Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Восточный аристотелизм (перипатетизм)




Представители: Аль-Кинди (800 - ок. 870), Аль-Фараби (870 - 950), Ибн-Сина (980 - -1037), Ибн-Рушд (1126 - 1196).

В отличие от европейской схоластики арабская философия не испытала сильного влияния идей Платона, а больше склонялась к аристотелизму. Аристотелизм как более реалистическая философия, чем платонизм, достаточно хорошо сочетался с практической религией ислама.

Ибн-Сина (Авиценна) был одним из величайших ученых-энциклопедистов. Философия Авиценны соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией ислама.                                              

Мир рассматривается Авиценной как сотворенный Богом из материи, а не ни из чего; материя же является вечной. Как и у Аристотеля, у Авиценны Бог является неподвижным двигателем, формой всех форм. Вечным творческим условием. Как великий ученый-естествоиспытатель, врач он признавал объективное существование природы. Иногда, покидая позиции религии, он становится на точку зрения материализма: если Бог вечен, то вечен также и мир, ибо причина и следствие всегда связаны друг с другом.

Значительное место в философии Ибн-Сины занимают проблемы логики, огромное значение имела его идея о том, что логические принципы, законы, категории должны соответствовать закономерностям объективного мира, т.е. логика должна быть наукой, а не искусством, оторванным от жизни.

Ибн-Рушд (Аверроэс)  также крупный представитель арабоязычного перипатетизма.

Он является одним из основоположников ставшего в дальнейшем весьма популярным учения о «двойственной истине».

Материальный мир, по Аверроэсу, бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Бог «совечен» природе. Он — вечный источник действительности, материя — единая основа бытия и вечный источник возможности.

Аверроэс отрицал и бессмертность индивидуальной души, вступая в полемику с исламской догматикой. Только общий разум всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным.

Арабско-греческая философия стала тем звеном, посредством которого осуществлялась передача европейской средневековой культуре большей части наследия древнегреческой науки и философии. Их вклад в науку и философию объективно предварил тот исторический переворот в мировоззрении человечества в эпоху Нового времени.

В целом европейская и арабская средневековая философия, несмотря на свою роль служанки теологии, разработала ряд положений и идей, которые послужили основой для развития философских систем эпохи Возрождения и Нового времени.

1. Спор между номинализмом и реализмом сформировал новый взгляд на познание, выделив гносеологию в самостоятельную область исследования.

2. Ориентация номинализма на опыт и эксперимент послужила исходной точкой для новоевропейского эмпиризма.

3. Субъективистское толкование человеческого разума в реализме развили в философии Нового времени Дж. Беркли, Д. Юм.

4. Философия Средневековья «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, т.е. оформила философское понятие «Я». Оно стало отправным пунктом в философии рационализма.

5. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения ее высшему духовному началу. Отбросив аскетизм, традицию духовности продолжает гуманизм эпохи Возрождения.

6. Эсхатологическая установка средневекового мышления привлекла внимание к постижению смысла истории.

 

Мудрость на каждый день

☼ Во многой мудрости много печали и кто умножает познания, умножает скорбь.

☼ Всему свое время, и время всякой вещи под небом.

☼ Время разбрасывать камни и время собирать камни.

☼ Суета сует, - все суета!

☼ Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья.

☼ Нет ничего нового под солнцем.

☼ Все труды человека – для рта его, а душа не насыщается.

☼ Что обещал, исполни.

☼ Подарки портят сердце.

☼ Живой собаке лучше, чем мертвому льву.

Экклесиаст

☼ Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого.

☼ Великая бездна сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.

☼ Сам человек есть большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми.

☼ Желать того, что несправедливо, - это высшее несчастье.

Аврелий Августин

☼ Возможность творить зло не доказывает могущества.

☼ Честные люди суть сильны, злые же немощны.

Боэций

 

☼ Сущностей не следует умножать без необходимости.

Оккам (Бритва Оккама)

☼ Одно дело – лгать, другое – заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла.

П. Абеляр

☼ Удивительно устроен человек – он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.

☼ Умеренность – союзник природы и страж здоровья.

Абу-ль-Фарадж

☼ Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

Авиценна

Тексты первоисточников для анализа










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...