Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Комбинации благ A и В, доступные покупателю с доходом 12 денежных единиц (условные данные)




 

 

 

 

Рис. 10.5. Наклон бюджетной линии Рис 10.6. Совмещение бюджетной ли­нии потребителя и карты кривых без­различия.

Расположение бюджетной линии зависит от величины де­нежного дохода. Увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо; уменьшение денеж­ного дохода перемещает ее влево.

Изменение цен продуктов также приводит к перемеще­нию бюджетной линии. Снижение цен обоих продуктов, эк­вивалентное увеличению реального дохода, перемещает гра­фик вправо. И наоборот, рост цен на блага А и В приводит к перемещению графика влево.

Эффекты дохода и замещения в поведении потребителя

Закон спроса можно объяснить на основе концепции эф­фекта замещения и эффекта дохода, имеющих место в связи с изменением цен. Эффект дохода означает увеличение ре­ального дохода потребителя при снижении цены на товары.
Эффект замещения (субституции) - результат снижения цены блага, делающий его более привлекательным и стиму­лирующий потребителя купить его побольше при условии, что его доход останется неизменным.
Эффект дохода и замещения дополняют друг друга, сти­мулирую потребителя купить большее количество опреде­ленного товара и услуг по низкой цене, чем по высокой.

 

Эффект замены при снижении цены това­ра обычно выражается в росте объема спроса на этот товар. Вместе с тем, существуют так называемые товары низкой кате­гории или товары Гиффена (Р. Гиффен (1837-1910) - англий­ский экономист, изучавший объем спроса на картофель в Ир­ландии в период голода), спрос на которые не соответствует данному правилу. Даже с ростом цены на них спрос не снижа­ется и тем самым кривая спроса имеет положительный наклон.  

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ

1. Проблема бюджетного ограничения: что может позволить себе потребитель?

2. Проблемы оптимизации: что выбирает потребитель?

3. Вклад австрийской школы в теорию потребления.

4. Законы и кривые Э. Эйнгеля.

           

ЛИТЕРАТУРА

Базылев, Н.И. Базылева М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие для студентов неэкономических специальностей высших учебных заведений./ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. Минск, 2005.  

Базылев, Н.И. Мишкевич М.В., Базылева М.Н. Мировая экономика. Учебное пособие./ Н.И. Базылев [и др. ]. Минск, 2003.

Лемешевский, И.М. Микроэкономика. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов. Ч.2. Минск, 2003.

       Мэнкью, Н.Г. Принципы экономики./ Н.Г. Мэнкью, СПб., 1999. Гл. 21.

       Самуэльсон, П.А. Экономика. / П.А. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус. М., 1997. Гл. 5.

       Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс./ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. М., 1997. Т. 2. Гл. 23.

       Микроэкономика. Под ред. М.И. Плотницкого. Минск, 2002.

Экономическая теория: Практикум / Под ред. Н.И.Базылева, Л.В.Воробьевой. Минск, 1997.

       Экономическая теория / Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Минск, 2000.

 

 

Тесты к теме 10. Домашнее хозяйство и потребительское поведение

Закон убывающей предельной полезности означает, что...

а) полезность приобретаемого товара убывает по мере увеличения дохода потребителя;

б) удовольствие, приносимое каждой последующей единицей товара, убывает по мере насыщения потребности в нем;

в) покупатель реагирует на изменение цены товара;

г) отношение предельной полезности к цене на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости;

д) отношение предельных полезностей к ценам приобретаемых товаров убывает для всех товаров.

Согласно теории потребительского поведения для максимизации полезности благ потребитель должен так истратить свой доход, чтобы...

а) предельная полезность каждого приобретаемого блага была одинаковой;

б) предельная полезность каждого приобретаемого блага в расчете на 1 р. цены была одинаковой;

в) общая полезность в расчете на единицу приобретаемого блага была одинаковой;

г) максимизировать разницу между общей и предельной полезностью;

д) общая полезность в расчете на 1 р. цены была одинакова для каждого приобретаемого блага.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...