принять любовь с ощущением счастья? Готовы ли вы свободно отдаться радостному чувству быть любимым безо всякого подозрения, что пред­ставление этого человека о вас — просто ошибка, или без страха быть впоследствии отвергнутым. Чувствуете ли вы себя с человеком, который вас любит, совершенно свободно, или вы ведете себя крайне осторожно, боясь разочаровать этого человека и потерять его любовь?

Наставления, запечатленные в вас родителями

Какие наставления наиболее действенным образом запечатлелись в вас в течение вашего детства, которые в настоящее время оказывают наи­большее влияние на ваши взгляды и поведение? Нет нужды вспоминать точные слова и формулировки. Примеры гораздо красноречивее слов. Ва­ше эмоциональное отношение – принятие или, напротив, отвержение – к собственным воспоминаниям лучше всего позволит вам решить, какие из этих наставлений были наиболее действенными и производили на вас наибольшее впечатление. Что ваши родители (или те, кто в самом раннем детстве был рядом с вами) говорили о вас и вашей ценности? Что говорили другие люди, вызывали ли они у вас доверие? Были ли они добры? Не приходи­лось ли вам быть с ними начеку? Жизнь, для чего она? Для того ли, что­бы что-то выиграть, заполучить? Тяжело трудиться? Копить, чтобы быть в безопасности?          

После того, как вы сделаете запись о полученных в детстве настав­лениях, постарайтесь прислушаться к вашим эмоциональным реакциям. Чувствуете ли вы по отношению к вашим родителям или к тем, кто былдля вас в детстве источником наставлений, симпатию, антипатию, жа­лость или еще какое-либо чувство.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...